Телереклама: Как распознать промывание мозгов

telereklama-kak-raspoznat-promyvanie-mozgov
Ориентировочное время чтения: 7 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Признаки рекламного ролика, в котором основной упор делается на “промывание мозгов”:

Псевдологика (логический обман), прямая фальсификация и подсознательное внушение

1. Нет прямого призыва покупать, а демонстрируется процесс непрерывного потребления. Усиленно внушается, что простое обладание каким-то банальным товаром якобы сделает вашу жизнь счастливой и беспроблемной, создаст ощущение праздника – в противоположность серым повседневным будням тех, кто не купил этот товар.

2. Акцентирование внимания на том, что обладание рекламируемым товаром якобы дает какое-либо социальное преимущество над другими людьми в самых разнообразных жизненных ситуациях, а также на том, что отсутствие этих товаров дает обратный эффект (эксплуатируется принцип социального сравнения).

3. Построение искусственной причинно-следственной связи между явлениями, которые не имеют ничего общего (Выпей чашечку растворимого кофе – и тебя ждут незабываемые приключения).

4. В тексте имеются трюизмы – “все знают, что…”, “всем известно, что…”, “все родители любят своих детей…”, “все женщины покупают это…” Используется много “хитрых” слов, искажающих реальное положение вещей: “Всего лишь…”, “Только…”, “Просто…” (“Только 999,99$”, “Просто поднимите трубку и сделайте покупку всего лишь на 500$…”)

5. Сюжет ролика построен как история – сначала разыгрывается начало истории, потом рассказ о приобретении товара, потом счастливое окончание истории. Возможен и обратный вариант – начало и конец истории меняются местами. В данном случае рассказ в середине (о товаре) сознанием критически не оценивается.

6. Фальсификация доказательств популярности тех или иных продуктов – серии рекламных роликов с якобы “неподготовленными заранее интервью”, в которых профессиональные актеры играют роль обычных покупателей, простых людей “с улицы”. Разыгрывание сценок в супермаркетах, где толпы покупателей буквально “разметают” выставленный на полках товар и т.п. (эксплуатация эффекта социального подражания).

7. Шантаж, запугивание потребителей, эксплуатация типичных страхов и психологических комплексов. Попытка убедить вас в том, что вы – ничтожество и неудачник, если отказываетесь следовать советам рекламы. (Например, вас никогда не пригласят на свидание, если вы отвергнете предлагаемый товар). Возбуждение инстинкта самосохранения путем демонстрации ложных или чисто гипотетических угроз (“Обязательно пользуйся нашей зубной пастой, а не то твои зубы съест кариес…”. “Только наши тампоны обеспечат женщине 100-процентную защиту…”).

8. Иллюзия убедительности. Демонстрация каких-то графиков, выдумывание различных коэффициентов, применение “особых добавок”, ссылки на всевозможные “Академии” и “Профессиональные ассоциации стоматологов-гинекологов”, которые “объективно” подтверждают превосходство рекламируемого товара над изделиями конкурентов. (“Коэффициент отбеливания” в стиральных порошках, “витаминизированная” водка, жевательная резинка “с карбамидом” и прочее. Кстати, все “Профессиональные ассоциации” и “Академии” либо являются плодом фантазии рекламистов, либо создаются и финансируются самими производителями данного товара).

9. Попытка заставить потреблять рекламируемый товар в как можно больших количествах. Здесь также эксплуатируется психологический эффект социального подражания. Призыв “доктора-стоматолога” из рекламного ролика: “Просто возьмите НЕСКОЛЬКО подушечек Орбита и пожуйте их…”. Во многих роликах отправляют в рот сразу по две подушечки жвачки, бросают в суп не один, а два-три кубика “Магги”, растворяют в стакане по две таблетки лекарства и т.д. Это подсознательно заставляет потреблять в два раза больше, т.е. тратить больше денег на приобретение рекламируемого товара.

Психофизиологические приемы, снижающие критичность восприятия.

10. Идет текст с постоянным повторением названия рекламируемого товара. Особенно должно насторожить, когда идут два совмещенных текста – песня и голос диктора, шум за кадром, два или три голоса одновременно (прием информационной перегрузки из арсенала НЛП).

11. Используется установка психологического якоря (технология НЛП) или создание условно-рефлекторной связи: другой товар – плохо, наш товар – хорошо. “Другой кухонный комбайн…” (одновременно как фон идет тревожная музыка, на экране мелькают раздраженные или печальные лица), “наш кухонный комбайн…” (музыка сменяется на спокойно-умиротворенную, на экране счастливые улыбающиеся супруги). Еще один вариант: “В других подгузниках…” как фон идет плач малыша, а при словах “подгузники Джонсон Бэби” малыш счастливо смеется.

12. Используется видеоряд с прохождением трехмерного тоннеля – концентрические окружности, вращающиеся спирали, коридоры, идущие из глубины экрана на зрителя и др. методы гипнотизации. Один из самых часто используемых психологических паттернов в рекламе — эффект прохождения тоннеля. Иногда за несколько секунд, иногда за несколько кадров зритель как бы проходит через трехмерный тоннель, созданный с помощью визуальных эффектов.

Основа здесь достаточно сложная и простая одновременно. По одной теории, при рождении ребенок проходит через родовой канал (т.е. тоннель) и после мучений, связанных со сдавливанием мышцами матери и исторжением из мирной среды обитания в материнской утробе, «рождается», делает первый вздох и т.д. По другой теории — при физической смерти душа неминуемо пролетает по тоннелю, в конце которого его ждет Свет, т.е. Бог.

Одним словом, прохождение тоннеля — вещь архетипичная и символичная. В любом ролике из тоннеля (типа как свет) появляется рекламируемый товар. Символизм очень прост — товар, который рекламируется, есть Бог, есть Свет, есть Жизнь. Подсознание понимает данное послание, и инструкция начинает работать.

А вращающиеся спирали с самого начала всегда использовали для гипнотизирования подопытного, чтобы потом на сцене заставлять его делать всякие штуки, о которых он потом не помнит. Или дают установку выполнить инструкцию, после активации ее командой.

13. Используется игра цвета — от блеклой черно-белой картинки (жизнь серая, когда нет данного товара) до ярких насыщенных цветов при показе счастливых обладателей рекламируемого товара.

14. Используется манипулирование звуковым рядом – громкость звука во время рекламы резко увеличивается по отношению к “фоновому” уровню. Обратите внимание на то, как иногда “бьют по ушам” рекламные ролики, которые внезапно прерывают радио- или телепередачи. Внезапный звуковой удар снижает критичность восприятия рекламной информации.

15. Грубое давление на сексуальные инстинкты при рекламировании тех товаров, которые не имеют к сексу никакого отношения (кофе, сигареты, автомобили, бытовая техника и проч.) Заметьте, сколько полуголых привлекательных особей обеих полов мелькает в таких рекламных роликах.

Иван Непомнящий

По материалам: Русколань

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

15+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



4 Коммент. к “Телереклама: Как распознать промывание мозгов

  1. 1+

    добавлю:
    к седьмому пункту: наверное, этих “случайных” людей подсознание не воспринимает как актеров, так как в мозгу есть некий стереотип “актер – это человек, которого я видел в кино”;
    к восьмому пункту: большинство брендов – это продукты нескольких огромных корпораций, которым не сложно создать какое-то там НИИ или Академию чего-нибудь.

  2. 0

    Никогда не любил рекламу во время хорошего фильма.Рабопотребителем поэтому не стал

Оставьте комментарий

Войти с помощью: