Рок-лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

rok-lobotomiya-chemu-nas-nauchili-coj-ddt-alisa-nautilus-i-drugie-19
Ориентировочное время чтения: 32 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

В третьем классе я повесил над столом выдранный из журнала «Ровесник» портрет Цоя. Вскоре я знал наизусть весь «Чёрный Альбом» и добрую половину остальных. Да и теперь — хотя сколько ж лет прошло — с трёх нот, наверное, назову практически любую песню «Кино», а немалую их часть сыграю с закрытыми глазами (особого ума не надо). Больше того, в долгую дорогу я, скорее всего, возьму с собой какой-то сборник «Кино». Музыка вполне автомобильная. Впрочем, слушать её я, конечно, буду совсем не так, как в третьем классе. Буду горько посмеиваться, горько удивляться тому, чего не замечал раньше.

Есть мнение: русский рок силён по части текстов и, даже если порой музыкально невыразителен, обязательно «добирает» разницу с помощью высокой поэзии.

Это, разумеется, полная ерунда. Русский рок беспомощен во всех измерениях. А с поэзией он не пересекается в принципе. В подавляющем большинстве поэты-рокеры говорят, пишут и поют с жуткими речевыми ошибками, издеваются над русским языком самым безжалостным образом. Исключения поначалу встречались, возможно, но теперь не осталось и исключений.

Закат похож на таракана,
Он убегает от меня,
Бежать за ним мне слишком мало,
Мне слишком много жизнь твоя.
(В.Петкун, «Танцы Минус»).

Финал, в общем-то, закономерный. Ведь и «русский рок», и «русская попса» (надеюсь, здесь все взрослые люди и понимают, что это одни и те же яйца, просто с разных сторон) — неотъемлемая часть запущенного с разрушением СССР общего процесса культурного вырождения.

Самое страшное, что именно так, через песни-шутки-прибаутки, меняется языковая норма, примитивизируется речь, а следовательно — мышление. Уродливые согласования, покалеченные падежи, бессильные рифмы. Рок-музыка работает, как цех по производству бумажных котлет для «Макдональдса». Ведь в звуковую мясорубку можно запихать все, что угодно. Сожрут и попросят добавки. И это только форма.

С содержанием сложнее, поскольку любой гений рокенрольной словесности всегда прикрывается безотказным «я так вижу». Мол, в случае чего — это вы недопоняли, это вы не оценили высокого полёта поэтической мысли. Позиция, конечно, жульническая. В связи с чем «пророческие» тексты русского рока обычно представляют собой нагромождение существительных. Такая конструкция позволяет «иметь в виду» всё что угодно. Как хочешь, так и понимай. Пример вот наугад:

Соль боли – верой за кровь!
Зов воли – мир да любовь!
Пульс ветра – ленты дорог!
Ток неба – звезда по имени Рок.

Четыре восклицательных знака, 17 существительных друг за другом. Семнадцать! Настоящий зов боли. Не строки — бельевые верёвки. Что нравится, то и вешай. Хочешь — трусы, хочешь – флаги. Если бы среди нас был толковый программист, он без труда написал бы алгоритм по производству аналогичных текстов. Да можно и без алгоритма:

Музыка крыш, слезы воды
Ветер улиц и кровь городов
Свист тормозов, шелест звезды
Красный рассвет в стране дураков.

Но есть одна штука, друзья. Называется семантический анализ текста. Человеческая речь в первую очередь — поток информации. И в процессе массовой коммуникации любая пьяная заумь расщепляется на усваиваемые аудиторией ингредиенты. То есть неважно, какой смысл вкладывался в текст/песню автором. Важно, какой смысл был извлечён из текста/песни слушателем. Если на заборе написано слово из трёх букв, большинство проходящих мимо увидят и запомнят именно это слово, а не побочный, хитрый смысл.

И вот здесь — можно сколько угодно швыряться табуретками — смысловые посылы русского рока совершенно однозначны. Валить страну. Валить из страны.

Это не я в силу своей ущербности «неправильно понял», это то, что из песен «Кино», «Наутилуса», БГ, ДДТ извлекли миллионы. Так работает Агитация и Пропаганда. Её законы не под силу отменить ни одному фан-клубу. Ниже — небольшая подборка случайных цитат с доходчивым переводом на русский язык (для тех, кто владеет им не в полной мере). Поехали.

Анализ текстов популярных рок-музыкантов

Группа «Кино»:

В наших глазах крики «Вперёд!»
В наших глазах окрики «Стой!»
…Мы хотели песен, не было слов.
Мы хотели спать, не было снов.
Мы носили траур, оркестр играл туш…

(Перевод: «Советская тоталитарная система подавляет инициативу молодёжи, издевается над её лучшими побуждениями»).

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 2 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

Муравейник живёт,
Кто-то лапку сломал – не в счёт.

(Перевод: «В СССР проблемы личности вторичны. Для системы все её граждане — муравьи»).

Довольно весёлую шутку
Сыграли с солдатом ребята:
Раскрасили красным и синим,
Заставляли ругаться матом.

(Перевод: «Хулиганы избили военнослужащего Советской Армии. В стране наступает время неограниченной свободы»).

И мы могли бы вести войну
Против тех, кто против нас,
Так как те, кто против тех, кто против нас,
Не справляются с ними без нас.

(Перевод: «Утверждения советской пропаганды о том, что страна окружена врагами, — абсурд и бессмыслица. Оказание помощи союзникам СССР, таким как Афганистан или Никарагуа – бред. Гондурас далеко. Мы окружены друзьями»).

