Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

19 июня 2017

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была представлена на Трезвом фестивале, Школы-слёт «Тургояк», летом 2020 года.

Влияние информации на человека

Все хорошо понимают, какую важную роль в здоровье человека играет иммунитет. Как бы мы не стремились создать чистую и безопасную среду, различные болезни и вирусы всегда присутствуют в нашей жизни, и от наличия и совершенства внутренней системы защиты зависит очень многое. Поэтому так важно регулярно делать зарядку, заниматься физкультурой и уделять время закаливающим процедурам, чтобы ваш организм всегда был в тонусе, был вашим другом и помощником при достижении поставленных целей.

Аналогичная ситуация и в информационном пространстве, которое уже стало неотъемлемой частью нашей жизни. Оно предоставляет человеку большие возможности в плане самообразования, творчества, общения, профессиональной деятельности. Но в то же время эта среда, мягко говоря, небезопасна, здесь есть свои законы, правила, свои хищники и свои жертвы. И если в обычной жизни воздействию вируса или болезни подвергается ваше тело, то в информационном пространстве полем боя становится психика человека.

Многие слышали такие понятия, как «информационная война», «мягкая сила», «бесструктурное управление», но привыкли воспринимать это всё как что-то далёкое, чем занимаются политики или специальные службы. Но на самом деле эти вопросы касаются каждого из нас. Новый фильм в кинотеатре, актуальное телешоу, популярный клип на Ютубе, детский мультик с улыбчивыми персонажами, смешной паблик в соцсетях, новостной сайт в Интернете – это и есть та среда, которая служит основным каналом распространения не только полезной информации, но и всевозможных ментальных вирусов, или, проще говоря, лжи, завёрнутой в увлекательную и глянцевую обёртку. С помощью внедрения деструктивной информации в общество можно влиять на поведения не только отдельного индивида, но и больших групп людей.

Но чтобы понять, каким образом человеком можно управлять извне, необходимо разобраться в том, как сам человек управляет собой.

Для этого нужны базовые представления о структуре психики человека. Понимание того, как работает наше сознание и подсознание, какую роль в управлении собой играет мировоззрение, нравственность. Знание, каким образом можно извне влиять на формирование тех или иных взглядов у человека. Эту информацию и предлагаем вам изучить в ходе представленного курса, закрепив её на практике и потренировавшись в выявлении информационных вирусов в сфере массовой культуры.

А начнём мы с того, что мысленно перенесёмся в океан на круизный лайнер. И представим себя не просто пассажиром, а капитаном корабля.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Насладившись красивым морским пейзажем и открывающимися перед вами безграничными возможностями, вы начинаете проверять, каким образом корабль поддаётся вашему управлению. Вращая штурвал то в одну, то в другую сторону, вы замечаете, как у судна появляется крен и солнце плавно перемещается по небосводу, свидетельствуя об изменении курса. Вы чувствуете себя уверенно и легко, и, глядя на вас со стороны, у стороннего наблюдателя складывается впечатление, что вы и есть тот, кто управляет этим судном. Но так ли это?

Посмотрев с высоты птичьего полёта на движение корабля, мы вскоре увидим, что он маневрирует хаотично, что, несмотря на продолжительное плавание, лайнер так и остался в том районе, откуда и начал свой путь. А капитан, так гордо возвышающийся на капитанском мостике, всего лишь пребывает в иллюзии управления кораблём, потому что у него нет самого главного – ЦЕЛИ. Если нет цели – то невозможно управлять. Для закрепления образа представьте себе самолёт, который взлетел с аэродрома, но не знает, куда ему надо лететь. Чем для него завершится такой полёт? В лучшем случае – жёсткой посадкой где-то посреди поля, в худшем – гибелью всех пассажиров и экипажа, когда закончится топливо.

Абсолютно аналогичная ситуация и с человеком, который, став взрослым и войдя в самостоятельную жизнь, так и не задал себе самого главного вопроса «Зачем я живу?», ответом на который должен был бы стать список целей и жизненных ориентиров. Если у вас нет конкретных целей и вы не знаете, куда вы движетесь, то вы похожи на того капитана, бездумно вращающего штурвал туда-сюда и пребывающего в иллюзии управления кораблём. Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям».

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (9)

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Разберём постой пример. Если человек одной из важных целей своей жизни определил «создание крепкой семьи и рождение здоровых детей», то с алкоголем, табаком и прочими наркотиками, отравляющими организм и дурманящими сознание, ему уже автоматически будет не по пути. Он найдёт себе альтернативные варианты отдыха и расслабления, которые не только не вредят здоровью, но и приносят пользу – например, физкультура, творчество, командные игры и так далее. Если же человек, выйдя из-под опеки родителей, так и не задумался над тем, куда он двигается, или по какой-то причине поставил пункт «развлечение по пятницам» по степени значимости выше «создания здоровой семьи», то вполне возможно, что для него вечер пятницы станет «символом пьянки», что активно насаждается в общество через многие СМИ.

Итак, с первым главным пунктом мы разобрались: жизнь человека можно назвать осознанной только лишь в том случае, если он знает, зачем он живёт. По мере личного развития и расширения кругозора список целей человека может меняться, и это нормально. Главное – он должен быть, пусть не идеальный, но тот, который вы сами себе определили.

Теперь снова мысленно возвращаем себя на наш капитанский мостик. У нас есть цель, и мы знаем, куда плыть. Определив по компасу требуемое нам направление движения, мы задаём нужный курс и отправляемся в путь. Ветер наполняет наши паруса, корабль уверенно рассекает волны и впереди нас определённо ждёт светлое будущее, так ведь? Не совсем. Впереди нас находятся отмели и подводные рифы, и если мы продолжим двигаться заданным курсом, то впереди нас ждёт кораблекрушение и в лучшем случае участь Робинзона Крузо. О чём же мы забыли?

О том, что надо наметить этапы своего движения и проложить безопасный маршрут. А для этого всякому капитану корабля жизненно необходима карта. И чем более детально и грамотно составлена эта карта, тем меньше чрезвычайных ситуаций возникнет на пути. Что же является аналогом карты для человека, размышляющего над тем, как ему достигнуть поставленных целей? Его мировоззрение.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Мировоззрение – это совокупность всех образных представлений об окружающем мире, формируемых с рождения и на протяжении всей жизни. Всё что узнаёт человек с того момента, как он впервые открыл глаза, начал слышать, чувствовать, читать и познавать, занимает то или иное место в его мировоззренческой картине. И также как географические карты могут отличаться по масштабу, типу отображаемых объектов и степени достоверности, так и мировоззрение людей может носить принципиально разный характер.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Вернёмся к примеру с человеком, добавившим в список своих жизненных целей пункт «создание крепкой и здоровой семьи». Предположим, что вечером после работы он приходит домой и решает немного отдохнуть, сидя перед телевизором. Включив Первый канал, он попадает на передачу с Еленой Малышевой, которая совместно с именитыми врачами рассказывает о том, что регулярное употребление алкоголя не только не вредит, но даже полезно для здоровья. Потому что алкоголь, например, растворяет холестериновые бляшки (в умолчаниях остаётся, что он растворяет и всё остальное в нашем организме). На сцене демонстрируются страшные макеты закупоренных сосудов, спасти которые может только бутылка «качественного» вина. Малышева ссылается на Британских учёных, присутствующие в студии профессоры с важным видом кивают головами, зрители улыбаются и аплодируют. Белоснежный медицинский халат Малышевой сверкает, а из её уст доносятся сладкие речи о том, что вино к тому же защищает от радиации, развеивает скуку и помогает наладить отношения с противоположным полом.

Посмотрев научно-познавательную передачу, наш герой решает развлечься и включает другой телеканал, по которому идёт боевик. Персонаж фильма, чьей силе и ловкости позавидует любой настоящий спортсмен, после очередного спасения мира празднует свою победу в баре, поднимая тосты за дружбу и справедливость. Ещё немного пощёлкав телеканалы, послушав новый музыкальный клип БИ-2 «Какой русский не пьёт виски» и немного улучшив себе настроение юмором из Comedy Club на тему того, что не «пить в нашей стране невозможно», отдохнувший телезритель мирно засыпает. За время его сна вся усвоенная за день информация в психике ещё раз обрабатывается и занимает положенное место в мировоззрении. И так как просмотр телевизора протекал в расслабленном режиме, без какого-либо критического восприятия, то алкоголь на уровне подсознания приобретает множество чудесных свойств, благодаря которым он постепенно становится не противником человека в создании здоровой семьи, а «другом и помощником». Теперь звук чокающихся бокалов и всякая алкогольная тематика у нашего телезрителя начинает вызывать положительные эмоции, так как подсознательно вся эта сфера для человека оказывается наполненной созидательными смыслами.

Пропаганда алкоголя на российском телевидении

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы,  которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (3)

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека

  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (8)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место.  Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (4)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Пропаганда на Телевидении: Как это работает?

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (5)

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Чему учит шоу «Вечерний Ургант»?

Чему учит шоу «Давай поженимся»?

Чему учит шоу «Пацанки»?

Реализация технологии «Троянский конь» на примере деятельности российских телешоу

Как вы могли заметить при просмотре видеороликов, особенностью каждой проанализированной передачи является то, что её влияние на массовую аудиторию кардинально отличается от заявленных авторами программы целей. По нашему мнению, такой многократно повторяющийся на телевидении результат является не случайностью или досадной ошибкой, а искусственно созданной конструкцией, реализованной по технологии «Троянский конь». Суть этой технологии отражена на слайде.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Технология «Троянский конь»: оглашаемые цели – красивая оболочка (слабо влияют на зрителя), неоглашаемые цели – ядовитая начинка (сильно влияют на зрителя).

Посмотрим, как эта технология реализуется в других российских телешоу. Начнём с самого простого варианта – это телепроект «Дом 2». Заходим на официальный сайт и узнаём, что по оглашению шоу направлено на «строительство любви, создание семей и даже рождение детей». Проанализировав то, что транслируется массовой аудитории через выпуски телепередачи, выявляем, что неоглашаемые цели данного шоу – это пропаганда пошлости и бесстыдства;  пропаганда алкоголя; пропаганда свободных отношений и в целом деградация населения России.

Чему учит шоу «Дом 2»

Так как цели, достигаемые по умолчанию, полностью нивелируют заявленный положительный эффект, делаем выводы о том, как надо относиться к людям, создающим подобные телепроекты. Телеканал ТНТ, кстати, принадлежит холдингу Газпром-медиа.

Теперь рассмотрим немного более сложный вариант – это телешоу «Прямой эфир», то самое, на которое недавно перешёл Малахов. Заходим на официальный сайт и узнаём, что программа «Прямой эфир» – это своеобразная хроника нашей жизни, а зрители собираются в студии и у экранов своих телевизоров, чтобы узнать о проблемах, которые волнуют всех. По сути, здесь нет информации о целях и задачах телешоу, просто говорится об освещении и обсуждении неких проблем. Проведя тематический анализ всех выпусков телепередачи за один месяц, быстро приходим к пониманию, почему создатели телепроекта даже не стали оглашать никакие цели.

Чему учит шоу «Прямой эфир»

На идентичные цели и по той же технологии работают и другие популярные телешоу по типу «Мужское/Женское»«Пусть говорят»«Говорим и показываем», с обзорами на которые вы также можете ознакомиться. Здесь отметим, что многие СМИ, как и в случае с телепередачей «Прямой эфир», вообще не оглашают никаких целей своей деятельности, занимая нейтральную позицию в стиле «мы просто освещаем новости или развлекаем телезрителей». Обычно так пишут, когда не хотят разглашать свои реальные цели. Самый наглядный пример – с тем же телеканалом ТНТ, который якобы «просто развлекает».

Раскроем ещё один важный момент: не все работники телеканала или участники и исполнители того или иного телешоу осознают весь спектр его влияния на массовую аудиторию. На практике обычно можно выделить три уровня:

Кто и как видит деятельность ТВ-шоу

  1. Массовке и толпе зрителей предназначены глянцевые обёртки в стиле «мы просто развлекаем» или «мы помогаем людям решать их проблемы», как в случае с передачами по типу «Пусть говорят». Оглашаемые цели.
  2. Среднее звено исполнителей, непосредственно создающих телепередачу: сценаристы, редакторы, костюмеры, операторы и так далее, ориентированы на погоню за рейтингами, показатели которых напрямую отражаются на их зарплате. О влиянии их труда на общество они либо не задумываются, либо глушат свою совесть оправданиями в стиле «людям нравится смотреть эту грязь». О том, как выстроен механизм рейтингов, они, естественно, не знают, или знают на уровне толпы, верящей в объективность так называемых «пиплметров». Оглашаемые цели + рейтинги + деньги.
  3. А вот верхнее звено исполнителей – ведущие ток-шоу, продюсеры, главные редакторы, владельцы киностудий, телеканалов и так далее, – эти ребята прекрасно осознают все цели, на достижение которых работает создаваемый ими контент: и оглашаемые, и неоглашаемые, и действуют вполне осознанно, нанося вред обществу и получая за это очень большие зарплаты. Оглашаемые цели + неоглашаемые цели + большие деньги.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией  –  это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (6)

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием, и, когда это уместно, лучше их так и называть.

А понятие «манипуляция» означает бесструктурное управление со скрытыми деструктивными целями.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

«На меня не влияет»

Многие скажут:

«Ну что вы, я посмотрел выпуск Comedy Club!, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра контента, подобного ТНТ, человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Лекция 1: Влияние информации на человека. Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

Технология спаивания на примере сериала СТС «Вы все меня бесите»

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

vliyanie-informatsii-na-cheloveka (7)

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.

Скачать слайды к лекции

По вопросам проведения лекций в вашем городе – обращайтесь в редакцию проекта на почту: whatisgood.ru@gmail.com
* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

98

Уведомлять о новых материалах?

Оставить комментарий

add minus