4 апреля 2018

Общественники предложили создать аналитический совет по оценке влияния фильмов и игр на детей

Общественники предложили создать аналитический совет по оценке влияния фильмов и игр на детей
Ориентировочное время чтения: 7 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Предложение общественников

Член Общественной палаты Элина Жгутова выступила с предложением создать аналитический совет, который будет оценивать влияние предназначенной для детей продукции на психологическое, культурное и духовно-нравственное развитие ребёнка. Планируется проверять не только игрушки, но и книги, видеоигры, а также фильмы для подрастающего поколения.

Решать, какие товары не навредят маленьким россиянам, будут представители общественности, деятели культуры и родители. Соответствующее предложение внесено в план мероприятий, проводимых в рамках программы «Десятилетие детства», которая стартовала в 2018 году. В ближайшее время документ должен поступить на утверждение в правительство, а 1 июня будет принят в окончательном варианте. Планируется, что экспертные группы аналитического совета будут работать на базе Минпромторга, Минобрнауки и Минкульта.

Автор инициативы, член комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, материнства и детства Элина Жгутова рассказала, что этот пункт был внесён в план в связи с многочисленными жалобами, поступающими от родителей.

«Необходимость создания такого совета назрела давно. Родители возмущены тем, какие товары поступают на прилавки магазинов. Если материальная продукция ещё хоть как-то контролируется, то нематериальная — фильмы, видеоигры — почти нет, — поясняет Жгутова. — Продукция будет оцениваться с точки зрения воспитания, а не только образования и развлечения. Она должна нравственно и морально формировать личность, а не пропагандировать жестокость… Поскольку у нас отсутствует закон о цензуре, то этот аналитический совет может выдвигать только рекомендации детских психологов, педагогов, психиатров, родительского сообщества. Они будут формировать некое мнение и настойчиво рекомендовать родителям либо приобретать, либо отказываться от каких-то игр», — пояснила Элина Жгутова.

В начале прошлого года с похожей инициативой выступали другие общественники — Ассоциация родительских комитетов и сообществ. В Госдуму было направлено обращение с просьбой разработать закон, ограничивающий оборот компьютерных игр и детских игрушек, которые пропагандируют агрессию. Но тогда нижняя палата проигнорировала инициативу, рассказала глава общественной организации Ольга Леткова. Она также сообщила, что готова поддержать предложение ОП.

Позиция центральных СМИ по дискредитации инициативы

Несмотря на крайнюю актуальность предложенной инициативы, крупные российские СМИ снабдили публикацию этой новости комментариями различных «экспертов», негативно отозвавшихся об идее общественников. Большинство их высказываний нацелены на смещение акцента обсуждения темы и дискредитацию идеи создания аналитического совета.

В частности, к публикации на сайте Коммерсант добавлено мнение доцента кафедры психиатрии и медицинской психологии РУДН Романа Сулейманова. По его словам, жестокие компьютерные игры — совсем не главная причина асоциального и агрессивного поведения детей и подростков, а куда более серьезная проблема заключается в нежелании родителей следить за тем, какие игры они покупают детям: «Надо, в первую очередь, больше уделять внимания воспитанию самих родителей для того, чтобы они правильно доносили мысли до своих детей и оберегали их от воздействия таких игр, потому что, конечно, запретить их все невозможно. Родители, наверное, самое слабое звено здесь, потому что не игры виноваты. Это всего лишь одна из составляющих. Можно сравнить эту ситуацию с сахаром — нельзя наложить на него абсолютный запрет, но можно настойчиво объяснять родителям, что детям нельзя пить столько газированных напитков и питаться только пирожными. В этой ситуации компьютерные игры выполняют именно такую роль».

Комментарий редакции: Во-первых, на формирование мировоззрения детей влияют и родители, и медиасреда, и множество других факторов, на которые должно обращать внимание государство, если оно заинтересовано в воспитании здорового и нравственного подрастающего поколения. Во-вторых, в инициативе не идёт речь о запрете фильмов или игр, а говорится о создании консультативного органа, задачей которого как раз и будет «оценка и оповещение родителей о полезности или вредности той или иной продукции для детей».

Общественники предложили создать аналитический совет по оценке влияния фильмов и игр на детей

Агентство Russia Today приводит мнение профессора Института образования ВШЭ доктора психологических наук Андрея Подольского. По его словам, выступая за создание органа, который определял бы, во что играть и что смотреть детям, родители пытаются снять с себя ответственность. Игрушка или фильм не смогут повлиять на ребёнка так, как положительный или отрицательный опыт, который он получает в семье, констатирует эксперт. «В основе лежит наивно-упрощенческая точка зрения: если дать правильные вещи, то ребёнок будет правильно развиваться. Но одна и та же книжка в разных ситуациях может сыграть разные роли. Дело не в том, хорошая она или нет. Дело в том, как ребёнок будет с ней заниматься, как она встроится в его жизнь, сумеют ли родители с ней достучаться до души ребёнка, объяснить. Никто и ничто не сможет заменить родительскую функцию», — утверждает Подольский. Сейчас существуют государственные органы контроля, которые вполне справляются со своей функцией и не допускают поступления на рынок некорректной продукции, добавляет специалист.

Комментарий редакции: И опять всё та же манипулятивная попытка переложить всю ответственность на родителей, сведя в глазах общественности целостное рассмотрение проблематики к одному аспекту. Одна и та же книжка или игра, безусловно, в разных ситуациях может влиять на детей по-разному, но это не отменяет тот факт, что любое произведение содержит свою внутреннюю алгоритмику, согласно которой оно будет статистически вероятно влиять на большинство детей вполне определённым образом. И если фильм, например, пропагандирует употребление алкоголя, то именно этот посыл и получат большинство зрителей. Мнение так называемого «эксперта» о том, что государственные органы «вполне справляются», опровергается сотнями видеообзоров и статей проекта Научи хорошему, в которых проведена психолого-педагогическая оценка влияния современного медиа-контента.

Агентство Новые известия опубликовало мнение заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Бориса Чернышова который считает, что достаточно доработать уже имеющиеся механизмы контроля, дополнив их, например, общественными наблюдателями. «Может получиться так, что мы создадим дополнительный орган, который непонятно как будет формироваться. Непонятно, кто будет туда входить и как его решения должны будут претворяться в жизнь. Поэтому лучше усиливать те органы государственного контроля и управления, которые сегодня существуют и функционируют. Если они неэффективны, то с этим нужно бороться», — уверен депутат. К тому же, по словам парламентария, критерии, по которым предстоит отбирать продукцию, очень размыты и экспертам будет сложно прийти к единому мнению.

Комментарий редакции: Подготовка и разработка законопроекта о создании подобного органа как раз и подразумевает решение всех этих вопросов по формированию чётких критериев, определению ответственных лиц, их полномочий и так далее. Важность поднятой проблемы достаточно высока, чтобы претендовать на существование отдельной структуры, которая будет заниматься её решением. А если получится так, что в результате созданный орган будет неэффективен, то это вопрос к дееспособности тех, кто отвечает за реализацию инициативы, в том числе и лично к Б.Чернышову, чья должность подразумевает необходимость решать в том числе подобные вопросы. В целом, мнение Б.Чернышова, во всяком случае в том виде, как его опубликовали в СМИ, сводится к тому, что предложение общественников по созданию аналитического совета надо проигнорировать.

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

34
14
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 3

  1. Ну, как всегда, есть несогласные с инициативой и несогласные с этими несогласными. Но вопросы-то остаются:
    1. По каким критериям будут отбираться люди в этот совет? В число родителей кого будут брать? Многодетных с определенным числом детей? Владельцев детских домов семейного типа?
    2. Рекомендательный характер совета – это прекрасно (хотя он не может быть другим, так как спрос за поведение детей все равно с родителей), но ведь и врач в поликлинике тоже только рекомендует, а не силой заставляет пациента пить лекарство. И деятельность врача регулируется законом. Значит, и этот совет должен регулироваться законами.
    3. Большинство родителей нуждается в обучении и рекомендациях – иначе этот совет был бы не нужен. Но при этом в совет будут входить родители. То есть какие-то особо подкованные? А как это будет проверяться?
    4. Есть опасения, что педагоги, психологи и психиатры в составе совета не будут беспристрастными в своих областях наук – им ведь надо будет гнуть свою линию.
    Но это так, мысли наперед. Время рассудит и все покажет.

    2
    • Меня всегда удивляло, то что создатели фильмов и мультфильмов большей частью никак не комментируют свой “продукт”, не общаются со зрителями, не отвечают на их вопросы.
      А ведь было бы правильно к каждому фильму и мультфильму создавать аннотацию. В ней создатели медиапродукта должны рассказать зрителю, кто заказчик фильма, мультфильма, шоу и т.д, с какой целью создан этот “продукт”, кто будет отвечать на вопросы возникшие у зрителя перед просмотром или после просмотра, кто несёт ответственность, если фильм или мультфильм причинил человеку материальный или моральный ущерб, кто несёт ответственность если фильм имеет неправильную возрастную маркировку.
      Да мало ли вопросов может возникнуть у зрителя, тем более если фильм или мультфильм ещё за его деньги создаётся.
      Мне кажется, что вот этот вариант, когда показывают трейлер или рекламу уже не современный, многие зрители уже понимают, что в рекламе они видят одно, а кинотеатре другое. Смыслы фильма в трейлере или рекламе почти всегда умалчиваются.
      Вот этот аналитический совет, про который Вы пишите, он что будет анализировать? Сначала свой продукт должен проанализировать создатель, написать правду, а если солжёт и эта ложь будет выявлена, то нести за это ответственность.
      А то получается кто что-то там создал, затаился, а кто-то должен голову ломать, что он создал и зачем.
      При наличии интернета на каждый фильм и мультфильм может быть создан сайт, со всей необходимой информацией. На этом сайте должна быть возможность задавать вопросы создателям и они на эти вопросы ( или их доверенные лица) должны будут отвечать в обязательном порядке.
      Тогда закончится эта игра в кошки мышки, когда кто-то что-то создал, а никакой ответственности за это не несёт, а кто-то что-то анализировал, но не так понял. В советское время ведь была такая комиссия, тоже анализировала, до сих пор смотрим непотребные пьяные попойки в некоторых фильмах.
      Вообще, как говорится, одна голова хорошо, а много лучше. Не может какая-то комиссия за всех людей решать что хорошо, а что плохо. В современном мире есть возможности узнать и зафиксировать мнение большинства зрителей. По этому пути и следует идти.
      Вообще, создатели фильмов и мультфильмов и сами могли бы уже догадаться, что это насущная потребность современного времени.
      Да, есть не мало сайтов, где зрители оставляют своё мнение о просмотренном фильме, мультфильме, шоу и т.д, но это разговор с самим собой, а говорить надо с создателем. Это будет взаимовыгодное сотрудничество.

      5
      • пока не определены чёткие цели и задачи и конечно же ответственные всё это выглядит как ИМИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…
        да и как оне собираются что то цензурировать, когда идеология в стране запрещена по конституции… им там что то попы напоют из ветхого завета, где сплошные извращения и убийства, ась? (facepalm)

        4

        Оставить комментарий

        add minus