Мультфильм «Маша и Медведь»: Какие образы, такое и будущее

9 сентября 2015
Обзор на мультфильм Маша и Медведь (2009)

Каждый взрослый до сих пор помнит свое нетерпение в ожидании маленького чуда — времени просмотра мультфильмов, где любимые герои жили в каком-то сказочном и увлекательном мире.

Сегодня, всё больше родителей задумываются о пользе мультиков для ребёнка. Пользе, кроме той, что малыша можно занять на время, пока мама готовит ужин или занята другими делами. Некоторые недальновидные родители недооценивают глубокий смысл просмотра мультфильмов для детей. Сегодняшний мир мультфильмов почти не имеет границ, что ставит множество вопросов перед взрослыми.

Мнения психологов и специалистов о пользе и вреде мультфильмов на развитие детей многообразны, но все убеждены, что эта роль огромна. Многие специалисты убеждены, что до трёх лет вообще нежелательно смотреть телевизор и влияние на зрение играет тут далеко не главную роль, поскольку в мультфильмах содержится множество и информации мировоззренческого содержания. Другие предлагают целый комплекс развивающих и обучающих программ для детей уже с 1—1,5 лет. Сызмальства у детей развивается способность копировать и повторять действия других людей и даже животных, поэтому герои мультов, ставшие для ребёнка авторитетом, объектом для подражания, могут в какой-то мере научить сопереживать другим, быть добрым и справедливым или, наоборот, — злым и жестоким. С этой точки зрения мультфильм является мощным средством воздействия на воспитание и развитие мировоззрения детей.

В статье «Какие программы устанавливают мультфильмы в головы наших детей?» мы писали о стереотипах поведения, которые формируют у детей некоторые мультфильмы, и на развитие каких качеств подрастающего поколения направлено их содержание. Объектом же сегодняшнего рассмотрения будет мультсериал «Маша и медведь». Тема эта значима, поскольку сам мультфильм достаточно популярен, персонажи — бренд, американский журнал «Animation Magazine» внёс мультсериал в список из 250 проектов, которые по их мнению могут стать классикой будущего, а его продюсер и сценарист Андрей Добрунов назначен новым директором «Союзмультфильма».

В этой публикации мы вспомним:

  • какова задача кино и мультипликации в культуре общества;
  • какие стадии формирования проходит детская психика; (как формируется детское мировоззрение)
  • кто, как и для чего может влиять на этот процесс;
  • приведём краткое сравнение пропагандируемых в мультсериале ценностей с традиционными семейными, поскольку в сети достаточно много примеров;
  • выясним, что несёт обществу на перспективу те образы и модель поведения, которые преподносятся через мультфильм;
  • почему либералам от искусства нужны именно такие мультфильмы.

Мультфильмы — важнейшее из искусств

10 июня 1936 года в Советском Союзе появилась киностудия «Союздетмультфильм». Вероятно, идея его создания принадлежит лично И.В. Сталину. Содержание мультфильмов, как и фильмов он воспринимал как пропаганду, своего рода инструмент для просвещения, обучения, средства донесения определённой информации и формирования у людей того или иного мировоззрения:

«Кино есть величайшее средство массовой агитации. Задача — взять это дело в свои руки».

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-7

В наибольшей степени Сталин был склонен программировать именно кино. И как вид искусства, более государственный, чем другие, то есть требовавший с самого начала работы государственного разрешения на неё и государственных затрат, и потому ещё, что он в своих представлениях об искусстве относился к режиссёрам не как к самостоятельным художникам, а как толкователям, осуществителям написанного.

— вспоминал писатель Константин Симонов.

Иосиф Сталин понимал значимость искусства кино и мультипликации, их силу воздействия на человеческие умы, поскольку люди не рождаются самодостаточными в морально-этическом плане, и до юношеского возраста проходят определённый путь психического становления, в котором нравственности отведено важное место.

Кино, после своего появления, действительно играет важнейшую роль в развитии культуры, но мультфильмы — более важны, поскольку их аудиторией являются только будущие зрители кинематографа, у которых только только формируется нравственность.

О том, что нравственность в человеке нужно целенаправленно воспитывать утверждали и ранее, например, П. Гольбах:

Говорить, что нравственные идеалы врождённы или представляются результатом инстинкта, — это всё равно что утверждать, будто человек способен читать, не зная ещё букв алфавита.

или Джон Локк:

Нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно, они не врождённы.

Овидий говорил:

Воспитывать нравственную составляющую человека — основная задача искусства. Искусства смягчают нравы.

Если же под воздействием различных обстоятельств культура искажает искусство, то высока вероятность того, что и общество, живущее в ней, будет неправедным и безнравственным в массовой статистике.

Понимание этого было уже в далёком прошлом. В качестве примера можно привести историю с Диогеном (412 до н.э. — 323 до н.э.), который ходил днём по городу Синопу с зажжённым фонарём и на вопрос о том, что он делает, отвечал: «Ищу человека», чем не признавал людей того общества в полной мере состоявшимися Человеками.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-8

Управление и нравственность

В связи с этим политика Сталина была направлена не только лишь на ликвидацию безграмотности населения (ликбез проводился большевиками с 1919 года), поскольку она сама по себе не решает всех общественных проблем. В управлении любыми процессами важны не только знания и навыки, но и способность применить их в праведном русле развития общества, ответить на вопрос не только о том, каким быть обществу и его культуре, но и для чего им быть — для реализации каких целей, решения каких вопросов и достижения каких задач.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-2

К сожалению нынешние управленцы зачастую не отвечают этому требованию, примером чему является — непрекращающийся кризис во всех сферах деятельности человека — экологической, экономической, социальной, культурной, экологической и т.п. Несмотря на высокие достижения «запада» в области технологий, мы живём в период всеобщего управленческого кризиса, который чаще называют биосферно-культурным.

Владимир Путин так же неоднократно заострял внимание на повышении качества управления. Например, в декабре 2014 года в Послании Федеральному собранию он указывал, что именно от качества управления зависит дальнейшая жизнь страны. При этом он подчёркивал, что это не просто заурядный вопрос, что это вопрос безопасности государства. Напоминал он об этом и в Санкт-Петербурге на Международном Экономическом Форуме: “Одним из важнейших шагов должен стать запуск механизма постоянного совершенствования управленческих кадров.”

Русская народная пословица говорит: Не научился Ванечкой — Иван Иванычем не научишься!

Она в достаточной мере выражает ту суть того, что совершенствование управленческих кадров начинается задолго до поступления в ВУЗы — в раннем возрасте и вся та информация, что человек получает позднее — загружается в уже сформированную систему стереотипов и нравственные установки воспитанные в детстве проецируются на результат управленческой деятельности, опыт и образование будущего общества, поскольку именно нравственность, как система оценок «нравится»/«не нравится»/«безразлично» связывает эти составляющие в психике каждого человека.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-9

Стадии развития психики детей

Чтобы понимать, как именно люди формируют будущее, нужно знать какие стадии развития проходит психика — алгоритмика мышления человека в детстве и какие факторы оказывают определяющее на неё влияние.

После рождения психика во многом аналогична психике представителей животного мира — ребёнок управляется в основном инстинктивными программами разного уровня и основными его потребностями являются еда и сон.

Взрослея, ребёнок начинает как обезьянка копировать поведение окружающих и хотя основную часть он перенимает от родителей, но не меньшее влияние на него имеют персонажи книг, кино или видеоигр. Поэтому в этот период не менее важно следить за тем, какой пример они подают детям и как он на них реагирует.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-15

Дети очень быстро перенимают поведение ярких и запоминающихся персонажей, таких как Маша из рассматриваемого мультфильма. К тому же она — доминирующая модель поведения, тогда как медведь несёт в себе пассивную, подчинённую модель поведения. Дети охотнее копируют активную Машу, которая несёт в себе вполне определённые стереотипы поведения, однако при этом Маша — как пример ущербна, она показывает не полное развитие лучших сторон человека, к чему и следует стремиться подрастающему поколению, а, наоборот, тормозит развитие детей, прививая при этом ещё и негативные стереотипы. Множество «мам» не понимают, на каком уровне тормозит развитие ребёнка мультфильм «Маша и Медведь» и чему он учит их чадо. Например, группы ВК, где даётся информация о вреде «Маши и Медведя» — малочисленны, а вот групп обожания «Маши» — море, что очень плачевно для общества, поскольку именно мамы заражены «Машей» больше всего, именно мамы дают своим детям перенимать её стереотипы, а потом плачутся на форумах:

Мультфильм Маша и Медведь нравится мне до боли, и яркий и красочный, но вот только последнее время начала замечать за дочкой копирование этой самой Маши. На мой взгляд, мультик хороший, весёлый — но для взрослых. Дело в том, что маленькие дети не до конца понимают суть смешных событий, они берут пример с понравившегося персонажа. Так у нас и получилось с фильмом «Маша и медведь». Дочка полностью копирует девочку. То она у меня ложкой по столу стучит, требуя каши. То пытается из всего, что попадёт сварить варенье, тут ставила палочки (Как на доске), так моя кроха нарисовала Мишку на обоях. Дочка очень хорошо запомнила фразу «ещё» когда даёшь конфеты. Это был финиш в гостях мою дочь угостили, а она громко вытянув руку сказала ЕЩЁ. И смех и грех. (http://irecommend.ru/content/masha-uchit-erunde-ne-stoit-smotret-detyam)

Дети, по сути, в этот период перенимают стереотипы и программы поведения, принятые в данной социокультурной среде, формируют образное представления об окружающем мире. Особенностью этого этапа является прямое копирование без нравственных оценок поведения копируемого. Это подобно тому, как мы записываем программы в память нашего компьютера, чтобы потом ими пользоваться. И если в этот период формирования психики дети столкутся с наглым, неуважительным по отношению к старшим и жестоким по отношению к животным поведением как у Машеньки, то оно будет принято по умолчанию как естественное и нормальное.

К тому же её поведение порой бывает совершенно не таким, как подобает вести себя девочкам: короткая стрижка, кожаная куртка и гитара делают образ субкультур привлекательным для детей.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-4

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-6

Позднее у ребёнка просыпается и начинает активно развиваться интеллект (начало этого этапа характеризуется тем, что ребёнок начинает говорить о себе в первом лице — «я хочу», а не «Вася хочет»). Особенность этого периода в том, что ребёнок начинает творчески подходить к собственной психике — самостоятельно вырабатывать модели своего поведения, экспериментировать с пределами дозволенного родителями и пределами поведения в окружающем мире (это можно охарактеризовать словами: «как будто специально шкодит»).

В этот период ребёнок активно занимается оценкой окружающего на основе сформировавшихся на предыдущем этапе нравственных установок и стереотипов.

Нужно пояснить, что психика — многокомпонентная информационная система — это алгоритмы (шаблоны) мышления или порядок обработки имеющейся у человека и поступающей извне информации. Алгоритмы человек способен формировать сам, но их так же можно «подгрузить», минуя сознание прямиком на подсознательные уровни психики, словно вредоносные программы на компьютер, которые система не воспринимает за угрозу и даёт им права «администратора» — «полное право доступа» к системе и обработке информации. Если ребёнку удалось внедрить алгоритмы безнравственного поведения, то с большой долей вероятности впоследствии в психику можно «ввести» и поддерживать прочие «установки», например, представление о том, что цель жизни — постоянное получение удовольствий и веселье (гедонизм), так называемые «западные ценности», на основе которых можно в течение жизни одного или нескольких поколений строить индустрию потребления и воспитывать бездумную толпу, или, как выразился бывший министр образования Фурсенко — «квалифицированного потребителя».

По словам заместителя Председателя Комитета по образованию и науке Государственной думы РФ, Председателя движения «Образование для всех» Олега Смолина, Андрей Фурсенко на ежегодном молодёжном форуме на Селигере 23 июля 2007 года сказал, что по его мнению:

…недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других.

Задача воспитания потребителя — основная идея либерально-экономической системы основанной на принципе «извлечения максимальной прибыли несмотря ни на что» и является одним из средств доминирующей концепции глобализации направленной на недопущение становления людей в качестве полноценных Человеков, остановке развития психики на одном из предыдущих этапах, поскольку от того какие алгоритмы в психике обладают наивысшим приоритетом зависит наше поведение.

