Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров»

multproba-2-1-2
Ориентировочное время чтения: 41 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

В статье представлены анализы отдельных серий популярных мультфильмов с позиции оценки их воспитательного посыла и влияния на юных зрителей. Серии были выбраны с помощью генератора случайных чисел. 

«Маша и Медведь»

  • Информация о мультсериале: «Маша и Медведь» – популярный российский мультсериал, рассказывающий о дружбе бывшего циркового артиста Медведя и маленькой девочки Маши, которая не дает скучать не только ему, но и всем лесным жителям. Создается при помощи трёхмерной графики анимационной студией «Анимаккорд». Показ начался с 7 января 2009 года. На данный момент выпущено 70 серий.
  • Возрастной рейтинг: 0+
  • Серия: 65 серия «Есть контакт!» (2017 г.)
  • Описание серии: Во дворе Мишкиного дома совершает экстренную посадку инопланетный корабль. Пришельцам нужно срочно пополнить запасы и возвращаться домой. Только на земле всё устроено совсем не так, как у них дома. Разобраться, что к чему, починить корабль и отправиться в обратный путь помогут Маша и Мишка.

Анализ: Сюжет затрагивает космическую тему и рассказывает о небольшом приключении трех инопланетян, потерпевших крушение и приземлившихся недалеко от домика Медведя. Инопланетяне хотят соорудить новый корабль, для чего воруют вещи у местных жителей. Так как инопланетяне были замаскированы под Машу, обвинение в воровстве падает на неё. Маша выясняет, кто и почему ограбил её знакомых, и просит Медведя помочь инопланетянам вернуться в космос.

История выстроена очень профессионально: события интересны и подаются динамично и зрелищно. Представлены две сюжетные линии: одна связана с дрессировкой Машей собаки, а другая с действиями инопланетян. Обе линии в конце умело объединяются в единое целое: дрессированная собака Маши помогает обнаружить незванных гостей, и девочка вместе с Медведем решают задачу возврата тех в космос.

Сюжетная линия с инопланетянами демонстрирует позитивный пример дружелюбия и готовности помочь другому (Маша и Медведь приходят на помощь космическим гостям, как только понимают, что те в беде). Также изображается умение простить другому его неправильное поведение, вызванное незнанием. Инопланетяне, попав в незнакомую обстановку, действуют неправильно: без спроса берут чужое. Однако это поведение не злонамеренное (герои не пытаются целенаправленно «насолить» другим), а вызвано их незнанием, нахождением в незнакомой обстановке среди незнакомых существ. Маша и Медведь, как подразумевается, легко прощают инопланетянам их невежество, не держат на них зла. Такая модель поведения легко воспроизводима и конструктивна в жизни: например, в ситуациях принятия в группу людей новенького, который пока не знает, как себя вести и допускает ошибки. Мультфильм демонстрирует пример миролюбия и содействия людям в таких ситуациях.

В другой сюжетной линии, дрессировке собаки, уже больше плохого. С одной стороны, девочка Маша, казалось бы, занята созидательным делом – терпеливо организует «чудеса дрессуры», обучая собаку командам «сидеть», «голос», «апорт» и др. С другой стороны – она скармливает бедному животному целую гору сарделек в качестве поощрения, от которой ему явно станет плохо. При этом взрослый в её деятельности не участвует, ничего не подсказывает и, более того, ей препятствует. Ведь сардельки она буквально отбирает у Медведя – героя, очевидно несущего образ родителя или воспитателя – обвиняя того, что он просто жадничает.

Также во время дрессировки Маша чётко и выразительно показывает негативные эмоции: со вздохом закатывает глаза, когда собака не понимает, что от неё требуется; презрительно прищуривает глаза и сжимает губы, когда собака съедает корм без её разрешения. Дети-зрители легко перенимают модели поведения экранных героев, в том числе и связанные с эмоциями. А такое реагирование, как было описано, характерно для высокомерных и надменных людей. К счастью, положительные эмоции у героини также появляются: удивление и радость при удачах в дрессуре.

Наиболее же всего интересен образ детско-родительских отношений, который подается через Машу (ребенка) и Медведя (родителя). Мультфильм явно продвигает детоцентристскую, «ювенальную» модель отношений ребенка и родителя. Характерный момент: инопланетяне хотят замаскироваться под самого сильного жителя леса и сначала воспринимают таковым Медведя. Но тут рядом с Медведем появляется Маша. При виде её Медведь заметно пугается и теряется. Затем Маша ударяет Медведя дверью и отбирает у него сардельки с суровыми гримасами на лице. Тогда инопланетяне делают закономерный вывод: Маша здесь – самое сильное существо. Создатели мультфильма совершили подмену с силой героев: силу медведя вручили девочке, а слабость маленькой девочки перенесли на героя медведя. В рамках образа родителя и ребенка – это перестановка авторитета с родителя на ребенка. «Маша и медведь» демонстрирует, что ребенок сильнее и авторитетнее родителя.

Что ещё интересно, Маша может говорить, а Медведь (и другие взрослые животные в серии) – немы и изъясняются жестами и мычанием. Это снова неадекватный, «ювенальный» образ, когда право голоса у ребёнка выше и значительнее, чем у родителя.

К ювенальной теме родителя и ребенка также можно отнести момент в серии, когда Маша играет с бумажкой и кидает её Медведю в лицо, а тот радостно воспринимает такой поступок, поскольку он подал ему важную идею. И никаких замечаний и недовольств – ребёнок волен свободно себя проявлять, пусть это даже унижает или несёт вред родителю. Ребёнок выше родителя.

Мораль:
(+) Мультфильм показывает пример дружелюбия, прощения и помощи другому (сюжетная линия с инопланетянами).
(+/-) Изображается дрессировка ребенком собаки (=созидательная деятельность), однако взрослый в этом процессе не участвует, и ребенок скармливает животному нездоровое количество поощрительной еды. Еда при этом буквально отбирается у взрослого без его согласия и разрешения. Во время дрессировки ребенок демонстрирует как позитивные эмоции (удивление, радость), так и неmultproba 0 1 Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров»гативные (презрительность, высокомерное закатывание глаз).
(-) Образ родительски-детских отношений имеет детоцентристскую, ювенальную окраску. Образ ребенка несет Маша, а образ родителя – Медведь, в доме которого она находится. Изображено, что ребенок может говорить, а родитель– нет (=право голоса у ребенка больше, чем у родителя). Сила и авторитет перенесены с родителя на ребенка (Маша имеет силу медведя, а Медведь – слабый, как девочка). Изображено, что ребенок может без разрешения, силой отбирать у родителя то, что ему нужно. Это никак не возбраняется и даже показано справедливым.

Оценка серии: «красная» (мультфильм интересный и увлекательный, и в нем есть позитивная мораль, однако вместе с тем здесь планомерно продвигается идеология ювенальной юстиции и неадекватная модель детски-родительских отношений, где ребенок выше и авторитетнее родителя, поэтому от просмотра стоит отказаться).

«Чип и Дейл спешат на помощь»

  • Информация о мультсериале: «Чип и Дейл спешат на помощь» (англ. «Chip ‘n Dale: Rescue Rangers», дословно – «Чип и Дейл: Спасатели») – американский приключенческий анимационный сериал, созданный студией Walt Disney Television Animation. Авторы идеи – Алан Заслов и Тэд Стоун. Главными героями мультсериала являются переработанные классические диснеевские персонажи – антропоморфные бурундуки Чип и Дейл, а также трое их друзей – мышка-изобретательница Гайка, австралийская мышь Рокфор и его друг, муха по имени Вжик – вместе образующие «Команду Спасателей».В общей сложности было показано 65 серий, пять из которых представляют собой разделённый на несколько частей полнометражный мультфильм «Rescue Rangers: To the Rescue», которые выходили с порядковым номером серий с 14 по 18 в США (с 40 по 44 в СССР).
  • Возрастной рейтинг: 6+
  • Серия: «Держись, малыш» (1989 г.)
  • Описание серии: Отправившись на отдых в лес, спасатель Дейл встречает семью, которая отдыхает на пикнике. Маме семейства не понравился бурундук, с которым хотел поиграть ее сынишка Джереми. Пока мама отчитывала папу за то, что он не смотрит за ребенком, и в лесу водятся страшные животные, сынишка увязался за Дейлом, ему понравился Пушистик, так малыш назвал бурундука. Услышав разговор людей, Дейл думает, что в лесу опасно и охраняет малыша.
  • Непоседа-ребенок уплывает на бревне по реке. Бурундучок пытается его спасти, но течение реки очень быстрое. Проплывая по реке, Джереми спасается медведем. Он абсолютно не страшный и весело играет с малышом в прятки. Тут спохватились непутевые родители – куда пропал их сын? В это время, спасатели хотят отвести ребенка к родителям, но медведь не хочет его отпускать. Умная Гаечка пытается убедить медведя отпустить ребенка к родителям, ведь родители скучают и беспокоятся за него.
  • Сердобольный медведь соглашается отпустить ребенка. В это время перепуганные родители собирают целую команду охотников, чтобы найти и спасти своего сына. Теперь проблемы у медведя – на него открыта охота. Веселый малыш тем временем отправляется в опасную «поездку» на отцовском автомобиле. Спасатели вместе с медведем останавливают автомобиль и ребенок спасен.

Анализ: Мультсериал «Чип и Дейл спешат на помощь» снискал в нашем обществе достаточно большую славу в 90-е годы и является сейчас у многих, взрослевших тогда, объектом ностальгии – зачастую безусловной и безотчетной. Взглянем на одну из серий культового мультсериала критическим взглядом, с точки зрения воспитательного потенциала – как всегда необходимо смотреть на любую детскую продукцию. Начнем с позитивных сторон.

Добрые и харизматичные главные герои (+)

В первую очередь отметим основных персонажей сериала. Бурундуки Чип и Дейл, мыши Рокфор и Гайка, муха Вжик, о приключениях которых рассказывает сериал, очевидно, являются очень колоритными, харизматичными и запоминающимися героями. С одной стороны, они очень разные, каждый со своими характерными чертами и «моментами». Чип – серьезный, строгий, скептичный командир команды, балансирующий между возглавлением других и равенством с ними. Дейл – неорганизованный, взбалмошный, глуповатый участник команды, но при этом очень самоотверженный и увлеченный (поведение героя зачастую напоминает комичный, распространенный девиз «Слабоумие и отвага»). Рокфор – сильный, простодушный, заботливый, забавно попадающий под гипнотическое воздействие какой-то идеи (в серии никак не может оставить мысль, что спасатели идут на полевые учения, хотя в действительности они идут на каникулы). Гайка – умная, ответственная, собранная, изобретательная, отличный идеолог (в серии произносит потрясающую по убедительности речь медведю, который не хочет отдавать ребенка). Вжик – часто немного растерянный, чувствительный (в серии сентиментально воспринимает расставание подружившихся медведя и ребенка).

С другой стороны, хоть герои и очень разные, все они одинаково добрые, и вместе занимаются бесспорно позитивным делом (спасательством) – что мы ещё отметим отдельно ниже.

Визуально герои также очень приятные. Их характеры хорошо дополнены интересной одеждой: Чип носит куртку и шляпу в стиле Индианы Джонса (что раскрывает тягу персонажа к приключениям), Дейл ходит в гавайской рубашке (подчеркивает его неорганизованность, «расслабленность»), Рокфор и Гайка носят очки летчиков (указание на профессиональную занятость), у Рокфора сине-бирюзовый свитер, у Гайки – лавандовый комбинезон (очень приятные оттенки для восприятия), у Вжика красная кофта, создающая яркий, запоминающийся бирюзово-красный контраст.

Определенно стоит отметить и профессиональную русскую озвучку героев ещё советскими специалистами, без которой данные мультипликационные образы были бы не столь впечатляющими.

В результате всего (отличающиеся характеры, каждый из которых выделяется уникальными, интересными чертами + одинаково добрый нрав + общая позитивная деятельность + приятная рисовка + «говорящая» одежда, дополнительно раскрывающая характеры + профессиональная, приятная озвучка) – персонажи воспринимаются очень живыми, словно существующими на самом деле.

Что касается серии «Держись, малыш», здесь вдобавок присутствует ещё два позитивных героя – медведь и скунс. Медведь хоть и глуповат и небрежен (что несколько напоминает Дейла), но при этом очень добр и самоотвержен (чистосердечно спасает малыша от падения с водопада, при этом даже отбрасывает возможность съесть желанную рыбу, чтобы успеть к ребенку). Далее заботится о мальчике, как родитель, но благодаря Гайке осознает, что ребенка нужно вернуть родным. Скунс же помогает спасателям избежать нападения льва, за что Чип искренне благодарит его: «Спасибо, друг».

Спасательская деятельность и командная работа главных героев (+) 

Центральные темы мультсериала – спасательская деятельность и командная работа – также позитивны. В рассматриваемой серии герои спасают маленького мальчика, сбежавшего в лес от родителей и попавшего в ряд злоключений (заплыв по реке, «усыновление» медведем, поездка на автомобиле к обрыву).

Здесь, в целом все ясно – главные герои занимаются показательной, полезной деятельностью, что подает соответствующий позитивный пример зрителям-детям: помогать другим.

Далее перейдем к рассмотрению минусов.

 Негативный образ человека (хорошие животные против плохих людей) (-) 

Главные герои хоть и антропоморфны (очеловечены), но живут в мире людей. Возможно, с людьми спасатели контактируют не в каждой серии, однако в «Держись, малыш» это основная сюжетная линия.

И насколько положительно представлены бурундуки и мыши (самоотверженные, дружелюбные, изобретательные и т.д.), настолько же негативно поданы люди. В рассматриваемой серии люди изображены откровенно отталкивающими, глупыми, ссорящимися, кровожадными варварами.

Представленная семья на отдыхе, состоящая из отца, матери и сына – это некие стереотипные «американцы из глубинки». Женщина – истеричная, в кричащем вульгарном наряде, раздающая тумаки своему мужу и усаживающая своего сына перед телевизором (будь хорошим мальчиком, посиди весь день перед телеком). Мужчина – ленивый тугодум с пивным животом, выехавший на природу ради того, чтобы потреблять чипсы и телешоу на раскладном стуле. Мальчик – глупый, с парой слов в словарном запасе, упрямо ввязывающийся в неприятности.

После того, как мальчик пропадает, отец собирает группу охотников, чтобы прочесывать лес: и все они аналогично ему неприятные, глупые и кровожадные. Они яростно пытаются убить добродушного медведя даже тогда, когда тот вернул мальчика («сегодня у нас появится новый меховой коврик»!) – что, в свою очередь, стремятся предотвратить главные герои-спасатели.

В итоге основной смысл серии можно обозначить, как – хорошие животные (спасатели, медведь) против плохих людей (родителей, охотников).

В целом, просмотр данного мультфильма вызывает довольно мизантропические чувства и мысли в духе «все люди – скоты». Если бы одни животные здесь боролись против других в общем антропоморфном мире (хорошие спасатели против плохих зверей), то никаких вопросов бы не было. Но представлена именно борьба хороших зверюшек против плохих людей, что внушает зрителю ложное, мизантропическое видение человеческого мира.

К слову, «Чип и Дейл спешат на помощь» (1989-1990) – это продукт одного из подразделений «Диснея». Спустя годы эта идея хороших животных и плохих людей повторяется и в другом их творении, совместном с «Пиксаром» – в мультфильме «Хороший динозавр» (2015), где люди изображены собакообразными, нелепыми дикарями, а динозавры – мудрыми, эволюционирующими существами. Годы идут, а антигуманизм «Диснея» всё тот же – студия очерняет и принижает человеческое и превозносит животное в своих продуктах, муштруя своего зрителя в соответствующей манере (животные лучше людей, люди – плохие –> будь животным)…

Негативный образ семьи (-) 

Уже было сказано, что образ семьи здесь крайне отталкивающий. Родители глупые, сын аналогично глупый, родители ссорятся, сын попадает в неприятности, родители орут и обвиняют друг друга. Жена бьёт мужа, муж ест чипсы и смотрит телек, жена ругает его за это и тут же запирает сына в фургоне c телевизором, чтобы тот был «хорошим мальчиком»…

Образ семьи абсолютно нелицеприятный и, конечно, внушающий негативное отношение к теме семьи и родительства.

Вульгарные моменты (-) 

В серии также присутствует несколько вульгарных моментов: у матери пропавшего мальчика очень откровенное декольте на пол-экрана – абсолютно неприемлемый образ для детского мультфильма / появляется туалетная тема – Рокфор появляется с туалетной бумагой на хвосте / также в титрах есть кадр, где Чип и Дейл выступают на сцене в вульгарных женских нарядах а-ля Мерилин Монро.

«Мельтешения» (-) 

Также в мультфильме есть характерные для многих американских мультфильмов моменты бессмысленного мельтешения, беготни, суматохи. Рокфор пугает Чипа, выскакивая из засады / Дейл бежит, спотыкается, падает / Дейл врезается в товарищей, те валятся / медведь «комично» падает / Дейла отбрасывает деревом, и он летит к друзьям / лев приплющивает Рокфора / сцены стрельбы и охоты за медведем / и т.п.

Подобные моменты беготни-прыжков-падений занимают много экранного времени и, по сути, не несут никакой особенной смысловой нагрузки для зрителя. Это некая имитация событийности – что-то вроде и происходит, мультфильм идет, а в действительности зритель просто зря тратит свое время.

Мораль: 
(+) Главные герои мультсериала интересны и положительны.
(+) Герои занимаются полезным делом – спасательством – и подают multproba 0 1 Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров»положительный пример командной работы.
(-) Однако образ людей в мультфильме откровенно отталкивающий. Если герои-звери в серии есть как положительные (спасатели, медведь, скунс), так и отрицательные (лев) – то люди все поголовно представлены в негативном свете. Это настраивает зрителя на ложное, мизантропическое восприятие человеческого мира. Внушается ложная идея, что животные лучше людей, из чего следует, что нужно быть, как животные.
(-) В серии представлен отталкивающий образ семьи.
(-) Присутствует несколько вульгарных моментов (пошлое декольте у героини-матери, туалетная тема, мужские герои в вульгарных женских нарядах).
(-) В мультфильме много пустой беготни и мельтешения.

Оценка серии: «красная» (негативные тенденции в данной серии существенно перевешивают позитивные).

«Лунтик и его друзья»

  • Информация о мультсериале: «Лунтик и его друзья» – российский обучающий анимационный сериал для детей дошкольного возраста от студии «Мельница». Это история доброго существа Лунтика. Лунтик – лунная пчела, необычный малыш, попавший с Луны на Землю. Действие сериала происходит на поляне около пруда. Жители поляны очень любят Лунтика за его добрый нрав, гостеприимность, отзывчивость и стремление прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Лунтик пока ещё не знает множества простых вещей и не понимает, как устроен окружающий мир, но он очень быстро учится, ему нравится этот мир, и он хочет сделать его ещё лучше и добрее. На данный момент создано 489 серий.
  • Возрастной рейтинг: 2+
  • Серия: 401 серия «Позвать слона в гости» (2013 г.)
  • Описание серии: Ребята всего лишь играли в пятнашки, но Пиявка сказала, что они топчутся, как слоны… А кто это – слон? В книжке друзья Лунтика увидели картинку: слон очень большой, и у него длинный хобот. А что, если пригласить слона в гости? Для этого нужно обязательно добраться до Африки. Но сделать это не так-то просто – ведь Вупсень и Пупсень категорически против!

Анализ: Серия рассказывает о небольшом приключении нескольких друзей – лунной пчелы Лунтика, кузнечика Кузи и гусениц Вупсеня и Пупсеня. Герои узнают о существовании необычного животного – слона. Лунтик и Кузя хотят отправиться за ним в Африку, чтобы подружиться и пригласить в свой лес, а Вупсень и Пупсень выступают против этой идеи, считая, что слон съест всю траву в их лесу, и им самим ничего не останется. Гусеницы всячески препятствуют африканскому путешествию Лунтика и Кузи. В конечном счете, все четверо друзей падают в нору к мудрому подземному червяку, который объясняет ребятам, что одним без взрослых до Африки не добраться, а слону в их холодном климате будет трудно, поэтому приглашать его не стоит. В итоге Лунтик и Кузя радостно играют со слоном-воздушным шаром.

Сюжет серии посвящен нескольким позитивным и актуальным для ребёнка-зрителя темам: 1) дружба, 2) игры, 3) познание, 4) общение детей и взрослых, 5) умение найти творческое решение в ситуации.

Дружба и игры (+) 

Герои-насекомые дружелюбны, общаются, играют вместе. Лунтик и Кузя представляют миролюбивые образы, они открыты новому, добродушны. Двое других, Вупсень и Пупсень, напротив, часто ведут себя по-хулигански – они хоть и держатся дружбы с лунной пчелой и кузнечиком, но ведут себя нелучшим образом: нарушают правила игры, жадничают, препятствуют путешествию друзей (хоть потом и оказывается, что это было к лучшему, через учинение некоторых препятствий гусеницы подвергают жизнь пчелы и кузнечика опасности). В конце серии изображено, что Лунтик с Кузей не держат зла на гусениц, что подает позитивный пример зрителю: не копить обид, уметь прощать. При этом Вупсень и Пупсень получают справедливое наказание «свыше»: они малодушно пугаются надувного слона в конце истории и убегают, показывая остальным героям свою трусость. Такая постановка сюжета передает зрителю важную истину: не нужно никому мстить (ведь зло порождает зло), за дурные дела обидчику всё равно всегда воздастся.

Познание (+) 

Также герои подают отличный пример любознательности: услышав про неизвестное им животное (слона), друзья самостоятельно узнают подробности о нем из книги. А позже с удовольствием слушают рассказ взрослого о слонах и смотрят диафильм.

Общение детей и взрослых (+/-) 

В серии изображено послушание героев-детей героям-взрослым: Пиявка, символизирующая взрослую женщину, возмущается, что герои мешают ей своей шумной игрой, и герои-дети сразу же прекращают её. Червяк, символизирующий мудрого дедушку, разрешает конфликт детей из-за слона и объясняет, что до Африки Лунтику и Кузе одним не добраться, да и затея с приглашением слона не самая лучшая. Дети уважительно относятся к словам мудрого взрослого, перенимают его знания, находятся под его влиянием и наставничеством.

Минус же темы взрослых – это выбранные образы Пиявки и Червяка, которые могут выглядеть не слишком приятными, создавая соответствующую ассоциацию у зрителя: взрослые неприятны.

Творческие решения (+) 

Также отметим, что мультфильм настраивает зрителя на умение найти творческий выход в ситуации. Лунтик очень хотел, чтобы в их лесу появился настоящий слон, и, узнав, что это неисполнимо, он не отчаялся, а творчески осуществил своё желание – принес игрушку слона. Тем самым, серия настраивает зрителя на умение творчески подойти к своей жизни.

Главная ролевая модель (+/-) 

Теперь рассмотрим образ главного героя сериала, Лунтика. Здесь смешанные тенденции, и есть как плюсы, так и минусы.
Лунтик, с одной стороны, обладает множеством положительных черт: он добрый, открытый, дружелюбный, любознательный, щедрый («В нашем лесу травы всем хватит»), готов прощать.

С другой стороны, это всё же мужской персонаж, но классическими мужественными чертами (храбрость, сила, независимость и т.д.) авторы его практически не наделили. Он излишне «милый», изображен в женственно розово-сиреневом цвете, слона в этой серии он оценивает как «красивого» и в том числе из-за этого (!) хочет с ним подружиться, нежно обнимает Кузю, когда принято решение о путешествии в Африку, на стене комнаты Лунтика висит его фото с Кузей, где герои трогательно смотрят друг на друга… Очевидно, поведение у Лунтика во многом женственное, и главным героем мальчишеского детства его делать никак нельзя.

Техническая сторона (-) 

И последнее, что отметим, это технические стороны мультсериала.
Трудно не обратить внимания на проблемы в визуальном ряде и озучке «Лунтика». Угловатая графика напоминает компьютерные игры начала 00-х / главный герой нарисован в кислотном, неестественном цвете / слона в данной серии изобразили розовым, тогда как ничего не мешало представить животное в его натуральном сером цвете / у гусениц отвратительная озвучка, их голоса напоминают звук полоскания горла / голос Кузи тоже оставляет желать лучшего.

Современная мультиндустрия широко известна примерами отличной формы с вредным содержанием («Маша и Медведь», «Миньоны», диснеевские мультфильмы и пр.), здесь же обратная ситуация: неплохое, в целом, содержание и откровенно слабая форма.

Мораль: мультфильм посвящен таким позитивным и актуальным для multproba 1 2 9 Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров»ребёнка темам, как дружба, игры, познание, общение детей и взрослых, творческие решения. Зрителю подается пример быть дружелюбным, узнавать новое, слушать взрослых и искать у них поддержки, уметь прощать и не держать обиды, уметь творчески подойти к своей жизни. В серии дана познавательная информация о слонах и сторонах света. Минусы мультфильма – это подчеркнутая немужественность главного мужского героя Лунтика и слабое техническое исполнение (графика, цвета, озвучка).

Оценка серии: «желтая» (смешанные тенденции).

«Поезд динозавров»

  • Информация о мультсериале: «Поезд динозавров» (англ. «Dinosaur Train») – американский компьютерный анимационный сериал, созданный Крэйгом Бартлеттом.
  • Сюжет сериала разворачивается в доисторическом мире джунглей, где все кишит динозаврами и соединено линиями поезда, известного как «Поезд динозавров». Этот поезд контролируется троодонами как самыми умными динозаврами и может перевозить динозавров всех видов. Поезд динозавров ездит по всему миру, пересекает даже океаны и внутренние моря. Он может путешествовать во времени: по всей Мезозойской эре, проходя через магические временные тоннели к Триасовому, Юрскому и Меловому периодам.
  • Главный герой «Поезда динозавров» – маленький тиранозавр Бадди. В заглавной песне мультсериала сообщается, что Бадди был принят мистером и миссис Птеранодонами. Он вылупился из подкинутого яйца в то же время, что и дети-птеранодоны Тайни, Шайни и Дон. Путешествуя на Поезде динозавров вокруг мезозоя и слушая факты о динозаврах от Кондуктора троодона, Бадди узнает, что он является тираннозавром.
  • Всего было создано 40 получасовых эпизодов «Поезда динозавров», каждый из которых состоит из 2 серий. Каждая серия в конце сопровождается комментарием известного палеонтолога доктора Скотта Сэмпсона.
  • Возрастной рейтинг: 3+
  • Серия: 5-1 «Самый умный динозавр» (2009 г.)
  • Описание серии: http://ru.dinosaurtrain.wikia.com/wiki/Самый_умный_динозавр

Анализ: Серия посвящена динозаврам Троодонам. Маленький тираннозавр Бадди увлечен идеей развить отличную память, чтобы быть таким же умным, как Кондуктор троодон и впоследствии тоже стать кондуктором на Поезде динозавров. Бадди и его сестра птеранодон Тайни спрашивают свою маму, миссис Птеранодона, почему троодоны такие умные. Мама решает взять детей на Поезд динозавров, чтобы те смогли задать свой вопрос непосредственно Кондуктору троодону. Вместе герои отправляются в город троодонов, который служит депо для Поезда динозавров, и встречают там маму Кондуктора. По пути назад герои обедают вместе в вагоне-ресторане. В течение серии звучит несколько песен: вступительная, рассказывающая о появлении Бадди в семье птеранодонов / песня Кондуктора, в которой тот перечисляет разных динозавров по алфавиту / после истории и комментария палеонтолога звучит песня Бадди о том, что он тираннозавр.

Мы рассмотрим три стороны данного сериала – 1) «антропоморфную» (человеческие ценности, ролевые модели, отношения), 2) познавательную (тема динозавров, факты о них) и 3) внешнюю сторону (визуальный ряд, звук, цвета).

Антропоморфная сторона (+/-) 

Главные герои сериала, динозавры, наполовину несут образ людей и представляют зрителю определенные ролевые модели и человеческие ценности. В центре внимания находится семья летающих динозавров птеранодонов, в которую неизвестным образом был подкинут детеныш тираннозавр. Он был принят в семью птеранодонов как родной и воспитывался приемной матерью наравне с её тремя детьми (миссис Птеранодон во вступительной песне говорит: «Ты – сын мой, ты в нашей семье рожден. Пусть ты немножко другой, но все же, все динозавры чем-то похожи!). В показанной семье царит взаимоуважение, любовь, интерес к жизни и познанию. Отец и мать занимаются детьми, заботятся о них (как упоминается, отец вместе с детьми ловит рыбу / мать берет детей в интересную, познавательную поездку, хвалит их). Дети вместе играют, вежливы, поддерживают друг друга, любят и ценят родителей (Бадди и Тайни говорят: «Ты лучшая, мамочка!»)

