Отрывок из очерка Максима Горького «Убийцы». О том, как СМИ подают тему насилия

ubiytsyi
Ориентировочное время чтения: 7 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Очерк был впервые напечатан в 1926 году в журнале «Сибирь».

Преступность – возрастает; убийства становятся всё более часты, совершаются хладнокровнее и приобретают странный, вычурный характер. В современных убийствах наблюдается что-то надуманное, показное; как будто убийцы видят себя спортсменами, стремятся установить фантастические рекорды холодной жестокости; если один разрезает труп убитого на шесть кусков, то другой режет его на двенадцать.

Нет сомнения в том, что развитию преступности в сильной степени способствуют газеты, навязчиво и ярко расписывая, раскрашивая убийства и тем создавая из убийцы – героя, из преступления – подвиг. Обнаруживая острый интерес к преступнику и полное равнодушие к его жертве, газеты больше всего говорят о ловкости убийцы, о его хитрости и смелости.

На той же медной трубе сенсации играют и господа авторы так называемых «детективных» романов, которые правильнее именовать дефективными романами.

Этим двум влияниям успешно помогает кинематограф: воспроизводя на экране картины преступлений, он возбуждает зоологические эмоции одних людей, развращает воображение других и, наконец притупляет у третьих чувство отвращения к фактам преступности. Всё это делается для того только, чтоб развлечь людей, которым живётся скучно.

Вполне допустимо, что кинематограф увеличивает и даже углубляет серую скуку жизни тех людей, которые, как барабаны, пусты внутри и звучат, лишь получив удар извне. И несомненно, что возрастает количество людей, желающих быть замеченными.

Я склонен думать, что для многих преступление становится путём к славе, а для некоторых даже развлечением простым, легко доступным и поощряемым потому, что можно поощрять и порицанием, если к порицанию присоединить удивление.

А простота, – да что же может быть проще и глупее убийства человеком человека в наши дни, после того, как на полях Франции уничтожены – чего ради? – миллионы европейцев, ценнейших людей нашей планеты?

Если идиот разрежет ближнего на куски и пожрёт его, об идиоте целый месяц будут говорить и писать как о человеке исключительном, замечательном, но о том, что хирург Оппель трижды, приёмом массажа сердца, воскрешал людей, умерших на операционном столе, об этом не знают и не пишут.

В этом противопоставлении извращений социального быта чудесам науки скрыта тема огромной важности. Непонятно, почему до сей поры ни один из честных европейских умов не развернул эту тему во всей её широте и глубине?

Этот ум мог бы осветить и уничтожить одно из роковых недоразумений современности; он показал бы, как тяжело и уродливо ложится на всё то, что мы называем «культурой», мрачная и тревожная тень естественного недовольства цивилизацией.

Убийцы всегда вызывали у меня ощущение воплощённой глупости. И как бы чисто ни был одет убийца, он всегда возбуждает подозрение в его физической чистоплотности.

Совершенно бесспорно, что болтовня газет, сенсационные уголовные романы, фильмы кинематографа, изображающие ловкость и смелость убийц, развивая в нервозной и жадной до сенсации городской массе болезненное любопытство к преступникам, способствует росту преступлений; на это указывают и учёные криминалисты. Также бесспорно, что все эти сенсации внушают убийцам самодовольное сознание своей исключительности.

 Отрывок из очерка Максима Горького «Убийцы». О том, как СМИ подают тему насилия

Известно, что человек, чувствуя себя центром внимания ближних, уродливо распухает и кажется сам себе значительнее, больше, чем он есть на самом деле. Мы слишком часто надуваем человека нашим любопытством; возможно, что отчасти поэтому наши политические и иные герои так недолговечны и так легко лопаются. И поэтому же мы, в нашем стремлении создать хотя бы маленького героя, так часто создаём большого дурака.

Газеты, в погоне за сенсациями, несомненно, притупляют органическое отвращение даже здоровых людей к убийцам и убийствам. Этим притуплением естественного чувства объясняется неестественный, ужасающий своим равнодушием цинизм, с которым люди смотрят на смертную казнь, как на спектакль театра «Гран Гиньоль».

Кстати: существование и успех этого театра явно указывает на то, что люди, которым скучно жить, в своём желании развлечься уже не брезгуют болезненным желанием ужаснуться. В этом есть нечто поразительно уродливое: ведь ужаснее современной нам действительности ничего невозможно выдумать, однако люди идут любоваться ужасами, выдуманными грубо, искусственно и совершенно чуждыми действительному искусству сцены…

Зло потому так резко бросается нам в глаза, что мы сами подчёркиваем его; наше внимание фиксируется, главным образом и всего охотнее, на явлениях отрицательного характера, – это моё давнее и непоколебимое убеждение. С течением времени убеждение это укрепляется тем, что люди становятся всё менее гуманными, более равнодушными друг к другу…

Хуже всего то, что мы фиксируем зло не из органического отвращения к нему, не по мотивам физиологической эстетики, по лишь по силе какого-то дрянненького и, в сущности, преступного любопытства. И, конечно, по внушению фарисейства.

В нашем отношении к преступному и злому всего меньше – чувства самосохранения. Я особенно подчёркиваю отсутствие этого чувства, но совершенно не могу понять, как это совмещается с нашим эгоизмом, рост которого принимает всё более уродливые, чудовищные формы и размеры.

Было бы разумнее и гигиеничней создавать вокруг убийц атмосферу молчания и забвения, совершенно исключающую всякий явный интерес к их личностям и поступкам.

Насколько я знаю человека, – я знаю, что мною рекомендуется самая жестокая кара из всех возможных. Человек, о котором не говорят, – перестаёт существовать. Самая страшная тюрьма – это тюрьма под открытым небом, тюрьма, не ограждённая стенами и решётками в окнах, Фиваида без бога, без людей…

Полный текст рассказа: http://gorkiy-lit.ru/gorkiy/proza/rasskaz/ubijcy.htm

Фото – и видеоматериалы по теме:

dzhoker malefisenta 09 Отрывок из очерка Максима Горького «Убийцы». О том, как СМИ подают тему насилия

Передача «Следствие Вели»: 10 лет антисоветской пропаганды на НТВ

На российском телевидении практически нет программ, которые системно освещали бы положительные стороны и полезный опыт советского периода. Очевидно, что подобная передача не вписалась бы в негласно проводимую в СМИ кампанию по десталинизации и десоветизации, а точнее, демонизации нашего недавнего прошлого. А вот разбираемый в этом обзоре документальный цикл «Следствие вели», который уже 10 лет выходит на телеканале НТВ, как раз прекрасно соответствует телевизионной информационной политике. Но обо всём по порядку.

Сериалы про убийц и продвижение «культа смерти»

Подростковые и детские самоубийства, неожиданная жестокость молодых людей, беспричинные убийства людей и животных, совершаемые старшеклассниками и студентами, – такие сообщения в СМИ будоражат общество по нескольку раз на год, и каждый такой случай – трагедия, которая вызывает один и тот же вопрос – как и почему молодые люди, вчерашние дети, внезапно сошли с ума и стали убийцами?

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

46+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте


Отзыв на Отрывок из очерка Максима Горького «Убийцы». О том, как СМИ подают тему насилия
  1. 22+

    Интересная статья Максима Горького, хорошо, что вы напомнили о ней читателям. Спасибо.
    Это тоже по данной теме:
    РАЗМЫШЛЕНИЕ О ДЕТЕКТИВНЫХ СЕРИАЛАХ.

    Сериалы, детективы ищут долго, кто маньяк,
    И на каждого в нём можно посмотреть и так и сяк.
    Значит каждый в подозренье, пока алиби найдут,
    Много серий в подозренье чередом своим идут.

    И преступника здесь маска примеряется на всех,
    В подозрении невинных есть какой-то скрытый грех.
    Если серии последней не успел ты посмотреть,
    Если серий очень много не успел ты дотерпеть,

    Значит это подозренье может омрачить покой,
    Подозренье – это плохо, а оно советчик твой.
    Ну и даже, если всё же, там преступника найдут,
    Много серий в подозренье ведь бесследно не пройдут.

    Если много-много серий всех кругом подозревал,
    То в какой-то мере к людям ты доверье е потерял.
    Предподчтительней по жизни, в людях видеть доброту,
    Слишком много подозрений образует слепоту.

    И неверье образует, рушит жизни прочный слой,
    Когда всем кругом не веришь можно потерять покой.
    Слепота к чужому свету образует в жизни мрак,
    Настороженность, пугливость, а порой ненужный страх.

    А в доверии есть сила и возможность ей расти,
    Доверяя в жизни людям можно много обрести.
    https://www.stihi.ru/2014/09/11/3653

Оставьте отзыв

Войти с помощью: