Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

tehnologii-manipulirovaniya-geymerom-na-primere-igryi-far-cry-4
Ориентировочное время чтения: 20 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Это короткая версия обзора, в которой информация даётся тезисно.  Полную версию можно прочитать по ссылке.

Far Cry 4 – популярная компьютерная игра 2014 года от компании Ubisoft. Компьютерные игры вполне закономерно стали одним из инструментов влияния на общественное мнение, все технологии манипуляции сознанием, используемые на телевидении и в кинематографе, перекочевали и в эту сферу.

Что нас ждет в анализируемой игре? В основном пропаганда легальных и нелегальных наркотиков, обилие предметов и диалогов, связанных с интимной сферой, немного пропаганды гомосексуализма, несколько сюжетных ходов, дискредитирующих религиозных людей и в целом религию.

  • В игре главный герой курит коноплю и колется наркотиками.
  • По сюжету игры «употребление» наркотиков обязательно.
  • Есть миссии, состоящие из демонстрации наркотических отравлений, которые сопровождаются приятной музыкой и яркими цветовыми галлюцинациями.
  • Курение и уколы показаны в видеозаставках к миссиям. Продолжительность таких роликов до 4 минут, и их нельзя пропустить при повторном прохождении (например, в случае гибели героя).
  • Множество раз наркотики расхваливаются фразами, вроде «это тебя взбодрит».
  • Наркотики дают положительные эффекты, например, возможность видеть через стены.
  • Побочные эффекты не показаны, слово «зависимость» не упоминается, не показан вред здоровью.
  • Сначала персонажу делают уколы насильно, но к концу игры он уже не сопротивляется, это показывается, как должное.
  • 95% всех высказываний о наркотиках носят положительный характер, и только 5% – отрицательный, лишь для создания иллюзии объективности.
  • 7 раз персонажа одурманивают не по его воле, и он никогда не успевает оказать сопротивление. В игре нет ни одной сцены, где он смог бы успешно отказаться.
  • В среднем каждые 2-3 минуты игроку напоминают о наркотиках.
  • Бутылки, сигареты, пепельницы, шприцы, дозы героина, опиума, эфедрина встречаются в обстановке постоянно на протяжении всей игры – на столах, на полу, в карманах врагов.
  • Иногда на центр экрана выводится сообщение, например, «Доза кокаина» или «Трубка для курения опиума», это происходит, когда игрок обыскивая сундуки или трупы врагов находит соответствующие предметы. Более 20 процентов всех предметов в игре, которые можно подобрать, так или иначе связаны с темой наркотиков.
  • Для лечения используются инъекторы, показывается анимация, как персонаж колет себя.
  • Миссии длятся по 5-15 минут, почти в каждой придется колоться по нескольку раз, как для восстановления здоровья, так и для повышения характеристик персонажа.
  • В среднем наркотики встречаются раз в 2-3 минуты.
  • Все основные персонажи показаны отравляющимися алкогольным ядом.

Пропаганда в декорациях и на фоне

Пропаганда через декорации выглядит следующим образом – во многих локациях разбросаны бутылки, ящики, пепельницы, сигаретные пачки. Их задача постоянно напоминать игроку о возможности выпить и покурить. Например, в одной из первых миссий мы отбиваем аванпост, где на здании табличка с кружками пива и рекламой бара «Последний раунд: счастливый час, лучшее в городе», а рядом стол с сигаретами.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 2 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Если развернуться на 180 градусов, то мы увидим множество бутылок и сигареты. Куда ни посмотри, взгляд натыкается на наркотические яды.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 3 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Если зайти в один из домиков, то и там будут бутылки. Причем все это будет до конца игры, не стоит думать, что мы только что отбили аванпост у плохих парней, и ещё не успели вынести мусор. Подобный антураж жилых помещений свойственен и положительным персонажам.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 4 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

В игре и положительные персонажи и отрицательные одинаково употребляют алкоголь и табак. На очередной картинке показан лагерь, где обитают солдаты Золотого Пути – ром, пиво, сигареты. А также набор героинщика – шприцы, ложка, зажигалка.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 5 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Это уже лагерь отрицательных персонажей. Даже на высоте 8 километров, где нельзя находиться без кислородной маски, пропагандисты добавляют алкоголь и сигареты.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 6 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Так выглядит дом главного героя, и это только то, что попало в кадр.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 7 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Просто случайно встретившийся домик. Две пепельницы, одна из которых у кровати. Что? Тут живет настолько зависимый от сигарет человек, что даже в кровати он курит? Или отравление никотиновым ядом приравнивается к отдыху?

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 3 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4» tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 2 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Здесь на каждую тумбочку рядом с кроватью заботливо разложили только алкоголь и сигареты.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 10 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Поблизости от этого дома находятся основные силы нашего отряда, ещё ящик пива и курящий персонаж.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 11 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Вы увидели только малую часть приёма пропаганды через декорации. С помощью этих и других механизмов игроку о наркотиках напоминают до 20-30 раз за час.

Все основные персонажи употребляют алкоголь

С кем поведёшься от того и наберёшься, – гласит народная мудрость. Это понимают и пропагандисты, поэтому все основные персонажи Far Cry 4 сообщают игроку, что они употребляют спиртные изделия. О вреде алкоголя в игре не говорится. Не все показаны с алкоголем в руках, но о том, что персонажи постоянно отравляются алкогольным ядом легко догадаться по предметам на их столах.

  • Лонгинtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 12 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • Амитаtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 13 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • Реби Рей Ранаtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 14 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • Уиллисtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 15 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • Сабалtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 16 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • Пейган Минtehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 17 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Можно также пройтись по миссиям и заставкам к ним:

  1. С этой заставки начинается игра – курящая женщина:tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 18 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  2. Самая первая миссия. Пьющая женщина и ящики алкоголя:tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 19 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  3. Это всего-лишь вторая миссия, алкоголь на фоне:tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 20 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  4. Выполняя вторую миссию встречаем такого персонажа:
  5. В этой видеозаставке игрок должен 2 минуты смотреть на телевизор, а попутно и на бутылки:tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 22 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  6. Ещё одна видеозаставка:tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 21 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

И так далее, и тому подобное, это только некоторые заставки к миссиям.

В игре пьют на массовых мероприятиях, на каждом столе обязательно стоят бутылки и только бутылки. В Fallout 4 в Даймонд-сити также все столы обязательно содержали алкоголь.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 23 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Иногда неигровые персонажи из массовки тоже курят или травятся алкоголем.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 24 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Подобранные предметы (лут, дроп)

  • При получении предмета на экране высвечивается его название, например, «Доза героина».
  • Эти предметы нельзя использовать, их можно только продать.
  • Вероятность встретить предмет, связанный с наркотиками, составляет 20-30%.
  • У положительных и отрицательных персонажей можно найти наркотики.
  • Все персонажи в отличной спортивной форме, несмотря на наличие у них героина, опиума и т.д.

В игре присутствует несколько десятков предметов (лут, дроп), которые можно забрать у убитого врага либо найти в сундуках. Их смысл только в стоимости, за которую их можно продать в магазине. Неважно, что это за предмет, всё можно назвать просто «хламом», различия только в цене.

Для геймплея имеет значение только стоимость, а вот для пропаганды ещё и то, что это за предмет. Ведь у каждой вещи есть название, картинка и описание, а значит – смысл. Например, в игре можно поднять: дозу героина, опиум, трубку для курения опиума, пиво, сигареты, алкоголь, ракси (еще один вид алкоголя), эфедрин, алпрозапам, пакетик марихуаны, порно, пикантную фотографию (опять порно), противозачаточное, презерватив.

Вот пример описания некоторых предметов.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 25 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4» tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 26 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Давайте анализировать:

  • Героин – подспудно внушается, что это хорошо, ведь он выдается в качестве премии, а ничего плохого про него не сказано.
  • Эфедрин – сохраняет бодрость духа, и имеет незначительные побочные эффекты.
  • Шангри-лагер – пиво, которое расхваливают.
  • Пакетик марихуаны – написано, что некачественная марихуана не доставляет удовольствия, из чего следует, что нужна качественная, о вреде ни слова.
  • Киратские королевские – просто сигареты.
  • Игла для инъекций – описание подбивает вкалывать не задумываясь любые вещества, которые вызывают «провал в подводную утопию».

Если вы прочитаете полную версию разбора пропаганды в Far Cry 4, то узнаете, что в инвентаре может оказаться 38 предметов, 13 из которых так или иначе связаны с наркотиками.

На картинке ниже один из примеров интеграции упоминания о наркотиках куда только можно. Если даже сам предмет не является наркотиком, то в описании могут упомянуть о них, а в данном случае упомянули еще и порно.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 27 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

На экране в ходе прохождения миссий пишется название поднятых предметов, таким образом, даже если в заставке миссии и в самой локации разработчики не добавили бутылок или сигарет, то вы все равно имеете шанс увидеть на экране что-нибудь из пропаганды.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 28 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Миссии с пропагандой наркотиков

Самый эффективный способ подсадить человека на наркотики, это уколоть его. Некоторые наркоторговцы даже практикуют принцип «первый раз бесплатно». Но разработчики игр физически не могут заставить человека уколоться, поэтому они заинтересовывают игрока, показывая «демоверсию» наркотиков.

На следующем видеоролике одна из миссий, где персонаж после укола. Посмотрите, чтобы ощутить, какое впечатление о наркотиках хотели создать разработчики игры. Приятная музыка и мир в сочных цветах используются для создания аналога «наркотического эффекта» (основные сюжетные события на видео в интервале 04:40-05:50).

Выдуманный положительный эффект – персонаж видит сквозь стены. При этом игра умалчивает о вреде наркотиков. Напомню значение слова «пропаганда»: пропаганда – это распространение информации, когда одни факты скрываются, а другие гипертрофируются, либо выдумываются.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 29 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Заставки в игре ничем не отличается от прямой рекламы: «чуть-чуть – не считается», «это суперсила», «ты с ней как супергерой». Это «добро» и «волшебный пендель».

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 30 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

После этой миссии персонаж получает навык самостоятельного создания наркотика. Перед боем игроку часто придется обкалываться, чтобы повысить свои тактико-технические характеристики. Побочных эффектов не показано.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 31 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»Картинка подтверждающая, что в игровой вселенной это именно наркотик, а не иное вещество:

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 32 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Как наш персонаж первый раз попробовал наркотик?

Ему его вкололи насильно. Несмотря на то, что он уже убил десятки вражеских солдат, два простых наркомана ловко укололи его так быстро, что он не успел ничего сделать. И так несколько раз подряд – не было ни одной сцены, где он сопротивлялся (тем более успешно), всегда это происходило внезапно. Персонаж в игре 7 раз оказывался под действием наркотиков и всегда не по своей воле, то насильно укололи, то случайно надышался.

Почему в сценарии заложено, что ему делают инъекции насильно?

Если показать, что он колется сам, то это изначально воспринимается так, словно главный герой – наркоман. В этом случае нет возможности проводить последовательную аргументацию, цель которой изменить мнение игрока об отравлении наркотиками. Но если сначала персонаж был обычным человеком, а потом потихоньку сам пришел к наркотикам, то он продолжает восприниматься нормальным, и своим примером подвигает игрока к мысли, что отравление наркотиками – это нормальное поведение обычного человека.

От состояния «они меня укололи, гады» игрок вместе с главным героем постепенно доходит до «уколите меня, пожалуйста». При этом благодаря множеству положительных высказываний о наркотиках и сокрытию отрицательных сторон, переход проходит плавно и малозаметно.

Всего в ходе прохождения игры будет 4 миссии у наркоманов, где каждый раз в заставке они расхваливают наркотики, часто Аджай курит коноплю, изначально его насильно кололи, но в последней миссии он сам говорит «а можно на этот раз в руку?». А перед этим было ещё две миссии других персонажей, где наш герой в очередной раз не по своей воле оказался под действием веществ.

Инъекторы

  • Восстановление здоровья сделано через укол, чтобы как можно чаще напоминать игроку о наркотиках, другие способы гораздо менее эффективны и почти не используются.
  • Как правило, каждая миссия сопровождается одним или несколькими уколами.
  • При уколе персонаж издает звук, напоминающий облегчение.
  • Передозировка невозможна, побочных эффектов нет, зависимости нет.
  • Каждый раз игрок видит анимацию укола «в себя».
  • За время прохождения игры можно сделать тысячи уколов.

Перед каждой стычкой с врагами игрок может вколоть себе несколько наркотиков:

  1. Инъектор передоза – вы несете и причиняете двойной урон
  2. Инъектор охотника – видите через стены
  3. Инъектор концентрации – бег быстрее
  4. Инъектор рейнджера – увеличивает защиту
  5. Инъектор здоровья – восстанавливает здоровье

На видео показано, как выглядит процесс, обратите внимание на звуки, которые издает персонаж при уколе – они напоминают облечение. Чтобы как можно чаще напоминать игроку о наркотиках, восстановление здоровья сделали через инъекции. Если нет инъектора, то персонаж может восстановить здоровье не так эффективно, но зато не потратив ресурсов, при этом будет показана анимация доставания пули или ножа из руки. Если вы подберете аптечку, то в инвентаре появится только инъектор, а не бинты.

Так выглядит таблица из 48 навыков, на 6 из них нарисованы шприцы – это каждый восьмой навык.

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 33 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Торговать наркотиками или не торговать?

Один из приёмов пропаганды в играх заключается в том, чтобы ставить перед игроком выбор – поддержать плохое или хорошее. Сама постановка вопроса уже пропагандирует.

Представьте, к вашему ребенку подходит некий дядя, и спрашивает «Уколоть тебя наркотиком или нет?». При этом дядя не расхваливает наркотик, он всего лишь спрашивает. Но ни один родитель не позволит ставить перед ребёнком такой выбор, потому что знает, чем это закончится – если постоянно ставить такой выбор, рано или поздно согласится.

В играх аналогично, только тут проблема не в том, что игрок согласится поддержать наркоторговлю, а в том, что ему «капают на мозги» идеей, что можно заняться торговлей наркотиками.

В начальной заставке игрок слышит следующий диалог:

tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 4 34 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

Сабал: На чайной фабрике хранят опиум на отправку. Его нужно уничтожить.
Амита: Что-что? Ты с ума сошёл? Мы должны защитить и груз, и поля.
Сабал: Амита, опять ты за своё. Запомни, Кират никогда не станет наркоимперией!
Амита: Сабал, у нас нет природных ресурсов. Что с нами будет? Шахты обеднели, а поля Кирата разорили уже давно. Что ждёт народ, когда мы победим?
Сабал: Это не наш путь. Пойми ты. Иначе мы ничем не лучше Пэйгана. Такое же зло.
Амита: Хотя бы нищими не будем.

После чего у нас выбор, кого поддержать. Аргументация Сабала всегда слабая и абстрактная: «это не наш путь», «это зло». А вот Амита говорит, что нищими не будем, то есть завлекает деньгами. Из диалога следует, что вариантов нет – либо нищета, либо торговля наркотиками (речь про экспорт). Вариант «не торговать, но сделать процветающей страну» разработчики не предусматривают в принципе.

