Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

19 июня 2017

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+).

Влияние информации на человека

Все хорошо понимают, какую важную роль в здоровье человека играет иммунитет. Как бы мы не стремились создать чистую и безопасную среду, различные болезни и вирусы всегда присутствуют в нашей жизни, и от наличия и совершенства внутренней системы защиты зависит очень многое. Поэтому так важно регулярно делать зарядку, заниматься физкультурой и уделять время закаливающим процедурам, чтобы ваш организм всегда был в тонусе, был вашим другом и помощником при достижении поставленных целей.

Аналогичная ситуация и в информационном пространстве, которое уже стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно предоставляет человеку большие возможности в плане самообразования, творчества, общения, профессиональной деятельности. Но в то же время эта среда, мягко говоря, небезопасна, здесь есть свои законы, правила, свои хищники и свои жертвы. И если в обычной жизни воздействию вируса или болезни подвергается ваше тело, то в информационном пространстве полем боя становится психика человека.

Многие слышали такие понятия, как «информационная война», «мягкая сила», «бесструктурное управление», но привыкли воспринимать это всё как что-то далёкое, чем занимаются политики или специальные службы. Но на самом деле эти вопросы касаются каждого из нас. Новый фильм в кинотеатре, актуальное телешоу, популярный клип на Ютубе, детский мультик с улыбчивыми персонажами, смешной паблик в соцсетях, новостной сайт в Интернете – это и есть та среда, которая служит основным каналом распространения не только полезной информации, но и всевозможных ментальных вирусов, или, проще говоря, лжи, завёрнутой в увлекательную и глянцевую обёртку. С помощью внедрения деструктивной информации в общество можно влиять на поведения не только отдельного индивида, но и больших групп людей.

Но чтобы понять, каким образом человеком можно управлять извне, необходимо разобраться в том, как сам человек управляет собой.

Для этого нужны базовые представления о структуре психики человека. Понимание того, как работает наше сознание и подсознание, какую роль в управлении собой играет мировоззрение, нравственность. Знание, каким образом можно извне влиять на формирование тех или иных взглядов у человека. Эту информацию и предлагаем вам изучить в ходе представленного курса, закрепив её на практике и потренировавшись в выявлении информационных вирусов в сфере массовой культуры.

А начнём мы с того, что мысленно перенесёмся в океан на круизный лайнер. И представим себя не просто пассажиром, а капитаном корабля.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Насладившись красивым морским пейзажем и открывающимися перед вами безграничными возможностями, вы начинаете проверять, каким образом корабль поддаётся вашему управлению. Вращая штурвал то в одну, то в другую сторону, вы замечаете, как у судна появляется крен и солнце плавно перемещается по небосводу, свидетельствуя об изменении курса. Вы чувствуете себя уверенно и легко, и, глядя на вас со стороны, у стороннего наблюдателя складывается впечатление, что вы и есть тот, кто управляет этим судном. Но так ли это?

Посмотрев с высоты птичьего полёта на движение корабля, мы вскоре увидим, что он маневрирует хаотично, что, несмотря на продолжительное плавание, лайнер так и остался в том районе, откуда и начал свой путь. А капитан, так гордо возвышающийся на капитанском мостике, всего лишь пребывает в иллюзии управления кораблём, потому что у него нет самого главного – ЦЕЛИ. Если нет цели – то невозможно управлять. Для закрепления образа представьте себе самолёт, который взлетел с аэродрома, но не знает, куда ему надо лететь. Чем для него завершится такой полёт? В лучшем случае – жёсткой посадкой где-то посреди поля, в худшем – гибелью всех пассажиров и экипажа, когда закончится топливо.

Абсолютно аналогичная ситуация и с человеком, который, став взрослым и войдя в самостоятельную жизнь, так и не задал себе самого главного вопроса «Зачем я живу?», ответом на который должен был бы стать список целей и жизненных ориентиров. Если у вас нет конкретных целей и вы не знаете, куда вы движетесь, то вы похожи на того капитана, бездумно вращающего штурвал туда-сюда и пребывающего в иллюзии управления кораблём. Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям».

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (9)

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Разберём постой пример. Если человек одной из важных целей своей жизни определил «создание крепкой семьи и рождение здоровых детей», то с алкоголем, табаком и прочими наркотиками, отравляющими организм и дурманящими сознание, ему уже автоматически будет не по пути. Он найдёт себе альтернативные варианты отдыха и расслабления, которые не только не вредят здоровью, но и приносят пользу – например, физкультура, творчество, командные игры и так далее. Если же человек, выйдя из-под опеки родителей, так и не задумался над тем, куда он двигается, или по какой-то причине поставил пункт «развлечение по пятницам» по степени значимости выше «создания здоровой семьи», то вполне возможно, что для него вечер пятницы станет «символом пьянки», что активно насаждается в общество через многие СМИ.

Итак, с первым главным пунктом мы разобрались: жизнь человека можно назвать осознанной только лишь в том случае, если он знает, зачем он живёт. По мере личного развития и расширения кругозора список целей человека может меняться, и это нормально. Главное – он должен быть, пусть не идеальный, но тот, который вы сами себе определили.

Теперь снова мысленно возвращаем себя на наш капитанский мостик. У нас есть цель, и мы знаем, куда плыть. Определив по компасу требуемое нам направление движения, мы задаём нужный курс и отправляемся в путь. Ветер наполняет наши паруса, корабль уверенно рассекает волны и впереди нас определённо ждёт светлое будущее, так ведь? Не совсем. Впереди нас находятся отмели и подводные рифы, и если мы продолжим двигаться заданным курсом, то впереди нас ждёт кораблекрушение и в лучшем случае участь Робинзона Крузо. О чём же мы забыли?

О том, что надо наметить этапы своего движения и проложить безопасный маршрут. А для этого всякому капитану корабля жизненно необходима карта. И чем более детально и грамотно составлена эта карта, тем меньше чрезвычайных ситуаций возникнет на пути. Что же является аналогом карты для человека, размышляющего над тем, как ему достигнуть поставленных целей? Его мировоззрение.

Мировоззрение – это совокупность всех образных представлений об окружающем мире, формируемых с рождения и на протяжении всей жизни. Всё что узнаёт человек с того момента, как он впервые открыл глаза, начал слышать, чувствовать, читать и познавать, занимает то или иное место в его мировоззренческой картине. И также как географические карты могут отличаться по масштабу, типу отображаемых объектов и степени достоверности, так и мировоззрение людей может носить принципиально разный характер.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (2)

Вернёмся к примеру с человеком, добавившим в список своих жизненных целей пункт «создание крепкой и здоровой семьи». Предположим, что вечером после работы он приходит домой и решает немного отдохнуть, сидя перед телевизором. Включив Первый канал, он попадает на передачу с Еленой Малышевой, которая совместно с именитыми врачами рассказывает о том, что регулярное употребление алкоголя не только не вредит, но даже полезно для здоровья. Потому что алкоголь, например, растворяет холестериновые бляшки (в умолчаниях остаётся, что он растворяет и всё остальное в нашем организме). На сцене демонстрируются страшные макеты закупоренных сосудов, спасти которые может только бутылка «качественного» вина. Малышева ссылается на Британских учёных, присутствующие в студии профессоры с важным видом кивают головами, зрители улыбаются и аплодируют. Белоснежный медицинский халат Малышевой сверкает, а из её уст доносятся сладкие речи о том, что вино к тому же защищает от радиации, развеивает скуку и помогает наладить отношения с противоположным полом.

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы,  которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (3)

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека

  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (8)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место.  Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (4)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (5)

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (6)

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией  –  это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием, и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут:

«Ну что вы, я посмотрел выпуск Comedy Club!, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра контента, подобного ТНТ, человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (7)

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.

Скачать слайды к лекции

По вопросам проведения лекций в вашем городе – обращайтесь в редакцию проекта на почту: whatisgood.ru@gmail.com
* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

54

Уведомлять о новых материалах?

54
0 В закладки
Репост

Оставить комментарий

add minus