Следующий этап формирования устройства психики ребёнка заключается в том, что он начинает осознавать, что в окружающем мире есть определённые пределы дозволенного, причём не только родителями, другими взрослыми и обществом в целом, но сама жизнь когда мягко, а когда жёстко корректирует поведение человека теми или иными жизненными обстоятельствами. И в какой-то момент он понимает, что просчитать с помощью интеллекта всё это многообразие ситуаций не представляется возможным, и возникает вопрос: Как пребывать в ладу с этой неограниченностью жизни? И тут внимание ребёнка должно быть обращено на такие компоненты психики, как интуиция и совесть, которые могут давать нерационализированные оценки тех или иных поступков, тех или иных намерений.

Настоящим состоявшимся Человеком с большой буквы является тот, кто в своём поведении, в первую очередь, следует рекомендациям совести, как канала поступления безошибочной информации о наилучшей линии поведения в конкретной ситуации, опирается при этом на интуитивные прозрения, вырабатывает необходимые новые программы или выбирает уже имеющиеся в психике модели поведения с помощью интеллекта, не забывая и о инстинктивных потребностях организма.

Таким образом, структура психики любого индивида такова, что она не запрограммирована однозначно, а может быть различной, и формируется под воздействием воспитания. Этим человек отличается от других биологических видов на Земле.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-14

Вне зависимости от расовой и национальной принадлежности индивид может быть:

  • аналогичен животному, если всё его поведение безусловно и безоговорочно подчинено инстинктам, которые скрываются под разного рода оболочками, сложившимися в культуре;
  • аналогичен автомату, который сам не способен выйти за пределы заложенной в него культурой программы;
  • аналогичен демону, действующему по своему разумению без каких-либо нравственно- этических ограничений по принципу «что хочу, то и ворочу» в пределах тех возможностей, которые ему позволяют реализовать неподвластные ему социальные и природные факторы. Маша из мультфильма учит именно этому, вкупе с ворохом социальных стереотипов. Носители именно этого устройства психики пытаются реализовать с незапамятных времён глобальное «элитарно»-невольничье государство, в котором все скованы иерархией взаимного паразитизма. Маша в мультфильме — главный паразит, а Медведь — её невольник.
  • состоявшимся же Человеком является только тот представитель биологического вида «Человек разумный», который задумывается об объективной сущности Добра и Зла в конкретике их проявлений в жизни, и делает свой осознанный выбор в пользу Добра, поддерживая верность своему выбору в любых обстоятельствах осмысленно волевым порядком. Таким образом, настоящий Человек — это тот индивид, который живёт под диктатурой совести и никогда не лжёт.

Данное распределение по типам психики не подразумевает никакой сертификации, потому что каждому индивиду — любой расы, пола, национальности, вне зависимости от типа устройства психики, в котором он пребывает, дана возможность состояться как Человеку и научиться всегда и всюду поступать по совести. Только сам человек может судить о том, при каком типе строя психики он живёт и действует в разных обстоятельствах, потому что работа совести — дело внутреннее и никакой сертификации извне не поддаётся.

В русском языке слово Совесть — это аббревиатура — С+овестью ВО+дительство, БО+гом ДА+нное. Такое определение ёмко раскрывает всё вышесказанное.

Различие взрослых по типам строя психики — результат остановки или извращения развития личности в процессе взросления в результате неправильного воспитания в семье и воздействия порочной исторически сложившейся культуры общества.

Человечный тип строя психики единственно способный нести идею и практику реализации человеком справедливого устройства жизни и соответственно — лада в обществе среди людей и лада людей с Природой, поскольку совесть — безошибочна, а человек живущий под её диктатурой — никогда не лжёт.

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-1

Искусство для детей — какое оно?

Образ современной Маши взят с героини русских народных сказок, примерно семи лет от роду. Из-за своей непослушности она заблудилась в лесу, но благодаря сообразительности и доброте, сумела избежать опасности и вернуться домой.

Вряд ли по мотивам современного мультфильма можно будет сочинить такую-же поучительную сказку, ведь ключевыми словами в ней будут такие: «сломала», «испугала», «отняла», «разозлила», «ударила» и т.п. Это худшие примеры поведения для воспитания ребёнка, если только мы не хотим получить маленького «зверька», «робота» или «демонёнка». Как альтернатива — пример человечного поведения для детей, предлагаем посмотреть в старом советском мультфильме «Фантик».

kakie-obrazy-takoe-i-budushhee-ili-chto-prodvigaet-multfilm-masha-i-medved-i-liberaly-13

Заключение

Не вся информация одинаково полезна. Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоциональном развитии ребёнка. Наряду с чтением книжек и рассказами родителей они учат малыша ценить добро и красоту, осуждать зло и насилие, отличать вымысел от реальности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми, либо уродуют ребёнка — лепят из него эгоиста, садиста и беcчувственного недолюдка. Будьте внимательны к тому, какие мультфильмы смотрит ваш ребёнок!

Предлагаем ознакомиться с брошюрой от проекта «Научи хорошему», которая не только является путеводителем по миру современных мультфильмов, но и позволяет самостоятельно научиться отличать хорошие мультфильмы от плохих и понять механизм воздействия мультфильмов на детей.

Здесь можно найти примеры хороших мультфильмов, которые стоит показывать детям.

По материалам: inance.ru

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

25

Уведомлять о новых материалах?

Комментарии к статье 6

  1. Все хорошо и правильно написано, но вот приводить в пример советскую мультипликацию, особенно после 70-х годов как образец хорошей или хотя бы приемлемой по качеству пропаганды я бы не стал.

    Несмотря на то, что большинство советских мультиков несли в себе действительно хорошую нравственную составляющую, но их художественное качество, сюжет, проработанность и привлекательность персонажей, стиль и исполнение в большинстве своем не выдерживали никакой критики при сравнении с заграничной мультипликационной продукцией. В сравнении с заграничными аналогами они были просто неинтересны зрителю, особенно ребенку. В них не было той тонкой струны, привязывавшей внимание зрителя к своим образам, сюжету и ролевым моделям. Большинство персонажей советских мультфильмов были серыми, среднестатистическими, быстро забываемыми и неинтересными.

    Пример? А ну-ка вспомните навскидку хотя бы с десяток запомнившихся вам персонажей и сюжетов советской мультипликации? В чем интересность, уникальность того или иного персонажа, какие забавные черты хочется обсуждать и ждать новых с персонажем историй? Возможно, с десяток мультфильмов с действительно харизматичными, привлекательными и узнаваемыми персонажами и найдется. Возможно, даже полтора или два десятка. А ведь мультфильмов выпускали десятки тысяч! И из десятков тысяч единиц мультпродукции лишь считанные единицы хоть как-то запомнились, а значит оставили в подкорке свою ролевую модель, свою методику мышления и свои приоритеты жизни. А остальные? А остальные со всеми их безликими серенькими зайчиками просто мимо цели из пустого в порожнее.
    А теперь вспомните запоминающихся харизматичных персонажей западной мультипликации. И большинство современников без труда назовет многие и многие десятки персонажей, хорошо помня их характеры и контекст сюжета начиная с Микки-Мауса, Гаечки и Скруджа и заканчивая Бетменом, Человеком-пауком и черепашками ниндзя. И это еще без учета мощнейшего по своему пропагандистскому эффекту анимэ. Спрогнозировать поведение того или иного персонажа в конкретной ситуации большинство сможет без труда, а это значит одно: ролевые модели этих персонажей намертво вшиты в подкорку. А теперь давайте сопоставим просто количество харизматичных запоминающихся персонажей и историй. И как? Как-то сильно не в пользу советской мультипликации, правда? Хоть по валовому количеству мультфильмов советские мультфильмы и не пасут задних, но действительно пригодных в качестве мировоззренческо-регуляторных инструментов из всей этой кучи едва ли доли процента.

    И это мы еще не касались качественной разницы. Качественной в части увлекательности и способности завоевывать внимание зрителя. Да, когда мультики показывались исключительно вместе с Хрюшей и Степашкой, и больше нигде, то детвора их таки смотрела, ибо других не было. Но когда есть выбор смотреть Ну погоди или Трансформеров, 99% детей выберут трансформеров. А это значит что даже те немногие узнаваемые советские харизматичные истории и персонажи едва ли смогут конкурировать за внимание зрителя если не будет сохранена полная информационная монополия.

    Одним словом, качество наших мировоззренческо-регуляторных инструментов в деле борьбы за аудиторию и по своему пропагандистскому эффекту просто смехотворны. Та же история, только в гораздо более плачевной и смехотворной форме касается религий с их “традиционными ценностями”: говорят они вещи правильные и хорошие, да только воспитательный эффект, особенно на молодежь, религии способны оказывать еще более убогий чем советская мультипликация. Потому что ключ к успеху и эффективности мировоззренческого инструмента – это его ИНТЕРЕСНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ, ЖЕЛАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТАКТА и ПОГРУЖЕНИЕ. И всегда в работе с массовым сознанием побеждает более интересный и увлекательный инструмент. Вот почему религии сливают вчистую в деле обучения молодежи: они просто неинтересны никому за очень редкими исключениями. И потому даже если детей волевым усилием заставлять смотреть советские мульты (из которых действительно годных едва ли на день-два просмотра) или ходить в церковь (что они в большинстве случаев будут делать с отвращением ибо просто неинтересно), перенятие ролевых моделей все равно будет происходить от более увлекательных историй и персонажей, т.е. от более интересных мировоззренческо-регуляторных инструментов.

    Выводы печальны. Выход из этой ситуации мне кажется ровно один: архитщательно подходить к вопросу кадровой базы соответствующих деятелей культуры. И в этом деле массовые расстрелы будут совсем не лишними.

    4
      2 ответа
    • Думаю, что для ребёнка совсем не важно, какая в мультфильме ролевая модель поведения. Для него гораздо более важно, что персонаж безопасный и добрый. Ребёнок всегда интуитивно чувствует фальш и зло. Не скажу, что все, но некоторые советские мультфильмы создавали для ребёнка ауру безопасности, доброты, защищённости. Этого дорогого стоит. Эти серые наивные зайчики не погружали ребёнка глубоко в виртуальную реальность, они просто были рядом, как свидетельство доброты взрослых по отношению к детям. И чем меньше в мультфильме вымышленного виртуального мира тем лучше.Думаю, что мультфильм должен быть котороткий и бесхитростный просто, как поцелуй матери перед сном. Он не отрывает ребёнка от реальности, он просто на короткое, но важное для ребёнка время, говорит ему – взрослые тебя любят. И здесь уж совсем не важно, как нарисован герой, просто если он нарисован с любовью к детям, они это неприменно почувствуют. Мне кажется, что длинные, красочно нарисованные мультфильмы в какой-то спепени пугают ребёнка. У него возникнет вопрос , а зачем это меня взрослые отсылают в иной придуманный мир, да ещё так качественно его для меня конструируют. А нужен ли я им в этой жизни, если они для меня придумывают другой мир, такой далёкий от реальности. Зачем они меня туда хотят отправить-вот вопрос который возникнет у ребёнка. Пропадёт чувство безопасности , нужности, доверия к взрослым. Ведь ребёнок живёт в реальной жизни, перед ним будет возникать масса реальных вопросов. Применив пару раз предложенную модель поведения он может понять, что она не работает или ему вредит. От этого ещё больше усилилится недоверие к длинным и красочным мультфильмам. Ведь обман, как бы он не был красиво нарисован будет всего лишь обман. В бесхитростных, коротеньких мультиках есть определённая и не маленькая польза. Ведь ребёнок часто любит не самую дорогую игрушку, а ту с которой у него связаны добрые воспоминания.

      6
      • Благодарю за замечательную статью, узнала много нового. Насчет Маши из мультфильма, недавно наблюдала в магазине, как ребенок лет 4-5 закатил молодым родителям настоящую истерику и успокоился только когда его усадили в продуктовую тележку смотреть на планшете этот мультфильм. Жутковато стало – вот оно, воздействие на детей, которое уже приносит свои плоды.

        8
        • Ещё 1 комментарий

        Оставить комментарий

        add minus