Здесь непонятно, где лицо, а где рыло,
И не понятно, где пряник, где плеть.
И мне не нравится то, что здесь было,
И мне не нравится то, что здесь есть.
Чёрная ночь да в реке вода – нам с тобой.
И беда станет не беда. Уезжай…

(Перевод: «В СССР нет ничего подлинного. Все ощущения фальшивы, все истины недостоверны. СССР — страна с уродливым прошлым и настоящим. Чтобы не пить «из заплёванных колодцев», имеет смысл покинуть эту страну»).

Мама, мы все тяжело больны.
Мама, я знаю, мы все сошли с ума…
Если к дверям не подходят ключи, вышиби двери плечом.

(Перевод: «Необходимы революционные изменения, требующие разрушения окончательно прогнившей системы»).

Группа ДДТ:

Человечье мясо сладко на вкус.
Это знают Иуды блокадных зим.

(Перевод: «Советская история блокады Ленинграда лжива. В Ленинграде были распространены случаи каннибализма»).

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 3 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

«Наутилус Помпилиус»:

Я ищу глаза, а чувствую взгляд,
Где выше голов находится зад.
За красным восходом – розовый закат

(Перевод: «В советской системе людьми руководят дегенераты. Идеалы революции выхолощены»).

Здесь нет негодяев в кабинетах из кожи,
Здесь первые на последних похожи.

(Перевод: «Советская пропаганда выставляет негодяями западных предпринимателей, называет их буржуями. В то же время советский мир, где буржуев нет, безлик и однообразен, он делает людей похожими друг на друга»).

Здесь суставы смяли,
Чтобы сделать колонны.

(Перевод: «В СССР интересы отдельной личности всегда безжалостно приносятся в жертву коллективным интересам»).

Башлачёв:

Мы – выродки крыс. Мы – пасынки птиц.
И каждый на треть – патрон.
Лежи и смотри, как ядерный принц
Несёт свою плеть на трон.

(Перевод: «Советский народ не имеет корней. Его сознание милитаризовано, подчинено военным страхам»).

«Алиса»:

И заревели истошно глотки:
Всех причесать!
И глохли тонкие перепонки.
Лечь! Встать!
Нас поднимали вовсю сонетом,
Мы же стремились вниз.
И имена героических песен,
Ваших тарелок слизь…

(Перевод: «Советская система подавляет творческую энергию молодёжи, своим героическим пафосом препятствует самореализации нового поколения»).

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 6 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

БГ:

Полковник Васин собрал свой полк и сказал им: «Пошли домой»…
Нам казалось, что жизнь это бой…
Нас рожали под звуки маршей,
Нас пугали тюрьмой.

(Перевод: «В дезертирстве нет ничего преступного. Ведь советская система основана на подавлении личности, которую приносят в жертву военной машине»).

И так далее. И так далее. Из подобных цитат можно было бы составить книгу.

Но, обеспечив этим убогим шаманским заклинаниям доступ к массовой аудитории, система сделала уверенный шаг к самоуничтожению. Почему она поступила так? Почему вирусные колбы рок-клубов были разбиты, и вся эта отрава растеклась по стране? Вот один из проклятых вопросов, на которые до сих пор нет ответа.

Разумеется, не рок-музыка приговорила СССР. Рок-музыка стала лишь одним из многих инструментов, с помощью которых предательская элита, жаждавшая волшебной конвергенции социалистической и капиталистической систем, конвертации своей власти в собственность, наносила государству несовместимые с жизнью увечья. Но если человек внезапно сходит с ума, если организм теряет иммунитет к инфекции, это не значит, что инфекцию не следует изучать. Это же, кстати, совершенно не означает, что организм заведомо обречён. Это означает, что организму необходимо укреплять иммунитет.

Рок-музыка как разрушительный вирус

Итак, существовали ли внешние силы, готовые воспользоваться ослабевшим иммунитетом советской системы, утратившей революционный импульс 20-х, 30-х и 40-х, погрязшей в потребительские и мещанстве? Да, конечно. Стала ли рок-музыка разрушительным вирусом, ускорившим этот процесс? Конечно, да.

Что бы там себе ни фантазировал Аристотель, популярное искусство — это способ САМОвыражения масс. Среди многих возможных вариантов слушатель/читатель находит музыку/литературу, которая в максимальной степени соответствует его настроению, озвучивает его мысли. Таким образом, он не просто делегирует другому – как ему кажется, более талантливому – человеку возможность выразить то, что наболело, но также ищет, находит и приобщается к некоему коллективу единомышленников («Ты не один»). Наощупь подбирая «под себя» музыку, человек декларирует своё место в мире, тянется к себе подобным, преодолевает одиночество. Роль такого социального маркера могут играть и Виктор Цой («я неформал»), и Михаил Круг («я из братвы»), и Людвиг Ван Бетховен («я эстет, интеллектуал, я умнее вас»).

Таким образом, с помощью популярной музыки внутри сложившегося, но одряхлевшего коллектива (советского общества, к примеру) можно выращивать новые, враждебные ему коллективы, которые в конечном счёте разорвут единое идеологическое и духовное пространство на куски. Так происходит фрагментация, дробление массового сознания. Точно так же, к слову, зарождаются и религиозные секты. И нет ничего случайного в том, что популярность рок-музыки совпала с триумфальным шествием по стране разнообразных свидетелей иеговы и белых братств. И Алан Чумак, и Анатолий Кашпировский — в определённом смысле рок-звезды.

Конечно, все эти пошлые, мещанские категории не касаются лично вас. Конечно, вы – ну, лично вы — исключение. Но ведь мир не состоит из исключений.

Прикрепив себя к «микроколлективу», человек вскоре становится заложником собственного выбора. Человек врастает в кумира, а кумир в человека. В этом причина любого музыкального фанатизма. В этом секрет мобилизационного потенциала толпы. Этим же, кстати, объясняется и сверхболезненная реакция на сеансы «рок-лоботомии». Ну да ничего. Дальше едем.

Виктор Цой

В пантеоне рок-идолов 80-х Виктор Цой занимает особое, эксклюзивное место. Он — не какой-то там мурлыкающий себе под нос Гребенщиков. Он — последний герой. Все остальные в сравнении с Цоем — просто банальные «алкоголики, тунеядцы и хулиганы». Цой же для разуверившегося поколения 80-х занял место Павки Корчагина, Молодогвардейцев, Неуловимых Мстителей. Однако если герои прежнего времени были героями-созидателями, то Цой с самого начала метил в герои-разрушители. В перестроечные байроны, не верящие ни во что, кроме «крепко до боли сжатого кулака».

Увлечение единоборствами, надо заметить, тут абсолютно не случайно. С маркетинговой точки зрения, чтобы получился Цой, надо было взять немного Брюса Ли, добавить щепотку Виктора Хары и нарядить это всё в нью-вейвовский костюм от Роберта Смита.

 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

Как раз тогда СССР, учившийся гласности и переходивший на хозрасчёт, понемногу привыкал и к уличным дракам стенка на стенку, и к рэкетирам, и к сожжённым палаткам первых кооператоров. Вообще рост бытовой преступности — очень важный индикатор состояния государства и его экономики. В 80-е этот индикатор горел красным.

Страна тихонько сливала идеалы социализма, раздувавшиеся ноздри её бюрократии уже трепетали от дыма чужих отечеств, а милая сердцу Жени Лукашина типовая застройка превращалась в арену жестоких битв. «Крыши домов задрожали под тяжестью дней». Города поделились на районы, районы на кварталы, кварталы на улицы. Массовые побоища с применением цепей и арматуры стали привычным явлением для таких, например, мест, как Казань или Набережные Челны. Бойцовские бригады ездили выяснять отношения друг к другу на поездах и электричках. Формировалась почва, на которой вырастут в 90-е все крупнейшие преступные группировки страны.

Этому времени, времени видеосалонов, оклеенных плакатами с Брюсом Ли, нужен был свой саундтрек. И саундтрек появился.

Популярность Цоя синонимична популярности Брюса Ли. Ведь что такое стандартный боевик про каратистов-кунгфуистов? Это сказка про то, как некий «последний герой» одним махом семерых побивахом (см. фильм «Фанат» с малоизвестным ещё актёром Серебряковым в главной роли). Именно отсюда родом тотальное увлечение восточными единоборствами («удар выше кисти, терзающий плоть»), всеми этими «пьяными кулаками», кунг-фу и киокусинкаями.

Правда, потом многие выяснят, что жизнь – не кино, что после хорошего удара копытом в голову человек обычно лишается сознания или здоровья, что простые советские бокс и самбо в уличной драке подчас уместнее любых голливудских премудростей. Однако у бокса или самбо не было красивой товарной упаковки.

Кроме того, советский спорт основывался на коллективизме, а Брюс, Шварц или Рэмбо несли с собой философию индивидуалиста, одиночки, супергероя, воюющего с системой и побеждающего систему. Один в поле воин.

Именно на этой, в сущности, сугубо антирусской, антисоветской, сказочной платформе и был выстроен весь репертуар видеосалонов (кстати, один из отцов-основателей неоконсерватизма Ирвинг Кристол называл фильм «Рэмбо» американским идеологическим супер-оружием).

Именно на этой платформе зиждется и всё «творчество» Цоя. Отсюда этот удивительный образ рокера-птушника-алкоголика-тхеквондиста с обязательной сигаретой в зубах, машущего ногами из фильма в фильм.

День вызывает меня на бой.
Я чувствую, закрывая глаза,
Весь мир идёт на меня войной.
***
Кто судьбою больше любим,
Кто живёт по законам иным
И кому умирать молодым.

Ради чего умирать? Во имя чего? Нет ответа. Герой Цоя – это не Чацкий, не Овод, не Раскольников. Это вообще не пойми кто. Он не имеет никакой цели.

Почему? Потому что под отсутствие цели легко подогнать любую цель. Вакуум смысла можно заполнить хоть паклей, хоть стекловатой, хоть алмазами, хоть человеческими потрохами. Цой просто наматывает на себя шарф, садится в поезд и уезжает куда-нибудь, где можно «не остаться в этой траве». Однако всем нам, остающимся, он постоянно намекает, что тоскливый совок скоро закончится, а затем начнётся настоящая веселуха. Дескать, спите-спите, и пусть вам «слышится стук копыт».

Завтра кто-то, вернувшись домой,
Застанет в руинах свои города.
Завтра где-то, кто знает где,
Война, эпидемия, снежный буран…

Какой выход предлагается? Правильно: «следи за собой, будь осторожен». За собой. Каждый умирает в одиночку. Надеяться не на кого, ведь «некому, кроме звезды, нам помочь». Спасайся сам. Что будет с окружающими — плевать.

И как настоящий пророк и гений Цой оказался абсолютно прав. Через некоторое время «стук копыт» услышали в каждом советском захолустье. А вместе с ним и войну, и эпидемию, и снежный буран. Теперь вот дожидаемся «чёрных дыр».

Невероятная прозорливость. Впрочем, она ведь свойственна всем гениям, верно? И если Блок мог предчувствовать революцию, то почему Цой не мог предчувствовать распад государства?

Вот только, Блоку, кажется, никто не нашёптывал на ухо — «Ne nado musorit!»

Джоанна Стингрей. Оружие мягкой силы.

Пришла пора перенестись за океан, в городок Беверли Хиллз, где в 1960 году появилась на свет девочка по имени Джоанна Филдз. Нам она известна как Джоанна Стингрей, повивальная бабка русского рока.

В 1984-м, в возрасте 23 лет, Джоанна и её сестра отправляются в Ленинград, где знакомятся с Гребенщиковым и другими половозрелыми звёздами ленинградского рок-клуба. Всего через год Стингрей привезёт в Америку сборник «Красная Волна. Четыре группы из СССР», который в 1986 выйдет на суперпопулярном австралийском лэйбле «Big Time Records». Вы что-нибудь слышали об этом лейбле? Нет? Я тоже. А между тем на «Big Time Records» издавались такие знаменитые команды, как The Trilobites, Redd Kross, Dumptruck и Hoodoo Gurus. Вы ничего не слышали и о них? Какая досада!

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 15 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?Ещё раз: представим себе двух беззаботных американских девчушек, которые, получив неплохое образование, вдруг решают, что им надо обязательно съездить… нет, не на Канкун, не во Флориду или на Гавайи, а в город трёх революций, Ленинград. А всё почему? А потому, что какой-то «нью-йоркский знакомый рассказал нам по телефону, что в Ленинграде живёт талантливый певец по фамилии Гребенщиков».

Очень напоминает анекдот из серии «мне Рабинович напел», но мы же не можем усомниться в достоверности канонической версии, не так ли? Даже если примем во внимание, что в 1983 году ещё один видный калифорниец, Рональд Рейган, объявил СССР «Империей Зла», заслуживающей скорейшего уничтожения.

Ну подумаешь, Рейган, сказали себе сёстры – и взяли курс на эту самую Империю.

Чтобы понять, во что девчонкам пришлось окунуться и к чему это могло привести, достаточно послушать две пластинки. Первая — собственно, «Красная Волна. Четыре группы из СССР». Вторая — «Beverly Hills Brat», дебютный альбом Джоанны Стингрей. Настоятельно рекомендую.

Выводов можно сделать три.

Первый. Творчество ленинградского рок-клуба к 1986 году в музыкальном смысле представляло собой что-то, для чего в народе нередко используется термин «вопли драного кота». Только законченный идиот (или очень, очень мудрый человек) мог всерьёз утверждать, будто это барахло однажды завоюет американские хит-парады. Собственно, и сама Стингрей постоянно оговаривается: «Это был кошмар».

Вывод второй. Даже кривокосящая под группу Cure 23-летняя Джоанна могла бы давать уроки вокала, сведения, сочинения песен и аранжировок всему ленинградскому рок-клубу.

Третий вывод. Юная Джоанна могла бы давать ленинградскому рок-клубу не только уроки вокала. Последний тезис хорошо иллюстрирует следующая песня с альбома «Beverly Hills Brat» «Мальчишки, вы мои игрушки» (Д.Стингрей):

Брошу Барби, Кена с нею,
Я хочу погорячее.
Прочь стеснение и робость,
Очень уж хочу потрогать —
Лучше кукол, лучше книжек…
Дайте мне моих мальчишек!
Зажигать со всеми разом
До упаду, до экстаза.
Их не спрячешь под подушкой,
Мальчики — мои игрушки.
Стивен, Томми, Мэт, Реб, Сид,
Майкл, Марк, Фред, Пол, Инго,
Джонни, Билли, Марти, Питер, Бобби,
Рич, Дэн, Батлер,
Вот они, мои игрушки!
Это всё мои игрушки!

Правда, в Ленинграде игрушки назывались по-другому, однако это, судя по всему, сестёр не смущало. Глядя на резвящихся в ванне полуголых Джоанну и Бориса, трудно не восхититься:  эх, умели же в те времена любить по-настоящему! Давай, Лама, давай, давай открывай свой англо-русский словарь!

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 8 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

Разумеется, всё это были невинные шалости, заурядные шалости, нормальные и привычные шалости для эпохи, когда Советская Армия вела войну с моджахедами Рейгана в Афганистане, а баллистические ракеты двух стран готовы были превратить планету в радиоактивный пепел.

Только за первые два года своего пребывания в Ленинграде гражданка США Джоанна Стингрей, по её собственному признанию, летала туда-обратно десять раз. Ну и что, подумаешь, обычное дело для 23-летней безработной, даже если учесть периодичность рейсов и стоимость билетов. Мне как-то по служебной необходимости пришлось за полгода пересечь Атлантику шесть раз. Могу сказать: чтобы сделать это десять раз (средний перелёт 11-12 часов), организму нужны очень серьёзные аргументы. Не сомневаюсь, что у Джоанны они были. Обаяние Гребенщикова, голос Цоя, внешность Каспаряна, ну вы понимаете….

Но советская молодёжь не задавала себе все эти гадкие, каверзные вопросы, которые задаю сейчас я. Если в сознании миллионов Цой занял место Павки Корчагина, то очаровательная стерва Стингрей потеснила всеобщую любимицу Саманту Смит. Школьница Саманта Смит написала письмо Андропову в 1982-м, приехала в Москву в 1983-м, совсем незадолго до Стингрей. Но в 1984-м не стало Андропова, в 1985-м погибла Саманта. Остались Стингрей и Черненко, который, увы, не мог дать советским людям чёткого ответа — что у нас там дальше: перезагрузка с конвергенцией или все-таки звёздные войны с ядерной зимой. Что оставалось делать? Только петь и танцевать.

Мерзавец депутат Фёдоров обвиняет Джоанну, невинную 23-летнюю Джоанну, в работе на Центральное Разведывательное Управление США. Пора положить конец этому потоку клеветы. Послушаем, что она сама может сказать в своё оправдание: «Да, конечно, со мной проводили беседы и сотрудники КГБ и ЦРУ, в США представители ФБР опрашивали всех моих знакомых. Они хотели понять, не шпионка ли я. Но в конечном счёте все убедились, что я всего лишь музыкант».

Вот так-то, депутат Фёдоров! «В конечном счёте все убедились»! «Всего лишь музыкант»! Съели? Так что закройте свой депутатский рот. Ну, а если вам кажется, будто управлять и самой Джоанной, и толпой её ленинградских «игрушек» можно и не принимая никого в штат, то бишь втёмную (см. раздел «ЦРУ и Пастернак») — значит, у вас параноидальный синдром и разговаривать с вами решительно не о чем.

Правда, после того, как рок-революция в СССР победила и государство распалось, после того, как половина «последних героев» погибла, спилась или сторчалась, Джоанна вдруг внезапно решила вернуться к размеренной жизни в Калифорнии. Сейчас наша рок-дива занимается продажей недвижимости в своём весьма недешёвом районе. Её фотография украшает сайт престижной школы в Беверли Хиллз.

Лично меня очень повеселило, как наша героиня объясняла в своё время, почему же ей вдруг пришлось оставить ракенрольную Россию? «Было слишком много водки и беспорядочного секса», – говорит она в одном из интервью.

Много водки? Много секса? Секундочку! Но разве не это завещали нам ваши Сид Вишез, Нина Хаген и Патти Смит? А как же «мальчишки» с «игрушками»? А как же наркотики? Неужели жизнь настоящего панка в демократической России чем-то отличалась от жизни настоящего панка на каком-нибудь нью-йоркском Lower East Side? Я пару раз заглядывал в легендарный клуб CBGB’s, друзья. Могу сказать, что заблёван и прокурен он точно так же, как и любой отечественный рок-подвал. Так почему же в этом прекрасном мире Джоанна вдруг почувствовала себя неуютно? Впрочем, бог с ней, давайте наконец оставим Джоанну в покое.

Валютный спекулянт и продюсер группы Кино

Если и был какой-то человек, который по-настоящему изменил судьбу группы «Кино», то зовут его не Джоанна Стингрей, а Юрий Шмильевич Айзеншпис. Короткая статья в Википедии сообщает нам, в принципе, всё, что необходимо знать о Юрии Шмильевиче.

— Окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «инженер-экономист».

— 7.01.1970 года был арестован. В результате обыска в его квартире было конфисковано 15 585 рублей и 7675 долларов. Осуждён по 88-й статье («Нарушение правил о валютных операциях»). Вышел из тюрьмы в 1988 году, отбыв в заключении 18 лет.

— С декабря 1989 года — директор и продюсер группы «Кино». В 1990 году на взятые в кредит средства выпустил «Чёрный альбом», одним из первых нарушив государственную монополию на выпуск пластинок.

Чем же так ценен Айзеншпис? Почему с его приходом «Кино» из просто популярной группы превратилась в безумно популярную? В чём секрет? В текстах? С текстами мы уже разобрались, кажется. В музыке? Гмммм… Сыграйте «Пачку Сигарет» и если найдёте там музыку — обязательно сообщите. Так в чём же тогда дело?

Секрет популярности «Кино» заключается в двух составляющих. В качественной, революционной для того времени, абсолютно западной, недосягаемой для любого отечественного коллектива аранжировке (саунде) и в грамотном маркетинге.

Грамотный маркетинг, как уже отмечалось, – это удачное наложение азиатского, рукопашного, геройского образа на вызревавший в подворотнях и видеосалонах спрос. Аранжировка — это то, к чему лично Цой вообще не причастен. Аранжировка, условно говоря, – это музыкальная упаковка, побочные, дополнительные мелодии, инструментальные партии, которые могут сделать рок-звездой хоть африканского слона. Убери из песен «Кино» модную, современную на тот момент аранжировку, убери содранный с западной «новой волны» имидж (стоячий ударник, тени под глазами, кожаные плащи) – и не остаётся вообще ничего. Остаётся пустота.

«Красно-жёлтые дни» не существуют без основной гитарной партии и барабанных сбивок. «Песня Без Слов» не существует без барабанов и партии синтезатора. И так далее.

Иными словами, «Кино» — это просто первый удачный коммерческий рок-проект в нашей стране.

Он не был бы успешным без любого из перечисленных компонентов: качественных аранжировок/саунда (спасибо, Джоанна?), Центрального Телевидения («Взгляд» и другие) и национального кинопроката («АССА», «Игла»), поездок за рубеж (Париж, Лос-Анджелес, Нью-Йорк), массовых тиражей и массового распространения. Просто бизнес.

Неудивительно, что сами участники «Кино», сами «последние герои», незадолго до гибели Цоя подумывали над запуском параллельного проекта — смазливого бойзбенда. Впрочем, бойзбендом к тому моменту уже занимались не менее талантливые айзеншписы. В конечном счёте «Кино» и «Ласковый Май» будут замечательно уживаться на вещевых рынках, в колонках первых «комков» и барахолок.

rok lobotomiya chemu nas nauchili coj ddt alisa nautilus i drugie 4 Рок лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

Гибель Цоя (равно как и гибель Талькова) многократно усилит и коммерческий, и политический потенциал написанных «последними героями» песен. Ничего более своевременного, чем трагическая смерть, для раскрутки новой идеологии и придумать было нельзя. В заключительном акте тоталитарная система должна в бессильной злобе расправиться с героем. Чтобы кровь героя могла взывать об отмщении. Это теперь, после того, как нам известна судьба Георгия Гонгадзе, Сергея Негояна или Сашко Билого, мы понимаем, что бывают в жизни сценарии и посложнее. А в 1990-м – ну как было не подумать, что Цоя убил КГБ? Ну, а кто ещё? Ну, не Джоанна же Стингрей, в самом деле!

Закономерным финалом маркетинговой стратегии «последних героев» станет окончательное овеществление этих героев, тотальная коммерциализация их имиджа — появление в эфире центральных телеканалов какого-нибудь Кая Метова с хитом «Позишн Намба Ту».

Подводя итоги…

И вот здесь, наверное, пора поставить точку. Поскольку все упомянутые факторы объясняют не только феномен группы «Кино», но и многие другие «достижения» нашей рок-эпохи, эпохи Гребенщикова с Макаревичем.

Они же дают исчерпывающий ответ на интересующий многих вопрос: почему глубокоуважаемые наши рокеры не едут сегодня в массовом порядке в Донецк и Луганск? Да потому, что большинство из них — просто обслуга айзеншписов, ранних кооператоров, похоронная агитбригада, работавшая на одну и ту же задачу — уничтожение системы, при которой айзеншписы сидели в тюрьме.

Иными словами, сознательно или неосознанно макаревичи, шевчуки, чиграковы выполняли волю барыги, фарцовщика, мечтавшего угробить государство и распилить его активы.

С какой, спрашивается, стати они должны теперь бросаться защищать памятники Ленину на Украине? Они, полжизни отдавшие, чтобы свалить Ленина и похоронить совок? Они, построившие на этом своё материальное благополучие?

Среди всей этой пёстрой толпы, наверное, один только Летов спохватился, одумался, раскаялся. Кстати, Летов, в отличие от многих прочих «последних героев», не участвовал в общенациональном рок-марафоне «Голосуй, а то проиграешь» весной 1996-го. Вы думаете, тот ельцинский марафон уже завершился? Ничего подобного. Но об этом мы ещё успеем поговорить…

Источник: Блог Константина Сёмина

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

40+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



27 Коммент. к “Рок-лоботомия: Чему нас научили Цой, ДДТ, Алиса, Наутилус и другие?

  1. 13+

    У меня вопрос к автору. Поп-музыка не профиль и не анфас рок-музыки. Вы слышали поп-музыку? Современную, отечественную? А рок? Или рок Вы судите по фанатам панка, которые образы взяли с Запада. Послушайте Король и Шут, там нет мыслей, которые здесь из этой статьи. Послушайте Кукрыниксы, альбомы, посвященные Есенину С.А. Или тут тоже политические заговоры?
    А что сделала страна для Вас, и для народа, чтобы ее не показывать в том свете, в котором ее показывает русский рок?
    Не уважение к пожилым людям, пропаганда алкоголя(кстати, Вы делали репортажи на эту тему). Русский рок оголяет факты и дает выбор. Или Вы не знаете как живет и жила верхушка нашего государства( в том числе и СССР)??? Я знаю. Поэтому я считаю, что единственный человек, который позорит историю нашей Великой Страны это В.И. Ленин. Он разрушил Российскую Империю.
    P.S. Кстати, как говорится, современный фольклор:
    “Здесь типа демократия,
    На самом деле царство,
    Я люблю свою страну,
    Но ненавижу государство”
    Даже те, кто никогда не слышал эту песню, живут по этому принципу. Русский рок оголяет другую сторону жизни, но не призывает валить из страны.

    • 3+

      “Владимир Ильич Ленин позорит историю России. ”
      Дожили, чёрт возьми.
      Советский Союз был самым сильным государством.

    • 7+

      Я не автор статьи, но отвечу на Ваш вопрос от своего имени. Современную ни поп ни рок ни рэп музыку слушать просто не могу – ни сознание ни подосзнание мои её не воспринимают, и физиология противится ей. Не мешайте всё в одну кучу. Страна была разная. Послевоенная восстановившаяся с жизнеутверждающими идеями, с почтением к старикам, с уважением к жизни, с заботой о будущем. И депрессивная страна 80-х с предателями в верхушке, с кучей гнили внутри, подготовленная к развалу. Гниль внутри заводилась в том числе и от цоев, тальковых, гребенщиковых. Они работали параллельно, согласованно и при поддержке предателей в руководстве. Предатели валили страну, а они обеспечивали этому пропагандийную поддержку, выступали чёрными пророками и летописцами краха своей страны. Скажите, что в них положительного? Покажите мне хоть один кадр из жизни гребенщикова и ему подобных, где они прививают любовь к светлому, доброму, человечному – читают Пушкина, созерцают картины русских классиков в галерее, помогают людям на Донбассе…

    • 2+

      Не гони на панков, diman0988 !!! Если слушал одну песню, то не значит, что проникся их духом и знаешь всю суть. Помалкивал бы!
      Terpincode – Смерть Европейскому Союзу
      1.Свободы нет, сижу в тюрьме
      С печальной миной на лице
      Арестованный полицией союза
      Сижу на хлебе и воде
      Я сдохну, ведь я так хотел
      Скорей разделаться с союзом
      Я так хотел свободно жить
      В свободной демократии
      Вдали от ненавистного союза
      Богатые живут в раю
      У них свою цена всему
      Смерть европейскому союзу.

      Припев:
      Борьба за свободу сейчас не нужна
      По этому меня казнят.
      Борьба за справедливость сейчас не нужна
      По этому меня казнят.

      2.Я знаю что идет борьба
      Что есть такие же как я
      Мы жить хотим по дальше от союза
      Возможно все совсем не так
      Но кто имеет капитал
      Тот правит населением союза
      На всех людей ему плевать
      Он будет деньги загребать
      Он будет сладко пить и есть от пуза
      Я задыхаюсь в нищите
      Нас много только дела нет
      Политикам да жителей союза

  2. 5+

    Переборщил малость автор. Я тоже весьма критически отношусь к музыке и фильмам. Но до паранойи-то зачем доходить? Некий депутат Федоров уже было как-то объявил Цоя на всю страну агентом ЦРУ, за что получил по шапке от родственников. Пришлось даже извиняться неуклюже. Несомненно, уродов хватает как в кинематографе, так и в музыке, хоть в роке, хоть в попе… Но доходить в критике до маразма тоже не стоит. Песни Цоя это скорее музыка духа, а не направленная на развал страны. Как знать, как вел бы он сейчас…Вон тот же Шевчук сначала был против войны на Донбассе так, что организовывал акции. Потом исправился, одумался, отправил продуктов и медикаментов на полмиллиона рублей с выручки за концерт. Есть, конечно , явные враги, такие , как Макароныч обожравшийся. Но всех под одну гребенку мести не нужно. СССР был обречен изнутри. На причинах уж тут останавливаться не будем. Конечно, все мы отчасти в этом виноваты. Кто действием, а кто бездействием. Соглашательством или безразличием. Но что было, то было. Виноватых нужно искать среди политиков – вот за ними нет срока давности. И Ельцину с его бандой, и Горби, и Хрущу нужно воздать по заслугам, пусть и посмертно. А с этими сами разберемся, кто что поет и под чью дуду.

    • 6+

      В статье достаточно подробно песни Цоя разобраны и показано, что именно они принесли в массы, какой дух. Если вы видите в них другое влияние на массы, то по принципу “критикуя – предлагай, предлагая – делай”, сделайте свой анализ, докажите, что автор “переборщил”. Лично я с автором полностью согласен. Вырос во времена песен Цоя, помню сообщения в новостях о его гибели, после чего на стенах начали писать “Цой жив”. Попробовал слушать его песни, чтобы узнать, что за великий такой человек был, и выбросил их. Даже в 13 лет заложенные родителями и хорошими учителями нравственность и мировоззрение, личное мироощущение воспротивились этим “песням”. Другие же ровесники, более слабые и легко поддающиеся внешнему влиянию, фанатели от Цоя. Обычно это были школьные балбесы и пытающиеся выглядеть модными тогда “плохими пацанами” отличники-мамины сынки. Им песни как раз были по духу – не создавая ничего, обгаживай созданное другими вокруг и паразитируй на них. Разве не такие люди поднялись в 90-е и продолжают жировать сейчас?

  3. 1+

    Цитата: “Ведь и «русский рок», и «русская попса» (надеюсь, здесь все взрослые люди и понимают, что это одни и те же яйца, просто с разных сторон) — неотъемлемая часть запущенного с разрушением СССР общего процесса культурного вырождения.”.

    Вы правы, сударь, ей-богу, правы! Истинну глаголете, любезный сэр!

    А ведь я как раз сейчас на досуге читаю книги русского эмигрансткого писателя Григория Климова, так вот, он в своих книгах так прямо и говорит, что все эти декадентские явления в культуре (как раз и проявляющиеся в “русском роке”, в том числе и в таких вот, с позволения сказать, текстах, вроде приведённых вами) наиболее сильно проявляются именно по мере биологического вырождения общества.
    Из этой дегенерации так же проистекает и оппозиционность, протестно-бунтарский дух и революционерство, которым в избытке насыщены русские рок-песни.

  4. 8+

    Акценты расставлены в негативном ключе. На счёт “перевода” вообще такой интересный ход, с русского на русский переводить. Однобоко НЕ ОБЪЕКТИВНО! Пропаганда!!!

  5. 5+

    Всегда чувствовала, что рок-музыка на самом деле – дешёвка! Слушать её не могла. Но не понимала, почему. А сейчас вижу, что попытки придать бессмысленным текстам смысл, меня и раздражали. Да и сам певец как правило из себя ничего не представлял. Все пели с намёком о том какое всё гнилое вокруг.

    • 5+

      Мадам, вы не знакомы с таким понятием, как уважение чужого мнения? Что, по вашему, кому нравится эта “дешёвка”, тот ниже, чем вы, такая премудрая?

  6. 6+

    Во многом поддерживаю ваш проект, но иногда Вы конечно перегибаете палку. Наверное не стоит затрагивать некоторые темы, так как вас просто могут перестать воспринимать серьезно. Эта статья -не серьезно.

    • 6+

      Согласна с вами. Мне тоже нравится проект, но палку иногда перегибают. Как будто специально ищут, что бы плохое про что сказать? Как будто хорошего вообще нет, или очень мало. Вот, в нашей православной семье и ДДТ слушают, и Цоя (хотя не все его песни мне нравятся), Наутилуса (особенно мне нравится “гулять по воде”) И отгадайте, кто подкинул на это? Наш батюшка, который очень мудрый, но весёлый и позитивный. Я ничего плохого в этом не вижу.

  7. 2+

    “В СССР проблемы личности вторичны. Для системы все её граждане — муравьи”, «В СССР интересы отдельной личности всегда безжалостно приносятся в жертву коллективным интересам» – а разве не так было?
    «Советская история блокады Ленинграда лжива. В Ленинграде были распространены случаи каннибализма»- такие случаи были, читал неоднократно и рассказывали люди, жившие тогда.

  8. 3+

    Теперь понятно, почему около “стены плача” В. Цоя на Арбате мочей за 200 м пахнет, либо поклонники в связи с недоразвитостью испражняются, либо противники его творчества гадят в единственном произведение искусства в его честь.

  9. 12+

    Я жил в вашем хвалёном Советском Союзе. И если меня спросят, какие воспоминания у меня остались о нём, то я отвечу – в первую очередь, как о стране, где мне всё время указывали что я должен думать, что я должен говорить, что я должен чувствовать, какую музыку слушать, какие штаны носить… Я отлично помню ту атмосферу страха, в которой я тогда жил – страха, что ляпну что-то не то (а ляпнуть что-то не то было легко, ибо во все эти коммунистические бредни уже никто не верил), а ночью за мной “чёрный ворон”… Я помню последние “догорбачёвские” годы – 1984-1985 (точнее, Горбачёв тогда уже пришёл, но “перестройку” свою ещё не начал) – не ругал “родную” советскую власть разве что ленивый. И когда я сегодня слышу нытьё о том, что пришли какие-то нехорошие дяди, работавшие то ли на Америку, то ли на масонский заговор, и развалили великий и распрекрасный Советский Союз, хотя якобы весь народ был против, мне хочется воскликнуть: “Люди, вы, что, забыли, что вы сами же говорили лет тридцать назад?” Хотя, разумеется, скажи им это, они начнут гундосить, что-де “тогда мы были дураки, оболваненные “либерастами”, а сейчас прозрели…”
    Я уже не говорю о том, что советская власть “заботливо” перекрывала “самой читающей нации в мире” доступ к 99,9999999999999….% всей мировой культуры, взамен предлагая совершенно примитивные по мировоззрению “шедевры”. Слава Богу, хоть Пушкина и Толстого не запрещали…
    У Чайковского есть опера “Иоланта”. Кто не знает или не помнит сюжет – перескажу, хотя всю оперу пересказывать не буду, расскажу лишь то, что имеет отношение к тому, что я хочу сказать. Короче, там у некоего короля родилась слепая дочь. И он, чтобы она не чувствовала свою ущербность, окружил её слугами, которым категорически запретил говорить “я вижу”, упоминать цвета – “красный”, “синий” и т.п. И девушка росла в полной уверенности, что она такая же, как и все люди. Потом, правда, её вылечили, она стала видеть – но это уже, как говорится, совсем другая история…
    Так вот, в советское время мы все, благодаря неусыпной заботе родных партии и правительства, росли такими вот Иолантами. От нас скрывали ОГРОМНЕЙШИЙ пласт всей мировой культуры, и мы даже и не подозревали, что он вообще существует.
    И когда в 1990-х у нас начали печатать всяких Бердяевых и прочих, и я кинулся их читать – я испытал то же, что, возможно, испытала бы Иоланта, если бы, ни сном ни духом не подозревая о самой возможности зрения, вдруг внезапно прозрела. Мне открылся целый новый мир, о самом существовании которого я раньше даже не подозревал.
    И, возможно, кто-нибудь, услышав моё заявление, покрутит пальцем у виска, но я считаю, что то, что советская власть скрывала от нас всё это богатство – не меньшее преступление, чем миллионы замученных в ГУЛАГе. Возможно, даже и большее – ибо, как сказано где-то, “Не бойтесь убивающих тело, а бойтесь убивающих душу”…
    Советскую власть я буду ненавидеть до конца своих дней, несмотря на почему-то охватившую с некоторых пор едва ли не всех поголовно моду проливать сопли по великому и могучему СССР, который мы потеряли. В сегодняшней жизни мне очень многое не нравится, но грехи сегодняшней власти – не повод идеализировать совок.

    • 5+

      Согласна с вами. Сама, слава Богу, при коммунизме не жила, но по истории и по рассказам родственников примерно представление имею, что было. Хорошая страна была, но… В общем, вы всё сказали.

  10. 4+

    Я знал, что по поводу музыки будет самый болшьшой разноглас. Как это, обваливать в нечистотах любимого Цоя или ДДТ? Большое спасибо за статью.

  11. 3+

    Я родился в 92 -м, вырос на фильмах Брат и Брат 2. Для меня всегда казалось, что эти учат быть сильным, быть справедливым. Такое же мнение у меня и о группе КИНО (Ты должен быть сильным иначе зачем тебе быть). Насчет других рок-групп не будут отписываться.

  12. 3+

    Насчет “Кино”, “Алисы”, “Наутилуса” и т.д. Не совсем корректно обвинять их в критике советской власти. Писали они о том, с чем сталкивались сами. Алексей Рыбин затронул эту тему, описывая как дружинники ломали их оборудование, на которое они, кстати, зарабатывали. Но Цой, например, политики не касался. Он сам говорил, что она ему не интересна и он в ней ничего не смыслит. Пел он о том, что происходило в обществе. А фанаты потом начали трактовать. Начали трактовать “Алюминиевые огурцы” как Афганскую войну, а “Перемен” как призыв к революции. Но Цой сам объяснил, что первая песня просто абстракционизм (“Песня ни о чем”), а “Перемен” он посвятил своим коллегам, которые сидели в рок-клубе, кочегарили, подрабатывали и устраивали гулянки, но не стремились выходить на большую сцену, затухая и старея.

  13. 1+

    На данную статью я отвечу просто цитатами, можно?….
    Если прочитаете и поймёте, то Вы размышляете в правильном направлении, а если “Земля плоская”, то вам уже не помочь, к сожалению…

    “Если человек не понимает, как можно жить в такой “ужасной” стране, как Россия, скорее всего он не из этих краёв… А если он ещё и пытается очернить историю нашей страны, то, скорее всего, он – жертва информационной войны – или же её участник, воюющий на стороне противника…”

    “…Абсолютной правды не существует. Правду можно перевернуть с ног на голову и выставить ложью, и наоборот.”

    “В большинстве случаев Вы будете натыкаться в информационном пространстве на статьи и материалы эмоционального характера. Помните! Лучше всего любая чушь “проходит” если трогать за живое.”

    из книги “Откровение снайпера информационной войны” А. Цербер.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: