Сценарии будущего в западном кинематографе

scenarii-budushhego-v-zapadnom-kinematografe
Ориентировочное время чтения: 29 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Пожалуй, уже ни для кого не будет секретом, что любой вид творчества так или иначе отражает мировоззрение творца, его отношение к миру, и уж точно не будет открытием сказать, что мировоззрение этого творца формируется под влиянием той культурной среды, в которой он рождается, растёт и становится тем, кто он есть.

Кино тоже является видом творчества, искусством, хоть Голливуд и пытается превратить его в индустрию, поэтому вышесказанное можно смело отнести и к нему.  Искусство же, в свою очередь, является не только средством самовыражения, но и формирователем мировосприятия человека. Искусство может возвысить человека: наделить его чистыми помыслами, одухотворённостью, желанием служить людям, жить в гармонии с миром. Оно же может низвести человека до уровня животного, движимого инстинктами выживания и размножения.

Поэтому крайне важно обращать внимание на те образы, мыслеформы, смыслы, которые являет нам современное искусство  с плазменных телеэкранов, мониторов, с экранов кинотеатров.  Значительная часть этого рынка занята продуктами западного производства, поэтому можно смело утверждать, что западная «киноиндустрия» оказывает серьёзное влияние на умы людей всего мира.

 «Культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Что бы ни думали некоторые о своих эстетических ценностях, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире. Её привлекательность, вероятно, берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, но её притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы занимают почти три четверти мирового рынка. Американская популярная музыка также занимает господствующее положение, и увлечениям американцев, привычкам в еде и даже одежде всё больше подражают во всем мире». Збигнев Бжезинский «Великая шахматная доска»

Так к чему все эти рассуждения?! Раз значительная часть мира киноискусства принадлежит Западу, то хотелось бы сформировать некое понимание об этой культуре, о том, на какие образы она вдохновляет своих творцов, о том, куда пытается проторить тропинку всему человечеству.

Одним из образов, который активно муссируется в западном кинематографе, является образ будущего человечества. Не менее интересными являются пути выхода из тех глобальных проблем, с которыми человечество может столкнуться в ближайшее время.

Итак, какие же сценарии будущего предлагает нам голливудская фабрика грёз и в целом западное кино:

  1. Апокалипсис в различных его формах:
  • явление космического происхождения (падение метеорита);
  • катастрофа техногенного либо природного  характера (ядерный взрыв или природный катаклизм: землетрясение, смещение магнитного полюса, всемирный потоп и т.д.); сделавшие биосферу нашей планеты непригодной для нормальной жизни.
  • биологическая катастрофа – заражение людей вирусом, в результате чего они просто погибают либо превращаются в зомби, вампиров и прочую нечисть.
  1. Инопланетная экспансия.
  2. Угроза – это сами люди.

Далее эти сценарии будут рассмотрены более подробно, с анализом наиболее ярких кинокартин подобного жанра.

Апокалипсис в различных его формах

Явление космического происхождения

Первым пунктом этого сценария, ставшего скелетом не для одного западного блокбастера, конечно же, выступает некая угроза из космоса, которая сотрёт всё живое с лица Земли: падение метеорита, затухание Солнца, какая-нибудь космическая буря.

Пожалуй, одним из наиболее ярких примеров в данном классе является фильм с говорящим названием «Армагеддон», который  повествует о том, как к Земле приближается огромный метеорит. Падение метеорита уничтожит всё живое на Земле. Американское космическое агентство NASA в срочном порядке формирует команду, которая отправится на метеорит,  установит бомбу и взорвёт его таким образом, чтобы его обломки пролетели мимо Земли.  Естественно, в финале нас ожидает счастливый конец.

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 4 Сценарии будущего в западном кинематографе

США и их космическому агентству NASA удаётся предотвратить катастрофу и гибель всего человечества, хотя мы все прекрасно знаем, что ни одна космическая программа в мире сейчас не выполняется единолично, и даже такие страны, как Россия, США, Китай вынуждены вступать в кооперацию с целью освоения космоса. Но нам, обывателям, закладывают в головы несколько иной сценарий: в случае угрозы падения метеорита США спасут всё человечество, поэтому именно США должны быть ведущей державой на планете, именно они достойны вершины однополярного мира.

И самое главное, что многие американцы в это искренне верят, достаточно вспомнить выступление президента Барака Обамы к нации по вопросу о Сирии, в котором он прямо заявляет об «исключительности американской нации», об особенном положении Америки. И печально то, что так думают не только американцы, но и люди других национальностей, на которых, по всей видимости, американская культура оказывает сильное влияние.

В этом направлении кино есть ещё одна ветка сценариев, на которые стоит обратить внимание: фильмы, где дата конца света известна и апокалипсис неотвратим. Примечательны эти кинокартины тем, что показывают зрителям не сам конец света, а то, как ведут себя люди, зная, что апокалипсис уже постучался в двери. Какие же модели поведения предлагаются людям накануне своей гибели?!

В фильме «Ищу друга на конец света» люди «пускаются во все тяжкие», окончательно теряя свой человеческий облик, утопая в алкоголе, наркотиках, разврате, удовлетворяя своё животное безумие. Естественно, на фоне надвигающейся неминуемой кончины, все эти пороки начинают обретать облик единственных ценностей никчёмной человеческой жизни. И рекламщики, конечно же, не могли не воспользоваться такой выигрышной атмосферой для продвижения своих товаров: действительно ли сигары «Дон Рамон» самые крепкие?!

Образ семьи в этом фильме растёрт в пух и прах: родители и дети кричат друг на друга, одна из дам на одной из вечеринок заявляет, что хочет съездить к своему отчиму и сказать ему, чтобы тот сдох, детей в раннем возрасте пристращают к спиртному, видимо, хотят показать им «истинные» удовольствия от жизни.

Вокруг процветает мародёрство, анархия, беспредел. Теперь, на краю гибели, человеческая жизнь вообще перестала чего-либо стоить.

В фильме «Последний день на Земле» картина примерно такая же: главные герои валяются в пьяном угаре, утопают в разврате и между делом пытаются осознать, почему всё это происходит с ними, с человечеством. Кто-то сходит с ума, кто-то заканчивает жизнь самоубийством, кто-то занимается грабежами и мародёрством. Образа порядочных семей, где люди в такой момент сближаются, чтобы насладится каждой минутой, проведённой вместе, тоже нет. Лишь массовый психоз, безумие, стремление до конца удовлетворить все свои желания перед кончиной.

Катастрофа техногенного либо биологического характера

Вторым сценарием в этой ветке является ядерная катастрофа (война), либо просто многочисленные войны, либо природный катаклизм, в том числе в результате сильного загрязнения планеты, и, как следствие, появление нового постапокалиптического  мира. Этот сюжет крайне популярен у Голливуда: Водный мир (1995), Дорога (2009), Книга Илая (2009), Ровер (2014), 2012, Интерстеллар (2015), Последние часы (2013), После нашей эры (2013), Сквозь снег (2013), Безумный Макс (все части), Город Эмбер (2008), Почтальон (1997), Послезавтра (2004), Эквилибриум (2002), Матрица (все три части), Посвящённый (2014).

Биологическая катастрофа

Следующий сценарий – биологическая катастрофа. На эту тему также снято множество фильмов: Обитель зла (все части), Война миров Z (2013),  Я – легенда (2007), 28 дней спустя (2002), 28 недель спустя (2007), Рассвет мертвецов (2004), Ходячие мертвецы (сериал, 2010), Штамм (сериал, 2014), Спираль (сериал, 2014).

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 7 1 Сценарии будущего в западном кинематографе

Для всех сценариев данного типа характерно то, что тотальная эпидемия начинается, как правило, в результате какого-то секретного эксперимента, проводимого секретными лабораториями. Эти лаборатории либо подконтрольны правительству, то есть государству, либо, что является очень важным моментом, принадлежат всемогущественным частным корпорациям! Каким образом руководство и спецслужбы данного государства, которые призваны, в первую очередь, обеспечивать безопасность своих граждан, допустили, чтобы подобные эксперименты проводила частная компания, остаётся загадкой. Так, например, в фильме Обитель зла крупная частная корпорация Амбрелла проводит свои биологические эксперименты на населении всего мира, и даже когда мир погружается в хаос, Амбрелла продолжает свои бесчеловечные опыты по созданию совершенного биологического оружия. Абсолютно безнаказанно!

Есть ещё один фильм, который выпадает из сценариев апокалиптики, но для него характерна та же особенность сюжета: крупная корпорация абсолютно безнаказанно проводит  непонятные эксперименты над людьми, создаёт новые образцы оружия и т.д. и т.п.  При этом подобные опыты, как правило, выходят из-под контроля, в результате чего появляются различные суперзлодеи, которых потом должен победить один единственный супергерой. Речь, конечно же, идёт о человеке-пауке. Он сражается со злодеями, побеждает их, при этом упуская из виду более страшное зло – корпорацию.

Безнаказанность корпорации – это общая характерная черта подобного рода фильмов.

Этот вариант сценария ещё более подробно будет рассмотрен чуть ниже в разделе «Угроза – это сами люди».

Инопланетная экспансия

Далее угроза гибели, либо порабощения нас как цивилизации приходит из космоса. Инопланетная раса пытается захватить Землю, уничтожив человечество. Либо, как это было в фильме «Война миров» с Томом Крузом в главной роли, человечество выступает в роли урожая, и в час Х наступит время жатвы.

Кстати, сразу хотелось бы сделать отступление на тему съёмок Тома Круза в подобных фильмах – он снялся как минимум в трёх картинах с подобным сценарием: Воина миров (2005), Обливион (2013), Грань будущего (2014).

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 7 2 Сценарии будущего в западном кинематографе

Ещё фильмы с подобной сюжетной линией: Звёздный десант (1997), День независимости (1996), Инопланетное вторжение: Битва за Лос-Анжелес (2011), Район №9 (2009), Скайлайн (2010), Морской бой (2012), Чужие среди нас (1988), Чужой (все части), Вторжение похитителей тел (1978), Вторжение похитителей тел (1955), Факультет (1998).

Зададимся вопросом: какой образ мышления формируют подобные сценарии?! Космос не дружелюбен к нам. Разумная внеземная жизнь, скорее всего, враждебна. Это явная попытка создания очередной угрозы перед лицом человечества. Терроризма, видимо, недостаточно. Необходим более серьёзный враг, более масштабный, перед которым всё человечество, объятое страхом, объединится в едином порыве защитить свой дом. А элиты с молчаливого согласия толпы начнут создавать новое супероружие против любой космической угрозы, обогащая тем самым частные военные корпорации и свои карманы.

Угроза – это сами люди

Ещё один сценарий, который активно популяризируется Голливудом, – это перенаселение планеты. И это очень тревожный звоночек. Часто проблема перенаселения, ограниченности ресурсов стала мелькать и в сериалах. Из последних: Спираль (2014), Под куполом (2013, 2 сезон), Утопия (2013).

Суть данного сюжета сводится к теории «золотого миллиарда». Согласно данной теории, на Земле очень быстро растёт население (нас уже более семи миллиардов), планета физически неспособна обеспечить такое количество природными ресурсами, пищей, даже воздухом, при том, что количество людей продолжает расти, и уровень потребления тоже. Часть глобализаторов видит выход в сокращении популяции людей. Так, по их расчётам  для комфортного проживания на земле природных ресурсов хватит только на один миллиард человек, именно этот миллиард «имеет право» в течение 100-150 лет остаться на земле. В этот «Золотой миллиард» вошло население США, Канады, Западной Европы, Израиля и Японии. А, например, по заявлению Маргарет Тэтчер: «На территории России экономически целесообразно оставить 15млн. человек».

Каким же образом планируется сокращение населения? Вообще, это тема отдельной статьи, но кое-что можно узнать из вышеперечисленных сериалов, а также из заявлений некоторых видных деятелей.

Так, например, в сериале «Под куполом» группа людей оказалась отрезанной от всего остального мира невидимым куполом, который не берёт даже ядерное оружие. Люди существуют в условиях острого дефицита еды, необходимых ресурсов: электричества, газа, воды. Во втором сезоне появляется новый персонаж  – учительница Ребекка Пайн. Она объясняет Большому Джиму, что скоро люди из-за нехватки еды начнут кушать друг друга, поэтому срочно необходимо сократить население.

Чтобы осуществить такой план, учительница предлагает выделить штамм вируса, от которого в городке Честерз Милл умирают свиньи (всем знакомый свиной грипп), немножечко его усовершенствовать и отравить им воду. Чтобы было всё по-честному, все обитатели территории под куполом попьют этой отравленной водицы, и пусть вирус решит, кто достоин жить, а кто должен умереть. В конечно итоге, Ребекка с Джимом не решаются на такой шаг, к тому же откуда ни возьмись появляются дополнительные запасы продовольствия…

Ещё примечательно в этом сериале то, что предлагается и иной путь. Его предлагают Джулия и Барби (Дэйл Барбара). Суть заключается в том, что все жители Честерз Милл должны добровольно отдать все свои запасы продовольствия на склад, и все эти оставшиеся продукты будут порционно, с максимальной экономией раздаваться людям. Но на складе устраивают поджог, с целью борьбы за власть и контроля над людьми. Ведь тот, кто управляет продовольствием, по сути, контролирует население. В первом сезоне таким же образом Большой Джим боролся за власть: он хотел установить контроль над водными скважинами, а также над оставшимися запасами газа. Иными словами, нам объясняют, что решить таким путём проблему также невозможно, и лишь волею случая (появление новых запасов продовольствия) мы способны выжить.

Другой интересный сериал «Утопия» полностью посвящён теме перенаселения планеты. В Утопии рассказывается о некоем вирусе, разработанном учёным по имени Филипп Карвел. Вирус под названием «Двуликий Янус» сделает стерильными 95% населения планеты, лишь одна особь из двадцати сможет произвести потомство. Некая тайная организация, во главе которой стоит Мистер Кролик, планирует опробовать данный вирус сначала на населении Британии, а потом и всего мира. Так, по их прогнозам, через сто лет население Земли должно сократиться до пятисот миллионов человек, затем нормальные темпы рождаемости должны быть восстановлены. «Двуликий Янус» будет внедряться через вакцины от русского гриппа (почему именно русский грипп, а не бразильский, американский, китайский, немецкий, индийский?!), ещё один способ внедрения  – через еду.

Интересен этот сериал тем, что предлагает довольно убедительную аргументацию такого плана для всего человечества. Вот несколько примеров:

В итоге один из героев Утопии Вильсон даже переходит на сторону данной организации, и это несмотря на то, что они убили его отца, а самого Вильсона пытали, и из-за их пыток он потерял один глаз. Он не выглядит идиотом, но тем не менее, соглашается с доводами «спасителей человечества». И, что важно, соглашается с их методами!!! Вильсон так самоотверженно погружается  в эту теорию, что убивает брата своего товарища, с которым вместе противостоял распространению «Двуликого Януса»,  Яна Джонсона, а затем попадает в кресло мистера Кролика. Учёный Филипп Карвел зашил в вирус определённую систему идентификации индивида. Таким образом, вирус действует не на всех людей. Вильсон, узнав об этом, немного трансформирует план по спасению человечества. Теперь его организация будет устраивать небольшие эпидемии в отдалённых районах Земли, на территориях более-менее герметичных от остального человечества, и под страхом опасной болезни вакцинировать всех людей.

В сериале «Спираль» есть некий клан людей с серебряными глазами, состоящий из пятисот человек, который в Арктике разрабатывает специальный вирус под названием Нарвик. Вирус создаётся ради благих намерений: победить некоторые неизлечимые заболевания. Однако на практике корпорация Илария преследует, по всей видимости, другие цели. Так, учёные, работающие на эту компанию, создают две версии вируса Нарвик: Нарвик А, который заражает и затем убивает своего носителя, и Нарвик Б, который превращает своего носителя в зомби, стремящегося распространять вирус. Эти зомби не трогают людей с серебряными глазами, обходят их стороной,  и, очевидно, что неконтролируемое распространение вируса на базе в Арктике было не таким уж спонтанным, а скорее, тщательно спланированным.

Первый сезон сериала заканчивается тем, что в Пуэрто-Рико в городе Ларес вспыхивает эпидемия неизвестной болезни, которая очень похожа на Нарвик А. Главный герой фильма, доктор Алан Фаррагуд, объясняет, что это – «пробный пуск», а город Ларес в Пуэрто-Рико выбран потому, что идеален с точки зрения испытания вируса в городских условиях.

Представляет особый интерес и сам финал первого сезона: та, которая боролась с вирусом Нарвик, стояла в рядах борцов с преступной корпорацией, у которой эта корпорация украла детство и «законсервировала» в контейнере родную мать, в итоге присоединяется к Иларии, и входит в состав её совета. Не напоминает ли это Вильсона из Утопии?!

Идея запуска тотального вируса, который поставит человечество на грань вымирания, не так уж нова. Одним из родоначальников данного сценария является проект «Обитель зла», который вначале существовал в виде игры, а затем появился на экранах кинотеатров.  На данный момент вышло уже шесть частей данной картины. Один из главных слоганов фильма: «Роковая ошибка». Совершает её крупная и всемогущая корпорация «Амбрелла», и, как в дальнейшем оказывается, делает это преднамеренно, то есть это  – вовсе не ошибка, а целенаправленный эксперимент на всём человечестве планеты. Но для глав корпорации этот факт малоинтересен, а важным является лишь перспектива создания идеального оружия, коим и является Элис (Милла Йовович).  Элис, как и в случае Человека-паука, борется не с самой корпорацией, которая и есть истинное зло в данном случае, а воюет с монстрами, создаваемыми Амбреллой для испытаний своего идеального оружия, о чём упоминалось ранее.

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 3 Сценарии будущего в западном кинематографе

Подводя черту под затронутым вопросом, хотелось бы отметить, что во всех перечисленных сериалах и картинах присутствует некая группа людей, которых можно было бы назвать избранными.  Их проблема перенаселения очень волнует, но при этом свою численность как группы и свои аппетиты, что немаловажно, они усмирять не собираются. Их цель – сократить население, ну или как минимум научиться управлять человеческим капиталом так, чтобы своё собственное потребление оставить на прежнем уровне. Примечательно на этом фоне выглядят заявления некоторых видных деятелей о вакцинации:

В свете подобных заявлений, согласитесь, вышеперечисленные сериалы и фильмы обретают совершенно иной окрас и не выглядят такими уж утопичными. Билл Гейтс и ему подобные  пытаются оправдать свои действия любыми способами, и самое ужасное – убедить в этом нас. Истоки же этой теории о перенаселении планеты уходят своими корнями в воззрения Томаса Роберта Мальтуса (1766—1834) — английского священника и учёного, демографа и экономиста, который утверждал, что неконтролируемый рост народонаселения должен привести к голоду на Земле.

Однако, есть и иное мнение по поводу перенаселения планеты, согласно которому, на Земле может проживать и 25 млрд. человек, но только при грамотном использовании ресурсов, при существенных затратах производственных сил на поддержание биосферы нашей планеты в должном состоянии, на её восстановление, где потребуется. Люди должны быть объединены, должны кооперироваться для решения этих проблем, а не утопать в междоусобных распрях в борьбе за жизненное пространство. В прилагаемых ниже видео подробно рассматриваются вопросы о перенаселении, о демографической ситуации в мире в целом.

Какой выход видится из сложившейся ситуации? Очевидно, что нам требуется иной подход к построению нашего общества, к организации нашего быта, к нашему культурно-информационному наполнению. В видеоролике «Малоэтажная Россия» предлагается иной путь устройства жизненного пространства, иной способ построения городов, с целью формирования нормальной окружающей среды вокруг человека, создания гармонии с биосферой планеты.

Постапокалиптический мир

Теперь мы переходим к самому животрепещущему вопросу западного киноискусства на тему будущего, а  именно к вопросу того, как будет выглядеть будущий постапокалиптический мир. Западный кинематограф предлагает множество картин на тему апокалипсиса, которые показывают нам не сам катаклизм, приведший к разрушению привычного миропорядка, по сути, к исчезновению нашей цивилизации, а рассказывают о выживших людях, об устройстве нового мира после катастрофы планетарного масштаба, и именно этот образ и представляет наибольший интерес. Напомним, этот образ сформирован на основе западной культуры, западного мировоззрения и отношения к жизни.

Итак:

  1. В мире постапокалипсиса люди не занимаются никакой созидательной деятельностью. Вообще! Всё, что они делают: они кочуют по миру и собирают всё, что осталось им от прошлой жизни человечества, – это касается и еды, и оружия, и одежды, и хозяйственной утвари, и энергоносителей (Книга Илая 2009, Водный мир 1995, Ровер 2013, Дорога 2009).
  2. В мире будущего нет никакого порядка, царит хаос и анархия. Нормальные люди не пытаются организовать какую-то совместную жизнь, даже хотя бы с целью обеспечения безопасности. Преступные банды же, в свою очередь, наоборот, хорошо организованы и с успехом убивают и грабят остальных (Книга Илая 2009, Безумный макс все части, Водный мир 1995, Ровер 2013, Дорога 2009, Почтальон 1997).
  3. Если же человечеству нового мира удалось каким-либо образом организоваться, то это непременно тоталитарный социум со всей вытекающей из него несправедливостью по отношению к индивиду, его развитию и самореализации. (Эквилибриум 2002, Посвящённый 2014, Бегущий в лабиринте 2014, Почтальон 1997).

Подобные сюжеты пытаются  сформировать следующую модель мышления: существующая система жизни, несмотря на все её несправедливости, связанные с толпо-элитаризмом, с неравенством людей, всё же является для человека наиболее подходящей. Разрушив данную модель построения общества, человечество погрузится в хаос и анархию, где более не будет порядка, где сильный будет ещё сильнее и злобнее эксплуатировать слабого, где будет править закон джунглей, где главной целью существования будет лишь выживание и борьба. Нам пытаются объяснить, что без существующей системы мы превратимся в стадо диких животных, которые ради добычи будут жрать друг друга без каких-либо попыток самоорганизоваться,  договориться, наладить быт и трудиться сообща во благо мира.

Неужели даже глобальная катастрофа не может заставить людей стать другими? Неужели люди даже после апокалипсиса не осозна́ют, что главными причинами трагедии нашей цивилизации как раз и были злоба, эгоизм, стремление к обогащению, к безраздельной власти? Неужели люди неспособны учиться, делать выводы? По мнению западных деятелей киноискусства – видимо, нет.

Земля будущего 2015

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 2 Сценарии будущего в западном кинематографе

Этот фильм выделяется из общей массы картин на тему будущего. Во-первых, он рассматривает и иной сценарий развития событий, когда будущее предстаёт в совсем ином свете: люди не погибли в результате апокалипсиса, не исчезла жизнь в результате войн и эпидемий, нет проблемы перенаселения, люди научились преодолевать большие космические расстояния, победили земную гравитацию, создали высокотехнологичный уклад жизни. Во-вторых, в фильме мы получаем некоторые ответы на то, почему тема конца света спустилась на наши головы:

Примечательно, что все эти идеи в фильме спускаются на наши головы с помощью специального блока управления, который выглядит вот так:

scenarii budushhego v zapadnom kinematografe 1 Сценарии будущего в западном кинематографе

Не будем проводить аналогии – на что это похоже, решайте сами. С помощью блока управления можно увидеть любую точку Земли в настоящем, прошлом и в будущем. Однако блок всё-таки разрушают, так как приходят к выводу, что постоянная трансляция конца света ПРОГРАММИРУЕТ этот самый конец света – это как раз о роли массмедиа и всякого рода предсказаний, об их воздействии на нашу жизнь. Разрушение блока управления вполне может свидетельствовать о смене курса управленческих элит запада,  изменении библейского сценария развития событий: без конца света, без гибели большей части человечества, без страшного суда.

Однако путь, который предлагает фильм, во многом повторяет путь уже сформировавшейся Западной культуры: так, предлагается вновь собрать группу «избранных», которая втайне от остального «отсталого и ограниченного умственно человечества» будет работать над улучшением мира; создавать более светлое и совершенное будущее планируется лишь с помощью развития технологий без решения КЛЮЧЕВЫХ социальных проблем.

Вообще, если рассматривать сюжет фильма в целом, то западной культуре так и не удалось  избавиться от идеи избранности. Герой – особенный по праву рождения, а вовсе не потому, что он усердно учился, работал над собой, в итоге стал асом в  своей области. Да, главная героиня, Кейси, – дочь инженера НАСА, и поэтому неплохо разбирается в электронике, да, она любит мечтать, верит в возможность осуществления идеала, но разве делает это её какой-то очень особенной?! Разве мало  таких людей, живущих на Земле?! Вопрос риторический,  но в фильме окружающие постоянно как мантру повторяют, что она – особенная.

Иными словами, западная культура, при всём понимании существующих на Земле проблем, не хочет менять социального устройства общества, без изменения которого не получится решить проблему «голодного истощения и ожирения одновременно».

Единственный рецепт, который можно и нужно взять на заметку из этого фильма: дети – наше будущее, и надо воспитать их так, чтобы они верили в возможность осуществления любых самых дерзких планов, чтобы они были настоящими мечтателями, которые готовы пойти за своей мечтой куда угодно. Надо подготовить их к тому, что и на их плечи когда-то ляжет труд по созданию светлого будущего.

Расценивать этот фильм можно как некую попытку изменения парадигмы управления, которая до сих пор вела нас к гибели, как попытку поставить вопрос «а что если…»: а что если человечеству удастся решить свои проблемы без глобальной катастрофы? А что если будущее будет действительно светлым и хорошим? А что если в будущем получится добиться всеобщего счастья?

Олег Ищущий

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

79+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



26 Коммент. к “Сценарии будущего в западном кинематографе

  1. 5+

    Я думаю, что производители фильмов стремятся в первую очередь привлечь зрителей, а для этого надо их заинтересовать. А что интересно людям? Борьба с какой-либо опасностью. Есть 36 сюжетов. Будущее – всего лишь декорации. Те же “Звёздные войны” – обычное фэнтази или рыцарский роман, даже дерутся на мечах, хоть и световых. Мне кажется, автор путает художественные произведения, которые по определению являются вымыслом, и документальное кино. У них разные задачи. Художественное развлекает, документальное учит. Может мне это заметно. На Западе чётко проводят границу. И в библиотеках полки разделены на художественные и документальные. В художественном отделе исторические романы, фантастика, фэнтази, ужасы триллеры идут вперемешку (авторы раставлены по алфавиту). В документальном разделе на книге каждого автора даётся краткая информация о его или её учёных степенях, научных работах и так далее, чтобы было видно, что они имеют авторитет в данной теме. К сожалению, в современных книгах на русском языке я такого разделения не видел. Например, пишут биографию Достоевского случайные люди, а не специалисты. И так далее. Тогда эта статья актуальна.

    • 6+

      Подлинное искусство носит исцеляющий характер, после которого наступает просветления ума. Его язык – язык символа и знака, в том числе и вербальная сторона материала. Такой язык искусства является осмысленным образом времени, изображённым в особую его форму (живопись, скульптура, литература, театр, кинематограф). Жанр “документальное кино” это фиксация времени с её подлинными фактами и событиями, из которых обобщается некий вывод, взгляд на вещи, тем самым возникает образ того или иного периода. Ошибочно рассуждать, что художественный образ, который ранее был осмыслен художником-творцом, не имеет силу, что побуждает на положительные действия зрителя, кроме, как развлечения его. Воспитание происходит в несколько этапов: развлечение-вовлечение-и, наконец, воспитание. Нельзя назвать картину “Тихий Дон” сплошным развлечением. Тот художник, что работает над жанром “фантастика”, исходным материалом его вымысла служат его чувства, но они обобщённы, которые он пропустил через собственную призму сознания, обличив в ту форму, что ещё пока кажутся неведомыми. Нельзя говорить, что жанр “фантастика” и его под-жанры и направления лишены этапов воспитательного процесса. Сюжет фильма “Терминатор” до определённого периода казался облачным вымыслом художника, а сегодня робота можно увидеть как обычное явление. Например, робот “Титан”, стал частью праздника для горожан Европы и нашей страны. Анализ, который проделал данный проект, даёт возможность сфокусировать своё сознание на том, что теперь воспринимается как развлечение, за вещью которых скрывается разрушительный характер жизни и мира.

    • 5+

      Художественная продукция незаметно формерует реальность, на уровне подсознания, документальная подтверждает ее .

  2. 2+

    ===Эти лаборатории либо подконтрольны правительству, то есть государству, либо, что является очень важным моментом, принадлежат всемогущественным частным корпорациям! … Каким образом руководство и спецслужбы данного государства, которые призваны, в первую очередь, обеспечивать безопасность своих граждан, допустили, чтобы подобные эксперименты проводила частная компания, остаётся загадкой.===
    *** *** ***
    Дык ясное дело! В США – КОРПОРАТОКРАТИЯ.
    P.S.: А в РФ – КЛЕПТОКРАТИЯ! :)

  3. 3+

    Archi, мы на разных языках говорим. Я драматургию изучал на театральных курсах. Главное в любом драматическом произведении – конфликт, коих всего 7:

    1. Человек против самого себя.
    2. Человек против другого человека.
    3. Человек против общества.
    4. Человек против природы (обстоятельств).
    5. Человек против сверхъестественного.
    6. Человек против техники.
    7. Человек против судьбы.

    Всё остальное – декорации. Так учат писателей, актёров, режиссёров. Если конфликта нет, то читать скучно. Фантастика подчиняется тем же законам драматургии. Ещё одна вещь: читателям и зрителям интересней, когда противник – конкретный человек, а не безличная организация (корпорация). Так сознание людей устроено, их интересует борьба разных характеров. Вершина искусства трагедия. Какой её главная черта? Трагедия – это когда обе стороны конфликта правы.

    • 7+

      Все конфликты это навязаное психологами-проесионалами, их задача сделать из населения планеты животных, животными легче упровлять. Конфликт с себе подобным это всегда смерть, а смерть это диградация.
      А ещё психологи “самоучки” говорят, что человек( имеется в виду бессмертная сущность ) не может придумать того что никогда не видел. Получается что всё уже было, и инопланетное вторжение серых, и наводнение потоп цунами, и захват планеты, и зомбирование населения. Все сходства с реальностью случайны

    • 5+

      Ушаков Владимир, когда будете писать комментарий в следующий раз, хотя бы проверьте его на орфографические ошибки в текстовых программах (например, Word), так как читать вас просто невозможно.
      Скорее всего, вам психологи-профессионалы настолько жизнь уничтожили, столько конфликтов в жизни подкинули (простите, лично переспали с вашей женой, создав конфликт с последующим разводом и т.д.), что вы прям-таки представляете собой того самого человека-животного, представителя животного населения, которыми легче “упровлять” (орфография автора сохранена). Конфликт не всегда ведет к смерти, и смерть – это не деградация. Если всё подвести к вашим “животным понятиям”, то конфликт – это конкуренция, а конкуренция – естественный отбор. Успел показать зубки – ты живешь, не успел – тебя сожрали и косточек не оставили.
      На конфликтах построена и русская литература, классика, которую читают по всему миру. Я не буду приводить Достоевского с его работами, т.к. знаю, что у “Научи хорошему” на пунктик. Но, пожалуйста, давайте рассмотрим Тургенева “Отцы и дети”: конфликт строится на отношениях Евгения Базарова и Павла Кирсанова, их взгляды пересеклись и породили тот самый конфликт. Да, дошло до дуэли, но кто-то на этой дуэли умер? Кто-то кого-то застрелил? В конце романа умирает только Базаров, но из-за внутреннего конфликта: “машина сломалась”. Что же… нет! “Все конфликты это навязаное психологами-проесионалами, их задача сделать из населения планеты животных”, а не писатель создал шедевр, строя свой роман на определенном конфликте. Чтобы же мы теперь еще не животные? Хотя… 90% российского населения – это глупые люди, которые в большинстве случаев даже в руках книгу не держали и находили интерес в телевизоре. Но явно не книги с сюжетом, где просачивается конфликт, виноваты в подобном соотношении.
      “человек( имеется в виду бессмертная сущность ) не может придумать того что никогда не видел. ” – если у человека нормально с восприятием, то, придумывая определенный образ, сюжет, идею, она всё равно в чем-то будет сходна с чем-то уже существующим. Инопланетное вторжение – несколько раз стоял вопрос видели ли люди летающие тарелки или каких-то инопланетян? Не фейк ли? А если это правда, то тут уже рождается страх, что кто-то внеземной может захватить планету, так как его общество технологически развито, раз они могут летать. Наводнение, потоп, цунами – идет из прогнозирования “Глобального потепления” (например, вся Европа и европейская часть России уйдет под воду.), а также… тут как бы все христиански “подкованы”, религиозные… неужели сказочку из библии про потоп, где Ной ковчег построил и каждой твари по паре взял, не вспомнили? А что, если потом действительно был, и кто-то его написал, если верить теологической теории сотворения мира? А на счет “зомбирования населения” – это происходит сейчас. Вспомните о 90 % :)

  4. 5+

    Если поподробнее, то есть учебники. Александ Митта “Кино между раем и адом” хороший учебник для сценаристов, а писатель тот же сценарий пишет, только другими средствами. Пьесу на сцене смотрим или на экране, а роман сами читаем, но законы драматургии одни. Вообще, художественные произведения очень схематичны. Ни один конфликт не должен остаться неразрешённым (ружьё должно выстрелить по Чехову). В реальной жизни конфликты часто не разрешаются. Если говорить о “Выжившем”, то в реальной истории, его просто бросили, а сына не убивали. Соответственно, главный герой простил Фицджеральда. Но для фильма, романа это слабовато, нужен накал страсти. Обида, месть. Иначе зрителям будет скучно. Но в реальной жизни Фицджеральда мог бы убежать от возмездия после убийства сына главного героя, а в фильме или романе, так делать нельзя: конфликт должен разрешиться.

    http://dramafond.ru/uchebniki-kinodramaturgii/

  5. 5+

    Вопросы по поводу видео «Малоэтажная Россия»:
    1) Если каждой семье дать по 20-30 соток, то не всем хватит – уровень населённости разный. В Инидии, Китае, Японии и ряде других стран такое невозможно. Участки с домами просто негде ставить.
    Это не просто даже в России, где придётся вырубить несколько тысяч гектаров леса (2/3 территории России не пригодны для нормальной жизни).
    2) Где брать средства и ресурсы на строительство такого количества домов (речь о строительстве как минимум полумиллиарда домов) и поддержание жизнеобеспечения? Для этого как минимум ещё одна планета нужна.

    ООО, вспомнили Тетчер, которая сказала, что надо 90% русских уничтожить. Крик, тварь да это же сука русофобская.
    Ленин же реально говорил, что пусть 90% русских погибнет если остальные доживут до мировой революции. И никаких криков, ему даже памятники защищают и восстанавливают.
    И забыли чубайса (ну вымрет миллионов 30 – не вписались в рынок) икадырова-старшего, открыто призывавшего убивать русских.

    • 4+

      Подскажите, в какой своей работе Ленин говорил “пусть 90% русских погибнет если остальные доживут до мировой революции”?

  6. 7+

    А вообще я телевизор ради развлечения не смотрю. Любая информация это оружие против получателя, стараюсь информацию обезоружить. Еще все что хотел сказать на тему публикации сказал в ответвх на коментарии.

    • 8+

      Художественные конфликты существовали задолго до появления психологов. Я как раз про художественные конфликты говорил. Без конфликтов романа или фильма нет. Другое дело, что поверх можно напихать разных сомнительных идей, например, пропаганду. Я лишь о технической стороне создания романов и фильмов говорил. Вы же не будете отрицать, что технически голливудские фильмы сделаны на высоте. Да и романы англоязычные писатели пишут захватывающие. А вот что с помощью этих технических средств пытаются пропихнуть, другой вопрос. Вы же, например, тоже сомнительные мнения психолов приводите: человек якобы не способен придумать того, чего никогда не было. Человек не может придумать только нечеловеческою психологию для своих персонажей, поэтому звери (если фильм или книга про зверей), инопланетяне и прочие очеловечиваются – это просто переодетые люди. Кстати, в инопланетян не верю, хотя фильмы иногда на эту тему смотрю.

    • 3+

      Я ничего нового не пишу, это ещё Аристотель расписал в “Поэтике”. В последующие эпохи лишь уточняли и совершенстовали его теорию.

    • 4+

      А ради чего его ещё смотреть? Ради новостей? Так врут же, причём все, от запада до востока. Ради документалок? Ту же информацию можно найти в интернете, а не ждать несколько дней до нужной передачи, посмотреть которую может не быть возможности. Прогноз погоды? Тоже в интернете можно посмотреть, причём от разных источников. То есть, смотрим мы исключительно ради развлечения.
      З.Ы. Фраза про информацию выглядит довольно подозрительно.

    • 10+

      Игорь, конфликт, конечно, раскрывает человеческую психологию. Но мне кажется конфликт должен уже выходить на новый уровень. Бытовой конфликт уже стал малоинтересен, лично мне.Сейчас время новых технологий и философия конфликта должна выходить на новый интересный уровень. Ведь ещё 10 лет назад не было так много сотовых телефонов и интернет стремительно развивается и наука. А что мы об этом знаем? Где философия новых изобретений и их влияния на человека.
      Ведь не только техника, но и философия человека меняется. Где философия нового современного человека? Бытовой конфликт , стрелялки, преступления-всё это присутствует в современной жизни, но это не современность, это атавизм и он не поднимает человека на новую ступень развития.
      Надо искать новые конфликты, новые формы, которые будут развивать психологию и философию современного человека. Даже в фильмы о будущем тащат устаревшие атавизмы, неинтересный бытовой конфликт и не нужную для развития агрессию. Не хватает в фильмах новой современной философии человека, это на мой взгляд, может слишком придирчивый. Но мне кажется многие хотят действительно нового в современном кино, хотят созидательных идей. Человек как-то стал отставать от своих изобретений.

  7. 13+

    Никто ещё не доказал, что инопланетян нет. Следовательно, если они существуют, то своё мнение о землянах они по этим фильмам составят весьма негативное. Может уже сидят на какой -нибудь планете и на на землян “зуб точат” и всё благодаря тем, кто показывает их страшными и агрессивными монстрами. А может они добрые, как Лунтик). Думаю, что более безопасно для землян, не показывать инопланетный разум отрицательно. А вдруг…всё-таки они есть. Да и космос более притягателен если там есть добро, добро вселенского масштаба. Лично я за добрых инопланетян голосую)))

    • 3+

      Не думаю, что инопланетяне стали бы испытывать к чужакам, а мы для них именно чужаки, слишком тёплые чувства, не зависимо от наших фильмов. Чужак есть чужак, а свой – свой. Извините, я циник, хотя до 30 лет был очень наивным.

    • 9+

      Если они поднялись на более высокий уровень развития то понятия свой-чужой для них может не существовать, но дело даже не в инопланетянах, а в патологическом желании искать агрессию там где её нет. Инопланетяне в этом случае просто очень удобны, но лично я против использования инопланетян в этой роли. Моего мнения никто не спрашивает, но я не пойду в кинотеатр и не заплачу за такой фильм.

    • 3+

      Я разделяю реальную жизнь и выдуманную писателем или сценаристом. В реальной жизни мы хотим, чтобы всё было хорошо, но когда мы читаем книгу или смотрим фильм, то нам хочется, чтобы герой или героиня подверглись как можно большему количеству испытаний (от которых мы стараемся уклониться в реальной жизни). Можно сравнить с историей: когда ничего не происходит, читать скучно, значит люди живут хорошо. Если стало интересно читать (войны, революции и прочее), значит людям в тот период было тяжело. В реальной жизни мы избегаем конфликтов, а в придуманной писателем или сценаристом без конфликтов нельзя. Как я уже говорил, высшая форма – трагедия, то есть когда обе стороны конфликта по-своему правы, а не делятся на плохих и хороших. В “Юлии Цезаре” Шекспира все стороны конфликта по-своему правы: Юлий Цезарь прав, его убийцы правы по-своему, Октавиан прав и Марк Антоний прав. И все сражаются за свою правду. Нельзя сказать, что кто-то из них плохой, просто волей случая они оказались по разные стороны баррикад. И в этом трагедия, что неплохие люди оказываются врагами стечением обстоятельств, а не по своей воле.

  8. 5+

    У меня вопрос. А почему Вы разбираете только апокалиптические фильмы? Есть же, например, “Я, робот”, “Звёздный путь” и другие. В западном кино ведь есть не только постапокалипсис, но и просто фантастика!

  9. 6+

    Если разбирать всю фантастику, то надо целую книгу сочинять, а не статью. “Звёздный путь” появился в 60-е годы, когда думали, что скоро колонизируем космос. Оказалось всё намного сложнее. Например, нет защиты от космической радиации (проходит сквозь обшивку корабля) вдалеке от Земли. На Земле и на земной орбите нас защищает магнитное поле (оно достигает Луны, поэтому туда ещё можно слетать человеку, а дальше – смертельное облучение). Это главное препятствие для полётов на Марс.

    Очевидно, что со временем интерес к космосу пропал. Судя по всему никаких перспектив пока не видно, что и отражается в современной фантастике. Вспоминают легендарное прошлое, поэтому такой интерес к фэнтази, мистике. А из фантастики – смертельная глобальная эпидемия. Но в реальности ещё хуже: вымрут пчёлы, умрём с голоду, так как опылять овощи и фрукты некому будет, а пчёлы вымирают, можете статьи на эту тему в интернете прочитать. Радуйтесь, что трёхразовое питание ещё есть.

  10. 5+

    По поводу фильмов ужасов. Сразу скажу, что живу в Швеции, здесь другая ситуация. Есть роман “Челюсти” (не помню автора), по которому фильм снят (там сильно акценты переставили по сравнению с идеей автора). В романе мэр города узнал, что поблизости объявилась акула, но скоро начнётся туристический сезон, а для города туристы – главный доход. И мэр решает тревогу не объявлять, авось акула сама уплывёт. И там такому социалреализму большая часть романа посвящена. Знакомое поведение чиновников? Так вот такая рода правда на Западе почему-то только в ужасах проскакивает. Все остальные жанры сильно приукрашивают жизнь, как у того же Дэна Брауна (автора уже забытого “Кода да Винчи”): герои неправдоподобны (всё время только о своей работе думают, не отклоняются не направо, ни налево), ужасная тягомотина его детективы. Герои только о геройстве думают, а злодеи о злодействе. Всё залакировано. А в нормальных ужасах как раз много вещей, скрытых за фасадом показывается. Та же “Техасская резня бензопилой”: в маленький городок, где все друг друга знают приезжают чужаки, которых убивает маньяк, но все его покрывают, потому что он свой, а приезжие – чужаки. Опять же правдоподобные отношения между людьми показаны, а не как в либеральной пропаганде.

  11. 3+

    На тему этой статьи и я написал немало, и вывод у меня один: создатели фильмов согласны на любую катастрофу, кроме одной – революции:
    http://nastavnik-spb.3dn.ru/publ/antimir/massovaja_kultura_ochen_vyrazitelna/3-1-0-51
    Идею революции и «мира, где нет золотого миллиарда», я озвучил и в том, над чем сейчас работаю – «Страна Золотой Рыси» (действие происходит в 2020-х годах, то есть близком будущем, в новом государстве, возникшем на территории бывшего СССР, где власть захватили «бывшие русские», то есть русские по рождению, но принявшие восточный образ жизни – изначально как форму протеста, но затем решившие, что такой разрыв с национальными традициями более чем выгоден):
    http://nastavnik-spb.3dn.ru/publ/samye_neljubimye_temy_rabot/iskazhenija_istorii_v_novorusskikh_gosudarstvennykh_prazdnikakh/5-1-0-15
    А об «алгоритме» создания большинства фильмов, поименованных выше, можно прочитать здесь:
    http://contrlist.ucoz.ru/index/obyknovennyj_franshizm/0-1169
    В любом случае, моя гипотеза о неких ООО «Дивергент», ООО «Голодные игры» и т. п. заслуживает внимания.

  12. 8+

    Писатель Александр Дюма-сын возражал против брака своего сына с куртизанкой. Сын спросил:
    – Но ведь ты же сам написал об этом в “Даме с камелиями”.
    – Так то роман!

Оставьте комментарий

Войти с помощью: