27 июня 2020

«Культурная агрессия» русских сказок на примере былины Садко

«Культурная агрессия» русских сказок на примере былины Садко
Ориентировочное время чтения: 3 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Для того, чтобы уничтожить или хотя бы остановить танк, мало пробить броню. Как таковое отверстие в броне не смертельно. Главное – уничтожить экипаж. А лучше сломить волю экипажа, заставить отказаться от сопротивления — тогда танк превратится в бесполезный кусок железа.

Нечто похожее происходило в конце 1980-х – начале 1990-х на идеологическом фронте борьбы против СССР. Усилиями политиков «железный занавес» был приоткрыт. Что дальше? А дальше нужно сломить волю народа и руководства страны. А методика была такова: показать культурное превосходство Запада.

Для достижения этой задачи в США работали целые институты и разрабатывались разные способы воздействия на психику и сознание людей. Одно из орудий – это кино. Через Голливуд нам показывалось культурное превосходство американской системы над советской. Все герои американского кино были списаны якобы с американского общества и рассказывали нам якобы о настоящей американской жизни. Например, Рокки, который побил жестокого и высокомерного русского Ивана Драго (сто процентов русские все такие). Рокки был вышибалой денег у должников своего босса, но в итоге становится звездой и получает славу и деньги. Нам говорили: только в Америке такое возможно!

«Культурная агрессия» русских сказок на примере былины Садко

В «Звездных войнах» нам показывали будущее американского космоса и новейшие технологии, которые нам сулит американский образ жизни. Джон Маклейн из «Крепкого орешка» сам способен обезвредить банду террористов. Вообще все американцы такие… Это только несколько примеров.

Нашим людям внушали, что Запад построил более продвинутое и культурное общество, и «сдаться» США было единственным правильным решением. Что и произошло в итоге.

При этом русская культура и кино были табу в США. Американское руководство крепко следило за тем, чтобы американский народ не очаровывался и не проникался симпатией к русским, к их культуре и истории.

В 1952 году советский режиссер Александр Птушко снял один из своих самых знаменитых фильмов «Садко».

В фильме был задействован натуральный былинный богатырь Сергей Столяров и одна из первых красавиц отечественного кино, юная дебютантка Алла Ларионова. Спецэффекты, которые создала съемочная группа, так и вовсе намного опередили свое время. Ничего подобного не делали ни на одной киностудии мира. Скажем,  птица Феникс очаровывала и вызывала суеверную жуть!

«Культурная агрессия» русских сказок на примере былины Садко

Сказочная кинолента уверенно собирала залы в СССР и призы престижных зарубежных фестивалей. А через десяток лет после того, как «Садко» триумфально влетел на своем челне на экраны, американцы показали этот фильм у себя… как The Magic Voyage of Sinbad.

Советский кинематограф, надо заметить, был совершенно не приспособлен ни под международную коммерцию, ни на защиту своих авторских прав. Американский режиссер Корман «адаптировал» советскую ленту, легким движением руки превратив новгородского гусляра Садко в удалого арабского морехода Синдбада.

При этом во время дублирования фильма на английский язык удалили все сцены, в которых Садко играет на гуслях и поет (!), перенесли события повествования из древнерусского города Новгорода в Индию в город  «Копасанд». Мало того, имена и фамилии актёров и съёмочной группы также были изменены на имена звучащие по-американски: Анна Ларион, Арнольд Кейлор, Люсил Вертися, а режиссер…Альфред Поско.

Таким образом вычеркивалась русская культура, музыка, история и язык из головы американского обывателя — ясно было, что действие происходит где-то далеко, в экзотических краях. А уж Русь это или Персидский залив – кто разберет?

Оригинальный фильм «Садко»

Адаптированная американская версия «The Magic Voyage of Sinbad»

По материалам: Картина Мира

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

35
47
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Посмотрела сказку «Садко» 1952г . Может и странно покажется, но обнаружила в этой сказке много того , что есть в современных фильмах. Наверно, в свое время, главный герой Садко должен был вызвать замирание сердца у девушек и восхищение у юношей. Но является ли он таким уж идеальным героем и примером для подражания? Поведение и поступки этого персонажа не совсем однозначны в плане положительной оценки. Во – первых , этот Садко «человек ниоткуда» не показаны и не упомянуты его родители или другие близкие люди. Пришел непонятно откуда и начал баламутить народ. Он олицетворяет собой некого борца за справедливость и народное счастье. Но его путешествие в дальние страны имеет две цели. Он о них заявил. Для бедных и угнетенных провозглашена цель-поиск птицы счастья, для богатых купцов провозглашена вторая цель- поиск новых мест для сбыта и обмена товарами. Цели,в общем-то, взаимоисключающие. Если он найдет новый рынок сбыта, то эксплуатация работников может усилится. У меня при просмотре фильма создалось впечатление, что Садко себе на уме и манипулирует людьми и цели у него эгоистичные, похоже, что всякого рода путешествия – смысл его жизни , это его мужское эго. Это впечатление усилилось после того, как он отправился «думать думу» на берег озера. Так как он внешне хорош собой, да еще и поет красиво в него мгновенно влюбляется дочь морского царя. Сердце Садко не свободно, но он, без зазрения совести, принимает дорогой подарок от девушки, которая дарит его в расчете на свадьбу. Жениться на девушке Садко и не думает, но с радостью принимает ее подарки, в частности золотую рыбу, а потом еще целую лодку золотых монет. То есть показано, что девушку можно обмануть и воспользоваться, без зазрения совести ее любовью. Со второй девушкой , Любавой, ситуация тоже выглядит несколько эгоистичной. Родители Любавы, которые не показаны, но хоть упомянуты, против отношений дочери с Садко. Когда она говорит ему об этом, Садко подтверждает опасения родителей девушки, что он ненадежный жених. Да, говорит он, твои родители правы, я не подходящий для тебя жених. Этим самым он переносит ответственность за выбор на саму девушку. Он ничего ей не обещает- ни верности, ни стабильности, ни даже того , что он к ней вернется. Типа того, да я такой, и меняться ради тебя не собираюсь. Девушка, кстати усмиряет свою гордость и здравый смысл и , полностью, психологически подчиняется обаятельному искателю приключений. Начинает ему показывать голубков, которые годами носят вести путешественнику, а она годами его верно ждет. Ответственность за эти отношения она взяла на себя. Садко вволю напутешествовался, нашел странноватую птицу-девушку, которая могла всех, своими заунывными речами, погрузить в сон и направился в обратную сторону. Здесь он опять попутно, в своих целях, эгоистично использовал влюбленную в него дочь морского царя. Кстати, в фильме показана единственная семейная пара морской царь и царица. Это до безобразия склочная парочка. На ее примере показан весь ужас семейной жизни. Любава три года прождала Садко, который после путешествия пришел к выводу, что самое большое счастье для человека родная земля. Такой вывод весьма странный. Он не наладил торговые связи, устроил всякие бои в разных местах земли, не нашел общий язык с другими народами, а вместо птицы-счастья привез какое-то снотворное для народа, которое заунывным голосом предлагает всем спать. Все, противоестественным образом, радуются возвращению Садко, который мне почему-то очень сильно напомнил праобраз Остапа Бендера. Очень интересно выглядел отбор в дружину Садко. Всем давалось по огромной емкости со спиртным, кто ее выпивал, а потом еще выдерживал удар от Садко, годился в его команду. Настоящие герои должны пить спиртное ведрами и никак не иначе. Такой неоднозначный воспитательный момент. Не могу отрицать, фильм смотреть интересно, даже сейчас, но назвать его особо воспитательным я бы не смогла. Наверно, такого рода мужчины должны быть, они все-таки являются первопроходцами на новые земли и каким-то образом обьединяют людей. Наверно, их характер может иметь какую-то долю авантюризма, но детям, с неустоявшейся психикой, я бы этот фильм особо не советовала. В фильме показан мальчик-трюкач, который вместе с дедом последовал за Садко, такие приключения, наверно, очень привлекательны для мальчиков, но такие мечты могут сделать обычную жизнь скучной и неинтересной. А поиск приключений, ради приключений-может стать смыслом жизни. Когда то посмотрела мультфильм «Побег из курятника», там был некий обаятельный путешествующий петух Роки, наверно, неуместно сравнивать, но характер с этим Садко один в один.

    17

    Оставить комментарий

    add minus