8 марта 2016

Приемы манипуляции психикой в рекламе Макдональдса

Приемы манипуляции психикой в рекламе Макдональдса
Ориентировочное время чтения: 7 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Реклама является одним из главных на сегодня идеологов и воспитателей наших граждан. Важным  культурным регулятором нашего общества. Яркие, эмоционально нагруженные, постоянно повторяющиеся видеосюжеты влияют на наши вкусы, предпочтения, образ жизни и способ относиться к людям и к себе. Люди, которые думают, что реклама на них не воздействует, сильно ошибаются. Воздействие заключается ведь не только в том, чтобы побудить нас купить конкретный продукт прямо сейчас.

Каким именно образом реклама нас воспитывает? Например, она влияет на формирование у нас определенных потребностей, а затем и поведенческих стереотипов, направленных на удовлетворение этих потребностей.

Главный принцип воздействия современной рекламы на человека — это манипуляция.

Манипуляция — скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немаловажный фактор манипулирования — сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.

Анализ манипулятивных технологий в рекламе Макдональдса

Взрослые гораздо менее восприимчивы к рекламе, чем дети, потому что у них гораздо выше уровень критичности по отношению к транслируемой информации. А потому рекламщики из кожи вон лезут, чтобы этот уровень критичности снизить. Для этого у них есть целый арсенал средств. Рассмотрим некоторые из них на примере новой рекламы ресторана «Макдональдс». В ней усматривается как минимум четыре манипуляционных приема.

https://youtu.be/rgVzOBfWXNY

Информация подвергается критике в процессе ее осмысления. То бишь процесс критики — это мыслительный процесс. Как можно значительно затормозить процесс холодного критического осмысления информации? Правильно, надо значительно повысить эмоциональную составляющую информации и соответственно снизить смысловую, содержательную.

Заметьте, никто в этом рекламном ролике не говорит вам о том, что в Макдоналдсе самая вкусная еда. Потому что рекламщики понимают, что тут-то вы можете с ними поспорить. Зато вам предлагается ряд мини-сюжетов, наполненных сообщениями об эмоциональном состоянии рассказчика (рассказчиков). Причем эти эмоциональные состояния подобраны не просто так. Каждый сюжет, каждый кадр здесь используется с определенной целью.

Итак, какие эмоции сообщают зрителю мини-сюжеты?

Езда на велосипеде по снегу, танец, падение в снег, полет в воздухе – все это состояния сильного эмоционального возбуждения. Но это не эмоции человека, решившего сложную задачу, например, или оказавшегося под впечатлением просмотренного спектакля, когда соединяемые вместе знание и эмоции обогащают друг друга.

Нет, в этом ролике зрителя заражают совсем другими эмоциями. Я бы даже сказала, аффектами. Находящийся в описанных в ролике ситуациях человек практически полностью лишен возможности осмысленно воспринимать реальность – когда человек танцует, находится в полете или падает в снег, ситуация меняется слишком быстро, а потому у него просто нет на это времени.

Кроме того, и танец, и падение (оно же полет) — все это ситуации, в которых человек демонстрирует признаки трансового состояния. Введение человека в состояние транса — одна из важнейших целей манипуляторов всех мастей. У человека в состоянии транса снижается уровень сознательности и критичности, он становится внушаем.

Далее, когда уровень критичности снижен, зритель стал более внушаем, появляются статичные картинки, призванные соединить и закрепить аффект с нужным изображением или сообщением. В данном случае – рассказами о том, как все счастливы вместе с рестораном Макдональдс.

Еще один прием снижения критичности – это быстрая смена кадров. Вы не успеваете осмыслить транслируемую информацию. А потому вам придется глотать ее так, без оценки. Она проникнет в вашу память помимо вашего сознания.

Третий прием снятия критичности тоже направлен на введение человека в трансовое состояние. Только на этот раз на другом уровне восприятия — на уровне речи. В течение всего ролика несколько раз повторяется странный речитатив «Шер, лайк, кот». В нем слова, никак не связанные друг с другом по смыслу. Ни логически, ни грамматически.

Поскольку мышление — это процесс определения связей между предметами, явлениями и понятиями, то разрушить мыслительный процесс можно посредством разрыва шаблона. Разрыв шаблона — это отсутствие логических связей между предметами, явлениями и понятиями, то бишь абсурдизация, связывание несвязываемых друг с другом вещей. Кстати, подобный нарушенный способ мышления наблюдается у больных шизофренией. Поэтому иногда смешно наблюдать за людьми, с восторгом рассказывающими о том, как кто-то им «разорвал шаблон», потому как люди, сами того не понимая, рассказывают о том, как над их сознанием совершили насилие, заставили их мыслить так, как это делают тяжело больные люди.

Итак, речитатив «Шер, лайк, кот» также направлен на повышение внушаемости зрителя. Использование непонятных слов, неоднократное повторение их направлено на усиление трансового состояния. Некоторые отсылки к жаргонным словечкам пользователей соцсети Фейсбук намекают на якобы наличие в них некоего смысла, отчего эти самые пользователи, вероятно, должны чувствовать себя включенными в некий особый круг “понимающих”. Видимо, понимающих “особенные послания” рекламы фастфуда. Однако реклама делается для максимально широкой аудитории, а не для кучки людей, сидящих в фейсбуке. Для подавляющего большинства зрителей этот набор слов является бессмысленным.

Дети как целевая аудитория рекламщиков

Детская аудитория  является весьма важным сегментом рынка для производителей.  В США оборот продукции, предназначенной для детей, составляет десятки миллиардов долларов. А посему дети являются объектом пристального внимания рекламщиков.

Прежде всего, они интересны маркетологам как рычаг воздействия на родителей. Или, как говорят сами маркетологи, дети играют «роль пилы».  Часто, увидев рекламу очередной игрушки, шоколадки и прочего, дети начинают упрашивать родителей купить ее. Делать это они могут очень настойчиво  и эмоционально. Не всякие родители способны бесконечно сопротивляться такой массированной эмоциональной атаке. А если они и сопротивляются, то часто испытывают чувство вины. Еще бы! Чадо плачет, обижено и вообще страдает безмерно. А иногда оно и злится. А кому охота испытывать на себе злость собственого ребенка?

reklama-promyvayushhaya-detyam-mozgi-6

Эффект «пиления» может вызываться по-разному.  Интересный прием используется западными маркетологами во время рождественских праздников, на которое приходится пик продаж детских игрушек. Но продавцам и производителям очень не нравится, что после этих праздников уровень продаж резко и надолго падает. Родители купили подарки и на некоторое время позволяют себе не реагировать на просьбы детей  о покупке очередной игрушки. Интенсивная реклама при этом уже не помогает. Чтобы  удержать рост продаж, маркетологи придумали следующее. Перед Рождеством начинается усиленная рекламная раскрутка какой-нибудь новой, «особенной» игрушки. Родители строят планы,  обещают ребенку подарить именно ее, дети просят Санта-Клауса подарить им именно эту игрушку.  Но  в течение самого праздника родители  вдруг обнаруживают, что рекламируемая игрушка в магазинах закончилась. Ее нигде не достать. Родители делают вывод, что все раскуплено и покупают ребенку равноценный подарок.

Однако после праздников «оказывается», что игрушка вновь появилась в продаже. Тут даже на рекламу тратиться уже необязательно. Родители, чувствующие вину перед ребенком за невыполненное обещание, покупают и ее тоже. А чтобы ребенок не забыл вдруг про эту игрушку, ему о ней постоянно напоминают, выпуская сопутствующие товары – пеналы, ручки и пр. Таким образом, и выгода растет за счет их продажи, и ребенок регулярно видит перед глазами предмет желания. А дальше он начинает пилить родителей, заставляя их покупать ему новую куклу из серии «барби», новую модель транфсформера и т. д.

Важно понимать, что в условиях рыночной экономики бизнес ВСЕГДА заинтересован в том, чтобы родители воспитывали детей как можно меньше. Чтобы они были как можно более растерянными и  постоянно чувствовали себя виноватыми. А  ребенок должен быть невоспитанным, жадным и импульсивным,  готовым вестись на любую яркую картинку и привыкшим к тому, что его желания обязательно должны исполняться. Такой ребенок –  модель идеального потребителя.

По материалам сайта РВС

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

121
329
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 13

  1. Замечательная статья. Внушение через эмоциональные быстро сменяющиеся картинки действительно убивает крит. мышление. В ролике также внушают и взрослым, что “работай в макдональдс – и у тебя будет крутая машинка, и ты всегда будешь в центре внимания”. Да вся реклама компании, я заметил, где бы ее не видел, построена на якобы престижности и успешности. Аля газпром какой-то. А на деле оказывается, что людям там приходится работать по 7 дней в неделю с 9 до 9, чтобы реально чего-то добится. Так вот.

    17
        • Ещё 10 комментариев

        Оставить комментарий

        add minus