Со второй семьей в серии, Кондуктором Троодоном и его матерью, дела обстоят немного хуже. С одной стороны, Кондуктор любит и уважает свою маму, благодаря воспитанию которой он развил хороший ум и память (мама заставляла героя в детстве повторять виды динозавров, пока он их всех не запомнил). Однако с другой стороны, Троодон, будучи уже взрослым, по-прежнему ведет себя с мамой, как маленький мальчик – пугается встречи с ней, с тревогой проходит её проверку на знания динозавров, боится подвести. Получается несколько двойственный образ семьи, включающий типаж так называемого «маменькиного сынка».

В серии также затрагивается тема памяти и ума, дается ценное указание по улучшению памяти (её постоянная тренировка). Обучение, тренировка памяти, развитие ума представлены в позитивном свете, как нечто увлекательное и значимое.

Из других моментов отметим, что в сериале также создается довольно позитивный образ жизни как увлекательного путешествия, наполненного впечатлениями, знакомствами и открытиями (=поезд динозавров, путешествующий через пространство и время, объединяющий разных динозавров).

Познавательная сторона (-/+) 

С познавательной стороной мультсериала ситуация несколько сложнее.
Концепция мультсериала на первый взгляд кажется удачной. Через незамысловатые сюжеты, понятных героев и небольшой хронометраж в 12-13 минут зрителю передаются интересные знания по теме динозавров: их виды, основные особенности, рацион.

В серии «Самый умный динозавр» зритель получает информацию о существовании в прошлом таких динозавров, как Птеранодоны (миссис и мистер Птеранодоны, их дети Тайни, Шайни и Дон), Тираннозавры (главный герой Бадди) и Троодоны (Билетер, Кондуктор, его мама). О Троодонах сообщаются следующие факты: 1. у Троодонов большой мозг и хорошая память, ученые считают их самыми умными среди динозавров 2. Троодоны всеядные.

Также в песне по алфавиту представлены названия и короткие образы многих других динозавров: А – Апатозавр / Б – Брахиозавр / В – Велафронс / Г – Галлимим / Д – Диаблоцератопс и Дриозавр / З – Зефирозавр и Зауролоф / И – Игуанодонт / К – Коритозавр и Кентрозавр / Л – Ламбеозавр / М – Мегалозавр / Н – Нодозавр / О – Орнитомим / П – Паразауролоф и Платеозавр / Р – Рабдодон / С – Стегозавр / Т – Тираннозавр / У – Ультрараптор (*в русскоязычном интернете не найдено информации по данному виду) / Ф – Фалкарий / Х – Хенчангиангазавр (*в русскоязычном интернете не найдено информации по данному виду) / Ц – Цератозавр / Ш – Шаншанозавр / Э – Эобронтезавр (*в русскоязычном интернете не найдено информации по данному виду) / Я – Янхуанозавр.

Дополнительно представлено значение слова «гипотеза» (идея, которую нужно доказать).

Часть информации (о троодонах и слове «гипотеза») дублируется по несколько раз, чтобы зритель её лучше запомнил.

Казалось бы, всё хорошо и познавательно, однако в сериале есть некоторое противоречие. Как известно, динозавры – это агрессивные животные, существование которых заключалось в борьбе и бескомпромиссном выживании. Мир динозавров был жестоким и кровавым. «Поезд динозавров» же представляет некую детскую адаптацию мира динозавров, в которой за пределы внимания практически полностью выведена главная суть (!) мира динозавров – агрессия, жестокость и борьба. Оставлены лишь только намеки: например, «добрый» тирранозаврик Бадди в отдельном эпизоде серии поёт песню о том, что он – хищник с острыми зубами («Реву, идя по лесу», «Буду топать и кричать, оглушительно рычать»). Или, когда приходит время трапезы, «милые», дружные динозавры в ресторане заказывают «побольше сырого мяса», а маме кондуктора – даже «подгнившего».

То есть, выбирая «Поезд динозавров» для просмотра ребенку, родителю стоит отдавать себе отчет, что за песнями, прибаутками и радушными улыбками героев-динозавров, скрывается достаточно суровая тема, при углублении в которую в дальнейшем перед ребенком откроется обманчивость мультсериала и то, что он был введён в заблуждение.

Здесь можно было бы возразить, но ведь, допустим, в «Крокодиле Гене» тоже изображен добрый и милый крокодил, который в действительности агрессивен и опасен, как и динозавры. Ответ – «Крокодил Гена» не является научно-познавательным мультфильмом, в отличие от «Поезда динозавров», целенаправленно обучающего зрителя по теме динозавров.

Если вдуматься, то очевиден диссонанс в том, что одни и те же герои в «Поезде динозавров» транслируют человеческие образы и ценности (семья, дружба, учеба и т.д.) и одновременно сведения о динозаврах (поедание подгнившего мяса, прогулки по лесу с рычанием в поисках жертвы и т.д.). Вот главный герой тираннозавр Бадди изображает человека, добропорядочного сына и брата, мальчика, развивающего память – а вот тут он кровожадный, опаснейший динозавр, желающий сырого мяса.

Более того, в конце серии палеонтолог продолжает эту тенденцию смешения «человеческого» и «динозаврового». Зрителю объявляется, что мы похожи на динозавров троодонов, которой посвящена серия: мы умные и всеядные, как и они. Также подается пугающий кадр с несколькими детьми с вилками и ножами в руках, которые на фоне джунглей исступленно заявляют, что они, как и троодон, всеядные! Хотя существуют исследования, в которых доказывается, что человек по своей природе растительноядный, человеческая структура пищеварительного тракта типична для представителя плодоядных. Здесь же палеонтолог делает особый упор на то, что человек, как и динозавры, должен есть мясо.

Резюмируя, можно сказать, что мультфильм, конечно же, частями познавательный, однако он искажает действительность в отношении динозавров, пряча основную суть их мира – агрессию, борьбу, выживание (аналогичным было бы рассказывать о теме войны, вычтя из неё бессердечность, смерти, оружие, и показывать, как военные только веселятся, играют и поют песни). Через такое заблуждение/недоговаривание мультсериал «вербует» детей в поклонники в действительности страшного и жестокого мира.

Внешняя сторона (+/-) 

Также коротко отметим уровень визуального ряда и озвучки. Графика у сериала среднего качества, движения героев зачастую «неуклюжие», цвета неестественные. Цвета, в которые оформлены герои-динозавры, не соответствуют реальному окрасу данных видов динозавров, что несколько непоследовательно для познавательного мультфильма. Озвучка и песни также среднего качества. Часто звучат мотивы, напоминающие американское кантри.

В целом, по форме сериал довольно «бюджетный».

Мораль: 
(+) В мультфильме представлен позитивный образ семьи с приемным ребенком.
(+) Родители и дети, включая приемного, с большим уважением и заботой относятся друг к другу, родители занимаются развитием детей, расширением их кругозора.multproba 1 2 9 Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров»
(+/-) Второй образ семьи двойственный (кондуктор и его мать), отношения уважительные, но присутствует типаж «маменькиного сынка».
(+) Представлен довольно позитивный образ жизни как увлекательного путешествия, наполненного впечатлениями, знакомствами и открытиями.
(+) Зрителя заинтересовывают темой памяти, ума, обучения (сюжетная линия Троодона, который умен, благодаря тренировке своей памяти).
(+) Представлено небольшое количество фактов о динозаврах троодонах (троодоны умны / имеют хорошую память / всеядны). В форме песни перечисляется большое количество названий динозавров, сопровождаемых короткими образами. Дается определение слова «гипотеза».
(-) Мультфильм заинтересовывает зрителей динозаврами, однако вводит в заблуждение по основной сути темы – жестокости, агрессивности данных существ и их мира, что здесь практически полностью выведено за предел внимания. Через такое недоговаривание мультсериал «вербует» детей в поклонники в действительности жестокой темы.
(-) Одни и те же герои транслируют человеческие образы и ценности и одновременно сведения о динозаврах. Например, один и тот же герой (Бадди) представлен дружелюбным по отношению к другим (=человеческие ценности) и тут же провозглашает свою кровожадность и желание сырого мяса (=сведения о динозаврах). Кровавый мир динозавров в сериале парадоксально и противоречиво учит человеческому добру.
(-) Делается упор на схожесть человека и динозавров, представлена спорная версия о всеядности человека.

Оценка серии: «желтая» (смешанные тенденции).

Евгения Кумрякова

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

22+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте


Отзывы на Мультпроба №2: «Маша и Медведь», «Чип и Дейл», «Лунтик» и «Поезд динозавров» (4)
  1. 2+

    Ультрараптор – имеется в виду Ютараптор, Ультрараптор – прозвище кондуктора (http://tvtropes.org/pmwiki/pmwiki.php/YMMV/DinosaurTrain , http://www.angelfire.com/movies/GodzillaTower/Documents/Ultraraptor.htm)
    Хенчангиангазавр – мне кажется вообще выдуман локализаторами, в песне даже картинку не вставили
    Эобронтезавр (Eobrontosaurus) – “ранний бронтозавр”

  2. 2+

    Спасибо, что начали на конкретных примерах обсуждать сериалы. Продолжайте!

    • 0

      Спасибо! Продолжение по мере возможности (=свободное время и силы).

Оставьте отзыв

Войти с помощью: