Зачем на телешоу собирают массовку?

Человек – это, прежде всего, социальный биологический вид. А это значит, что в одиночку он не выживает. Выживает только «стая». Это предопределяет необходимость согласования своего социального поведения с социальным поведением всего общества. Ведь если какой-либо человек не будет жить в рамках установленных норм, то «стая» его «исключает», и такой человек обречен на погибель (по крайней мере, так было многие тысячи лет, и это сильно «прописалось» у нас на бессознательных уровнях психики).
Этот механизм социального согласования собственного мнения и поведения с окружающими плотно переплетен с общественным устройством общества. В подавляющем большинстве случаев действует он на бессознательных уровнях психики. Хотя если осознанно его понимать, то можно вполне результативно им, как пользоваться, так и противостоять. Как же его применяют манипуляторы?
Не будем далеко ходить за примерами. Смотрим любую телепередачу и оцениваем, что нам показывают на экране? Несколько дискутирующих человек, ведущего, призванного направлять диалог в определённое русло, и… множество людей, расположенных на заднем плане.
Зададимся вопросом, что видит зритель? Не больше и не меньше, как беседу двух или более лиц. Обыкновенных людей и обыкновенную беседу. Такую же, как и у метро, в кафе, на автобусной остановке, в сквере, в любом другом месте. По существу, эти несколько человек ничем не отличаются от других. И их мнение нам «до лампочки». Казалось бы, все просто. Но есть одно «но». За их спинами сидит толпа, которая по команде аплодирует, завывает или как-то еще проявляет себя. Но делают она это синхронно. А что это значит? Чтобы ответить, немного углубимся в алгоритм воздействия на людей.
Если вы, как зритель, осознано или нет следите за диалогом, то вы включены в это сообщество, состоящее из всех этих лиц по ту сторону экрана и вас по эту. Соответственно, вы являетесь членом искусственно сформированной «стаи». Люди, ведущие беседу, создают смысловой посыл, который вы пытаетесь оценить. А массовка в зале формирует большинство «стаи». Вы можете быть согласны или нет с высказываниями участников беседы, но как только вся стая соглашается с ними, выражая свое одобрение через синхронизированные аплодисменты (в некоторых случаях высказывая недовольство гулом, что необходимо для отрицания определенной мысли, которая была озвучена), вы бессознательно подчиняетесь этому алгоритму – быть в «стае». Что означает подавление вашего собственного разумения о предмете беседы и подчинение «стаи».
При регулярном просмотре сконструированных таким образом передач вы привыкаете к соглашательству. Это порождает у вас привычку (стереотип) подавлять собственное критическое мышление, отодвигая ваши доводы и выводы на второй план. То есть вы как бы говорите себе: «Я, конечно же, думаю по-другому, но «великие» люди имеют другую точку зрения, и она имеет право на существование». Ну, или что-то в этом роде. Главное, что ваше личное суждение приобрело пониженную приоритетность по сравнению с мнением «стаи».
И когда вы сталкиваетесь с какой-либо ситуацией в жизни, где востребована информация, на которую вы имеете свою точку зрения и имеется точка зрения «стаи», то автоматически бессознательные уровни психики с высокой вероятностью выведут на уровень сознания мнение «стаи». Вы будете вести себя заранее кем-то сконструированным образом. То есть, будут прогнозируемы не только ваши поступки, но и все последующее от них производные.
Если кто-то сомневается в этом, то приведу высказывание генерального директора «Первого канала» Константина Эрнста:
«Сериал, успешный, чем он хорош и вечен, и мода на сериалы долго не исчезнет потому, во-первых, что там меняется история, а во-вторых, собственно это такая завуалированная форма проговаривания модели поведения в изменившимся времени. И, поэтому людям кажется, что они развлекаются, смотрят за развитиями, коллизиями какой-то чужой историей, а на самом деле они получают образцы поведения в данной конкретной ситуации».
Источник: Группа ВК «Научи Хорошему 2.0»
Дополнительные видео по теме
Всем работникам и участникам телешоу посвящается…
Фильм проекта «Научи хорошему» предлагает заглянуть за кулисы современной индустрии по производству телевизионных шоу и увидеть внутреннюю алгоритмику этого процесса, скрытую от глаз большинства. Как воспринимает происходящее на экране обычный зритель, участник передачи и главный редактор телеканала? Что скрывается за красивыми формулировками об отражении жизни и решении общественных проблем? Заботит ли продюсеров и сценаристов судьба гостей многочисленных студий? Как выстроен механизм рейтингов? Что объединяет все современные телешоу?
Пропаганда на Телевидении: Как это работает?
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
- Вступайте в группу Вконтакте
- Подписывайтесь на канал YouTube
- Посетите нашу группу на Одноклассниках
- Подписывайтесь на канал Телеграм
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Уведомлять о новых материалах?
Комментарии к статье 5
Очень интересная статья. Мнение большинства, конечно, имеет значение для людей. Но надо заметить, что зрители на всякого рода передачи собираются не качественно. Часто можно заметить абсолютно равнодушные лица, видно , что людям не интересно то, что происходит. Может зрители и изобразили бы какие-то более живые эмоции, но, за те деньги , что им платят, они, похоже, что ничего изображать не хотят. Да и за большие деньги, непрофессиональные актеры, если их можно так назвать, вряд ли смогут сыграть интерес и вовлеченность. Люди, которые за 300 руб, готовы просиживать свое время, вряд ли могут вовлечь в передачу более успешных своих сограждан, которые смотрят передачу с экрана телевизора. Лично я, может и хотела бы , иногда, куда-то вовлечься, но эта холодная, равнодушная, нищая толпа просто, иногда, подавляет своим присутствием даже неплохие передачи. Даже, когда их показывают издалека, вся их поза свидетельствует о полном равнодушии и отторжении от происходящего. Вот если взять людей с концертов юмористов, часто дурацких, то там бывают эмоции очень живые. Люди заплатили свои деньги, они смеются искренне и это действительно может втягивать других. Хотя вот тоже, последнее время, я заметила, даже если камера направлена на смеющегося человека, то рядом могут быть абсолютно угрюмые, раздоаженные лица. И на этом фоне, смеющийся, выглядит, как идиот. Конечно, какие-то психологические разработки могут воздействовать на людей, но не столь эффективно, как было, наверно, задумано. И еще, когда представляешь, что вот эта безработная нищая толпа знает какие гонорары получают актеры и какие гроши платят им, то именно они могут разрушить имидж любой передачи и любого актера, ничего не стоит сейчас с интернена плеснуть дерьмеца в сторону тех, кто платит им гроши, а сам купается в роскоши.
Один момент из собственного опыта сотрудника Останкино. И киностудий!
Все, кроме СТУДЕНТОВ, кто только тем и живёт, что массовками, это (только мой опыт) не совсем люди! Вернее не совсем состоявшиеся! Это люди, которые себя ни в чём не нашли! Да, редкий фильм может обойтись без массовки. Но сами ЛЮДИ, кто на экранах кинотеатров идут, стоят, бегут, роют, лежат, и пр. пр., сами они редко интересны как люди. Пустышки.
В ТВ этот контингент ЕЩЁ сложнее, потому как им вообще в КАДРЕ нет места, только промельк лиц и хлопки, чтобы мельком камера выхватила.
Это у них такой способ заработка – не более. Так что не жалейте там сидящих. Эти передавчи совсем не Сагалаевские! Да и вообще – все ОНИ – ТРЁП и выпускание ПАРА из народных масс с помощь. экранов!
1 ответ
Статья немножко устарела. Во время макароновируса все передачи, предполагающие массовку – “Место встречи”, “60 минут”, “Свой правда” и др., проводятся без неё. Одни гости сидят и разговаривают с ведущим. Места для зрителей пустые. Уже несколько месяцев так. По началу было непривычно, затем стало норм. В принципе, можно и без зрителей. Всё равно интересно.
Ещё хочу добавить, что гости в передачах обычно не простые люди. Это люди с опытом и квалификацией, которые имеют что сказать по обсуждаемому вопросу.
Впрочем, попытки манипуляции мнением, разумеется есть в передачах. Надо быть бдительным. Также мне не нравится, что на ютубе некоторые темы в комментариях поднимать вообще нельзя, сразу удаляют. В частности, критиковать мужеложество и содомию очевидно запрещено. После того, как мои коменты несколько раз потёрли, я как-то перестал (на время или не знаю) смотреть эти передачи. Нечестно как-то, когда некоторые вещи нельзя высказать.