16 июля 2020

Лекция 7: Юмор как оружие

Лекция 7: Юмор как оружие
Ориентировочное время чтения: 15 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Предлагаем ознакомиться с новой лекцией из цикла «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры», разработанного на базе материалов проекта Научи хорошему и предназначенного для аудитории старше 14 лет. К лекции прилагается презентация, включающая в себя ряд видеороликов, которые наглядно и на конкретных примерах раскрывают теоретические вопросы, затрагиваемые в ходе лекции.

Скачать текст лекции

Скачать презентацию

Юмор как оружие

Что происходит, когда мы смеёмся? Нас захватывают положительные эмоции. Хорошо это или плохо? На первый взгляд, хорошо – потому что мы радуемся, нам весело. Но почему же тогда можно услышать такие обороты, как «глупый юмор», «пошлый юмор», «низкий юмор», «чёрный юмор» и так далее, каждый из которых говорит о том, что не всякая шутка уместна и несёт пользу конкретным людям или обществу в целом.

lektsiya-yumor-kak-oruzhie (3)

Чтобы понять, почему юмор и вызываемые им положительные эмоции не всегда есть «добро», давайте разберёмся в том, что представляют собой наши эмоции, и какую роль они играют в жизни человека. Для этого нам надо будет понять, как устроена психика.

Устройство психики

Лекция 7: Юмор как оружие

Психику человека можно схематично представить как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, которые анализируют и преобразовывают информацию. В своей работе сознание и подсознание опираются на уже имеющуюся информационную базу, которая называется «мировоззрение».

Мировоззрение – это совокупность всех наших знаний и представлений об окружающем мире. Всё то, что мы за свою жизнь узнали, усвоили, накопили, поняли и так далее. Если мировоззрение адекватно действительности, т.е. картинка, сформированная в нашей голове, соответствует процессам в реальном мире, то человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос, то и поведение такого человека будет в стиле «семь пятниц на неделе». То есть качество работы нашей психики в целом и каждой из систем – сознания и подсознания – во многом зависит от достоверности и целостности накопленного нами багажа знаний.

Лекция 7: Юмор как оружие

Мы так подробно рассматриваем устройство психики, потому что на воздействии на подсознание или внесении ложной информации в мировоззрение основано большинство манипуляций в массовой культуре и СМИ. Например, если обмануть человека и убедить его в том, что алкоголь является пищей, то есть внести ложный тезис в его мировоззренческую картину, то он будет в дальнейшем употреблять алкоголь, думая, что это продукт питания. Если же человек знает, что в любом алкоголе содержится спирт, который является технической жидкостью и не предназначен для употребления внутрь, то убедить его выпить вина или водки будет очень сложно.

Подобных обманок, как в примере с алкоголем, на самом деле в нашем мире огромное количество. Давайте посмотрим видеоролик под названием «Лингвистическое оружие», чтобы увидеть, как аналогичные манипуляции используются и в других сферах.

Сознание, подсознание и роль эмоций

Теперь давайте детальнее разберёмся в том, чем отличается сознание и подсознание, потому что возможности обработки информации у них разные. Если с уровня сознания мы можем одновременно удерживать во внимании относительно небольшое количество объектов или процессов, и обычно это требует целенаправленных волевых усилий, то подсознание способно одновременно отслеживать и анализировать огромные объёмы информации.

Вспомните, когда вы управляете автомобилем, сколько внешних факторов должен одновременно анализировать ваш мозг? А ведь большая часть этих процессов протекает как бы «на автомате». Из-за чего наше подсознание можно сравнить с «автопилотом», который мы настраиваем и корректируем с уровня сознания, после чего он способен в автоматическом режиме выполнять достаточно сложные операции.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам: сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать, учится оценивать дорожную обстановку, и так далее. Первые дни за рулём проходят всегда в очень напряжённом режиме, но в какой-то момент, спустя неделю или месяц, весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. Вы уже можете вести машину и слушать музыку, или о чём-то болтать с приятелем, а весь сложный процесс управления машиной отрабатывается вашей психикой с уровня подсознания в автоматическом режиме. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире, воспринимая большое количество информации и используя её на практике.

Но возникает закономерный вопрос: если огромное количество процессов протекает на уровне нашего подсознания, то каким образом результаты обработки информации выдаются на уровень сознания? Проще говоря, каким образом наш «автопилот» сигнализирует об опасности, или, наоборот, о том, что всё в порядке? Ведь наша психика работает как единое целое. И ответом на этот вопрос является слово «эмоция». Эмоция – это реакция нашего подсознания на анализ той или иной обстановки или конкретной информации. 

Лекция 7: Юмор как оружие

Для наглядности можно провести аналогию с самолётом. Современные авиалайнеры могут летать и даже совершать посадку в автоматическом режиме, и в тот момент, когда судно летит на автопилоте, экипажу не обязательно отслеживать все сотни параметров полёта – эту задачу решает автоматика. Но лётчикам необходимо наблюдать за несколькими контрольными параметрами и сигнальными лампочками. И если одна из них в какой-то момент загорится, то это значит, что ситуация требует вмешательства пилота и необходимо брать управление на себя. Аналогом таких «сигнальных лампочек» в нашей психике служат эмоции.

К примеру, мы управляем автомобилем, одновременно беседуя с пассажиром на соседнем сиденье. Наше внимание сосредоточено на разговоре, а процесс вождения отрабатывается с уровня подсознания в автоматическом режиме. Если же впереди неожиданно возникает пешеход или большая яма, то наш эмоциональный фон моментально меняется: расслабленное состояние сменяется стрессом и напряжением, что заставляет нас переключить внимание на ситуацию на дороге для поиска выхода из нестандартной ситуации. После того, как мы успешно сманеврируем и объедем препятствие, то сможем вернуться к общению с собеседником.

Приведём ещё несколько практических примеров. Представьте себе, что вы пришли в гости к друзьям, общаетесь с ними или играете в какие-то активные игры, и вас наполняют эмоции радости, потому что ваше подсознание оценивает эту обстановку как максимально благоприятную и полезную.

Другая ситуация: вы встретились с новым деловым партнёром, и в ходе разговора поняли, что испытываете к нему недоверие, неприязнь, вам некомфортно рядом с ним, вас наполняют негативные эмоции. Вы ещё не знаете причин этого, но ваше подсознание, проанализировав тысячи нюансов в манере поведения собеседника, в интонациях его голоса, в том, как он одет, о чём говорит, какие темы затрагивает, сделало вывод, что этому человеку не следует доверять, и через эмоции сигнализирует вам об этом. Вероятно, вы откажетесь от каких-либо дел с этим партнёром, и в дальнейшем окажется, что вы поступили правильно, и с ним не следовало общаться. Спустя какое-то время, оказавшись в спокойной обстановке, вы даже сможете проанализировать все те нюансы, которые вас насторожили.

На этих простых примерах хорошо видно, какую роль играют эмоции в нашей жизни, и какое место они занимают в психике. Зачем это нужно знать, и почему мы так подробно рассмотрели этот вопрос? Потому что юмор всегда связан с положительными эмоциями. Но положительные эмоции хороши только в том случае, если они адекватны и уместны в конкретной обстановке, и ведут к положительным последствиям. В ситуации с тем же деловым партнёром, который оказался мошенником, разве привели бы к чему-то хорошему ваши положительные эмоции, если бы, например, с помощью юмора, анекдотов или чего-то ещё мошенник сумел рассмешить вас и наладить более тесный контакт?

А что, если начать использовать подобным образом юмор не против отдельной личности, а сразу против миллионов людей? Что, если заставить смеяться всю страну в тот момент, когда смех совсем неуместен? И не просто рассмешить, а погрузить в постоянное состояние иронично-юмористического отношения к любому серьёзному делу. Давайте на примере пары видеороликов посмотрим, как работают современные «великие комбинаторы», известные всем по образу Остапа Бендера.

Чему учит шоу Comedy Club?

Чему учит шоу «Уральские пельмени»?

Зачем на телевидении нужны юмористы?

ТНТ – развлекает или управляет?

Лекция 7: Юмор как оружие

Самые популярные комедийные шоу на современном российском телевидении идут на телеканале ТНТ, и именно он привлекает самый большой процент молодёжной аудитории. Наверное, все слышали фразу «хочешь победить врага – воспитай его детей». Это именно тот случай, когда её уместно вспомнить, потому что телеканал ТНТ в первую очередь занимается воспитанием, хотя и позиционирует себя как сугубо «развлекательное телевидение».

Разбору передач и сериалов ТНТ мы посвятили целый двухчасовой фильм «Вся правда о ТНТ». На youtube он заблокирован, но можно по названию найти его на других видеохостингах. В фильме наглядно разъясняется, каким образом на ТНТ с помощью юмора ведётся системная пропаганда глупости, пошлости, наркотиков и извращений. Как культивируются шутки над нашей страной, над историей, семейными ценностями; как восхваляется бездуховность, как аудитории навязываются ложные понятия «здоровый цинизм» или «здоровый пофигизм». Всё это у человека с нормальной психикой не может не вызывать отторжения.

lektsiya-yumor-kak-oruzhie (4)

Только один актёр ТНТ за всё время существования телеканала открыто высказал свою позицию «против». Алексей Гаврилов, исполнявший роль Гоши в популярном сериале «СашаТаня», покинул проект, заявив, что он не хотел бы, чтобы молодежь подражала поведению его героя в ситкоме. «Получив в очередной раз сценарий, я понял, что больше уже не могу поддерживать ту идеологию, которую пропагандирует через этот сериал мой герой. Это — лень, тунеядство, алкоголизм. В жизни я совершенно другой человек, веду здоровый образ жизни и всех призываю к этому же. Поэтому участвовать дальше через своего героя в деградации населения я не хочу, это моя твёрдая позиция!».

Лекция 7: Юмор как оружие

Но, к сожалению, далеко не все осознают, что под маской развлечения или юмора нередко скрывается манипуляция. Например, в комментариях к видеообзорам проекта Научи хорошему часто можно встретить мнение, что у создателей видеороликов просто нет чувства юмора, или что они не понимают сатиры – мол, все эти передачи на самом деле высмеивают пороки. В действительности же высмеянное зло не только не исчезает из жизни – оно становится привычным, обыденным, и легче принимается людьми.

Поэтому на всех телеканалах сегодня так много всевозможных смехачей. Они служат своеобразной анестезией для общества. Пока толпа смеётся, и её внимание отвлечено на всевозможную глупость и пошлость, можно спокойно проводить те процессы, которые люди, будь они в трезвом уме, не допустили бы, или как минимум сопротивлялись бы им.

Лекция 7: Юмор как оружие

Вспомните одного из родоначальников экранного юмора – Чарли Чаплина и его фильм «Великий диктатор» с юмористической пародией на Гитлера и сатирой на нацизм. Фильм вышел в 1940 году, получил широкую известность и пять Оскаров. А какого эффекта достиг прокат этого фильма? Образ Гитлера и нацизма стал многими восприниматься как нечто смешное, забавное, глупое. Уместна ли была в той ситуации такая легкомысленная подача очень серьёзной и опасной темы? Сегодня мы можем ответить однозначно: фильм снял с общества ощущение угрозы, и подменил его глупым юмором, смешливостью. Продвигаемые фильмом смыслы препятствовали сплочению перед лицом вполне реальной угрозы нацизма, и тем самым помогали Гитлеру. Есть мнение, что именно за этот вклад в мировые процессы Чарли Чаплину поставили памятник на берегу Женевского озера в Швейцарии. По его стопам идут практически все российские юмористы, постоянно мелькающие на телевизионном экране.

Полезный и вредный юмор – как оценить?

Однако мы не призываем впадать в другую крайность и думать, что юмор в принципе несёт только вред. Юмор – это просто инструмент, а вызываемые им положительные эмоции сами по себе не плохи и не хороши. Таковыми их делает конкретные ситуация и смысл.

Чтобы оценить вред или пользу шутки, необходимо оценить последствия её распространения. Для этого надо проанализировать следующие факторы:

  • обстановку, в которой озвучена шутка
  • аудиторию, на которую она нацелена
  • тематику, к которой привлекается внимание

Лекция 7: Юмор как оружие

Совокупный анализ этих факторов позволяет сделать вывод о последствиях, которые повлечёт за собой оглашение той или иной шутки. В зависимости от нашей оценки этих последствий мы можем оценить и саму шутку как полезную/вредную или хорошую/плохую.

Например, если в ситуации боевых действий командир подразделения для того, чтобы снять лишнее напряжение, расскажет своим подчинённым пошлый анекдот – то это возможно поможет ему нормализовать обстановку в коллективе, а отрицательный эффект будет незначительным. Но если этот же самый анекдот прозвучит с экранов телевизоров, то он послужит лишь дополнительным стимулом переключить внимание массовой аудитории на инстинктивную сферу, и тем самым принесёт больше вреда, чем пользы.

Однако проблема в том, что люди в большинстве случаев не утруждают себя  анализом последствий распространения шуток и смеются бездумно. В результате, они даже не осознают, что подавляющее большинство произведений современной «сатиры и юмора» программируют их психику на ложную эмоциональную оценку осмеиваемых пороков, которую далеко не всякий в состоянии сам исправить рассудочно, интеллектуально.

Кто защитит от манипуляций с помощью юмора

Ещё в 2015 году проектами Политпрактика и Научи хорошему было направлено обращение в адрес директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Александра Бортникова, в котором говорилось о том, что телеканал ТНТ угрожает национальной безопасности России. В частности, в обращении содержалась следующая информация:

Лекция 7: Юмор как оружие

«В распространяемой телеканалом ТНТ информации используется подмена понятий, когда для обозначения порочных или социально-опасных явлений задействуют нейтральные или оправдательные способы объяснения этих явлений; а также, манипуляционная семантика: язык, стиль, эстетика, темп речи, цвет, прочее. В такой информации содержится:

  • а) пропаганда секса, пошлости, похоти, распущенности, вульгарности, разврата;
  • б) пропаганда свободных отношений без создания семьи, супружеской неверности и измены, одноразовых сексуальных отношений до брака;
  • в) пропаганда глупости и инфантилизма;
  • г) пропаганда эгоизма и индивидуализма;
  • д) пропаганда извращений;
  • е) пропаганда потребительства, культа денег, праздного образа жизни, лёгкой славы;
  • ж) пропаганда одурманивающих веществ (алкоголя, табака и других наркотиков)…»

Из ФСБ поступил краткий ответ о том, что информация, отправленная в обращении, будет учитываться в работе ведомства. Однако с тех пор ситуация на телевидении если и изменилась – то только в худшую сторону. Это не значит, что подобные обращения бесполезны (информировать органы власти необходимо, чтобы они имели основания для действий, когда для этого сформируются подходящие обстоятельства), или что в Федеральной службе безопасности не понимают важности вопроса. Просто, как бы нам того ни хотелось, ситуация не может поменяться одномоментно.

В нынешних условиях ни ФСБ, ни какая-либо иная структура не могут закрыть тот же телеканал ТНТ, потому что всё, что озвучено в этой лекции, пока осознаёт лишь небольшой процент общества. А для изменения обстановки должен накопиться значительный общественный потенциал, с опорой на который можно будет проводить те или иные резкие манёвры в отношении лиц, занимающихся информационным геноцидом под прикрытием юмора и смеха.

Поэтому так важно, с одной стороны, самому не попадаться на манипуляции под прикрытием юмора, а с другой – заниматься просвещением и распространением правдивой информации среди своего окружения. Чем больше людей будут видеть технологии управления в обход сознания, уметь выявлять реальные цели производителей популярных фильмов и телевизионного контента, тем быстрее закончится эпоха «великих комбинаторов», в которой мы сегодня живём.

Лекция 7: Юмор как оружие

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

66
215
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Критическое мышление развивается не у всех, тут и возраст мало что меняет. Бывают умные дети, которые могут различать манипуляции, а есть и довольно взрослые и до ужаса примитивно мыслящие люди

    11

    Оставить комментарий

    add minus