28 октября 2022

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ
Ориентировочное время чтения: 13 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Автор предлагаемого материала провёл достаточно большое и подробное исследование истории с ежегодными очередями в магазины за покупкой новой модели «iPhone». Результаты анализа этого явления и того, как оно освещается крупными СМИ, свидетельствуют об искусственном характере очередей (в них стоят актёры или нанятые за небольшую сумму молодые люди) и проплаченных публикациях в прессе.

Среди российских изданий и информагентств, ежегодно продвигающих лживые новости о якобы естественных очередях, фигурируют такие крупные СМИ как «Российская газета», «РИА Новости», «Коммерсант», «БИЗНЕС Online», «Москва 24», «Московский комсомолец», «РБК», «Лента.ру», «Ведомости» и другие. Наиболее вероятный заказчик процесса – это американская корпорация Apple, которая таким образом искусственно подогревает интерес к своей продукции.

Полный текст исследования доступен на дзен-канале «За трезвость СМИ», ниже представлены только некоторые ключевые отрывки из материала.

Очереди за «iPhone» покупные?

В 2018-м году на сайте «Пятого канала» вышло интервью от Антона Вуймо, представленного руководителем известного PR-агентства. В нём сообщается, что «скорее всего большинство из очередей этих — “липовые”», и что руководитель лично 3 года ставил людей у магазинов:

«Три года подряд наше PR-агентство обслуживало некие заказы, согласно которым нужно было поставить людей в очередь за iPhone. Они должны были купить коробку, отнести бригадиру и отдать. Им давали деньги, они туда их заносили, получали iPhone, не распечатывали коробку, относили обратно бригадиру. Заказы были не прямо от Apple Rus, заказы были от некоего посредника. С кем они имел там дальше отношения — я не знаю. Но во всяком случае мы в течение трех лет создавали искусственные очереди», — заявил Антон Вуйма.

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ

Утверждается, что пиар-агентство давало людям деньги, чтобы они встали в очередь, купили коробку от телефона, и не распечатывая отдали ее бригадиру. Но заказы были не от самой компании, а от некого посредника.

Сколько платят за стояние в очереди?

Мне всегда были интересны конкретные суммы. На этот счет приводится интересная история про артистов:

«Они высказывали восторг. Артисты стоили дороже. Они получали по 15-20 тысяч рублей за одно выступление. Они тоже вставали в эту очередь, и когда подходили какие-то телеканалы, они вызывались сразу давать интервью, высказывали бурный восторг и рассказывали, как им здорово пользоваться iPhone. Некоторые при чем имели уже iPhone в кармане, с коробкой, им выдавали их заранее, чтобы его можно было сразу показать, чтобы, не отстояв в очереди хорошее дать интервью», — отметил пиарщик.

Непонятно, чем оправдывали артисты своё стояние в очереди, если у них уже есть телефон. Статья сыровата, много ошибок и опечаток, но не в этом суть, наша задача не поверить на слово, а принять информацию к сведению.

Запомним про «артистов», задача которых высказывать бурный восторг. Далее по тексту мы еще встретим похожих людей.

Также в статье отмечается, что самой дорогой была аудитория от 30-ти до 40-ка лет. Их приходилось нанимать за 1000 рублей. В то время как студенты брали по 200-500 рублей в разных городах.

Могли ли быть настоящие очереди за первой моделью?

Пиарщик считает, что возможно, на старте продаж первой модели в 2007-м году были настоящие очереди в некоторых точках продаж:

«Скорее всего в самом начале, какие-то очереди были у Apple. Но потом они стали поддерживать ажиотаж с помощью искусственных очередей. Потому что сейчас это рядовой смартфон», — убежден имиджмейкер.

Но я сомневаюсь, что естественные многочасовые и многодневные очереди были даже за первыми моделями в 2007-м году, так как эта технология пиара придумана не в последние годы. И телефон это не первый товар данной компании, значит, опыта в маркетинге достаточно. Насколько помню, известный пиарщик Эдвард Бернейс описывал похожую технологию ещё в книгах 1920-х годов.

Также в статье 2018-го года отмечается, что нет смысла стоять в очередях, так как сейчас можно заказать телефон по интернету с доставкой на дом.

Чтобы узнать, реальна ли вся история с очередями или искусственно сформирована через таких пиарщиков как Антон Вуйма, изучим историю очередей за телефонами в России, начиная с 2015-го года.

Очереди за «iPhone» в 2015-м году

Начнем изучение очередей с 2015-го года, когда уже каждый хоть раз пользовался интернет-торговлей. Я так и не увидел причин стоять в очереди несколько суток, но похоже, чтобы абсурдность не так бросалась в глаза, придумали сказочку с получением удовольствия от очереди.

Если вы думаете, что стоять в очереди – это скучно, то ошибаетесь. На блогерской платформе «tjournal.ru» в 2015-м году вышло интервью молодого человека, которому даже «скоропостижная» покупка была не особо нужна. Он просто получал удовольствие от стояния в очереди:

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ

Месье знает толк в развлечениях. В 2014-м «очередь была небольшая», и он залип в ней на сутки. Стоять в очереди ему настолько понравилось, что в 2015-м году он специально прилетел в Германию, и тут же встал в очередь на 4 дня. Думаю, туристу жить четверо суток у магазина куда интересней, чем гулять по Германии.

А как вам эта логика про вышеупомянутого месье?

«Летом 2015 года он освободился от учебы и с тех пор находится в поисках работы, изредка подрабатывая водителем Uber. Вечером 21 сентября он прилетел в Гамбург вместе с другом: по словам <…>, Германия просто находится ближе других стран, в которых состоится старт продаж».

Безработные парни, изредка подрабатывающие в такси, могут слетать в Германию, чтобы постоять в очереди ради удовольствия, и попутно купить «iPhone 6s» за 850 евро. По-моему, все логично, я противоречий в истории не вижу.

Якобы люди готовы стоять в очереди ради удовольствия. Весь контекст создает впечатление естественности очередей, думаю, это главная цель статьи.

Что говорят стоящие в очереди 2017-го года?

Ценителей времяпрепровождения в очереди оказывается много. В 2017-м году на Тверской улице в Москве рядом с главным офисом продаж на видео попал еще один:

Парень в ролике рассказывает на 58-й секунде:

«Телефонами не так давно занимаемся, но очень любим посещать различные мероприятия, где нужно стоять за вещами. Атмосфера благоприятная».

Думаю, нанятым людям проводят инструктаж с тезисами для оправдания, почему они стоят в очереди. Ведь иначе легко вывести на противоречие: «почему стоишь в очереди, если в соседнем магазине можно купить без очереди»? И логически обосновать не получится, если не апеллировать к удовольствию.

Помните, как пиарщик сообщал, что есть специальные люди для восторгов на интервью в очередях? Корреспондент информационного агентства «URA.RU» пообщался с людьми в очереди 2017-го года на Тверской улице в Москве. Некий Филипп высказывал восторг 10-й моделью:

«Юбилейная версия самого уважаемого в мире телефона заслуживает такого внимания. Это ведь новые технологии, опережающие своих оппонентов на ближайшие два года в плане прогресса».

Какие-то люди отказались говорить с корреспондентом, ограничились лишь кратким восхвалением: «Мы уже Айфон купили, мы уже кайфуем».

Еще была студентка 20-ти лет. Она уже сутки сидит в очереди на специально взятом пуфике, хочет купить телефон себе и в подарок маме. Думаю, это самый полезный подарок женщине около 40-ка лет от на редкость хорошо подрабатывающей дочери-студентки. У нее в будние дни вне работы и учебы есть время сутки стоять в очереди.

Корреспондент заметил, что большая часть стоящих в очереди – это молодые парни, около 20-ти лет, иногда девушки. Обычно именно такие люди подрабатывают на эпизодических работах, где не требуется образования.

Утверждается, что очередь к старту продаж достигла более 600 человек, и показывается фотография стикера с номером 505, который клеили на руки людям в соответствии с их местом в очереди. В интернете я не встретил информации, что очередь продолжалась после открытия магазина.

Пятидневная очередь в 2018-м году

В 2018-м году по данным «РИА Новости» на Тверской улице в Москве первые три человека заняли очередь за 5 дней до старта продаж, назначенных на 28-е сентября. А всего в день старта продаж было роздано 250 талонов для очередников.

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ
Карта некоторых фирменных салонов в Москве 2022-го года (2018-го не нашел)

Абсурд в том, что 28-го числа продажи стартуют во всех торговых точках города, как в фирменных, так и просто в торговых сетях, суммарно которых в городе сотни. «Коммерсант»:

«Продажи начались также на официальном русскоязычном сайте Apple, в розничных сетях «Эльдорадо», «М.Видео», «Евросеть», «Связной», МТС, «Вымпелком», «Мегафон»».

И там очередей не было, об этом на следующий год сообщили на сайте телеканала «Москва 24»:

«В прошлом году в ближайших салонах, где тоже можно было приобрести новый iPhone, не было ни одного человека».

В Казани также не было очередей, «БИЗНЕС Online»:

«Магазины в Казани открыли свои двери для фанатов «яблок» в 8:00, но покупатели за новыми телефонами не пришли».

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ
Очередь, чтобы постоять в очереди.

По-моему, чтобы люди не заподозрили странности, в СМИ распространяли оправдание нелогичных очередей, якобы это не нанятая массовка, а люди просто стоят ради удовольствия. Но очереди еще объясняют желанием людей продать место в очереди.

«БИЗНЕС Online» пишут:

«Стояльцы у Тверской» погорели на том, что продажи в России начались с опозданием от мировых на неделю», так как якобы многие из стояльцев хотели продать свое место в очереди или перепродать телефон. Но покупателей ни на место, ни на телефон не нашлось».

Как я себе это вижу:

  • сотни людей не знали, что телефон можно купить через интернет в России (с доставкой в день старта продаж в России);
  • не знали, что за неделю до старта продаж в России можно купить за границей;
  • не знали, что в других городах нет очередей;
  • не знали, что в другом салоне на той же улице нет очередей

…и стояли в очереди несколько суток в надежде продать место кому-то, неспособному зайти в соседний магазин.

На расстоянии 700 метров на той же улице находится еще один фирменный магазин, а на другой улице в километре еще один. И это только фирменные салоны, а еще несчетное множество других магазинов электроники:

Технологии пиара: Искусственные очереди за iPhone и ложь крупных СМИ

Напомню, продажи телефона в 2018-м году в России стартовали в 28-го сентября. За неделю до этого, 21-го сентября, газета «Московский комсомолец» сообщает о старте продаж мест в очередях:

«На ресурсе «Авито» за последние сутки появилось больше 70 объявлений от желающих потратить пару дней своей жизни, чтобы вы купили новый «Айфон» одним из первых. Цена вопроса — от 20 до 450 тысяч рублей.»

То есть, появились объявления, где утверждается, что люди продают места в очереди. Ко дню старта продаж количество объявлений увеличилось до 392 штук. «БИЗНЕС Online» дополняет:

«…на «Юле» место в первой десятке в очереди оценивалось в 270 тыс. рублей.»

Однако, объявление о самом дорогом месте за 450 тыс. руб. оказалось немного странным. По данным газеты «Московский комсомолец» – «Увы, его автор не взял трубку». А был ли автор?

Кто продал место в очереди 2018-го года?

Корреспонденты говорят, никто не продал место в очереди в Москве, несмотря на огромное количество публикаций в СМИ. Обращаю внимание – огромное количество публикаций.

«Однако афера с продажей мест в очереди обернулась полным провалом, несмотря на огромное количество публикаций в СМИ и активное промо участников. Изредка «стояльцам» на Тверской звонили по размещенным объявлениям, но чаще всего это были журналисты, а не реальные покупатели. В итоге пирамида, построенная на пиаре ажиотажного спроса, рухнула сегодня ночью — к тому времени ни один из «продавцов» не смог сбыть свое место в очереди, по крайней мере, корреспондент «БИЗНЕС Online» об этом не слышал».

Очередь рассосалась почти сразу же после открытия магазина, объяснили это тем, что там в основном продавцы мест:

«Магазин открылся буднично. Когда стало ясно, что продаж все же не будет, большинство «сидельцев» потянулись восвояси несолоно хлебавши. Однако один молодой человек лет 30 из очереди все же в числе первых прошел внутрь. Выглядел он неряшливо, в его облике проскальзывали черты усталости и алкогольного опьянения. Под вспышки фотокамер СМИ и аплодисменты он переступил порог магазина…»

Вот видео из статьи с этим молодым человеком:

Он радовался, что зашел первым, сказал, что купил место в очереди за 50 тысяч. У него спросили:

– Финансовое средства у вас остались на покупку? – почему-то засомневался один из журналистов.

– Вот это вопрос… – после паузы отвечает мужчина, еще не дойдя до кассы.

Он шестым чувством предвидел, что потерял деньги на покупку телефона? Дар предвидения его не подвел, «БИЗНЕС Online» пишет:

«…денег на телефон у него не оказалось. Парень посмотрел на новые iPhone, улыбнулся и вышел вон»

В «РБК» писали, что деньги были именно на покупку телефона и он их потерял: «Он утверждал, что потратил 50 тыс. руб. на место в очереди, а деньги, предназначенные для покупки смартфона, потерял».

Могу предположить, что технология следующая: производителем специально создаются искусственные очереди и даже размещаются объявления о продаже мест в очередях, чтобы сформировать впечатление ажиотажа и информационный повод для новостей СМИ.

За все время чтения статьей, я не встретил ни одного внятного факта сделки по продаже места ни до 2018-го года, ни после.

Продолжение: «За трезвость СМИ»

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

12
164
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Довольно неожиданно. Спасибо за интересную статью. Я помню в марте или начале лета зашёл к вам и увидел, что нет новых статей. Подумал, что в связи в СВО вы решили ничего не размещать. Но теперь вижу, что ошибался. Рад.

    3

    Оставить комментарий

    add minus