7 апреля 2021

О смыслах песен группы «Король и Шут»

О смыслах песен группы «Король и Шут»

В этой статье проведу анализ творчества российской панк-группы «Король и Шут», некогда популярной среди молодёжи. Обычно молодыми людьми музыкальные коллективы такого рода воспринимаются как проявление свободы от гнёта общественных догм, норм морали, как протест против несправедливости системы, как возможность заявить о себе. Правда зачастую такие явления и порождаются деструктивными элементами системы, а затем используются и популяризируются теми, кто заинтересован в доминировании именно такого «искусства».

Группа «Король и Шут» метко и прочно вклинилась в брешь между поколениями, которая разрасталась на пепелище некогда другой страны. Это старая практика институтов растворения традиционных устоев, и ориентирована она преимущественно на неокрепший юный нрав. Изначально происходит манипуляция с отвлечением внимания в сторону «модно», «круто», «ново», «молодёжно». Часто играют как раз на появлении в подростковой среде естественных возможных недопониманий или противоречий со старшими, куда и вбивается клин, который в некоторых случаях может спровоцировать трещину сознания до самого основания. Клин этот именно вбивается, потому как в обычном течении времени, противоречия обычно разрешаются к обоюдной радости.

Даже с небольшой высоты опыта и анализа действий музыкальной индустрии и последствий её влияния на общество, очевидность деструктивной направленности творчества группы «Король и Шут» у зрелого человека должна не вызывать сомнений. Достаточно посмотреть несколько интервью с солистом Михаилом Горшенёвым, который в основном даёт их «под чем-то» и не может связать нескольких слов, или почитать его биографию, в которой есть 8 клинических смертей от употребления наркотиков и якобы «пророчество», что он до сорока не доживёт. Что в рассматриваемом случае таким словом как «пророчество» называть неверно, так как пророчество – это то, что неизвестно наверняка, быть может, какое-то судьбоносное предположение. А тут видится очевидным закономерная связь мировоззрения, образа жизни с её результатом.

О смыслах песен группы «Король и Шут»

Единственный светлый момент в истории лидера группы связан с появлением семьи уже в зрелом возрасте. На этот период приходится прекращение разрушающего поведения и рождение дочери. Тем не менее, это не смогло спасти Горшенёва, и умер он молодым от передозировки. Михаил и не скрывал, что его кумир – солист группы Sex Pistols Сид Вишес, умерший также только пораньше, в 21. Всем своим творчеством, и своим образом жизни и ухода из неё, группа продвигает тему ранней смерти, как бы «на взлёте». В сущности, конечно не на взлёте, а в крутом финальном пике, не достигшем даже границы облаков.

А вот пророчеством в этом контексте можно назвать произведение писателя Ивана Антоновича Ефремова «Час Быка», в котором описана мрачная планета Торманс, где в прослойке общества «кжи» (краткожители) было модно и почетно умирать в 25 лет. И это всячески поощрялось и превращалось чуть ли не в праздник. Наверное, писатель расстроился бы, узнав, что его предупреждение в виде художественного романа было проигнорировано, и что теперь на аналогичную тему уже пишут песни, и не только, кстати, эта группа, и не только русскоязычные.

Вот одна из таких композиций… группа «КиШ»:

С головы сорвал ветер мой колпак,
Я хотел любви, но вышло все не так,
Знаю я ничего в жизни не вернуть
И теперь у меня один лишь только путь…

Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был, и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймешь, кого ты потеряла.

Быть таким, как все с детства не умел
Видимо такой в жизни мой удел,
А она, да что она? Вечно мне лгала
И меня никогда понять бы не смогла.

Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был, и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймешь, кого ты потеряла.

Гордо скинув плащ, вдаль направлю взор,
Может она ждет? Вряд ли… Это вздор,
И издав дикий крик, камнем брошусь вниз
Это моей жизни заключительный каприз…

Припев… ещё разок чтобы закрепить.

О смыслах песен группы «Король и Шут»

Интересно, скольких людей этот текст подтолкнул к действиям, или хотя бы посеял сомнение в их головах в священности и сакральности своей жизни и предназначения? Статистика в годы выхода песни была неутешительной. Но оставим оценку степени влияния подобной музыки на количество суицидов на усмотрение читателя. В довесок вспомним только про книгу «Страдания юного Вертера» – как яркий пример влияния творческого произведения на эту самую статистику. Автор книги, кстати, написал её почти авиобиографичной, только вот слукавил с финалом.

Показательно также, что по некоторой информации сам солист «Король и Шут» в последние годы отказывался эту песню исполнять на концертах. То ли сам испугался «костлявой», то ли совесть возобладала.

Несмотря на это, значительная часть общества посещала концерты группы, знает песни наизусть, и даже сейчас многие люди из моего круга общения с ностальгией вспоминают эти композиции. Вроде как безобидные страшилки-ужастики для взрослых – «просто круто», «русские панки», «весело же». Ага, весело, животики надорвать можно.

А если посмотреть под другим углом? Тема смерти и вероломства присутствует чуть ли не в каждой песне. Музыканты заявляли, что у них, мол, «полноценное творчество – мы рассказываем слушателям сюжетные истории». Да они душещипательны, но направлены не на избавление от боли, от этого щипания, а скорее, наоборот – к её усилению и в итоге коллапсу. После прослушивания вообще не хочется верить в светлое в людях и в их попытки стать лучшей версией себя. Образы, которые близки и дороги каждому русскому человеку, дискредитируются в песнях по каким-то демоническим сценариям.

Песня «Лесник»: Как и положено, положительный, добрый, отзывчивый персонаж приглашает путника в дом согреться….

Будь как дома путник, я ни в чем не откажу,
Я ни в чем не откажу, я ни в чем не откажу!
Множество историй, коль желаешь расскажу,
Коль желаешь расскажу, коль желаешь расскажу!

На улице темнело, сидел я за столом.
Лесник сидел напротив, болтал о том, о сем.
Что нет среди животных у старика врагов,
Что нравится ему подкармливать волков.

Будь как дома путник, я ни в чем не откажу,
Я ни в чем не откажу, я ни в чем не откажу!
Множество историй, коль желаешь расскажу,
Коль желаешь расскажу, коль желаешь расскажу!

И волки среди ночи завыли под окном.
Старик заулыбался и вдруг покинул дом.
Но вскоре возвратился с ружьем на перевес:
Друзья хотят покушать, пойдем приятель в лес!

Вот это поворот, вот и верь потом стареньким добрым дедушкам. А ведь не верить предлагается как раз юношам, которым эта опора и общение со старшими необходимы.

О смыслах песен группы «Король и Шут»

А вот так выглядит образ верной жены в песне «Короля и Шута»:

Дождливой ночью парень, выбравшись из леса
Вдруг одинокую избушку увидал.
Надеюсь, там мне до утра найдется место,
Я страшно голоден и очень уж устал.
Старуха дряхлая скитальцу дверь открыла,
Пустила в дом и не спросила ничего.
Переодела, очень сытно накормила,
Постель на печке разложила для него.

Только парень глаза сомкнул,
Как из подвала раздался стон.
Скажи мне бабушка, что за шум? –
Вдруг обратился к старухе он.

А она в ответ:
Там мой покойный дед,
Там дух его живет
И по ночам поет,

Э-э-эй – он был злодей,
Э-э-эй – он бил людей,
Э-э-эй – он получил сполна.

Не могу я больше слушать, бабка, этот жуткий стон.
Я пойду и прогоню его, да кто бы ни был он!!!
Только парень в подвал залез –
За ним старуха закрыла дверь:
Ого, нашелся какой храбрец,
А ну-ка, дед, принимай гостей.
Сколько вас таких, ходит по лесам,
Каждый норовит нос сунуть в мой подвал.

Э-э-эй – проходит миг,
Э-э-эй – силен старик
Э-э-эй – сам виноват.

И раздался крик предсмертный и зачавкал страшный дед,
А старуха подошла к окну и выключила свет.
Хоть сама его сгубила и на муки обрекла,
Но пусть знают, что жена ему по-прежнему верна. Верна.
Верна!

Казалось бы, простой и где-то бестолковый текст, но как перевернуты смыслы отношений и цели.

В песне «Ели мясо мужики» вообще каннибализм. Эти самые мужики едят мясо невесты конюха, с которой они все, как выясняется, тайком встречались. Видимо из-за этого конюх осерчал и решил скормить им свою возлюбленную. Самое интересное, что в текст песни, как правило, никто особо не вникает, а при прослушивании многих слов с первого раза и не разобрать.

И это всё на фоне того что саму музыкальную ритмику и инструментальное сопровождение панк-рока вряд ли можно назвать гармоничным и созидающим.

О смыслах песен группы «Король и Шут»

Я полагаю примеров достаточно, и моя мысль понятна, и каждый, кто когда-то слушал эту группу или слушает сейчас, сможет сам попробовать посмотреть на её творчество беспристрастно и проанализировать посыл композиций. У многих поклонников это «резюме» может вызвать, мягко говоря, смешанные чувства, я понимаю. Но ничего, многие хорошие изменения начинаются с когнитивного диссонанса. Стоит только иногда попробовать усомнится в авторитете и по совести задуматься – тогда и получится отделить зёрна от плевел.

Важно помнить, что в вопросе влияния информационных потоков лучше предпочесть общественное личному. Даже если вам нравится эта группа, и слушаете вы её из ностальгии, при этом отдавая себе отчет, о чём это они поют, – в момент очередного сеанса такого «ностальгирования» рядом может быть детское ушко, или ухо ещё кого-то, не такого матёрого в вопросе осведомлённости об истинных посылах. Поэтому лучше критическое мышление тренировать, глядя со стороны на примеры искусственно насаждаемой культуры, а не принимать их внутрь и делать частью себя, чтобы только потом осмыслить и вырвать эту часть, уже успевшую стать такой «родной» и «милой». Можно, конечно, и после (лучше поздно, чем никогда), но эффективнее действовать на опережение.

Вячеслав Каньёнов

Дополнительные материалы по теме

О смыслах песен группы «Король и Шут»

Как оценивать музыкальные клипы?

 

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

84
3,050
1 В закладки
Репост

Комментарии к статье 7

    • 1) искать смысл в песнях группы, которая даже свою жанровую принадлежность не знает
      2) что-то не вижу здесь “добрые люди”, “два друга”, “мёртвый скрипач”, “двое против всех” – между прочим, весьма спокойные и местами поучительные песни
      3) “…рядом может быть детское ушко…” – с одной стороны правда, с другой – слишком нежить детей нельзя, т.к. сами же потом и жалуетесь, что “хлюпики одни, где же мужики”
      4) вы вот тут жалуетесь, мол “лесник” плохая песня, но такова реальность. Зайдя в дом к незнакомцу ты никогда не знаешь что он задумал
      5) “…инструментальное сопровождение панк-рока вряд ли можно назвать гармоничным и созидающим…” – так для песни про каннибалов и маньяков самое оно! А вот в более задушевным и смысловых песнях и ритм медленнее, и ритмика далеко не панковская
      да и вообще, очередная попытка паразитирования, попытайтесь проанализировать менее популярные группы схожего жанра “голодный зверь”, “И.Н.О.К.”, “хозяин снов”
      но этого не будет. Заголовок не кричащий.
      Помимо прочего вопрос следующий – для кого эта статья писалась? Взрослый человек и так всё это знает – ребёнок эту статью не прочитает – а ответственный родитель САМ познакомится с творчеством группы, полюбившейся ребёнку
      помимо прочего – а каждая история должна оставлять светлый отпечаток на душе? “Муму”, “Бедная Лиза”, “Обрыв”, “Невский проспект” добрым и светлым даже не пахнут, но отчего-то являются признанной классикой и проходятся в школах

      134
      • Автор, похоже, слишком увлекся охотой на ведьм. Горшенев был человеком редкой доброты. Его творчество – это именно творчество. Песни Король и Шут – это почти все сказки, да, со смыслом и подтекстом. Ну давай тогда запрети сборники русских сказок, Лихо Одноглазое?

        49
        • Ещё 4 комментария

        Оставить комментарий

        add minus