18 мая 2020

Любить нужно воспитывать

Любить нужно воспитывать
Ориентировочное время чтения: 8 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Рецензия на программу радиостанции «Маяк» «Любить нельзя воспитывать» от участника онлайн-марафона «Осознанное восприятие информации» Антона Чумакова.

Друзья, здравствуйте! Хочу обратить ваше внимание на программу «Любить нельзя воспитывать» радиостанции «Маяк» и ее одноименный подкаст — запись для прослушивания в удобное время. «Любить нельзя воспитывать» — это звонки и письма обеспокоенных мам и пап плюс советы «суперпсихолога-суперпедагога» в прямом эфире (вроде как).

Я слышал всего четыре или пять выпусков и только один из них до конца — №140, который я скачал специально, чтобы написать этот отчет. Программа мне не понравилась сразу, так сказать, с первого же взгляда, но несколько раз я попадал на нее случайно и на некоторое время даже задерживался — от недоумения, возмущения и из исследовательских соображений.

Начнем с названия. «Любить нельзя воспитывать». Мол, или «Казнить! Так как помиловать нельзя», или наоборот, — «Казнить нельзя, так как предписывается помиловать». Понятно, все это — игра слов. Но, тем не менее, какое-то неявное противопоставление все же присутствует — если любить, то тогда нельзя воспитывать, а если уж воспитывать, то тогда любить нельзя. Или, или. Но почему бы не любить, воспитывая, и воспитывать, любя? Возможно, такой вопрос на протяжении 140 серий слушатели уже задавали или еще зададут, и у ведущего на этот случай есть заготовка, вроде «Ну, конечно же! Мы же к этому и ведем — любить, воспитывая, и воспитывать, любя!» Но только вот все это, по-моему, — ловкий трюк. Сколько раз ведущий озвучит такую заготовку? Один, два, три раза? А сколько раз повторяется название программы?

Теперь о ведущем. Это — некий «суперпсихолог» и «суперпедагог» по имени Дима Зицер. Судя по голосу, ему лет 50. Судя по фотографии, — даже больше. А он все еще не Дмитрий. Но прежде всего, удивляет (и настораживает) то, что он дает ответ сразу же (в прямом эфире), без раздумий, и рецепт у него есть ну решительно на все. Какую бы ситуацию этому Диме не предложили, всегда совет дается незамедлительно. Может, звонки инсценируются, а письма — заготовлены? Или же в студии работает большая «команда знатоков»? Ну да ладно, пусть Дима Зицер и впрямь — такой гений с мгновенной реакцией: «Ага, так-та-а-ак, похоже на сценарий №48, все понятненько». Хотя, вру, иногда программа перебивается новостями, когда, и правда, есть время подумать. Но вот что касается советов — тут…

Почему люди его вообще слушают (в смысле — внимают ему)? Почему они ему доверяют? Кто он такой? Вот, например, как учитель английского может доказать свою профпригодность? — Взять, включить наугад англоязычные новости и на ходу переводить. «Малыш, хочешь так же? Я могу тебя научить!» А как же этот Дима Зицер подтверждает, что он — специалист?

В интернете можно найти много афиш о гастролях нашего «суперпсихолога» по городам и весям, и на некоторых из них так и спрашивается — а у тебя где стоит запятая? А еще можно найти обложки его книг: «Свобода от воспитания», «Бессмысленность воспитания подростков» и т.п.

Любить нужно воспитывать

Думаю, вы уже догадываетесь, что советы у него вовсе не в духе Льва Толстого, который писал, что воспитание — это в основном принуждение, а «европейские». В ребенке нужно увидеть личность… Нужно просто не мешать ему быть собой… Нужно дать ему свободу… Ребенок — не просто личность, а полноценная личность… С ним нужно договариваться…

Но раз дети — такие же полноценные личности, как и взрослые, почему же тогда им нельзя работать, водить машину, вступать в брак и участвовать в выборах? Почему паспорт получают не сразу же по рождении? Почему существует понятие совершеннолетия? Мне кажется, этот Дима Зицер тоже искренне недоумевает: «Да, да, почему?» И вносит свой посильный вклад, чтобы это было исправлено в будущем.

Вообще, уравнивать детей со взрослыми — это, похоже, его фирменная фишка. Похоже, это — ядро «суперпедагогики» Зицера. Плюс либеральная идея полной свободы яркой индивидуальности творческой личности.

Любить нужно воспитывать

Пример из середины выпуска. Речь идет о непослушном… нет, не так — неподчиняющемся ребенке трех с половиной лет.

— А вот давайте перенесем это на взрослых… Ну, я не знаю, там, я пришел к вам в гости. А вы говорите: «Дим, не ходи босиком, надень тапки». А я говорю: «Юр, слушай, ну мне отлично босиком, я хожу босиком». А через две минуты вы мне говорите: «Дим! Надень тапки, я тебе сказал». А я говорю: «Ну, Юр, ну, мне удобно без тапок. Я тебя смущаю, что ли, своими носками? Они чистые, честное слово». Потом опять. И в какой-то момент я скажу: «Слушай, спасибо большое. Но я что-то в следующий раз к тебе в гости приду, ха-ха, не через неделю, а через два месяца»…

Нет, Дима Зицер. Взрослые — это взрослые, а дети — это дети. А воспитание — это выработка рефлексов. С помощью кнута и пряника. Причем, иногда умелое использование кнута существенно экономит пряники, а вовремя выданный пряник очень снижает потребность в кнуте. Ребенок еще не есть полноценная личность, целью воспитания как раз и является сделать его таковой. Ребенок — это личность формирующаяся, и пусть последнее слово не отпадает.

К тому же, у всего этого уравнивания детей и взрослых есть и еще один значительный вред — программа адресуется и тем, и другим одновременно. В анонсе к ней так и говорится: «Проект Димы Зицера. Разговор с родителями и детьми». И на фоне у звонящих родителей, бывает, слышны детские голоса, а иногда и дети «сами» звонят в эфир. То есть, «суперпсихолог-суперпедагог» раскрывает все секреты всем, выдавая параллельно и предупреждение, и инструкцию. Грубо говоря, если прозвучит: «Друзья, любой из нас может написать на заборе слово из трех букв», то взрослые, скорее всего, не соберутся этого делать, представят себе забор со словом, смущенно усмехнутся и забудут. А вот дети запросто могут решить: «Ухты, точно! Отличная идея! Надо будет попробовать написать».

Нет, так делать категорически нельзя. Учительница не должна говорить маме: «А вы попробуйте платить ему за пятерки» в присутствии ученика. Только наедине. Это и вообще — не самый-то хороший совет, но в любом случае — только по секрету.

Однако Дима Зицер хитер и свою либеральщину подает не концентрированно, а помня о принципе Геббельса «две трети добра отлично маскируют треть зла». И разбавляя свои гениальные советы вполне себе нейтральными и сами собой разумеющимися высказываниями. Хотя, по-моему, до двух третей он, все-таки, не добирает и существенно.

Любить нужно воспитывать

Уж слишком часто в этой 140-й серии проскакивают такие идеи, как «раскраски в планшете развивают моторику ничуть не хуже рисования реальными карандашами», «новые модели гаджетов портят зрение все меньше и меньше», «гулять — это скучно», «к трем годам еще не освоил горшок — да это вполне нормально», «кто-нибудь вообще встречал детей, которые любят делать уроки?», «сделал уроки — это же «отсидел и вышел»». А о личном примере — ни слова, о цифровой зависимости — ни слова.

Итого

  • Наркотики: в этой серии их тема не поднималась.
  • Секс: то же самое. Но судя по фрагментам нескольких предыдущих, Дима Зицер — носитель (и разносчик) толерантности.
  • Насилие: герой переворачивает все с ног на голову и подозревает в насилии буквально любого дозвонившегося сам. Ну, а заикнувшихся о чем-то в толстовском духе — выставляет насильниками однозначно, вежливо и снисходительно.
  • Мораль: взрослые = дети, дети = взрослые, детей нужно любить, А НЕ воспитывать, гаджеты в детских руках — это очень даже хорошо, гулять — это скучно, делать уроки — тоже. В общем, типичный либерализм.

Лично я больше это слушать не буду. Единственное интересно, а был ли хоть раз такой дозвонившийся, который так и не взял на себя роль ведомого и часто-часто кивающего пастору? Или такие в подкаст не попадают?

Антон Чумаков

Проанализированный 140-й выпуск передачи «Любить нельзя воспитывать»

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

11
126
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 4

  1. детей нужно и любить и воспитывать.
    Не любишь, но воспитываешь – ребёнок будет жестоким, любишь, но не воспитываешь – избалованным

    5
    • “Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его” Притч. 13:25.
      Не каждый обладает силой слова которая бы не требовала подтверждения делом. Иногда слышно об отцах которые своих пятерых мальчиков одним грозным взглядом сдерживают или про отцов которые так любят дочерей что они из страха его расстроить и не балуют. Но такое и не со всеми детьми сработает. Так зачем баловать и искушать.

      4
      • Невоспитанные становятся причиной мировых конфликтов, так что фраза отчасти правильная

        2
        • Ещё 1 комментарий

        Оставить комментарий

        add minus