  • Если судить по информации о наркотиках из игры, то нет причин выбирать сторону Сабала. Зависимость и болезни от наркотиков в игре не фигурируют никаким образом, а вот на т.н. «положительных» сторонах внимание акцентируют часто.
  • Для закрепления эффекта – в игре две миссии, где ставится выбор: сначала уничтожить или нет маковые поля, потом уничтожить или нет завод по производству опиума. Каждый раз звучит аргументация в заставке перед миссией.
  • По этой же технологии в игре ставится выбор: взорвать храм или нет (это уже пропаганда против религии).

В игре Fallout 4 использовался такой же прием. Там был выбор поддержать наркоторговца или мать с сыном, который брал наркотики в долг. Если поддерживаем наркоторговца, то убиваем мать с сыном, либо вымогаем деньги; если поддерживаем семью, то убиваем наркоторговца. Аргументация звучала за обе стороны. Также в Fallout 4 был и другой выбор – приносить или нет наркотики пожилой женщине. Там также наркотики обладали положительным эффектом – с помощью них она получала видения. А ещё здоровье там тоже восстанавливалось через инъекторы, и через наркотики персонаж получал изменение своих тактико-технически характеристик.

Тематика извращений

Продвижение извращений делается по тем же принципам, что и скрытая реклама, в ней также используется манипуляция сознанием через схожие образы.

Больше всего отметился в этой пропаганде персонаж Хёрк. Вот анализ вырезки некоторых моментов из миссий с ним:

  • В начале видео он говорит, что они будут отличной парой. Таких «случайных» намёков в игре очень много, на видео лишь некоторые.
  • Затем произносит «в верности до гроба я тебе не клялся», «сердце красавицы склонно к измене».
  • На 0:32 неловкое прощание, как будто малознакомая пара в конце свидания стесняется поцеловаться.
  • С 0:50 количество упоминаний «членов, яиц и жоп» зашкаливает. Тут и объяснять ничего не надо.
  • 1:35 – «Сзади тоже есть свой кайф»
  • 2:20 – Называет «родственные души».

Ещё несколько примеров пропаганды из игры «Far Cry 4»:

  • На доме главного героя нарисован мужчина с косяком.tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 4 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • В доме можно сделать 11 улучшений, одно из них – самогонный аппарат.tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 6 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • На улице встречается йог, курящий неопределенное вещество, и громко смеющийся. tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 5 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»
  • В игре несколько десятков плакатов с пивом и надписью «Наслаждайтесь, вы это заслужили». Также встречается много раз табличка с кружками пива и надписью «Последний раунд: счастливый час».tehnologii manipulirovaniya geymerom na primere igryi far cry 3 1 Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4»

В полной версии разбора на «Far Cry 4» читайте:

  • Больше аргументов и примеров пропаганды алкоголя, табака и других ядов.
  • Пропаганда против религии – несколько миссий с Лонгином, который помешан на оружии и перед каждой миссией обязательно пару минут несёт бред с цитатами из библии, а в конце, заработав деньги на бриллиантах, уедет. Попутно затрагивается тема с бриллиантами и компанией De Beers.
  • Отдельно раскрывается упоминание темы ниже пояса: заставки, разбросанные по уровню письма, переговоры по рации, которые так же часто направляют внимание игрока «туда».

Автор – Константин Орлов: https://vk.com/orkons
Как принять участие в выходе новых материалов: https://vk.com/topic-55410884_35193016
Группа ВК: https://vk.com/o_smi

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите наш второй канал
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

23+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



Отзывы на Технологии манипулирования геймером на примере игры «Far Cry 4» (6)
  1. 2+

    каким же образом эта байда появилась в продажах на территории России? что там эти депутаты делают в Думах этих?

  2. 7+

    Ну во-первых игра 18+. Во-вторых человек сам решает во что играть и как самоотравляться. В-третьих если в начале игры ничего не делать то она заканчивается минут через 15. Разработчики этим моментом троллят игрока тем что это его выбор идти и наводить демократию.

Оставьте отзыв

Войти с помощью: