24 октября 2022

Чему учат супергерои?

Чему учат супергерои?

Предлагаем вашему вниманию один из уроков бесплатного учебного онлайн-курса для детей и родителей «Критическое мышление и Медиаграмотность»: https://vk.com/kursmedia

Самые дорогие по стоимости производства фильмы – это голливудские истории, снятые по комиксам вселенной Marvel и DC. Сюжеты этих картин обычно достаточно шаблонные – главный герой в результате какого-то эксперимента или чрезвычайного происшествия приобретает суперспособности, а потом использует их, чтобы победить злодея, желающего уничтожить или захватить мир.

Возьмём, к примеру, историю Человека-паука. Был себе парниша абсолютно ничем не примечательный: девушки на него не обращали внимания, в школе обижали и т.д. И тут, благодаря вышедшему из-под контроля эксперименту, Питер Паркер обретает сверхспособности, и жизнь его начинает потихоньку меняться в лучшую сторону. Он постепенно начинает превращаться в Спайдермена – единственного человека, способного остановить периодически появляющихся злодеев, мечтающих захватить планету Земля. Ему и слава, и почёт, и внимание общества.

Кто из детишек не будет мечтать о таком? Вот бы и мне так! И делать ничего не надо, раз – и в супергероях, лишь бы судьба указала на меня пальцем и сказала: «Вот он – избранный!», и подбросила паучка за пазуху или ещё какое насекомое.

С возрастом человек понимает, что подобные фильмы не имеют ничего общего с реальной жизнью. И когда по мере взросления заканчивается вера в «голливудские сказки», то каждый где-то в глубине души начинает осознавать, что его обманули. Но далеко не каждый догадается, в чём и как?

Каковы же истинные мотивы создателей всех этих образов супергероев, а вернее заказчиков подобных шедевров современной культуры? К каким последствиям приводит любовь к супергероям? Давайте разбираться.

Концепция избранности и супергероизма

Вопреки убеждению многих любителей кино и попкорна, что супергерои, спасающие мир, – явление сугубо положительное (с точки зрения ценностей и моделей поведения, транслируемых подросткам и молодёжи), в действительности ситуация не столь позитивная. Так как любой фильм этой тематики в рамках своего фонового посыла зрителю всегда несёт следующие отрицательные смыслы:

  • культ индивидуализма
  • идея избранности
  • халявные способности
  • принижение роли обычного человека
  • подмена настоящего героизма
  • эстетизация насилия

Чему учат супергерои?

Конечно, эти аспекты влияния на аудиторию в той или иной мере сглаживаются конкретными сюжетами и не во всех фильмах раскрываются в полной мере. Однако «средняя температура по палате» среди супергеройских историй именно такая.

Многие сходу отвергнут названные выше тезисы, даже не удосужившись вникнуть в их логику. Их мозг зацепится за какой-то отдельный мелкий нюанс в стиле: «Бэтмен сам изобрёл свой суперкостюм, много тренировался, и поэтому он не халявщик», и постарается вычеркнуть прочитанное из памяти. Но ведь речь не о конкретном супергерое, а о совокупности всех подобных историй, генерируемых Голливудом. Да и с Бэтменом не всё гладко, так как он начинал не как простой смертный, а как миллиардер.

Поэтому давайте рассмотрим каждый аспект.

Культ индивидуализма

Супергерой, как правило, – одиночка. Даже когда супергероев много, то они предпочитают действовать по принципу «каждый сам за себя», и если они и объединяются в какие-то группы, то лишь из острой необходимости, при этом преследуя, в первую очередь, свои личные цели и задачи. При первой же возможности они отделяются от коллектива, так как существование в рамках какой-либо социальной ячейки их тяготит (у них даже семей и детей по этой причине обычно нет). Они индивидуалисты.

Задумайтесь над вопросом: если один человек – супергерой, способный в одиночку спасти мир, то кто все остальные?

Ответ будет неприятным. Остальные – это серая беспомощная масса, которую нужно спасать. Не объединяться с народом в борьбе со злом, а спасать его в одиночку или с небольшой компанией себе подобных. Таков посыл всех фильмов про супергероев.

Переняв такое отношение к окружающим, человек погружается в иллюзию того, что он в одиночку способен победить силы зла, что он может справиться со всеми бедами и жизненными невзгодами самостоятельно. Это эгоистичное, неверное понимание жизни внедряется в головы доверчивых детей и подростков, которое они потом проецируют в свою жизнь.

Халявные суперспособности и идея избранности

Где киношные персонажи берут суперспособности? Это усилие воли, тяжёлый труд, напряжение ума или хотя бы усидчивость? Нет, обязательное условие – это волшебная таблетка или миллиард долларов. Марвел как бы намекает – у обычных парней нет шансов стать супергероями. Во-первых, потому что нет денег. А, во-вторых, их никогда не укусит паук-мутант. У нас даже комары-мутанты не водятся.

Супергеройский миф — хоть в комиксах, хоть в снятом по его мотивам кино — это пространный, цветистый и торжественный гимн Халяве.

Ты был чуть ли не маргиналом, но тебя выбрали для секретного военного эксперимента. Ты был обычным занудой, но тебя укусил редкий паук. Или в тебя случайно шарахнула молния во время чужого научного эксперимента. Тебя никто не кусал, не втыкал в тебя шприцы и не бил током, но на планете, с которой ты свалился, все такие. Или ты мутант. Или твой покойный папа был миллиардером и так далее. Халява-мама, одним словом.

Кем бы был супермен без своей силы? Ряженым клоуном в трусах. Максимум, что о нём могли снять – это комедию. Посмотрите на всех супергероев так, как будто у них нет супер силы. Кого вы видите? Фриков в обтягивающих одеждах. Один карабкается по стене, у другого ножик торчит из руки, третий корчится от лучевой болезни, у четвёртого вообще морда позеленела, пятый с мечом бегает по городу… У всех маски, все не те, за кого себя выдают, все с кем-то постоянно противоборствуют, никто не живёт в ладу.

Чему учат супергерои?

Эстетизация насилия

Какими методами в супергеройских фильмах удаётся победить глобальный заговор по захвату мира? Вот герой получил суперсилу, сделал себе костюм, собрал команду, нашёл логово противника, ворвался туда и всех уничтожил. Только так, а не иначе. То есть во всех фильмах злодеев, желающих поработить мир, побеждают на силовом приоритете – с помощью кулаков и оружия.

А теперь давайте посмотрим на наш реальный мир. Конечно, есть военные конфликты, и без мощной армии никуда, но основные войны сегодня идут экономические и информационные – то есть, это противоборство идей, идеологий, мировоззрений. Существует даже такое выражение, что «пушки – последний довод королей». Да и на уровне обычного человека и обыденной жизни, силу надо применять гораздо реже, чем договариваться и решать проблемы умом.

Однако супергеройские фильмы, на съёмки и раскрутку которых расходуются баснословные бюджеты, приучают миллионы зрителей, что зло нужно побеждать только силой оружия. Обратите внимание, насколько в этих блокбастерах эстетизировано насилие, как оно «смакуется», как гламурно показано, как много спецэффектов– это ведь для того, чтобы сделать данный метод решения проблем более привлекательным в глазах зрителей.

Воспитанные на таких сюжетах люди не хотят заниматься длительной системной работой, создавать коллективные проекты, они хотят по-быстрому взорвать врага и победить.

Подмена настоящего героизма

Ребёнок, который хочет быть похожим на реальных людей, добившихся больших результатов в науке, творчестве, искусстве, совершивших какой-то подвиг, может изучать жизнь своего кумира и брать с него пример в том, как достигать целей, преодолевать трудности, развивать таланты.

Супергерои представляет бесплотную иллюзию, которая занимает в сознании подрастающих поколений то место, на котором должны были находиться действительно достойные люди.

Впитав такой образец для подражания, человек начинает думать, что не нужно обязательно работать над собой и иметь положительные качества, которые нарабатываются не быстро и только с помощью труда и силы воли. Можно просто быть эгоистичным, ленивым балбесом и ждать своего «звездного часа в этом жестоком мире», чтобы накостылять злодеям, после того, как удачно сложатся жизненные обстоятельства.

Жизнь со временем разбивает эти иллюзии, но время юности, которое можно было потратить на что-то полезное, оказывается безвозвратно упущенным.

Для контрастности восприятия посмотрите видеоролик про настоящих героев:

Итоговой целью внедрения культа супергероя является разобщение людей.

Есть такое понятие – синергетический эффект. Он проявляется в том, что любой коллектив (семья или команда), как целостность, всегда обладает набором свойств, превышающим возможности его элементов. Когда в коллективе каждый сам за себя, себе на уме, данный эффект приобретает отрицательный характер. То есть взаимодействие людей усиливает или ослабляет индивидуальные возможности каждого.

Например: работает разобщенный коллектив из 10 человек, где присутствуют распри, ссоры, зависть, сплетни, обусловленные нездоровым человеческим эгоизмом. Коэффициент полезного действия такого коллектива будет равен результату работы 5 человек. А вот если работает сплочённая дружная команда из 10 человек, где люди объединены идеей, где отсутствует конкуренция, где каждый может попросить ближнего своего о помощи и готов помочь, ради достижения общей цели – то коэффициент полезного действия будет равен результату работы 20 человек.

Посмотрите фильмы, в которых рассказываются реальные истории спасения мира – это в частности, советские фильмы про Великую Отечественную войну. В них войну со злом выигрывает единый сплоченный народ, а не получающий удовольствие от своих суперспособностей и подвигов эгоистичный супергерой. Советские военные фильмы показывают, на что способна сила единства, и какое значение она имеет для каждого человека.

В свою очередь концепция супергероизма базируется на ложных ценностях избранности и индивидуализма, а потому вредна для общества в целом, и в особенности для подрастающих поколений.

Практические задания к уроку

Задание 1. Ознакомьтесь с исследованием. Поразмышляйте над тем, почему именно такие результаты получили учёные.

Ученые предупредили об опасности детской любви к супергероям. Вместо того чтобы обращать внимание на положительные качества Бэтмена или Человека-Паука, дошкольники примеряют на себя их негативные черты, такие как агрессия и насилие.

Чему учат супергерои?

Дети воспринимают супергероев не как защитников слабых и угнетенных, а как хладнокровных, сильных, агрессивных существ, и именно эти качества им в них нравятся. К таким выводам пришла профессор Сара Койн из Университета Бригэма Янга (США), проведя исследование, в котором участвовали 240 американских детей и их родители.

Папы и мамы рассказали, насколько их дети вовлечены в культ супергероев: как часто они смотрят мультики или фильмы с этими персонажами, играют в них и идентифицируют себя с ними. Детей же просили назвать 10 популярных супергероев, выбрать из них самого любимого, и объяснить, почему. Кроме того, юные участники исследования прошли психологическое тестирование, позволившее ученым оценить уровни различных видов агрессии в их поведении.

Исследователи обратили внимание на то, что только 10% детей, описывая любимого супергероя, указывали на то, что тот защищает и спасает людей, в то время как 20% юных участников исследования сообщили, что любят того или иного супергероя за его качества, связанные с агрессией и насилием. Например, «потому что он большой и может наподдать», или «он злится и может все крушить и разрушать, и ему на это наплевать, потому что он здоровенный».

Когда исследователи спустя год после первого тестирования снова проанализировали тех же детей, оказалось, что увлечение супергероями не проходит бесследно. Дети, являвшиеся наиболее преданными фанатами Бэтмена, Человека-Паука, Капитана Америки или других супергероев, проявляли гораздо больше агрессии в своем повседневном поведении, чем остальные. Они чаще сами физически и вербально обижали других детей, реже заступались за слабых или за жертв травли, словом вели себя совсем не как супергерои.

Задание 2. Проверьте, нет ли у вас «синдрома супергероя»

Посмотрите видео, которое раскрывает психологические проблемы, генерируемые образом супергероя, и показывает путь их преодоления. После просмотра – задумайтесь, нет ли у вас «синдрома супергероя»?

Описание видео: Почему образы супергероев генерируют проблемы во взаимодействии с обществом? Как идея избранности меняет отношение молодёжи к окружающим? Совокупность запутанных и переплетенных между собой проблем, связанных со всем вышеперечисленным.

Если вы заметили у себя признаки «синдрома супергероя» – уделите внимание тому, чтобы придуманный вами путь для собственного развития обязательно происходил в сотрудничестве с окружающими. Воспринимайте общество дружественным, где вы можете найти соратников, построить семью, обменяться опытом.

Если вы знаете, как можно улучшить или какой информацией желательно дополнить этот урок – напишите нам!

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

12
0 В закладки
Репост

Оставить комментарий

add minus