Обсуждаем алгоритмы ВКонтакте. Причины ухудшения качества новостных лент и потери охватов

Если почитать комментарии в официальной группе руководства соцсети «ВКонтакте с авторами», то под всеми постами постоянно звучат одни и те же вопросы администраторов сообществ, содержание которых примерно следующее:
«В моей группе раньше было в разы больше охватов/просмотров, чем сейчас. Какой смысл от того, что у меня 300 тыс. подписчиков, если запись видят 1-2 тысячи пользователей. Алгоритмы ВК не показывают мои посты подписчикам. Зачем вы изменили настройки алгоритмов?»
Суть высказываемых претензий во многом соответствует действительности. Для ВК абсолютно стандартная ситуация, когда у пользователя или сообщества десятки тысяч подписчиков, но его записи набирают мизерное количество просмотров. Это вызывает закономерное раздражение. Авторам кажется, что администраторы ВК необъективно продвигают их записи, занижая посты в лентах подписчиков, а вместо этого проталкивая свои материалы.
- Примеры комментариев из группы «Вконтакте с авторами». И такие мнения там под каждым постом.
Такие рассуждения отчасти оправданны, однако причин у этого явления много, и дело не только в плохой или несправедливой настройке алгоритмов «умных лент» ВКонтакте, но и в ранее допущенных системных ошибках.
Рассмотрим основные причины:
Следуя модным веяниям ТикТока и других платформ, специализирующихся на клиповом или визуальном контенте, ВК ввёл форматы «Историй» и «Клипов», начав навязчиво их продвигать среди своих пользователей.
Навязчивое продвижение подразумевает явное преимущество указанных форматов в доступе к аудитории перед теми же «Статьями ВК» или обычными записями, содержащими больше двух абзацев текста. Статьи, обычные видеоролики и публикации с текстом в результате получают гораздо меньше просмотров и потенциала для распространения, а следовательно у авторов и меньше мотивации создавать такие материалы.
Фотки, клипы и сторисы – вот чем наполнено большинство лент пользователей ВКонтакте. Эти форматы соответствуют категории «информационного фастфуда» – то есть быстрой, малозначимой или даже вредной информации, воздействующей в основном на эмоции.
Самое главное негативное следствие этого процесса: ухудшение качества новостных лент пользователей и закономерное желание её побыстрее закрыть. В долгосрочной перспективе регулярное потребление такого клипового и хаотичного контента ведёт к интеллектуальной деградации.
- Видео о влиянии клипового контента:
Конечно, есть достаточно большая аудитория несознательных граждан (по большей части детская), предпочитающих бездумно смотреть всё подряд, и видимо, во многом на них и была сделана ставка.
2. Перенастройка алгоритмов на продвижение личных страниц, а не сообществ
Для того, чтобы завлечь блогеров из признанного экстремистским и запрещённого в России Инстаграма, ВК перенастроил алгоритмы своих «умных лент» так, чтобы больше охватов и внимания получали записи с личных страниц пользователей, давая тем самым возможность вроде как эффективнее развивать «личный бренд» и создавая привычные условия для авторов запретграма.
Но если где-то прибыло, то где-то обязательно убыло. И убыло как раз в первую очередь у групп и пабликов ВКонтакте.
Способствовало ли данное решение притоку авторов из других платформ? Наверное, в какой-то мере да. Но в огромной степени оно же способствовало и уходу пользователей и админов тех же сообществ на другие платформы. Опять же почитайте комментарии в официальной группе «ВКонтакте с авторами».
Простой эксперимент
Пример эксперимента, отражающего соотношение охватов личной страницы и сообщества. У личной страницы ВК автора эксперимента около 3600 друзей и 400 подписчиков (округлим аудиторию до 4 тыс. человек). На странице сообщества 174 тысячи подписчиков.
Аудитория личной страницы более чем на 50% пересекается с аудиторией сообщества – то есть, более половины друзей пользователя являются подписчиками сообщества, что видно на слайдах. Сообщество не заброшенное, а регулярно ведётся. Личная страница тоже. Тематическая направленность лент во многом совпадает.
А теперь посмотрите на результаты публикации одних и тех же постов на личной странице и в сообществе. Ключевой показатель, который нас интересует – просмотры, то есть, сколько пользователей увидели запись в своей новостной ленте. На картинках количество просмотров выделено стрелкой.
Результаты эксперимента
Средний показатель просмотров публикаций на личной страницы составил около 1 тыс. Средний показатель для тех же самых постов на стене сообщества: примерно 2.5-3 тыс. Итого данное сообщество с точки зрения охватов эффективнее личной страницы примерно в 3 раза. Однако аудитория сообщества больше в 40-45 раз.
Простые подсчёты показывают, что охваты сообщества искусственно занижены в 10-15 раз по сравнению с охватами личной страницы. Сделаем поправку в меньшую сторону на факторы, которые могли негативно повлиять на охваты сообщества: например на то, что запись на странице автора обсуждать интереснее; что в группе посты выходят чаще, чем на личной странице; на отличие во времени публикации и т.д.
Итого округлённые цифры составляют примерно 5-10 раз. Именно во столько раз, по нашему опыту, алгоритмы ВК подавляют охваты сообществ по сравнению с охватами личных страниц. Редакторы других сообществ могут проводить аналогичные эксперименты и делиться своими результатами полученных данных.
В результате администраторы сообществ ВКонтакте уходят из соцсети потому, что охваты их групп уменьшаются и их же аудитория не видит опубликованных постов. К тому же формат сообщества подразумевает не продвижение «личного бренда», а некую общую деятельность (не обязательно созидательную) вокруг какой-то темы или идеи, то есть, это абсолютно другие принципы взаимодействия с аудиторией и создания контента. ВК же сейчас поощряет личные истории и, по сути, индивидуализм, а коллективные и смысловые форматы тем самым подавляет.
При этом огромную часть обычных пользователей (то есть, не авторов и не админов) всё это в высшей степени раздражает, потому что они много лет сознательно подписывались на разные сообщества ВК, а в итоге их лента оказалась наполнена всевозможными фотками и клипами «френдов», которые им совсем не интересны.
И здесь мы подходим к третьей главной причине и стратегической ошибке ВК, допущенной ещё много лет назад.
3. Превращение «Друзей / Френдов» в подписки и источники информации
Есть простое правило информационной гигиены, которое нарушила соцсеть ВКонтакте. Суть его в том, что человек способен отслеживать лишь ограниченное количество источников информации. Если какой-то инструмент начинает предоставлять слишком много источников, да ещё и в перемешку, то им становится неудобно пользоваться.
ВКонтакте ещё на этапе своего создания объединил функцию «добавления в друзья» с функцией «подписки на блог пользователя». Однако это принципиально разные действия.
Если я с кем-то «дружу в ВК» (надо понимать, что «друг в ВК» и «друг в реальности» – это очень разные понятия) или просто общаюсь онлайн, то это совсем не значит, что я хочу регулярно видеть информацию из его блога в своей ленте. Поэтому эти функции должны быть обязательно разными, и их нельзя совмещать. С одними людьми я общаюсь, а новости других авторов или сообществ хочу видеть в своей ленте.
Однако руководство ВК с целью всё большего вовлечения пользователей постоянно стимулировало их добавлять себе как можно больше подписок на сообщества (не накладывая на этот процесс никаких ограничений) и «друзей», и автоматически превращало всех этих френдов в «источники новостей».
Что в итоге
В результате для ВК стало нормой, когда один пользователь подписан на несколько сотен или даже тысяч информационных источников, и это типичная история для активной, то есть, по идее самой ценной аудитории соцсети.
Естественно этот пользователь физически не может просмотреть за сутки огромный поток новых публикаций, которые сгенерированы теми, на кого он оказался вольно или невольно подписан, и в потенциальной аудитории которых вроде как числится.
К тому же он в большинстве случаев и не хочет просматривать все эти новости, потому что с половиной своих «интернет-друзей» он уже давно не общается. Ему нет дела до их личных или семейных дел, все эти записи представляют для него «информационный мусор», которым оказывается забита его лента, особенно в ситуации, когда её искусственно переориентировали с наполнения материалами сообществ на материалы «френдов».
Пользователю также неудобно следить за блогами конкретных авторов или сообществ, которые ему интересны, так как они теряются среди сотен странных постов от «френдов». Можно, конечно, изобретать всякие «велосипеды», как например: «включать уведомления на выбранные источники», «помечать записи не интересными», «исключать новости друзей из ленты», «делать новостные списки с избранными источниками», и в принципе в ВК все эти инструменты есть.
Но знают про них единицы, да и пользоваться ими в практическом плане не очень удобно. Для этого надо сесть, потратить много времени и провести тщательную ревизию всех своих лент и источников, рассортировать их по папкам, отписаться от новостей дорогих твоему сердцу «соседей по подъезду» или «дальних родственников», на что по разным причинам готовы немногие. Да и понимают необходимость этого процесса тоже немногие.

С другой стороны сами авторы и администраторы сообществ, видя в числе своих подписчиков сотни и тысячи пользователей, ожидают соответствующих охватов для публикуемых ими записей. Ожидают, и закономерно их не получают.
Это несоответствие ожиданий и реальности и служит постоянным источником раздражения и комментариев, про которые говорилось в начале статьи. И как бы теперь руководство соцсети ни настраивало алгоритмы ленты, недовольство так просто не исчезнет, здесь нужны более серьёзные меры.
Кстати, незатронутым остался ещё пункт о том, как ВК умеет забивать всё рекламой и искусственно продвигать всяких Элджеев, Инстасамок и прочее «дегенеративное творчество», встраивая всю эту повестку также в новостные ленты обычных пользователей под видом «умных рекомендаций» (подробно здесь: «Что не расскажет ВКонтакте о своих алгоритмах»). Что естественно добавляет ещё больше хаоса и сумбура в информационный поток, которым кормят аудиторию соцсети.
Как решать эту проблему ВКонтакте?
Во-первых не факт, что для руководства ВКонтакте всё перечисленное является проблемой. Скорее это проблема для пользователей соцсети, а для ВК это вполне может быть результатом сознательной политики по хаотизации сознания миллионов людей, поощрению клипового мышления, стимулированию личных брендов в ущерб общественным проектам, сообществам, коллективной деятельности и так далее. В конце концов, огромная часть пользователей остаётся на платформе (альтернативных хороших соцсетей в России нет) и вынуждена потреблять то, что получает в своих лентах.
А чем более хаотичный поток в ленте пользователя, тем проще владельцам сети встраивать в него свою повестку под видом «умных рекомендаций» или набирающих популярность «трендов».
Если же это случайный побочный эффект и следствие неправильных решений, то перед администрацией соцсети стоит достаточно серьёзный вызов, безболезненно справиться с которым вряд ли удастся. Хотя если постараться, то что-то придумать можно. Для начала в разделе «Новости» можно сделать две вкладки: «Сообщества» и «Друзья». Это позволит разделить все источники новостей на две большие группы: на одну пользователи подписывались сознательно, а на другую оказались случайно подписанными в рамках заданных алгоритмов.
Дальше можно продумывать и другие меры, но оставим это дело для аналитиков ВКонтакте.
Нам же, разрабатывая блогплатформу «Думайте», в эту историю лучше просто не попадать и профилактировать её ещё на стадии запуска проекта. Если понимаешь основные причины и следствия и видишь перед собой печальный опыт других разработчиков, то проще выстраивать правильные алгоритмы системы.
Один из таких полезных алгоритмов – это ограничение на максимальное количество подписок. Когда вы попробуете на платформе «Думайте» оформить, например, сотую подписку на канал, то система попросит вас отписаться от тех источников, которые утратили актуальность. И сама же для удобства отсортирует все ваши подписки по частоте использования в обратном порядке.

Лимиты максимального числа подписок можно будет настраивать в своём личном кабинете, увеличивая или уменьшая их под свои потребности.
Данный инструмент, хотя и очень простой, но позволяет решить сразу несколько важных задач:
- Стимулировать пользователей соблюдать одно из базовых правил информационной гигиены по поддержанию актуальности своего информационного фона, убиранию всего лишнего.
- Способствовать повышению качества индивидуальных новостных лент и росту внимания к публикуемым в них материалам.
- Повышать ценность каждого подписчика. Авторы будут уверены, что их аудитория реальная, по-прежнему проявляет интерес и имеет доступ к их творчеству.
Если упрощённо, то не будет ситуаций как в ВК и на многих других платформах, когда опубликованную тобой запись видит 1% твоих же подписчиков, или когда твоя лента превращается в поток непонятно откуда взявшихся хаотичных записей.
О других полезных алгоритмах, реализуемых при разработке сайта «Думайте», можно узнать здесь.
Если у вас есть свои идеи, как повысить удобство ведения блога или получения информации через подписки, поделитесь ими в комментариях к записям наших сообществ. Также пишите о том, какие ещё причины, на ваш взгляд, приводят к замусориванию информационных лент ВКонтакте и несоответствию количества подписчиков и просмотров.
Источник: Проект «Думайте»
Дополнительные видео по теме
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
- Вступайте в группу Вконтакте
- Подписывайтесь на канал YouTube
- Посетите нашу группу на Одноклассниках
- Подписывайтесь на канал Телеграм
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Уведомлять о новых материалах?