1 мая 2018

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»
Ориентировочное время чтения: 30 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

В статье представлены анализы отдельных серий популярных мультфильмов с позиции оценки их воспитательного посыла и влияния на юных зрителей. Серии были выбраны с помощью генератора случайных чисел. 

«Том и Джерри»

Информация о мультсериале: «Том и Джерри» (англ. Tom and Jerry) – серия короткометражных мультфильмов, созданная американскими аниматорами Уильямом Ханной и Джозефом Барберой. В сюжетной линии каждой части изображено соперничество главных героев – кота Тома и мышонка Джерри.
Пилотный выпуск проекта был создан в 1940 году. После успеха дуэт Ханна-Барбера написал сценарий ещё к 113 сериям, демонстрировавшимся в кинотеатрах перед показом полнометражных фильмов до 1958 года. После закрытия анимационного отдела Metro-Goldwyn-Mayer, начиная с 1960-х годов, мультфильм создавался на других студиях. Всего создано 164 серии «Тома и Джерри».
«Том и Джерри» быстро получил признание со стороны зрителей и обрёл популярность во всём мире. За всю историю существования мультфильм получил 7 премий «Оскар» за лучший анимационный короткометражный фильм.

Возрастной рейтинг: Неизвестен

Серия: № 34, «Kitty Foiled»/«Податливый котик» (1948 г.)

Содержание серии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Kitty_Foiled

Анализ: В серии представлены три действующих героя – кот Том, мышонок Джерри и безымянная (или с необъявленным именем) канарейка. Сюжет прост и сводится к борьбе Тома против Джерри и канарейки, которые попеременно помогают друг другу спастись от кота. Причиной вражды Тома и Джерри подразумеваются инстинкты, Тома и канарейки – недовольство кота помощью птички своей жертве, а взаимопомощи мышонка и канарейки – солидарность. Повествование строится на динамичном переходе от одной сценки к другой, в которой герои разными способами пытаются поймать/покалечить/убить друг друга и, соответственно, спастись друг от друга. Герои практически не произносят слов (единственный раз – когда Джерри изображает индейца, говорит приветственное «Хау»). Активные действия персонажей сопровождаются энергичной музыкой. Звуки ударов, разбивающихся предметов и пр. – поданы «хлестко», резко и в большом количестве.

Весь мультфильм завязан на образы экстремального насилия, травматичности и разрушений: Том крушит дом своих хозяев, пытаясь поймать мышь / Джерри выбивает Тому зубы молотком / Том почти съедает канарейку / канарейка наставляет на Тома пистолет / канарейка зажимает коту шею острыми клыками медвежьего чучела / Джерри пугает Тома, намеренно пытаясь вызвать у того инфаркт / Том пытается переехать Джерри игрушечным поездом / канарейка пробивает пол шаром для боулинга и т.п. Одни агрессивные, нездоровые образы сменяются другими, ещё более пугающими. Характерный момент: все полученные героями травмы в последующих сценах сразу же «стираются» и выправляются, ложно демонстрируя зрителю, что насилие и травмы – неопасны, не несут никаких последствий для жизни.

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Герои постоянно испытывают разрушительные эмоции: злорадство, гнев, страх и др. – что подается ярко, через выраженную мимику и «язык тела». Особо частым является чувство злорадства, которое переживают и нападающий Том, и обороняющиеся Джерри и канарейка. В моменте, где Джерри и канарейка верят в смерть Тома (считают, что у него от страха лопнуло сердце) – они счастливы и весело танцуют под музыку. Когда Том падает в подвал дома, разбиваясь, Джерри также рад, улыбается, а позже поёт вместе с канарейкой веселую песню. Иначе говоря, зрителя систематически «настраивают» реагировать на боль и смерть как на повод для радости.

В данной серии также три раза появляются вульгарные шутки, связанные с ягодицами: у канарейки от страха бьется сердце через зад / Том передвигается ягодицами, спасаясь от канарейки / Джерри и канарейка торжественно бьют друг друга по ягодицам, поздравляя друг друга с победой над котом.

Чтобы сделать грубое и агрессивное содержимое мультфильма приемлемым для просмотра, создатели сделали упор на приятную визуальную составляющую. Герои нарисованы очень привлекательно и профессионально, визуально импонируют / дом, в котором происходят события, также визуально приятен / использовано много пастельных, приятных для восприятия цветов: розовый, голубой, желтый. Вместе с динамикой происходящего визуальный ряд просчитано затягивает внимание зрителя.

multproba-0-1Характерно: момент, когда Джерри и канарейка замаскировались под индейцев, чтобы спастись от Тома, был вырезан в некоторых показах мультфильма в США. Отсылка к индейцам, пережившим масштабный геноцид перед воздвижением на их территориях нового государства США – это очень показательный момент, передающий преступный, агрессивный характер данного мультфильма.

Мораль: сюжет мультфильма строится на непрекращающемся экстремальном насилии (выбивание зубов, вызывание инфаркта, попытка проглотить жертву и т.д.) / через героев подаются отрицательные ролевые модели: вражда с нанесением тяжких травм, постоянное злорадство, стремление к разрушению и т.п. / герои быстро приходят в себя после травм, что вводит зрителя в заблуждение в отношении последствий насилия / содержатся пошлые шутки «ниже пояса».

Оценка серии: «красная» (вредный мультфильм, неприемлемо для просмотра детям).

«Леди Баг и Супер-Кот»

Информация о мультсериале: «Леди Баг и Супер-Кот» (фр. «Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir»; также известен как «Miraculous Ladybug» или «Miraculous») – французско-корейский мультсериал производства Zagtoon и Method Animation. В России премьера сериала состоялась 19 декабря 2015 года на Канале Disney. На данный момент выпущено 37 серий (1 сезон полный и 2 неоконченный).
Действие сериала разворачивается в Париже в наши дни. В обыкновенной французской школе учатся девочка по имени Маринетт Дюпен-Чен и её одноклассник Адриан Агрест, в которого она влюблена. Казалось бы, классическая история первой любви, но эти ребята – совсем не те, за кого себя выдают. Когда городу угрожает опасность, с помощью маленьких существ «квами» Маринетт превращается в супергероиню Леди Баг, а Адриан – в Супер-Кота. Их невероятные способности помогают им вместе бороться со злом в Париже, но при этом оба не знают, кто скрывается под маской другого. Супергерои пытаются одолеть общего заклятого врага – Бражника, который рассылает по городу «акумы» (тёмных бабочек), превращающих обыкновенных жителей в порабощённых злодеев.

Возрастной рейтинг: 12+

Серия: 1 сезон, 3 серия («Двойник»)

Описание серии: Маринетт пытается пригласить Адриана в кино по телефону, но случайно отправляет неловкое голосовое сообщение и кидается удалять его, прежде чем Адриан услышит. Между тем скульптор по имени Тео представляет статую в честь Леди Баг и Супер-Кота. Он влюблён в героиню и хотел бы видеть её на презентации статуи, но приходит только Супер-Кот. После мероприятия Супер-Кот обманывает Тео, что его и Леди связывают отношения. Это заставляет скульптора ревновать и ненавидеть Супер-Кота. Злодей Бражник превращает Тео в Двойника Супер-Кота и приказывает уничтожить настоящего…

Анализ: Мультфильм погружает зрителя в жизнь двух подростков, Маринетт/Леди Баг и Адриана/Супер-Кота, каждый из которых ведет двойную жизнь: 1 – обычную, включающую общение со сверстниками, учебу, хобби, и 2 – супергеройскую, включающую использование сверхспособностей и битвы со злом. О своей супергеройской ипостаси при этом знает только сам подросток и его «квами» – маленькое волшебное существо, которое и превращает персонажа в супергероя.

multproba-1-2 (1)

Интрига, на которой строится сериал, – то, что супергерои работают в паре, и не догадываются, что знакомы и в обычной жизни. При этом введён парадоксальный момент: в супергеройской жизни Адриан влюблен в Маринетт, а Маринетт его отвергает / а в обычной жизни – Маринетт влюблена в Адриана, а Адриан к ней равнодушен.

На первый взгляд может показаться, что герои влюблены взаимно, просто пока не знают об этом – однако в действительности получается, что молодые люди не подходят друг другу и не составят гармоничную пару. Что позволяет сделать такой вывод?

В обычной жизни Маринетт практически не знакома с Адрианом, а просто «фанатеет» от него на расстоянии: выслеживает и составляет график его занятий, представляет его лицо в небесах, восхваляет его красоту в разговорах с подругой, хочет сходить с ним в кино, а, когда такой шанс предоставляется, находится на седьмом небе от счастья. При этом в супергеройской жизни она вполне хорошо знает этого юношу (!) – она знает, на что он способен, а на что – нет (в серии говорит, что «Супер-Кот способен на многое, но не на воровство») / не любит то, как он с ней разговаривает («Не называй меня куколкой») / признается, что он её часто бесит / считает себя лучше него (слова ему и его двойнику: «Я лучше вас обоих») / отвергает его ухаживания (момент в титрах, где Леди Баг уворачивается от поцелуя Супер-Кота) / брезгливо относится к возможности романтических отношений между ними (показывает в одной из сцен мимикой). Но ведь в действительности это тот самый парень, по которому она так томится в обычной жизни! Иначе говоря, можно сделать вывод, что девушку ждёт масштабное разочарование в будущем. Получается, что Маринетт влюблена абсолютно не в того человека и бессмысленно растрачивает себя на грёзы о нём.

Что же касается Адриана, который влюблен в супергеройскую ипостась Маринетт и равнодушен к ней в обычной жизни, – тут, получается, сценарий наоборот. Если при раскрытии супергеройских личностей Маринетт ждет разрушение иллюзий, ведь вожделенный Адриан окажется хорошо знакомым для неё и отталкивающим Супер-Котом, то для Адриана открытие будет куда более приятным. Незаметная одноклассница раскроется для него удивительным образом. Однако Маринетт-то его при этом всё равно не любит и вряд ли полюбит: считает себя лучше него, брезгливо относится, раздражается от его поведения и т.д. Это всё факторы неприятных и неудачных отношений.

Иначе говоря, получается, что сериал в неочевидной форме рассказывает о несчастной, невзаимной любви, которую не ждет ничего хорошего, никакого будущего и развития. Вторя этому, в серии демонстрируется ещё одна неудавшаяся любовь: любовь скульптора Тео к Леди Баг, из-за невзаимности которой и из-за ревности тот и теряет контроль над собой и становится одержимым злодеем.

В целом, просмотр любого контента о страданиях в отношениях, невзаимной любви, неподходящих друг другу партнерах, очевидно движущихся к разрыву – по большей части не является полезной информацией, которой стоит уделять свое время. Загрузка в свое сознание подобных образов неудавшейся любви и любовных страданий настраивает человека на аналогичную личную жизнь, с драматизмом, неудачами и разочарованиями.

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Также стоит отметить, что отношения – определенно, одна из волнующих подростков тем, но далеко не самая важная. Куда более полезными в юном возрасте являются темы самопознания и саморазвития, дружбы, учебы, труда, изучения мира и общества. Рассматриваемый же сериал возвеличивает интерес своей аудитории, подростков, именно к любви – да ещё и скрыто показывает обреченную, невзаимную любовь.


Следующий важный момент, на который обратим внимание – это супергеройская тема. Здесь также просматривается вредное влияние на зрителя.

Супергерой – это выдающийся человек с экстраординарными способностями, который помогает обществу, борется на стороне добра против угроз зла. Маринетт и Адриан являются супергероями из-за влияния на них неких маленьких волшебных существ, которые время от времени превращают их во всесильных борцов. При этом изображенные молодые люди не обладают особыми моральными достоинствами, какой-то духовной чистотой, не заняты серьезным развитием себя, а, по сути, просто одержимы некими «человечками», которые и обеспечивают их супергеройский статус. Убрать «квами» – и супергероев нет.

Более того характеры у главных героев нарочито несовершенные: Маринетт – витающая в любовных грезах, неуклюжая, глуповатая девушка, близкая к анорексии. Адриан – пафосный красавчик, ведущий себя, как суперзвезда, постоянно напоминающий окружающим, как он крут. Это нисколько не супергеройские типажи, если понимать под супергероями выдающихся защитников общества – благородных, сильных, морально возвышенных, ответственных, развивающих себя.

Так как зритель обычно отождествляет себя с главными героями произведений, здесь получается, что зрителям-подросткам внушают ложные ориентиры для оценки себя. Отождествляя себя с Маринетт или Адрианом, подросток получает ложную установку оценивать себя крутым, выдающимся, общественно полезным (=супергерои), будучи при этом неразвитым, высокомерным, глупым, самовлюбленным (=качества характера Маринетт и Адриана). «Леди Баг и Супер-Кот» активно заинтересовывает юных зрителей статусом успешного, социально ценного человека (=супергерой), но не показывает ни высоких качеств, которыми такие люди обладают, ни пути становления ими (=Маринетт и Адриан являются супергероями безосновательно, по мановению волшебной палочки неких существ, аналогов которых зритель не получит в обычной жизни).

Исходя из такой постановки сценария, можно сделать вывод, что авторы сериала прививают подросткам идею успеха без какой-либо работы над собой. Что будучи неуклюжей, нервной, не занимающейся учебой, тратящей время на бессмысленные любовные грезы о неподходящем тебе человеке девушкой или будучи самовлюбленным, пафосным, смазливым парнем – можно параллельно успешно реализоваться как герой, которого превозносит общество. Мультфильм здесь также продвигает идею одержимости и податливости к сомнительным внешним воздействиям – обоим героям силу и статус дают не их качества и умения, а «нечто» со стороны (=волшебные человечки). Любопытно, что в сериале и злодей, и супергерои получаются через один и тот же механизм одержимости и стороннего влияния (главзлодей Бражник превращает скульптора Тео в злодея-«пешку» / волшебные «квами» превращают Маринетт и Адриана в супергероев). В результате зритель, по сути, наблюдает за борьбой марионеток (может, и имя Маринетт тут неслучайно), где одержимые герои борются с одержимым злодеем.


Герои также изображены чересчур сексуализированно, что касается их супергеройских ипостасей. Во время превращения Маринетт в Леди-Баг и появления её в доме скульптора, когда Супер-Кот борется с двойником, внимание зрителя акцентируется на изгибах её стройного тела. Оба главных героя носят облегающие латексные костюмы. Адриан носит женственный костюм черного кота, кошачьи «ушки», накладные ногти, бубенчик на шее. В серии есть сцена, где Супер-Кот борется со своим двойником, и один на другого садится – там становится окончательно заметно, что образ латексного кота излишне эротичен. Когда Леди-Баг проверяет, кто настоящий Супер-Кот, она использует свою сексуальность – общается с двойником Супер-Кота лицом к лицу, чтобы вызвать у того влечение и смущение, также сексуально постукивает его пальцем по носу. Оба героя при этом являются подростками 14-15 лет.

Также стоит отметить, что при создании героев использовали гендерную перестановку: Леди-Баг явно напоминает популярного мужского персонажа, Человека-Паука (=летает по городу, имеет красный и синий цвета в облике), а Супер-Кот вдохновлен женским персонажем – Женщиной-Кошкой. Т.е. создатели сериала конвертировали известного мужского супергероя – в женского, а женского – в мужского.


Ещё несколько моментов: в рассматриваемой серии на фоне главных героев также дискредитируются полицейские, изображенные недалекими, отталкивающими и не столь могущественными, как Леди Баг с Супер-Котом. В серии присутствуют сцены насилия, оформленного эффектно и с развлекательными целями (=«аттракцион для глаз»): драки героев с полицейскими, драки со злодеем «Двойником».

Мораль

  • multproba-0-1Мультфильм заинтересовывает зрителей-подростков статусом успешного, общественно ценного человека (=супергерой), но на примере главных героев не показывает ни высоких качеств, которыми обладают выдающиеся для общества люди, ни пути становления таковыми. Главные герои мультфильма являются людьми с нарочитыми недостатками и слабыми характерами (высокомерные – оба, самовлюбленный – Адриан, впустую растрачивающая время на любовный фанатизм – Маринетт и т.д.), и превращаются в супергероев не из-за работы над собой и саморазвития, а по мановению «волшебных человечков» (что несет в себе сомнительный образ одержимости). Тем самым, мультфильм внушает зрителям идею успеха без какой-либо работы над собой, передает качества безосновательного самодовольства и высокомерия.
  • Мультфильм скрыто изображает несчастную любовь. Адриан любит Маринетт в образе Леди Баг, а в жизни её плохо знает. Когда он узнает, что Маринетт – это Леди Баг, это будет для него приятной неожиданностью и не вызовет противоречий в чувствах. Маринетт хорошо знает Адриана в образе Супер-Кота и не любит его, однако думает, что любит его в обычной жизни, хотя толком с ним не знакома. Когда она узнает, что Адриан – это Супер-Кот, её ждет разочарование и понимание, что она впустую растрачивала себя и свое время на любовные грезы о нем, неподходящем для себя человеке. Образы несчастной любви в медиа-продукции в основном вредны для восприятия, программируют на соответствующую личную жизнь, наполненную неудачами и страданиями.
  • Главные герои изображены чересчур сексуализированно. Носят обтягивающие латексные костюмы. Для зрителя время от времени делается акцент на изгибах их тел. Мужской герой вдохновлен сексуальной супергероиней, Женщиной-Кошкой, носит кошачьи ушки, бубенчик на шее, длинные когти.
  • В серии дискредитируются полицейские, изображенные недалекими и слабыми по сравнению с супергероями-подростками. Есть сцены насилия, поданного развлекательно.

Оценка серии: «красная» (вредный мультфильм, неприемлемый для просмотра детям).

«Малышарики»

Информация о мультсериале: «Малышарики» – анимационный развлекательно-образовательный проект для малышей от 0 до 3 лет, охватывающий все сферы жизни ребёнка с самого рождения: здоровье и физическое развитие, познание, социализацию, труд и творчество. Он разрабатывался при участии детских психологов и педагогов, благодаря чему серии мультфильма получаются не только веселыми и интересными, но и содержат безопасный для ребенка контент, а развивающие темы соответствуют возрасту.

Возрастной рейтинг: 0+

Серия: № 60, «Ромашка» (2017 г.)

Описание серии: Малышарики Крошик и Ёжик помогают маленькой ромашке, перевозят её на тележке к свету и учат число четыре.

Анализ: Главные герои мультфильма – выдуманные существа «малышарики» (образовано от малыши + шарики). Малышарики выглядят, как маленькие (в несколько см) шарообразные животные: голубой кролик Крошик / фиолетово-розовый Ёжик / розовая свинка Нюшенька / черно-белая Пандочка / фиолетовый Барашик. Герои выглядят доброжелательно и миловидно. Малышарики подразумеваются детьми, познающими мир, что объявляется в заглавной песне мультфильма:

Солнышко проснулось, новый день на дворе!
Сколько надо нового узнать детворе!
Малышарики! Малышарики!
Приходите поскорее, Малышарики!
Ничего такого – то, что нос не дорос,
Главное, про все на свете выдать вопрос.
Малышарики! Малышарики!
Подрастайте поскорее, Малышарики!

multproba-1-2 (1)

Рассчитано, что ребенок-зритель будет отождествлять себя с данными героями, считать себя малышариком, так как тоже является любознательным, подрастающим малышом, как и они.

В серии «Ромашка» действующими героями являются Крошик и Ёжик. Герои находятся в детской комнате на столе. Под настольной лампой они видят три пластмассовых качающихся ромашки, какие зачастую ставят в автомобили. Четвертая ромашка стоит в тени и выглядит завядшей. С героями общается закадровый женский голос, который дает наставления или подсказки о том, что нужно делать. Герои и голос решают помочь ромашке и перенести её к лампе. Ромашка тяжелая для малышариков, и те находят тележку. Здесь образуется новая задача: к тележке нужно приделать колеса. Малышарики на практике узнают, что с одним, двумя и тремя колесами тележка с грузом не едет, и необходимо четыре колеса. В результате ромашка успешно доставлена под лампу к другим трем, и женский голос объявляет: «Молодцы, малыши. И ромашке помогли, и тележку собрали, и даже научились считать до четырех».

После чего звучит песня о числе четыре

Раз, два, три, четыре, пять!
Нам не хочется скучать!
Будем числа изучать!
Нам сегодня повезло,
Изучаем мы число!
Его знают в целом мире,
И зовут его четыре!
Открывай глаза пошире,
Где же спряталось четыре?
Ну-ка, братец, угадай!
И со мною посчитай –
1, 2, 3, 4!
У стола четыре ножки,
И четыре лапки у веселой кошки,
У машины аж четыре колеса –
Чудеса! Чудеса!

Визуальный ряд к песне соответствующий: демонстрируется написание числа и предметы в количестве четырех (4 фонарика, 4 сапога, 4 кубика, 4 ведерка и др.). Малышарики кружат в танцах, появляются рядом с предметами в количестве четырех и т.п.


На первый взгляд, в сюжете нет никаких вредоносных закладок для детского сознания. Показывается пример помощи и заботы героев (перенос ромашки к свету). Герои приятные, дружелюбные, стремятся к познанию. Герои символизируют детей и не находятся сами по себе – их поддерживает женщина за кадром, исполняющая материнскую роль, дающая советы, указания, похвалу. Также мультфильм выполнен в приятных цветах и формах.

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Однако данный мультфильм всё же может нанести вред детям-зрителям. И дело тут в самой концепции «Малышариков», заявленных как развивающий мультфильм для детей от 0 до 3 лет.


Согласно специфике развития ребенка, просмотр любых мультфильмов в первые годы жизни вреден. Приведем конспект на эту тему из книги Р. Пацлаф «Застывший взгляд: Физиологическое воздействие телевидения на развитие детей»:

Тело новорожденного еще не развито до конца и для его окончательного формирования необходимы импульсы, идущие к ребенку из внешней среды. Малыш улавливает эти импульсы всем своим существом. Все, что ребенок воспринимает в первые годы жизни, и все, что он делает, налагает свою печать на его организм вплоть до структуры отдельных органов, потому что он полностью отождествляет себя с тем, что несет ему мир. Можно сказать и так: малыш целиком и полностью являет собой орган восприятия. Его тело формируется под влиянием чувственных впечатлений и деятельности, стимулируемой извне.

До четырех лет ребенок учится не головой, а всем телом. Он не противопоставляет себя миру с помощью мыслящего, регистрирующего и перерабатывающего информацию разума, а вступает в связь с вещами телесно. Он ухватывает и постигает лишь то, что прежде схватил и настиг руками. В этом возрасте весь опыт еще чувственно-конкретен, осязаем.

Вот почему мы должны осознать всю опасность столкновения малыша лицом к лицу с мнимой реальностью телеэкрана, в пределах которой такой осязаемый опыт, необходимый для его развития, вовсе ему НЕДОСТУПЕН. Жилище родителей – это конкретное трехмерное пространство, доступное телесному опыту ребенка, который может обегать и облазать все комнаты, всё ощупать и обнюхать, рассматривать и обследовать все уголки. А в пространство телеэкрана малыш войти не может, и из его опыта оно полностью выпадает. Для малыша есть только один мир – мир телесного опыта, и этот опыт отключается на то время, пока включен телевизор.

Программы могут быть сколь угодно «рассчитанными на детей», и притом с самыми добрыми намерениями, – но они препятствуют развитию ребенка, подменяют для него нормальный мир телесного опыта неким виртуальным опытом, который он не способен усвоить так, как это может сделать взрослый человек.

И словно подтверждая всё вышесказанное, в рассматриваемой серии «Малышариков» присутствует такой показательный момент: герои заботятся о ПЛАСТМАССОВЫХ ромашках, которые якобы поглощают ИСКУССТВЕННЫЙ свет настольной лампы. Символизм пластмассовых ромашек под электрическим светом хорошо дает понимание этой сути мультфильма – реальный мир для малыша-зрителя ранней возрастной группы подменяется здесь фиктивным, пластиковым, компьютерным, который он в действительности не может познать.

Таким образом, просмотр данного мультфильма (как и любых других) противопоказан, как минимум, до 2, а лучше до 3 лет.

Отметим ещё ряд отрицательных и положительных моментов по мультфильму

Звуковой ряд мультфильма слишком навязчивый, «кричащий». Напрашивается более нейтральная музыка. Голоса малышариков несколько резкие, а закадровый женский голос – слишком равнодушный, «формалистский», в духе объявляющей стюардессы.

Герои часто неестественно и беспричинно смеются. Как известно, «смех без причины – признак дурачины». Данный момент явно не настраивает на развитие.

+ В детской комнате, где действуют герои, очень простой антураж, простые, скромные игрушки (пирамидка, деревянная лошадка и др.). Не пропагандируются какие-то дорогие игрушки и гаджеты.

+ Даётся позитивный пример «действия по аналогии». Малышарики смотрят, сколько колес нужно к их тележке по аналогии с другой игрушкой.

В целом, просмотр данного мультфильма детьми старше 2-3 лет приемлем. Но наиболее позитивным вариантом было бы «выведение» мультфильма в реальность: самостоятельное изучение родителями сериала / выбор наиболее хороших серий / разыгрывание их для ребёнка через игрушки, картинки / пение песен из серий родителями вместе с ребёнком. Такое взятие родителем на себя роли развлекающего и учащего вместо того, чтобы оставлять ребенка на попечение экрана, окупится сторицей: здоровьем и нормальным развитием ребенка, укреплением отношений с ним, минимизацией угрозы развития виртуальной зависимости в дальнейшем, да и просто добрыми и приятными впечатлениями у всех участвующих.

multproba-1-2 (9)Мораль: мультфильм обманчиво нацелен на возрастную группу 0-2 года – для этого возраста характерно телесно-чувственное познание мира, а виртуальный мир не познаваем и препятствует нормальному развитию / для данной возрастной группы рекомендуется разыгрывание сюжета серии в реальной жизни через игрушки / герои-малышарики дружелюбны и стремятся к познанию, находятся на попечении взрослого, что символизирует связь родитель-ребенок / мультфильм выполнен в приятных тонах и формах / однако звуковой фон слишком резкий и «кричащий», включая голоса героев / в серии показан пример заботы о цветке, но, к сожалению, цветок ненастоящий, что частично преуменьшает позитивный урок / содержится информации о числе четыре /.

Оценка серии: «желтая» (противоречивые тенденции, описано в рецензии)

«Губка Боб Квадратные Штаны»

Информация о мультсериале: «Губка Боб Квадратные Штаны» (англ. «SpongeBob SquarePants») – американский мультипликационный сериал, который транслируется на телеканале «Nickelodeon». Появился в эфире 1 мая 1999 года и стал одной из самых популярных анимационных программ телевидения. Мультсериал насчитывает десять полных сезонов и 13 эпизодов одиннадцатого. В мае 2017 года мультсериал был продлён на двенадцатый сезон. Популярность пришла к Губке Бобу после старта второго сезона и с тех пор оставалась на достаточно высоком уровне.
Действия анимационного сериала разворачиваются на дне Тихого океана в небольшом городке под названием Бикини-Боттом, а главными действующими лицами являются антропоморфные представители морской фауны – рыбы, киты, крабы, губки, кальмары, осьминоги, морские звёзды, омары и др. Бикини-Боттом похож на обычный человеческий город: здесь присутствуют спальный район, пригород, пляж, аэропорт, вокзал, автобусное сообщение, парк развлечений, тюрьма, рестораны, кафе, больницы, школы, колледжи и т.д. Главный персонаж мультсериала – Губка Боб. Он и его приятели часто попадают в приключения.

Возрастной рейтинг: 6+

Серия: 4 сезон, 28 серия “That’s No Lady”/«Милашка» (25 ноября 2006 г.)

Содержание серии: Морская звезда Патрик думает, что ему угрожает опасность. Он обращается за помощью к другу, Губке Бобу, и тот маскирует его девушкой. Окружающим Патрик кажется симпатичной девушкой, и Сквидвард (человекоподобный осьминог) и мистер Крабс начинают ухаживать за Патриком. Тогда Боб раскрывает его. Мистер Крабс и Сквидвард смущаются. Когда в ресторан «Красти Краб» приходит парень, который, по словам Патрика, угрожал ему, оказывается, что он просто хотел дать рекламный буклет.

Анализ: В серии представлено небольшое приключение двух героев, Губки Боба и морской звезды Патрика. Патрик ложно считает, что его жизни грозит опасность, и Боб помогает ему скрываться до момента, пока не выясняется, что опасность мнимая.

Визуальный ряд мультфильма, за исключением видов городка и улиц, вызывает неприязнь. Герои изображены уродливо. Главный герой выглядит, как желтая посудомоечная губка, хотя с точки зрения производителей мультфильма является морской губкой. Боб, Патрик и рыба-коммерсант нарисованы с дырками, точками и пятнами на телах (соответственно), что внушает мысли о запятнанности, низости, испорченности героев. Второстепенные герои-рыбы, капустный монстр и осьминог Сквидвард изображены в грязных, болотистых оттенках. Эмоции героев (в основном примитивные) передаются через нездоровые гримасы, ассоциирующиеся с тяжелыми психическими заболеваниями.

multproba-1-4 (2)

Главные герои, Боб и Патрик, – оба гиперболизировано глупые. Боб, услышав, что Патрику угрожал человек с чемоданом, на одном-единственном основании «раскручивает» версию наемного убийцы – после чего кричит от страха и начинает рыдать. Патрик находится в центре сюжета, и его слабоумие раскрыто во всех подробностях. В начале серии он беззаботно бежит по улице и глупо смеется / периодически изображается с одним зубом, как у младенца, что подчеркивает уровень его развития / столкнувшись с проблемой угрозы, Патрик сразу пугается, кричит, прибегает к Бобу, и, не разобравшись в происходящем, герои начинают рыдать, как идиоты / Боб надевает на Патрика темные очки, чтобы замаскировать, и Патрик пугается своего отражения в зеркале и убегает, пробивая стену / в сценах в ресторане выясняется, что Патрик не знает цифр / Патрик съедает всю еду с подносом и всё на столе, после чего отрыгивает магнитофоном / когда опасность миновала, герой сразу же срывает с себя маскировку и остается голым перед другими и т.п. И при этом всём этом звезда Патрик, в переводе с антропоморфного языка – это взрослый мужчина! Образ просто донельзя неадекватный.

Почти все мужские персонажи серии немужественные, уродливые, обладающие теми или иными пороками – включая главного героя. Губка Боб – также глупый, эмоционально-неадекватный, визуально отталкивающий герой, просто чуть менее чем Патрик. Позитивные моменты – то, что Губка Боб работоспособен, не ходит в одних трусах и стремится помочь другу – не сильно улучшают общую ситуацию и не «вытягивают» героя до примера для подражания, каким должен быть центральный персонаж детского мультфильма.

Соответствующе дополняя уродливый визуальный ряд и дегенеративных героев, в мультфильме в большом количестве присутствуют пошлые и низкие моменты: город, в котором живут герои, называется «Трусы от купальника» / центральная тема переодевания мужского героя в сексуальную женщину – низкая и пошлая / рыба-коммерсант кричит на Патрика, оплевывая его / при виде Патрика в женском наряде у начальника раздуваются и лопаются глаза / другие герои тоже начинают вожделеть и вульгарно флиртовать с ним / Патрик ковыряет в носу, несколько раз отрыгивает / Сквидвард вылезает из унитаза / как уже было сказано, Патрик оголяется перед другими, зрителю демонстрируются его голые ягодицы и т.п.

Также мультфильм культивирует «низкий» социум: питание фаст-фудом, стереотипное покрикивание начальника на подчиненных, отношение к женщине как к сексуальному объекту (как только Патрик превращается в «Патрицию», все начинают томно вожделеть к нему, а мистер Крабс и Сквидвард даже бороться за свидание) и пр.

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Мультпроба №1: «Том и Джерри», «Леди Баг и Супер-Кот», «Малышарики» и «Губка Боб Квадратные Штаны»

Казалось бы, куда хуже, но ко всему прочему в мультфильме присутствует ещё и гомосексуальный подтекст. Скрыто ЛГБТ-ориентированные мультфильмы зачастую создаются с одним и тем же ходом: в нормальные однополые отношения, подразумевающие близость (друзья, родственники), дополнительно вкладывается образ гомосексуальной пары. Здесь так же. Губка Боб и звезда Патрик очевидно являются закадычными лучшими друзьями – они общаются, развлекаются вместе, Боб помогает Патрику, в одной из сцен Патрик называет Боба старым другом и т.д. Но при этом в их отношения добавлены некоторые дополнительные «факторы»:

  • когда Патрик приходит к Бобу домой, тот встречает его с прохладительным напитком на пороге, в духе «хорошей супруги».
  • Боб забирается вверх руками по голому телу Патрика (=взаимодействие с обнаженным телом).
  • Боб перечисляет, что они с Патриком вместе делают: в 8 утра Боб будит Патрика, в 9 утра они завтракают, в 10 утра чистят зубы, в 13 играют в гляделки, в 15 обедают – и список огромный. По сути, герои живут вместе.
  • каждый раз, когда Патрика зовут на свидание, оказывается, что на это время у него запланированы какие-то дела с Губкой Бобом (=образ – вместо романтики у Патрика жизнь с Бобом).
  • в конце, когда Патрик раздевается перед всеми, Боб обнимает его, голого, и предлагает срочно пойти домой сделать что-то из их списка дел, и они радостно убегают (на какие дела Боба вдохновил голый Патрик – можно догадаться).

Иначе говоря, отношения губки Боба и Патрика – это 2-в-1. Поверхностно – крепкая, верная дружба. Дополнительно – гомосексуальная связь, образ чего намеренно создается через различные, тонкие намеки.

multproba-0-1Мораль: мультфильм нарисован в отталкивающем, уродливом визуальном стиле, что воспитывает у зрителя дурновкусие и препятствует развитию чувства прекрасного / главные герои, Губка Боб и звезда Патрик – визуально неприглядные, умственно отсталые, эмоционально незрелые, немужественные персонажи / среди героев мультфильма нет ни одного достойного примера для подражания / культивируется примитивная социальная жизнь: фаст-фуд, вульгарное отношение к женщинам, вражда начальника и подчиненных и др. / в большом количестве содержатся пошлые моменты: оплевывание, отрыгивания, голые ягодицы, унитазы и т.п. / присутствует скрытый образ гомосексуальной пары (Губка Боб и Патрик).

Оценка серии: «красная» (вредный мультфильм, неприемлемый для просмотра детям).

Евгения Кумрякова

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

67
751
1 В закладки
Репост

Комментарии к статье 2

  1. Светофорики появились!
    По поводу “Тома и Джерри” – ждем рецензии на “Ну, погоди!”, особенно серии, где голова Волка зажимается дверями троллейбуса и где он падает с дерева на стаю ежей. Можно добавить и серии с “упаковыванием” Волка через комбайн, “преследование” его дорожным катком, разбивание на машине с разгона, падение с колеса обозрения, запечатывание в трубопровод на стройке, удары током от высоковольтной линии… Продолжать?
    “””И дело тут в самой концепции «Малышариков», заявленных как развивающий мультфильм для детей от 0 до 3 лет.
    Согласно специфике развития ребенка, просмотр любых мультфильмов в первые годы жизни вреден. Приведем конспект на эту тему из книги Р. Пацлаф”””
    Это все нужно знать родителям, но мы-то разбираем конкретный мультик. А тему общих концепций лучше осветить в отдельной статье (если ее еще нет), на которую просто приводить ссылки.

    30
    • Хочу сказать несколько слов по поводу мультфильма “Леди Баг и Супер-Кот”. Такое ощущение, что тот, кто писал статью, смотрел всего одну серию и делает выводы по ней. Вообще то талисманы достались героям не просто так. Хранитель талисманов сначала проверил, в надежные ли руки отдает талисманы. Маринет и Эдриан проявили моральные качества, протянули руку помощи нуждающемуся в ней. Т.е. они заслужили эти талисманы. К тому же есть многие серии, где они и без костюмов проявляют смекалку в борьбе со злодеем (например серия “Обливио”, где они теряют память, и не знают, что являются супергероями). К тому же от серии к серии Эдриан больше узнает Маринет и она ему все больше нравится. И Маринет присматривается к Супер-Коту. Также на протяжении всего сериала Маринет борется со своими бурными эмоциями, пытается обрести равновесие. И Эдриан вовсе не самовлюбленный. Наоборот, добродушный и незлопамятный. Так что не надо судить по обложке, посмотрев всего одну-две серии из нескольких сезонов.

      8

      Оставить комментарий

      add minus