11 октября 2014

Корпорация «Drug» и ее глобальный маркетинг

Корпорация «Drug» и ее глобальный маркетинг
Ориентировочное время чтения: 24 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Идеальный товар

Закономерности мирового экономического развития, статистические данные и ежедневные хроники СМИ, сам размах повсеместного потребления наркотиков приводит к мысли о существовании гигантской транснациональной корпорации, контролирующей производство и потребление наркотиков во всем мире.

Корпорация имеет подданых и широко распространяемую идеологию. Она заявляет о себе в парламентах. Для защиты ее интересов действует современная армия, морской и воздушный флот. По сути это — виртуальное государство.

Ее тень мертвит высочайшие должностные лица, дьявольская готика ее грязных шприцов пронзает современное культурно-историческое пространство. Опасной громадой нависает она над человечеством. Не замечая, мы смотрим сквозь нее. Не сознавая, подчиняемся ее законам. Ее проявления привычны и давно вошли в обиход. Условно назовем ее — Корпорация «D» (Drug).

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-2

Наркотики — идеальный товар, намертво вцепляющийся потребителю в глотку. Большинство пробовавших становится постоянными покупателями. Физиологическая зависимость может наступить сразу (героин), через пару недель (опиум), или через год (конопля), смотря с чего начинает потребитель.

По официальным данным, в мире — 70 миллионов наркоманов. Наркотики — выгодный товар, имеющий характеристики, о которых только может мечтать производитель любого продукта. Эйфория, изначально возникающая при потреблении, быстро превращается в жизненнyю необходимость и гарантирует повторную покупку1. Доход от продажи 1 кг. героина составляет свыше $ 100 000 США. Стоимость 1 т. сырья после переработки в кокаин возрастает на 12 400% . Ничто в мире не дает такой бешеной прибыли. Последствия употребления наркотиков — импотенция, распад личности, слабоумие, генетические изменения, приводящие к рождению уродов, дисфункции органов и смерть к 30 годам.

Как и любой бизнес, наркотическая индустрия стремится к бесконечному увеличению числа продаж и прибыли. Поэтому, как и любой товар в современном мире, наркотики требуют построения специальной стратегии рекламы и маркетинга.

Видимая часть невидимого

Катастрофическое распространение наркомании в среде молодежи объясняется открытостью границ, бездуховностью общества и даже возмущениями на солнце. Между тем, небольшое исследование СМИ сразу же выявляет хорошо известные специалистам «четыре Пи» — составные элементы маркетинга, обеспечивающие максимальный объем продаж:

Product + Price + Place + Promotion.

Товар (product) — Героин, кокаин, гашиш, ЛСД и пр.

Цена (price) — Ниже мировых цен и доступна потребителю.

Место (place) — По информации прессы и правоохранительных органов — дискотеки, бары, клубы, кафе, учебные заведения, розничная продажа и пр.

Продвижение (рromotion) — Реклама средствами искусства и в СМИ

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-3

Следует логический вывод: объем продаж, то есть эпидемия наркомании в России — следствие воплощения научной стратегии маркетинга и рекламы наркотиков как товара.

Проверим наше открытие и выявим другие составляющие D(drug)-маркетинга. Стратегия распространения и продажи любых товаров (в т.ч. и наркотиков) выстраивается по всем правилам университетских наук. Как поясняет солидная американская энциклопедия рекламы: «Соединяются информация и знания, полученные из бихевиористских наук (антропологии, социологии, психологии и т. д.) с мастерством и творчеством коммуникативных искусств (литература и печать, драматическое искусство, театр, графика, фотография и проч.) с целью мотивирования, видоизменения или усиления чувств, убеждений, мнений и поведения потребителей».

По официальным данным, основные потребители наркотиков — подростки и молодежь в возрасте 12—25 лет. Следовательно, это и есть целевая аудитория, выбранная Корпорацией «D» для распространения наркотиков.

Прагматичное умервщление подростков с целью извлечения практической выгоды, со временем, займет достойное место в ряду таких явлений мировой истории как людоедство, рабовладение, концентрационные лагеря с производством матрацев из волос и абажуров из человечьей кожи. Выбор детской целевой аудитории невыразимо аморален, однако, с точки зрения маркетинговой стратегии он безупречен. В России существует огромный рынок неприкаянных подростков. Юность не имеет достаточных знаний и ясной картины мира, основанной на собственном опыте.

Исходя из сведений о группировании потребителей вокруг наиболее часто посещаемых ими местах отдыха, учебы, развлечений, определим целевой рынок на основе отношения потребителей к пользующимся спросом, услугам. Как известно, рынок — это потенциальные покупатели, объединенные общим интересом, потребностью или желанием и имеющие возможность оплатить покупку.

Услуги Дискотек, клубов, продукция рок-исполнителей имеют свой целевой рынок, своих покупателей — молодежь 12—25 лет. Эти потребители группируются вокруг посещаемых ими мест развлечений — дискотек, клубов, баров, кафе, рок-концертов (сегментация по бихевиористским признакам).

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-4

Одновременно это и есть рынок сбыта наркотиков, целевой рынок их продажи определен с точки зрения потребления услуг сферы развлечений.

Он жестко связан с рынком поп-музыки, и повсеместно сопровождает потребление этих услуг. Объем продаж наркотиков во многом зависит от рекламы place (места продажи), т. е. продвижения и количества услуг дискотек, клубов, рок-групп. Как мы увидим в дальнейшем,

Корпорация «D» вкладывает огромные средства в индустрию развлечений и ее promotion с тем, чтобы получить гораздо большие выгоды от продажи наркотиков.

Силовые линии

Та же великолепная энциклопедия американской рекламы сообщает нам о главном устремлении рекламы и сбыта, заключающемся в том, чтобы найти нужных людей и совместить их с нужным продуктом. Какие силовые линии несут миллионы молодых людей, и подростков к гибели, неотвратимо совмещая с наркотиками?

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-5
Таблица 1. ТЕОРИЯ СТИМУЛА—РЕАКЦИИ (По «Современной рекламе» У. Бове, К. Аренс, с. 160) 
korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-6
Таблица 2. ПИРАМИДА А. МАСЛОУ (По «Теории личности» Л. Хьелл, Д. Зиглер, с. 488 и «Основам менеджмента» М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, с. 359)

Мотивация посетителей дискотеки, молодежного клуба или рок-концерта по иерархии А. Маслоу предполагает комбинацию физиологических (половая жизнь) и социальных (дружба и привязанность, чувство общности) потребностей для группы подростков 12—19 лет, и потребностей в половой жизни и самоактуализации для группы молодых людей 20—25 лет.

Теория стимула-реакции объясняет механизм promotion. Рекламное объявление (стимул) запускает в действие потребность (физиологическую, социальную) или желание покупателя, что создает побуждение к реакции (приобретению товара, услуги).

Сексуальные стимулы — непременная принадлежность СМИ, осуществляющих promotion «альтернативных» рок-исполнителей и их концертов, молодежной моды, дискотек, субкультурных течений, праздников и сборищ-тусовок. Секс пронизывает попавшие в его поле предметы, знаки и темы, превращая их в Условные стимулы. Методичная трансляция Условных стимулов через коммуникационные каналы ведет к Генерализации (усилению воздействия).

Обратимся к прессе, публикующей рекламу дневных и ночных клубов, дискотек, рок-концертов, и других мест развлечений для молодежи. Как правило, эти издания отличаются эротическими иллюстрациями и текстами сексуального характера («Playboy», «Yes!», «Cool», «Птюч», «ОМ», «Ровесник», «Тусовочка», «Версия», «Московский комсомолец» и т. д.)

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-7

В Москве и регионах России музыкальные телеканалы заполнены клипами звезд, осуществляющих секс-promotion в названной прессе. 90% молодежных телепередач предлагают своим зрителям те же произведения в качестве непременной нагрузки. FM-радио беспрерывно полощет их в эфире. Периферийная пресса, претендующая на молодежную аудиторию, копирует столичные материалы о рок-альтернативе. Стиль и записи «звезд», ставшие условными секс-стимулами, подхватывают миллионы подростков. Воздействие таланта заменено действием Безусловного рефлекса.

В любом конце России, возьмет ли подросток пульт телевизора, окажется у него журнал, или он услышит радио — всюду ему неотвратимо мигает однообразная рок-тусовка. Нескончаемый радиоэфир и точно рассчитанное телевизионное время, клипы, журнальная и газетная продукция, видеофильмы и аудиокассеты — все это создает мощный идеологический пресс, выбраться из-под которого практически невозможно.

Секс-пропаганда — безусловный стимул, вызывающий потребность в половой жизни. Места развлечений, мода, рок-музыка в соединении с безусловным стимулом (секс) становятся условными стимулами.

Это и есть силовые линии, направляющие нужных людей (молодежь, подростков) в нужные места (дискотеки, кафе, клубы и т. д.)

Идеология

Мы не оговорились, упомянув об идеологии. При исследовании информации, по различным каналам поступающей на целевую аудиторию от 12 до 25 лет, обнаруживается железная закономерность:

Все каналы коммуникации поставляют для молодежной аудитории 12—25 лет один и тот же набор из явно идеологически окрашенных тем:

  1. Секс-пропаганда.Дискредитация секса, как акта личностной половой любви и пропаганда секс-девиаций в качестве развлечений: Fast Love (моментальное спаривание), парафилий (извращений), гомосексуализма4, множественного, безличного подросткового полового опыта.
  2. Молодежная мода.Пропаганда шокирующей, эпатажной моды с элементами различных субкультур и клеймением, «моды для дискотеки», нарушающей общепринятые коды одежды, унисекс.
  3. Девиантность и преступление.Разрушение табу и общепринятых кодов поведения (публичный половой акт, нецензурная брань и т. д.). Пропаганда христианских заповедей наоборот: «Не чти отца своего», «Прелюбодействуй», «Убий», «Сотвори себе кумира» и т. д.
  4. D — мифология.Экстремальность, «безбашенность»; скрытая пропаганда наркотиков под видом постижения мистики, сверхъчувственных явлений, дьявольщины; астрология, ужасы, пришельцы, НЛО.
  5. Рок -звезды и рок-музыка.Реклама звезд, сведения о гонорарах, поклонниках, описания успеха, богатства, любовных приключений. Сообщения о девиантных поступках (преступлениях, наркомании), как о составной части их жизни.
  6. Места развлечений.Реклама клубов, рок-концертов, дискотек, массовых праздников и других разнообразных «тусовок».

Идеологическая окраска тем, соединенных с Безусловным сексуальным стимулом, очевидна. Это идеология нарушения социальных норм, идеология выпадения из общества, идеология преступления.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-8

Тусовка – команда – группа

Для успешного вступления во взрослую жизнь (социализации) подростку необходимо утвердиться в роли взрослого, в выборе профессии и образования при поддержке значимых других людей (эго-идентификация). Если жизненные условия в семье неблагоприятны, наступает кризис идентичности — чувство бесполезности, мучительный душевный разлад, неспособность продолжить образование. «Подросток…страстно ищет тех людей и те идеи, которым он мог бы верить», — говорит Эриксон (71; 139). Огромное влияние на развитие эго-идентичности подростка оказывает пропаганда массовой культуры, герои толпы. Он подражает поведению и манере одеваться тех, кто чаще всего мелькает на экранах и страницах.

Эксперимент в Институте психологии РАН (В. П. Морозов, 1997) показал положительную связь между предпочтением рок-музыки и низким образовательным цензом, отсутствием слуха. Таким образом, подросток, практически не обладающий способностью выбирать, безоговорочно воспринимает моду и музыку навязанную СМИ.

Стиль рок-звезды нарушает общепринятые коды одежды. Эпатажная прическа, грим, клейма (татуировки, пирсинг и т. д.), означают отделение от общества. Основная функция такого облика в маркетинге наркотиков — усилить чувство неполноценности у подражающего подростка, вызвать шок, неприятие, насмешки, отделить группы молодежи от общества.

Так искусственно создается противостояние «Мы» и «Они», где дети — «Поколение Икс», «Generation П.», противопоставляются отцам — «Другому поколению», т. е. обществу.

Социальный дискомфорт и желание найти поддержку заставляют подростков объединяться в группы. Уличная тусовка или дворовая компания становятся их главной опорой.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-9

Члены группы испытывают иллюзии неуязвимости и единомыслия, имеют готовое коллективное самооправдание и верят в собственную непогрешимость. В обмен на признание, одобрение и присоединение к могущественному «Мы» (группа) против враждебного «Они» (общество), подросток усваивает групповые стереотипы восприятия, учится оказывать давление на несогласных, терпеливо умалчивает о своем несогласии и вместе с другими членами группы цензурирует факты, опровергающие ценности группы.

Такая группа представляет собой идеально слаженный социально-психологический механизм, готовый к потреблению наркотиков. Немного антисоциальной мифологической смазки — и он заработает в нужном направлении.

Мифология

Дворовая команда — общество, ценности которого подросток безоговорочно разделяет. Каковы эти ценности? Мифология местной группы запечатлена на стенах соседнего подъезда. Перед нами — срез массового сознания подростковой аудитории. Рядом с именами собственными, рисунками половых органов, символами футбольных команд мы непременно найдем зерна новейшей эпохи — названия рок-групп и обозначения наркотиков.

Как правило, они расположены рядом и тому есть причины. Краткосрочный телегипноз рекламных песен о лучших сортах кофе ничтожен в сравнении с мощным внушением музыкальных клипов, ежедневно транслирующих D-мифологию по телевидению и радио, из домашнего магнитофона, компьютера и модных уличных наушников. В дискотеках и рок-концертах, благодаря силе звука и эффекту толпы гипнотическое внушение многократно возрастает.

D-мифология в качестве вершины устремлений (наивысшей личностной целесообразности) предлагает: захватывающий секс с наркотиками; духовное совершенствование посредством употребления наркотиков; выдающиеся физические достижения (увеличение силы, выносливости и пр.) при помощи употребления наркотиков; повышение статуса путем подражания знаменитостям, употребляющим наркотики и т. д.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-10

D-идеология отвергает основные законы и нормы общества, ниспровергает тысячелетние табу, ставит под сомнение и дискредитирует основные жизненные ценности и саму жизнь, как наивысшую ценность. Ее цель — противопоставить подростка обществу, подтолкнуть к девиантности, запустить механизм «Порочный круг депрессивного настроения — негативного мышления», освободить путь для проникновения в сознание мифологии наркотиков.

Исследования американских психологов показали, что делинквентные действия подростков резко снижают самооценку. За нарушением правил следует осуждение, которое в свою очередь обусловливает еще более низкую самооценку.

Для 90% подростков употребление наркотиков начинается в группе, исповедующей девиантную идеологию. Вместе с жаргоном и знаковой символикой, это — средство коммуникации и групповой идентификации.

Маркетинг наркотиков построен на создании искусственных девиантных групп и внедрении в них d-идеологии и d-мифологии.

Альтернативный рок

Рок-группы, транслирующие D-мифологию имеют несколько функций, осуществляющих маркетинг наркотиков.

  1. Звезда как объект эго-идентификации подростка.
    Поведение. Звезды «альтернативы» буквально соревнуются в демонстрации непристойного поведения. В интервью они часто распространяются о пристрастии к наркотикам (иногда мнимом) и своей аномальной сексуальности. На сцене считают долгом публично мочиться, обнажать гениталии, онанировать, совершать половые акты или дефекации. Таким образом, у подростка создается устойчивое впечатление, что подобное поведение — путь к миллионным гонорарам и славе супер-звезды.
  2. Звезда как источник мифологии товара (наркотиков).
    Тексты. Поэтизация товара, описание наркотического опьянения, как полета, ассоциации с яркой чувственной сексуальностью, «путешествиями» и т. д. Текст-протест, как и любое упоминание в СМИ, также является рекламой. У потенциального потребителя возникает ощущение нормы, обыденности потребления наркотиков. Именно повторением реклама добивается доверия.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-11

В текстах дискредитируются главные конкуренты наркотиков — основные человеческие ценности: красота, любовь, доверие, семья, дети, творчество, труд, жизнь, счастье и т. д. Отдельная статья — тексты транслирующие, тоску, ужас, жалобы. Как правило, они снабжены рефреном, при длительном повторе и постоянном прослушивании, способным привести к реальному самоубийству.

  1. Звезда как катализатор депрессии.
    Чувство тоски, отвращения, ужаса. Ритм и музыкальный строй «альтернативы», как это не раз подтверждалось отечественными и зарубежными исследованиями, подавляет работоспособность, ввергает в тоску, депрессию. Такие аксессуары видеоклипов как тараканы, черви, пауки, летучие мыши, змеи, сороконожки, тянущаяся слизь вызывают чувство тошноты и гадливости.

Тексты песен группы «Агата Кристи»

Глюки

Зеленые глюки сползают по стенам
Медленно- медленно, плавно -плавно
Потом проползают по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.

А вслед за ними синие глюки
Тоже медленно, тоже плавно
И снова по стенам и коридору,
И исчезают в ванной, в ванной.

Плавятся словно небо,
Плавятся словно небо.
Они умирают, все умирают
И исчезают в ванной.
Медленно и плавно.
Они исчезают все исчезают…

Черные глюки сползают по стенам
Медленно-медленно, плавно-плавно
Потом проползают по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.

Красные глюки сползают по стенам
Медленно-медленно, плавно-плавно
Сначала по стенам, по коридору
И исчезают в ванной, в ванной.

Плавятся словно небо,
Плавятся словно небо.
Они умирают, все умирают
И исчезают в ванной.
Медленно и плавно… и т. д.

Чудеса

Где-то там, где кончается
Вся земля, вся земля.
На краю земли мы качаемся
Ты и я, ты и я.

На краю ноги свесили
И плюемся мы в никуда.
Как смешно, сердцу весело,
Чудеса, чудеса.

Черный дом мироздания
Отрывает нам тормоза,
Расширяет нам подсознание
До конца, до конца.

На краю ноги свесили
И глядим уже в никуда.
Мы плывем, сердцу весело,
Чудеса, чудеса

Навеселе

Я помню раз, навеселе
Улетел в твое окно.
Я был со шпагой на коне
Мой зад [облит] седлом.

Навеселе, навеселе
Навеселе, навеселе
Любовь моя, или ты
Нам было все до звезды.

Навеселе, навеселе
Ты рожи корчила мне,
Но мы с тобою во сне,
Нам было все до звезды.

Навеселе, навеселе
Рвало нас от любви.
Я нарывал тебе букет
Тюльпанов на крови.

Навеселе, навеселе,
Навеселе, навеселе,
Любовь моя или ты —
Нам было все до звезды.

И ничего, и ничего,
Что хочется лететь.
Так высоко, так высоко,
Что можно умереть. Навеселе.
Я был с тобою во сне
Навеселе, навеселе.
Ты рожи корчила мне… и т. д.

Ковер-вертолет

Мама это небыль, мама это небыль
Мама это не со мной.
Неужели небо, неужели небо
Задеваю головой.

На ковре-вертолете мимо радуги
Мы летим, а вы ползете
Чудаки вы чудаки.

Мама это правда, мама это правда
Мама я опять живой.
Ты уже не плачешь,ты уже не плачешь
Мама полетим со мной.

На ковре-вертолете
Ветер бьет в глаза
Нам хотя бы на излете
Заглянуть за…
На ковре вертолете мимо радуги…

Для видеоклипов, осуществляющих задачи D-маркетинга характерны аритмичный монтаж, гнетущая музыка, уродливые ракурсы и интерьер, мелькающие «огрехи», «разъезжающееся» изображение, омерзительный вид исполнителей — эти приметы D-маркетинга часто совмещены с D-текстом. Типичный пример — ряд Marilyn Manson‘ов постсоветской эстрады — (трупные пятна глазниц, зрачки рептилии, черный рот). Образ транслирует отвращение, ужас, являющиеся катализаторами депрессии. «Альтернативный» рок рекламирует наркотики, пропагандирует девиантность и катализирует депрессию.

Моделированное поведение

Рассмотренные нами явления складываются в схему Функционального причинно-следственного анализа, работающую по законам оперантного бихевиоризма Б. Ф. Скиннера.

Пропаганда секса всеми средствами коммуникаций (искусство, СМИ, культурно-бытовое пространство), как безусловный стимул, вызывает респондентное поведение — сексуальный позыв, ощущаемый как потребность в половой жизни (Маслоу, 39; 78).

Реклама, тесно ассоциирующая секс с молодежной модой, попмузыкой, местом отдыха и развлечений, обращает эти нейтральные понятия в условные стимулы (классическое обусловливание), т. е. обладающие той же силой, что и безусловный стимул. Соединение подобных стимулов ведет к генерализации, т. е. к многократному усилению реакции. В поисках сексуального партнера потребитель отправляется на рынок развлечений.

Идеология девиантности, окрашивающая действуюшие переменные: СЕКС (безусловный стимул), МОДА (условный стимул), РОК-МУЗЫКА (условный стимул), МЕСТА РАЗВЛЕЧЕНИЙ (условный стимул) позволяет и дальше манипулировать поведением потребителя:

D-секс — требует участить посещения place (места продаж) в поисках сексуальных развлечений.

D-мода — (пирсинг, татуировки, гребень панка и пр.) нарушает общепринятые коды одежды и заставляет испытывать дискомфорт, чувство неполноценности. Она объединяет группы, для которых служит средством невербальной коммуникации. Образуется социально-психологическое противостояние «Мы» — группа и «Они» — общество. Группа проникается девиантностью, навязанной каналами коммуникаций. Члены группы нарушают общепринятые нормы. Происходит огруппление мышления.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-12
Таблица 3. Функциональный причинно-следственный анализ поведения потребителей рынка РАЗВЛЕЧЕНИЙ
korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-13
Таблица 4. ФПС-анализ поведения потребителей рынка НАРКОТИКОВ

D-звезда — являясь средоточием вербальной и визуальной коммуникации, транслирует мифологию наркотиков, депрессию, девиантность, элементы D-моды и становится объектом подражания. Употребление наркотиков в группе идентификации ведет к возникновению порочного круга «Депрессия — негативное мышление — депрессия». Снижается самооценка, следует самоосуждение. Трансляция D-роком чувства тоски, ужаса, отвращения углубляет депрессию, вызванную нарушением общественных табу и подменой подлинных ценностей, лишает жизнь смысла и выполняет в D-маркетинге функцию поддержки постоянного спроса на товар (наркотики).

Глобальный маркетинг

Говоря о маркетинговой деятельности транснациональных корпораций мы имеем в виду четкую стратегию, характеризующуюся централизованным контролем и координацией.

Идеологическое и тематическое однообразие (6 тем) информации ТВ и радиопередач, печатных изданий, видео и кинопродукции, компьютерных игр и т. д., направленной на аудиторию 12—25 лет, указывает на центральный источник координации, контроля и финансирования.

Перед нами глобальный маркетинг

В разных вариациях, в виде упоминаний или занимающие большую часть информации, эти темы являются составляющими маркетинга наркотиков не только в России, но и во всем мире. Эти темы начинают усиленно развиваться в западном искусстве с рассветом Сексуальной революции (начало 50-х), и к концу второго тыcячелетия захватывают коллосальные области информационного пространства. Претворенные рекламой в условные стимулы, они моделируют поведение все новых и новых потребителей наркотиков (О становлении D-маркетинга — во II-й и III-й части работы). Их неприкасаемость декларируется как достижение западной демократии, гарантирующей основные права человека — свободу слова и плюрализм мнений. Таким образом, содержанием значительной части западной культуры является маркетинг наркотиков.

В начале 90-х в России перекрываются каналы, финансирующие национальную культуру. Погружаются в анабиоз целые отрасли, жизненно необходимые для интеграции любого свободного, процветающего государства (театр, музыка, кинематограф, и т. д.) Многие выдающиеся деятели искусства оказываются на грани нищеты, другие уходят из жизни. Вновь открывшиеся, неожиданные финансовые источники ограничивают художника шестью темами. В Россию вступает D-маркетинг.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-14

Высокий гонорар и возможность работать вынуждает к компромиссу знаменитостей, престиж и крупные средства привлекают родственников известных людей. Таким образом, новое «искусство» приобретает легитимность. За короткое время в России образуется чуждая, культурная среда. Свобода слова, отсутствие идеологии, декларируемые в ней культурные фикции.

Содержание новейшей российской культуры — маркетинг наркотиков. Идеология — распад.

Культуроносители

Давно выведенная формула рекламного успеха гласит: чтобы быть успешной, реклама должна являться частью и порождением национальной культуры. Новейшая Российская культура осуществляет Promotion наркотиков при помощи газет и журналов, телевидения, фильмов, книг, рок-музыки, интернета, компьютерных игр, бытового пространства.

Пресса. Количество изданий, осуществляющих D-маркетинг (6 тем), огромно. Некоторые специализируются на одной из тем («Fuzz» — рок-музыка, «Хастлер» — секс-пропаганда). Другие проводят комплекс D-маркетинга полностью («ОМ», «Птюч»). Большая часть изданий учреждены в нашей стране и повторяют структуру, идеи и содержание зарубежных образцов на русском материале. Оригиналы (иностранные журналы) десятилетиями выполняют работу по совмещению товара с потребителем во всем мире:   газета «Московский Комсомолец», журналы «Вокруг смеха», «НЛО», “АиФ”, журнал “COOL GIRL», «СООL», «Космополитен», «YES!», «Men’s Health» и др.

«COOL»(оригинал) — «БАШНЯ»(копия).
[Целевой сектор — подростки 12—19 лет]

«PLAYBOY»(оригинал) — «АНДРЕЙ» (копия).
[Целевой сектор — молодежь 20—25 лет]

Телевидение, кино- и видеофильмы

Как правило, это телепередачи для подростков, темами которых являются основные элементы D-маркетинга: D-мода, D-музыка, D- развлечения, пропаганда субкультур и экстремального легкомысленного «безбашенного» отношения к жизни — (D-мифология), например: «Башня», «От шестнадцати и старше», «100%», «Акуна Матата» и пр. Американский сериал «Друзья» и другие сериалы и фильмы для молодежи. Это — практически все передачи о диско и рок-музыке, музыкальный телеканал МТV, «Музыкальный ринг», «Диск-канал», «Двое», «Про это…», «Плейбой» и т. д. Фильмы с сюжетом, построенным на любовании сексуальными аномалиями, («Империя страсти», «Эммануэль»).

Знаменитый ежедневный мультсериал «Бивис и Батт-Хэд» (МТV), специализирующийся на девиантности и создании у юного зрителя четких ассоциативных связей между прекрасным и отвратительным. (Чайковский — черви, младенцы — блевота, изобретения — фекалии). Цель: опорочить высшие ценности, привить отвращение к жизни.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-15

Фильмы, пропагандирующие девиантность, изображающие преступников обаятельными, волевыми, сильными личностями, мстящими несправедливому миру, пример: «Леон» (promotion профессии «киллер»), «Никита» (promotion профессии «снайпер»).

Десятки фильмов, пропагандирующих D-мифологию — наркотики, «расширение сознания», путешествия и приключения при помощи веществ, изменяющих сознание («Знахарь» с Шоном’о Коннери, «Секретные материалы») и т. д.

Радио. Все радиостанции на коротких FM-волнах, раскручивающие хиты D-звезд, пропагандирующие D-рок, D-секс, D-моду и D-развлечения: «Европа плюс», «Хит-FM», «Наше радио», «Русское радио», «Максимум», «Эхо Москвы», «Авторадио», и т. д.

Книжный рынок. Секс-пропаганда — горы бульварных полупорнографических и порнографических произведений, (десяток лет назад некоторые из них претендовали на новое слово в искусстве (Нарбикова, Ерофеев, Сорокин, и т. д.); Promotion D-рока и D-звезд в виде биографий и рок-энциклопедий; десятки миллионов экземпляров Кастанеды, вызывающие интерес и подвигающие к «расширению сознания» и «путешествиям»; произведения В. Пелевина, составляющего достойную конкуренцию Кастанеде; продукция Трансперсонального института, основанного в Москве в 1992 г. С. Гроффом и Т. Маккеной (специализация института — внедрение D-мифологии); литература, провоцировавшая и сопровождавшая психоделическую революцию и движение Хиппи на Западе: Тимоти Лири, Роберт Лэнг, мистика, йога, буддизм и т.д.

Компьютерные игры. Тысячи игр, представляющие весь спектр D-маркетинга. Девиантность — жестокость, убийства, хакерство: «Blood 1—2», «Quake 1—2», «Carmageddon 1—2», «Postal» и пр. D-мифология: «Вангеры 1—2», «Blob Job» и пр. Секс: «Voyeur 1—2», «Geisha», и т. д.

Интернет. Секс-пропаганда (порно и сексуальные девиации) с ссылками на каждом интернетовском перекрестке, составляет 60% содержания Интернет-сети. Здесь процветает прямая реклама, сведения о способах изготовления и местах продажи наркотиков.

Культурно-бытовая среда. Картинки, наклейки, украшения, постеры; изображения на предметах быта: тетради, пакеты, календари, постельное белье. Например: майка с изображениями Бивиса и Батт-Хэда как современная двуглавая Горгона, сеющих леденящий ужас или рейвгамка (жевательная резинка) под названием Кислота9 друг молодежи: «Собери 13 оберток10 от этой жвачки и поменяй их у того же киоскера, на светящуюся в темноте татуировку», — напечатано внутри этикетки. Сведения о сексе дети получают из порно-вкладышей к жевательной резинке «Кама сутра», а тренинг девиантности по картинке-вкладышу от резинки «Альф», рекомен-дующей испугать прохожего или продырявить карманы брату.

korporaciya-drug-i-ee-globalnyj-marketing-16

Как же произошла эта удивительная трансформация насквозь христианской, западно-европейской культуры, центром которой вплоть до XIV века оставались образы Бога, Христа, Богоматери; в культуру, ядро которой сформировано злом, а центральные фигуры — дьявол, антихрист, гермафродит?

К середине ХХ века торговля товаром определила дальнейшее развитие гуманитарных наук и художественной культуры стран Запада (прежде всего Англии и США), стала их скрытым содержанием, выстроила идеологию, экономику, и политику. В самом деле, говоря об альтернативной массовой культуре, по сути дела, являющейся, как мы выяснили, синонимом drug-маркетинга, мы говорим о предложении, полностью формирующем спрос. Необходимость понять происхождение этого поразительного феномена заставляет нас обратиться к его корням…

По материалам монографии Н.Е. Марковой “Культуринтервенция”

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

51
195
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 6

    • 1 ответ
    • Не думаю, что целью является популяризация наркотиков. Пропаганда есть, согласен. Но наркотики – это дополнительный бонус деструктивной идеологии. Лично я думаю, что конечная цель намного глобальнее.
      Не могу не заметить, что статья изобилует общими понятиями, хотя в том же кинематографе, роке и художественном искусстве есть и положительные направления. Здесь упоминаются только отрицательные представители разнообразных сфер искусства и происходит их (надеюсь, не намеренная) реклама. На самом-то деле надежда еще есть.

      3
      • Да, разумеется, надежда есть, но наша задача сначала сделать её неумирающей, а затем – путеводной звездой в будущее. “И из ткани той самой надежды надо сшить наших целей одежды”. Это должны быть не иллюзорные утопии и несбыточные мечты, за которыми в восторге потянутся все, кто “сам обманываться рад”. Русский народ имеет иррациональное самосознание, т.е. он жаждет не комфорта и благополучия, а чуда. Поэтому легко заблуждается. Поэтому цель должна служить компасом-путеводителем, выводящим из туннельного мышления безысходности, тоски и тревожности. А опубликованная работа талантливо и доходчиво объясняет, как загоняют в эту тоску невидимые нам организаторы D-маркетинга. Главное – не дать скатиться в эту тупиковую яму нашим детям. Всего-то и нужно – жить по библейским заповедям. Никаких усилий не требуется, просто НЕ ДЕЛАЙ ЗАПРЕТНОГО. И даже других не надо осуждать за их ошибки – сам за собой следи. Как просто! А сколько могил на кладбищах с датами рождения 1990-х годов, у нас за городом – целый другой город из могил. Вы думаете они умерли от болезней, эпидемии или стихийных катастроф? Они жертвы жёстко спланированной в 1946 г. А.Далессом информационно-демографической системной войны. И можно сколько угодно успокаивать себя мыслями о естественном отборе капитализма – слабые вымирают, сильные выживают. Война не прекращается, значит следующие её жертвы будут собраны жатвой скорби среди поколения наших детей, и без того малочисленного. А у нас нет никаких шансов предоставить детям выбор: продлить жизнь нам в старости или создать свою семью. Откуда им знать, какая она – благополучная семья? Я целиком согласна с автором книги – Н.Е.Марковой, с которой познакомилась лично в 2009 году и прошла обучение на её семинарах. Общество потребления не опасно, опасно общество ЧРЕЗМЕРНОГО потребления, основанное на СУПЕРтоваре (наркотиках и зависимом состоянии от них). Другого объяснения западной индустрии развлечений не найти – классический Остров Дураков из книги Носова “Незнайка на Луне”. Давайте откроем глаза и перестанем быть Незнайками на Луне. Люди! Спуститесь на нашу землю!

        2
        • Ещё 2 комментария

        Оставить комментарий

        add minus