Компьютерная зависимость: причины формирования и меры профилактики

kompyuternaya-zavisimost-prichiny-formirovaniya-i-mery-profilaktiki-1
Ориентировочное время чтения: 9 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Екатерина Николаевна Кулебякина, врач-психиатр высшей категории (выступление на всероссийской научно-практической конференции в г.Обнинске).

На рубеже 20-21 веков человечество столкнулось с таким явлением как компьютерная зависимость. Безусловно, прогресс не стоит на месте, компьютеры и интернет прочно вошли в нашу жизнь, они являются неотъемлемым рабочим инструментом. Тем не менее, как лекарство в малом количестве лечит, а в большом – становится ядом, так и компьютер из рабочего инструмента превращается в монстра, поглощающего наших детей.

Причины формирования компьютерной зависимости

Начну с известного факта, что нервная система у ребенка не сформирована, она активнее всего формируется в дошкольном и начальном школьном периоде. Именно на этот возраст и выпадает «подсаживание» на интернет.

Среди причин, обуславливающих формирование компьютерной зависимости, на первом месте стоит недостаток родительского общения. Родители либо вынуждены больше уделять времени зарабатыванию денег, либо ставят личный карьерный рост выше внутрисемейного общения, либо члены семьи настолько далеки друг от друга в своих интересах, что общение внутри семьи носит формальный характер. Часто в наше время родители стремятся компенсировать недостаток внимания к ребенку, задаривая его игрушками, и это – вторая причина, способствующая формированию компьютерной зависимости. Изобилие игрушек, ярких, красочных, разных, не способствует развитию воображения у ребенка. Зачем что-то представлять, если уже есть готовый образ? Если мы вспомним биографии известных людей (Бетховен, Верди, Михаил Щукин, Мария Ермолова, Валентина Серова и т.д.), то увидим, что их детство не изобиловало игрушками и подарками, но это лишь способствовало их творческому воображению. Подобно маленькой Козетте, умевшей представить крохотную сабельку то куклой, то лошадкой, они научились превращать старую шаль в королевское платье, а палку в рыцарский меч. К сожалению, современные, чрезмерно иллюстрированные, детские книги также обедняют воображение ребенка и снижают интерес к самому процессу чтения.

Недостаток воображения приводит к тому, что ребенок не в состоянии сам себя занять, он постоянно скучает, нуждается в том, чтобы его кто-то развлекал.

В свете этой скуки настоящим бичом стал телевизор и детские каналы, причем не столько само содержание, сколько бесконечное, ничем не ограниченное пассивное потребление информации через мультфильмы, телевизионные игры, викторины и прочие «веселилки».

Kompyuternaya zavisimost Компьютерная зависимость: причины формирования и меры профилактики

Здесь следует отметить несколько пагубных факторов:

1. Пассивность, отсутствие работы ума, ребенок не учится думать, привыкая механически потреблять информацию. Но такая информация не может долго сохраняться, поскольку при ее получении отсутствуют необходимые процессы обобщения, анализа, систематизации. Мы же не утруждаем себя качественной и количественной сортировкой мусора. В итоге, мозг не удерживает информацию, над которой не трудился.

2. Подмена реального общения виртуальным. Это пагубная иллюзия, когда ребенок чувствует себя как бы приобщенным к веселью на экране, но в жизни трудиться для этого не хочет.

3. У родителей создается впечатление, что ребенок занят чем-то полезным, а на самом деле – это суррогат, подделка. Ведь информированность не является синонимом знаний и образованности.

Таким образом, телевизор готовит почву для компьютерной зависимости. Дети подрастают, у них появляется желание самим находить для себя источник пассивного информирования, и они лезут в интернет, пользование которым чрезвычайно легко и не требует работы ума. Меня всегда удивляло, что гиперактивные дети, которые 10 минут не могут высидеть на уроке спокойно, часами просиживают за компьютером; интеллектуально слабые, даже ограниченные дети, не способные осмыслить решение задачи в два действия, с легкостью пользуются социальными сетями, создают свои странички, легко осваивают компьютерные игры, но при этом они не становятся умнее, способнее, спокойнее. Наоборот, при попытке оторвать их от компьютера, они становятся раздражительными, грубыми, учебные навыки падают. Проведенные исследования показали, что при компьютерной игре происходит активация отдельных зон головного мозга, отвечающих за эмоциональные переживания, таким образом ничего не созидая, не вкладывая ни во что свои эмоции, ребенок получает крайние эмоциональные перегрузки, которые ведут сначала к эмоциональной несдержанности (ребенок не может контролировать свое поведение, свои реакции), а потом к эмоциональной выхолощенности (апатия, безразличие, равнодушие).

В результате пассивного информирования ребенок лишается самого главного – умения самостоятельно анализировать, сопоставлять, делать единственно верные выводы. А, следовательно, он становится легко управляемым, перестает быть самостоятельной личностью, он не может аргументировано противостоять, отстаивая свою точку зрения, а зачастую и не имеет ее, привыкнув, пассивно повторять то, что слышит. Именно эти дети составляют опасную категорию неустойчивых личностей, вовлекаемых в ранние половые связи, наркотики, преступные сообщества. Такие дети, точнее уже подростки, легко попадают под влияние негативных лидеров, увлекаются агрессивными течениями, именно они становятся «идейной массовкой» маргинальных течений, что и наблюдал весь мир на киевском майдане и в трагические майские дни в Одессе.

Крайне опасна подмена реального общения виртуальным. Чаще всего на такое общение попадаются дети, испытывающие проблемы в поддержании контактов со сверстниками. Не имея необходимых знаний и навыков общения (поддержание беседы, терпения, умения прощать и т.д.), формирующихся в дошкольном и начальном школьном периоде, они не пользуются авторитетом у сверстников, поэтому уходят в игры, где на какое-то время могут ощутить себя «всемогущими», в социальной сети, где могут общаться под разными масками, ничем не рискуя. Для этих детей характерна чрезмерная обидчивость, подозрительность, застревание на негативных моментах. А если ребенок растет в семье один, да еще в условиях гиперопеки со стороны взрослых, то эти черты становятся доминирующими в его характере и усугубляют самоизоляцию.

Необходимо отметить и негативное физиологическое воздействие на нервную систему ребенка. В процессе анализа картинки на мониторе раздражение идет по зрительному тракту от сетчатки глаз до затылочных долей, вызывая при этом холостое, бесполезное раздражение различных зон головного мозга, что ведет к хроническому перевозбуждению и переутомлению нервной системы. Поскольку люди, страдающие компьютерной зависимостью, лишают себя и сна ради игры, а значит, снижается качество сна, то это приводит к хроническому астеническому состоянию, проявляющемуся раздражительностью, неадекватным эмоциональным реагированием на заурядные бытовые события, интеллектуальным истощением, неспособностью к длительному умственному напряжению, к монотонной работе. Катастрофически снижается устойчивость к стрессу. Многочисленные срывы у детей на экзаменах ГИА и ЕГЭ (и особенно на этапах подготовки к ним) – результат хронического астенического состояния.

Меры по профилактике компьютерной зависимости

Любую беду легче предотвратить, чем исправлять. Поэтому необходимо как можно раньше привлекать ребенка к реальному общению и реальному созиданию. Часто ли мы смотрим и обсуждаем с детьми фильмы и книги? Угадываем, на что похоже облако? Часто ли мы делаем с детьми домики и мебель из картонных коробок, или нам легче купить им все готовое в магазине? Хватает ли нам терпения учить их пользоваться ножом и чистить картошку, или легче все сделать самим, чтобы не возиться с порезанным пальцем? Это тот минимум, который при желании доступен каждой семье.

s3003 Компьютерная зависимость: причины формирования и меры профилактики

Необходимо научить ребенка находить себе дело, чтобы он не ждал, пока его чем-нибудь займут, нагружать его обязанностями по дому и активно поощрять его созидательность. Необходимо как можно раньше приучить ребенка к тому, что любое удовольствие, любое развлечение должно быть заработано его личными усилиями.

На более масштабном уровне необходимо сделать доступными различные секции, кружки, которые способствовали бы развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка. Необходимо понимание того, что первоочередная задача – научить ребенка думать самостоятельно, ставить себе задачу и искать пути к ее решению, памятуя о том, что умение мыслить важнее информированности.

Источник: 3rm.info

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

21+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



9 Коммент. к “Компьютерная зависимость: причины формирования и меры профилактики

  1. 2+

    Очень полезная статья … побольше бы таких ,особенно для будущих мам и пап .

  2. 3+

    Уже надоело.
    Жутко надоело то, что “специалисты” любую проблему сводят к “недостатку родительского внимания”. Если ребенок вырос злым, значит “его недостаточно любили”. А вы не допускаете, что он может уже родился мудаком, и медицина тут бессильна? А если бы ему регулярно чистили хлеборезку вместо того чтобы каждую соплю подтирать, то глядишь он бы и усвоил, что других людей кагбэ тоже нужно уважать. А тем более старших, ибо они сильнее. Но это все лирика, просто чтобы подчеркнуть несостоятельность подобных размышлений о причинах того или иного поведения ребенка.

    А вам не приходило в голову, что дети тянутся к тому, что интереснее в данный исторический период? Ну например когда из развлечений окромя кручения хвостов телятам вокруг ничего и не было, то церковные ритуалы, пения и разноцветные непонятные шмотки на попах были довольно интересными и прикольными. На фоне хвостов и монотонной работы это было довольно интересно, и церьковь тогда таки пользовалась популярностью.
    Но когда люди подучили грамоту, то книжки стали гораздо интереснее, ибо предлагали гораздо более занимательные и разнообразные сюжеты. И тогда уже религия стала унылой по сравнению с литературой.
    А потом появились спортивные игры, кружки и всякие пионеры со скаутами. Это было еще веселее, и молодежь забросила книги, как ранее забросила уступающую им в интересности религию.
    А потом развилось телевидение, и молодежь забросила спорт, ибо телевизор был интереснее.
    А потом появился интернет и игрушки, где можно невозбранно рубить драконов и стать величайшим из героев или самым злобным из злодеев, спасти мир или разрушить его, а в перерывах попить чайку, и молодежь уже презрительно сморкается на зомбоящик, перенеся свою жизнь в интернет и виртуальность.

    Что становиться ключевым стимулом на каждом этапе эволюции сказок? Каждый раз критерий только один – интересность. И каждый раз в процессе смены увлечений старики ворчат, что мир уже не торт. “Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут погибель миру и станут последним его пределом.” Это надпись на гробнице фараона, сделанная более пяти тысяч лет назад. Все повторяется заново, каждый новый виток спирали подобен предыдущему, хоть и не равен ему.

    Да, виртуализация несет в себе и негатив. И родительским воспитанием тут не поможешь никак. Единственный критерий – интересность. Предложите что-то более интересное взамен. Это единственный способ повлиять на ситуацию.
    И не смотрите назад. Времена религий, книжек, спорта, кружков, пионеров и телевизора ушло и уже не вернется. Это все в прошлом. Хотите управлять будущим? Создайте его. Или хотя бы не нойте.

    • 1+

      О, я смотрю ты просвещенный гуру воспитания. Знатно хлеборезку в детстве начистили?
      Рассуждения у тебя как у малолетнего имбицила, который паразитирует в обществе. При чем, даже если тебе 40 лет, это не меняет сюжета. А критерий свой “интересность” в задницу себе засунь и не суди всех людей со своей колокольни. Если мозги твои забиты шлаками и фикалиями, то кроме как за “интересность” тебе больше не за что зацепиться.

    • 2+

      Дети тянутся к тому что интересней? Когда это интересность стала абсолютным критерием? Интересы надо развивать, так же как и личность человека, а ТОЛЬКО к интересному тянутся безмозглые потребители.

    • 0

      Несмотря на глупости о том, что люди рождаются такими, здравое зерно есть: очень важно то, во что обволакивают различную полезную (или вредную) информацию.

    • 3+

      Я с Вами не согласен почти на все 100%. И особенно с этим: “Да, виртуализация несет в себе и негатив. И родительским воспитанием тут не поможешь никак. Единственный критерий – интересность. Предложите что-то более интересное взамен. Это единственный способ повлиять на ситуацию.” Не все интересное – полезно! Родители обязаны делать упор на “полезно-вредно”, а не на “интересно-неинтересно (скучно)”. Если воспользоваться вашими учениями, то остается только смириться, закрыть свой рот и молчать, если видишь, как твой ребенок портится на твоих глазах сидя за компьютером, телевизором, приставкой, телефоном и т. п. и съедает огромными порциями “сладкий” яд. Потом и не удивительным будет, если ваш ребенок станет непослушным, нервным, жадным, злым и можно долго еще писать об этом. Я считаю, что родители должны следить за жизнью ребенка и не позволять делать все то, что ему интересно или хочется. Будьте бдительными и не доверяйте воспитание чада кому и чему попало!. Что посеешь, то и пожнешь.

  3. 1+

    Статья полезная, познавательная. Действительно, стало страшно от потраченных лет за компьютером…

  4. 1+

    Считается, что все виды зависимостей связаны с инфантильностью, а она с гистрионической и нарцисстической личностями. Посмотрите на видео встреч фашистских лидеров с народом и сравните с рок- и поп-концертом или футбольным матчем. Зависимость от компьютера, кумира, наркотиков свойствена как правило истероидам, так как у них наблюдается регрессивное поведение: в случае опасности притвориться больным или слабым, уйти от реальности. К сожалению, интернет провоцирует демонстративное поведение, поэтому демонстративное поведение начинает появляться у тех, у кого не было врождённого истероидного характера.

  5. 2+

    Компьютерная зависимость одна из самых ужасных. Похоже она пустоту заполняет. Это как привыкание к снотворным. Если их прекратить пить, то снятся кошмары первые ночи: черви, змеи, челюсти пауков, жуки крупным планом (а со снотворными: красивые пейзажи, женские ангелы с крыльями за спиной – как суккубы описываются). Если потерпеть две ночи, потом будут нормальные сны. Проходил через это. А вот от компьютера сложнее отвыкнуть. Проблема в том, что он действительно нужен, чтобы счета платить, работу искать и так далее.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: