8 января 2015

Игра в смерть: это норма?

Игра в смерть: это норма?
Ориентировочное время чтения: 7 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Добро и зло, все стало тенью…
А. С. Пушкин

Все перевернулось с ног на голову. Еще недавно у детей было детство: розовые и голубые костюмчики, добрые игрушки, «Спокойной ночи, малыши!» на ночь. Сейчас же дети — поле битвы, на котором противоборствуют Добро и зло, Свет и тьма. Не смотря на существование закона об информации, причиняющей вред детской психике, производители предлагают все новые и новые «продукты». И в погоне за «разнообразием» переходят все мыслимые и немыслимые границы.

Вот что пишет специалист по маркетингу Екатерина Зиборова:

«На протяжении последних десяти лет мы наблюдаем любопытную тенденцию. И к ее появлению причастно не только «раннее взросление» западных детей, которые быстро забывают об игрушках и переходят на гаджеты, спорт и недетский консьюмеризм. Тенденция эта — переход Барби к младшей возрастной категории потребителей. Если в 80-х и 90-х девочки играли с куклой Барби до 10-11 лет и это было нормально, то сейчас игровые Барби обычно достаются малышкам-дошколятам, и лишь немногие сохраняют привязанность к своим «барбейкам» в школе. Школьницы предпочитают Bratz или даже Winx, а Барби начинает казаться пресной и неинтересной. И такая компания, как Mattel, не могла себе позволить упустить этот рынок. Очевидно, руководство Mattel отказалось от идеи полного ребрендинга Barbie (опять же, малышам покупают — и хорошо!). Так в 2010 году была запущена линейка кукол Monster High для детей постарше, сочетающая в себе fashion-элемент, гротескные формы, улучшенную подвижность, отличную детализацию и смелую монструозную концепцию».

igra-v-smert-eto-norma-9

На логотипе четко и недвусмысленно просматривается череп с бантиком и кокетливые «реснички» (что в общем-то само по себе нонсенс). Гламур пополам с чернухой — это как раз то, чего нашим детям не хватало для полного потребительского «счастья». Заметим, что явная тенденция выпускать игрушки и бесчисленное множество аксессуаров после ставшего популярным мультфильма, не обошла и данную линейку кукол. Излюбленная форма дополнительных аксессуаров — форма гроба. Гроб может выступать как кровать, как шкаф, как сумочка, шкатулка и т. п. Черепом помечены все сопутствующие товары этой серии: ручки, блокноты, резинки для волос и т. д.

«По сюжету, герои Monster High вместе учатся в монстро-школе (умиляет цитата из официальной истории «Они решили уйти из мира устаревших ужасов своих родителей, и окунуться в ужасы современной школы». Очень актуально для целевой аудитории кукол…). Каждый персонаж связан родственными узами с известными кино- и книжными монстрами, от Мумии до доктора Джекилла. Жизнеописания монстров проще всего найти на коробках кукол, тематических сайтах, в книгах Лизи Харрисон и мультсериале, который уже имеет два сезона и почти полсотни серий,» — заливается соловьем Зиборова.

https://vimeo.com/131581270

Тем временем, окно Овертона все сужается. И на прилавках появляются куколки весьма принцессного вида уже непосредственно в гробах. Какие смыслы, какие жизненные ценности несут в себе подобные предметы для игры? Психологи утверждают, что игрушка — это квинтэссенция того культурного пространства, в котором живет и воспитывается ребенок. Игра — это основной вид деятельности ребенка, который готовит его к взрослой жизни.

В игре прослеживаются жизненные сценарии. Ребенок ассоциирует себя со своими игрушками, любит их. Через игрушку прививаются те или иные нормы. Она вызывает различные чувства: нежность, доброту, заботу… агрессию, злость, раздражение… Какие чувства может пробудить кукла в гробу? В традиционных религиях смерть — событие печальное, противоположное жизни, антижизнь. Мертвецы, монстры и прочая нечисть — в традиционном обществе антигерои. Мало того, смерть пугает ребенка. Мысли о смерти невротизируют его, повышают тревожность.

Можно сказать, что детская игрушка претерпела эволюцию: от уменьшенных копий предметов труда, охоты, домашнего обихода в древности — через игрушки, символизирующие прекрасное в жизни (игрушки XIX — первой половины XX вв.), к игрушкам, воплощающим безобразное, ужасное, смерть. Налицо очевидная трансформация картины мира современных детей.

Излишняя прикованность внимания к теме смерти, ее гламурная подача в подростковом возрасте может привести к попытке суицида

На это работает также пропаганда суицида в социальных сетях и такие произведения массовой культуры, как фильмы, книги, музыкальные клипы, где тема смерти возводится в своеобразный культ. Все это окружается элементами романтики и особой эстетики. Отдельный акцент делается на исключительность, на особенность людей, которые подобным образом возвышаются над обыденностью и примитивными представителями общества.

Большую популярность приобрели темы вампиризма, возрождения через смерть, обрядов, связанных с потусторонним миром. Такие фильмы, как «Сумерки», «Дневники вампира» пропагандируют мысль о том, что смерть ― это нечто нормальное и даже жизненное. Главный герой «Сумерек» вампир Эдвард Каллен стал кумиром миллионов молодых девушек. Страшно то, что родители этих девушек не придают значения вампирской сути увлечения своих детей.

Особое место в танатической молодежной субкультуре занимает такое явление, как аниме. Мультфильмы и сериалы в этом жанре отличаются тем, что содержат темы смерти и насилия. Этот жанр популярен в мировом масштабе. Вот несколько особо популярных сериалов: «Тетрадь смерти», «Эльфийская песнь», «Серийные эксперименты Лэйн», «Черная библия» и многие другие. Как правило, аниме нарисовано мрачными красками, а фоном идет агрессивная и тревожная музыка. В сюжетах шокирующе много сцен убийства, насилия, извращений. Герой таких «мультиков» обычно одинок, непонят, часто сам является жертвой насилия. Главный герой вместо отвращения вызывает сопереживание и даже сочувствие. Насилие для него норма жизни.

Смерть — синоним протеста, самоубийство — способ противопоставить себя миру, в котором человек не может достигнуть понимания. Особенно популярны аниме в субкультуре эмо (от англ. emotional — эмоциональный, характеризуется особым стилем в одежде и депрессивным, плаксивым настроением). Помимо того, что культ смерти в среде подростков вызывает повышенный интерес, смерть преподносится красиво и эффектно. Для неокрепшей психики подростка, обладающей повышенной восприимчивостью и эмоциональностью, подобная романтика становится весьма привлекательной. Подобная медиапродукция транслируется по каналам телевидения и находится в свободном доступе в интернете. Следует отметить, что современные достижения в области интернета и телевидения, дают возможность насаждать любые идеи.

igra-v-smert-eto-norma-3

Суицидальное поведение пропагандируется также в книгах, музыкальных клипах. Широко освещаются в средствах массовой информации случаи суицида среди подростков, что также провоцирует молодое поколение на попытки самоубийства. Это очень распространено несмотря на то, что еще в семидесятых годах прошлого века в США был проведен ряд исследований, в результате которых в психологии появился термин «синдром Вертера». После публикаций о самоубийстве подростка, получивших широкий резонанс в прессе, в течение следующей недели происходит новая волна суицидов среди молодежи. Доказана и зависимость между количеством упоминаний о первом случае самоубийства и числом суицидов, последующих вслед за ними.

Смерть как норму жизни прививают производители кукол в гробах, а также и другой разнообразной кукольной нечисти. Для подросших потребителей некропродукции готовы фильмы про вампиров и мультики про расчлененку. Депрессия и одиночество — вот удел для современного индивидуалиста. Смерть представляется как идеальный выход для страдальца. Какое будущее для человечества уготовано конструкторами современной реальности?

Родители, будущее ваших детей — в ваших руках

Подумайте, каким вы хотите видеть вашего ребенка и, исходя из этого, покупайте игрушки. Контролируйте, что смотрят и слушают ваши дети. Проводите с детьми больше времени на свежем воздухе, играйте в коллективные игры, мастерите, читайте вслух книги, учите их различать добро и зло. Поверьте, это не так сложно, как кажется. Русская литература и фольклор, советские мультфильмы и фильмы, русская и советская музыка — необъятная сокровищница духовных богатств и лучшее лекарство от танатофилии.

Да здравствует Жизнь!

Елена Козлова
Источник: proverenomamoy.ru

Защитите детей от вредного влияния СМИ
* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

34
205
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 3

  1. Честно говоря, не согласна по поводу “Тетради Смерти”, потому как это детектив и фэнтези по большому счёту. “Эльфийская песнь” – да, гадость страшная, особенно после того, как мангу прочла – долго жалела. Но в мир, описанный там верить просто не хочется, потому что он даже нарисован противоестественно.
    По поводу монстриков: когда моим знакомым девочкам-подросткам подарили этих кукол, я была в шоке. Да те же Барби на их фоне выглядят адекватнее, я выросла на Барби, а таких кукол как эти монстры я бы своим детям низачто не купила.
    В остальном согласна, возразить особо нечего.

    10
    • У манговских героев обычно глазки прикрыты, по щеке катится слеза, вокруг мир холодный и отталкивающий. Как тут в депрессию не впасть

      5
      • “Герой таких «мультиков» обычно одинок, непонят, часто сам является жертвой насилия. Главный герой вместо отвращения вызывает сопереживание и даже сочувствие.” Так, талмудик подъехал.

        1

        Оставить комментарий

        add minus