8 августа 2018

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Слайды из лекций Научи хорошему
Ориентировочное время чтения: 16 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Мир кардинально изменился с приходом Интернета, потому что впервые в истории нашей цивилизации возникла ситуация, когда практически все знания стали доступны абсолютно каждому. Раньше, чтобы узнать что-то важное, надо было пройти определённые барьеры – к примеру, найти себе наставника, либо дослужиться до высоких званий, степеней, получить допуски к закрытым хранилищам и так далее. Сегодня же самый ценный ресурс в мире – знания, стали открыты для всех.

Обладая доступом в сеть, вы можете в самостоятельном режиме изучать практически любую область науки, читать любые книги, развивать свои творческие таланты, общаться с людьми по всему миру, делиться своими открытиями и многое другое. Конечно, остались какие-то библиотеки, в которых  хранятся документы под грифом «Секретно», но эта загерметизированная информационная база по своей значимости уже не сравнится с тем безбрежным океаном знаний, который представляет собой интернет.

Но, как и всякая стихия, этот океан таит в себе не только безграничные возможности, но и безграничные опасности.

И все вы их прекрасно знаете – всё, что мы обсуждали в предыдущих лекциях про телевидение, кинематограф, мультипликацию, музыку и многое другое, содержит в себе и Интернет, зачастую даже в более агрессивной и разрушительной форме, так как информация в глобальной сети не проходит абсолютно никакой фильтрации. Поэтому, когда вы слышите о группах смерти в соцсетях и о том, что людей пытаются вовлекать в различные деструктивные секты, – всё это реальность, а не некие выдумки конспирологов.

Кроме того, до сих пор в Интернете сохраняется высокий уровень анонимности и, как следствие, безнаказанности, что служит почвой для распространения всевозможных мошеннических схем.  Для некоторых неадекватных, психически нездоровых личностей интернет-пространство становится своеобразным инструментом «слива» своих негативных эмоций и распространения идей, являющихся на самом деле продолжением симптомов их заболеваний. Думаю, все сталкивались с явлением так называемого «троллинга» и в целом недоброжелательного отношения в сети. Длительное нахождение на сайтах, где в обсуждениях царит атмосфера лжи, цинизма и оскорблений, разрушительно влияет на центры самовосприятия и самоотношения человека, а также формирует превратное представление об окружающих и обществе. Это препятствует развитию способности к объединению и готовности сотрудничать с другими людьми, в то же время порождая опасность реального психического заражения разрушительными, нездоровыми идеями, концепциями, антиценностями…

Но кроме того негатива, который в значительной степени продвигается через массовую культуру и крупные средства массовой информации, в интернете есть много правды, которую люди распространяют сами, исходя из своего искреннего желания поделиться знаниями и умениями с окружающими и сделать мир лучше.

Потому что распространять информацию в Интернете может практически каждый – создать свой сайт или сообщество в социальных сетях, опубликовать статью, сделать видеоролик, разослать его друзьям или патриотическим ресурсам – всё это может делать даже один человек без привлечения специалистов со стороны. В конце лекции мы  порекомендуем в том числе список технической литературы, ознакомившись с которой, вы получите базовые навыки для эффективного продвижения информации в Интернете. А если для реализации своих идей найти ещё и несколько соратников, то результаты вашей деятельности могут быть очень значительны. И в этом уникальность Интернета –  с одной стороны он открывает перед каждым множество перспектив, а с другой стороны – полон опасностей.

Почему же люди, обладая такими огромными возможностями в изучении и распространении информации, в самообразовании, в саморазвитии, тратят своё время впустую, просматривая в интернете гигабайты откровенных глупостей и пошлостей. Причин тому несколько:

Причины, по которым люди используют интернет не на пользу, а во вред себе:

  1. Существующая информационная среда стимулирует к деградационному образу жизни
  2. Неумение управлять собой и самостоятельно учиться
  3. Извращённая нравственность и неумение отличать хорошее от плохого

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Основная часть нашего курса лекций была посвящена как раз тому, чтобы предоставить вам наиболее целостный взгляд на современную массовую культуру, чтобы вы знали, в какой обстановке находитесь, и могли адекватно ей действовать. Поэтому мы подробно говорили с вами про влияние телевидения, кино и музыки. Сейчас  давайте рассмотрим ещё три важных аспекта, которые напрямую относится к интернету и самому популярному видеохостингу YouTube.

В первом ролике даётся краткий содержательный анализ типичного контента так называемых «топовых блогеров» YouTube и  раскрывается информация о том, каким образом видеохостинг подталкивает своих пользователей к просмотру творчества определённой направленности. Второй обзор посвящён тому, как новостные агрегаторы и поисковые системы могут формировать информационную повестку, создавая определённые рамки для своих читателей. В третьем видеоролике на примере терминов «сексизм», «толерантность» и «гендер» рассказывается о том, что такое «лингвистическое оружие» и где оно применяется.

Теперь перейдём ко второму пункту, мешающему многим людям превратить интернет в своего помощника и друга – «неумение управлять собой и самостоятельно учиться». Вся наша теоретическая часть, с которой мы знакомились в ходе занятий, была направлена как раз на то, чтобы дать вам основополагающие знания, необходимые для управления собой и дальнейшего самообразования.

Давайте ещё раз вспомним то, что проходили – как устроена психика человека (слайд 1.4), как влияет на нас информация, что такое пропаганда и бесструктурное управление (слайд 1.7), как жить осознанно (слайд 1.2) и как управлять своими информационными потоками так, чтобы они приносили вам пользу (слайд 3.3). Если кто-то после прослушивания этого курса лекций так и не составит себе даже первоначальный список жизненных целей, к которым он стремится, то можете считать, что на наших занятиях вы так ничего и не узнали.

Большинство людей этих простых принципов не знает, потому что ни в школах, ни в институтах самому главному – тому, как управлять собой –  человека не учат, и в результате человек не знает, как защитить себя и своих близких от информационной агрессии и как противостоять ей. Если эти темы где-то и затрагиваются, то им уделяется настолько малое внимание, что в памяти они не задерживаются. В результате  многие люди даже не осознают того воздействия, которое на них оказывается. Собственно всякий, кто относится к просмотру кино или ТВ только как к развлечению, входит в эту категорию людей.

Давайте, чтобы ещё раз попрактиковаться в управлении информационными потоками, проанализируем, как организовать этот процесс в социальных сетях, которыми каждый из нас сегодня пользуется. Если вы периодически просматриваете свою ленту новостей, то к тому, чтобы подписаться на очередное сообщество, надо относиться очень серьёзно. Потому что, как вы уже знаете, вся эта информация не проходит для нас бесследно. Итак, что же надо сделать, чтобы настроить свою ленту в социальных сетях.

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Настраиваем информационную ленту в соцсетях:

  1. Отпишитесь от всех юмористических сообществ
  2. Определите максимальное число сообществ, на которые вы можете быть одновременно подписанными (оптимально от 10 до 20 штук). Не позволяйте себе превышать установленный лимит, отписываясь о тех групп, которые вам стали наименее интересны.
  3. Прежде чем подписаться на сообщество, определите посыл 10-20 последних публикаций в его новостной ленте и оцените полезность этой информации лично для вас (учитывая ваш список жизненных целей и круг интересов).
  4. Старайтесь выстраивать свою новостную ленту так, чтобы соотношение положительной информации было значительно выше негативной.
  5. Участвуйте в жизни сообществ. Не будьте только потребителем информации, но и комментируйте, а также создавайте и присылайте на публикацию свои материалы.

Вот так обычно выглядят те сообщества, на которые точно подписываться не надо:

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Но глупые юмористическое паблики – это не единственное средство убийства вашего свободного времени. Нельзя не вспомнить сферу компьютерных игр, которые для многих становятся просто средством ухода от реальности. Давайте посмотрим два видеообзора, в которых эта тема раскрыта на примере одних из самых популярных онлайн-игр.

Естественно, помимо просто впустую потраченного времени, компьютерные игры, аналогично фильмам, несут и множество смыслов, чаще всего, к сожалению, разрушительного характера. Исключения встречаются редко, да и в случаях с вроде как хорошими играми, вред от просиживания перед экраном обычно выше сомнительной пользы от игры. В рамках проекта Научи хорошему были опубликованы также несколько видеообзоров, в которых показано на конкретных примерах, как в игры вставляют искусственные закладки с пропагандой алкоголя, извращений или русофобских взглядов. При желании вы сможете найти эти видеоролики на сайте и посмотреть их.

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Теперь снова вернёмся к нашему слайду, в котором перечислены причины, по которым люди используют интернет не на пользу, а себе во вред.

Итак, «существующая информационная среда стимулирует к деградационному образу жизни» – с этим пунктом мы уже разобрались. «Неумение управлять собой и самостоятельно учиться» – тоже попытались максимально исправить и дать тот минимум знаний, который позволит постепенно пересматривать многие ложные взгляды, которые были навязаны массовой культурой, и  участвовать в формировании новой информационной среды, нацеленной на развитие, а не на деградацию человека. Теперь остался третий пункт – «Извращённая нравственность и неумение отличать хорошее от плохого».

Нравственность

Чем же отличается извращённая нравственность от «нормальной» – той, которая должна быть у человека, и что такое «нравственность»?  Нравственность можно описать как набор алгоритмов в психике человека, который определяет его отношение к событиям и формирует внутреннюю оценку «хорошо» или «плохо». Основы нравственности, также как и мировоззрения, формируются у человека по большей части в детстве, но и во взрослом возрасте можно пересматривать свои взгляды и изменять свои нравственные стандарты, если вы осознаёте их ошибочность.

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Для этого надо регулярно уделять время анализу своего поведения и в случае выявления фактов, когда вы поступили нечестно или пошли на компромисс со своей совестью,  с помощью воли надо исправлять последствия ошибок и делать выводы на будущее. Особенно важно при этом обращать внимание на свои эмоции, соответствуют ли они ситуации, или нет, так как эмоциональная сфера является отражением работы алгоритмов вашего подсознания и её ошибочная реакция свидетельствует о наличии ложных стереотипов и о том, что вам надо пересмотреть своё отношение к каким-то явлениям.

Если же вести речь об общественных процессах, то одним из оплотов нормальной нравственности современного мира служит понятие «семьи». Независимо от культурных особенностей именно такие понятия как «семья» и «семейные ценности» всегда лежали в основе любого общества. Дети рождались, воспитывались и подрастали в семьях, постепенно перенимая опыт и традиции старшего поколения, становясь полноправными представителями своего народа. Будучи первичным институтом воспитания и становления человека, семья передаёт подрастающему ребёнку не только знания, но и формирует его мировоззрение таким образом, чтобы всякий человек, став взрослым, чувствовал ответственность не только за себя, но и за жизни окружающих его людей. Именно в семье мы учимся заботиться о ближних, доверять, любить, правильно выражать свои чувства и эмоции, быть справедливыми и честными, жить в коллективе и ставить интересы общества выше интересов отдельной личности.

Поэтому в рамках проекта Научи хорошему в качестве эталона нравственной нормы, определяющего критерии «хорошо» и «плохо», редакторы и авторы ориентируются на традиционные для русского народа семейные ценности: верность, совесть, любовь, трудолюбие, уважение к старшим, святость материнства, взаимопомощь, доброта, здоровый трезвый образ жизни, честность, щедрость, ответственность.

Семья и семейные ценности – это в настоящий момент то общее, что объединяет людей придерживающихся разных религиозных и мировоззренческих позиций, и эта та платформа, на базе которой можно эффективно противостоять процессу расчеловечивания, запущенному в массовой культуре.

Поэтому в начале многих видеороликов вы могли слышать фразу о том, что обзор сделан с позиции «традиционных семейных ценностей». Если бы авторы подходили к вопросу «чему учит?» с позиции либеральной идеологии, то, конечно, результаты анализа во многих случаях могли бы быть совсем другими. Знакомясь с материалами различной аналитической деятельности, всегда обращайте внимание на методологию, с помощью которой она ведётся, и на идеологическую платформу, которой придерживаются её авторы.

Теперь, давайте посмотрим ещё один видеоролик, в котором дан максимально целостный взгляд на современную массовую культуру, и на то, как можно постепенно исправить ситуацию.

Может показаться, что отлаженный, смазанный немалыми деньгами маховик зла уже не остановить, что наше общество обречено, словно теленок на веревке, покорно плестись под уклон к нравственной пропасти. И что может сделать один человек против этой машины, которая просто не заметит его трепыханий, а если и заметит, то раздавит как муравья?

Но, во-первых, на «виртуальном» поле современной информационной войны, в отличие от поля Куликова, даже один человек – это уже воин, нередко способный нанести ощутимый урон врагу.

А во-вторых, льющееся с экранов «толерантное» зло – это все еще чуждый народу пришелец на нашей родной земле. И подавляющее большинство народа не приемлет те «ценности», которые оно несет. Нас – несоизмеримо больше, чем всей этой грязной пены. Как говорится в известном афоризме, добра на земле 99%, а зла – 1%, но этот процент очень хорошо организован. И лучшее, что мы можем сделать для победы, – это тоже организоваться и объединиться.

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Списки рекомендованной литературы:

Список 1: Теоретические работы по теме влияния СМИ и управления обществом

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Список 2: Техническая литература по созданию и распространению материалов в интернете

Лекция 5. Интернет – друг или враг? Как изменить мир?

Скачать слайды к лекции

По вопросам проведения лекций в вашем городе – обращайтесь в редакцию проекта на почту: whatisgood.ru@gmail.com
* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

1
1 В закладки
Репост

Оставить комментарий

add minus