«Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов

masha-i-medved-i-drugie-sovremennyie-multiki (2)
Ориентировочное время чтения: 13 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Мультфильм сегодня больше чем мультфильм. Пожалуй, так можно начать статью, посвященную развитию современной мультипликационной индустрии. Да-да, именно индустрии. Закрученный сюжет, кассовые сборы, шаблонный юмор, известные продюсеры, саундтреки, реклама – все это и много больше теперь ассоциируется у нас не только со взрослым кино, но и с мультипликацией. И, конечно, после выхода на экраны очередной мультновинки появляется огромное количество товаров с изображением главных героев этих самых новинок. Еще и спрос-то не успел возникнуть, а предложений уже в избытке, что нам остаётся делать – только потреблять.

И как-то незаметно становятся эти персонажи неотъемлемой частью нашей жизни, жизни наших детей. Нередко персонажам этим готов симпатизировать заранее, ещё не видя самого продукта – уж больно хороша и привлекательна обертка, качественно и со знанием дела проведена рекламная кампания. И все же – что стоит за популярностью современных мультфильмов, можно ли безоговорочно доверять тем медийным продуктам, которые сегодня находятся на пике популярности? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

За основу мы взяли публикацию, в которой говорилось, что израильские ученые считают популярный мультфильм «Маша и медведь» опасным для просмотра маленькими зрителями. Поведение Маши, по их мнению, говорит о проблемах с психикой главной героини. «Медведь в мультфильме на самом деле является проекцией посттравматических недугов Маши, которые были вызваны одиночеством в лесу. При этом отношение героини к косолапому другу они называют исключительно ‟садистским”». Интересно, что мультфильм продан для проката в различные страны, переведён более чем на 25 языков мира, обрёл популярность в США, Азии и Европе. Не мал и «послужной список» премий и наград. Что касается зрительской симпатии, мультик занимает одно из первых мест в нашей стране: «Машу» любят не только дети, но и взрослые, о чем говорит статистика. Мы решили провести собственный анализ, побеседовав со специалистами, имеющими непосредственное отношение к мультипликации и детской психологии – нашим прославленным мультипликатором Юрием Норштейном, известными психологами Ириной Медведевой и Татьяной Шишовой, а также руководителем студии «Киноконтакт» Василием Яцкиным.

Мнения экспертов.

«Справедливо забеспокоились, – отмечает Татьяна Львовна Шишова. – Мультфильмы должны нести воспитательную нагрузку, так как детям часто хочется подражать любимым героям. Образ девочки Маши для них крайне привлекателен: озорной смех, быстрая смена картинки и мыслей героини, её подвижность, неуважительное, а подчас грубое отношение к медведю – все это притягивает и растормаживает неустойчивую детскую психику.

Сейчас родителям вообще сильно повезло: очень много необходимой информации, надо лишь заинтересоваться и задаться вопросом, а ответы сейчас найти можно. Когда я воспитывала своих троих детей, вот тогда шишек набили много – мы, как первооткрыватели, всё наощупь проходили, ища правильный вектор».

Анализируя, Татьяна Львовна предлагает рассмотреть персонажей под углом ювенальной идеологии: «Маша – своенравный ребёнок, не имеющий уважения к старшим, а Медведь – образ взрослого (родителя или учителя), который расписывается в собственном бессилии, не знает, как обуздать невоспитанное чадо. Эта модель неправильного, ненаказуемого поведения без должного комментария взрослого во время просмотра прочно врезается в детское сознание, оставляя свой грубый след».

masha i medved i drugie sovremennyie multiki 1 «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов

Ирина Яковлевна Медведева во время обсуждения идёт чуть дальше и вводит в беседу медицинские термины: «психопатоподобное поведение» – так она оценивает поведение Маши, транслируемое на экране. Ещё один любопытный термин – «превращенная форма» – раскрывает секрет популярности мультфильма среди взрослого населения. Образ девочки узнаваем: внешний облик несколько переделан на современный лад, но все же он ассоциируется с положительном героем – с той Машей в сарафане и платочке, на которую нынешние взрослые смотрели в своём детстве. Но при этом внутренний облик персонажа изменён кардинально, то есть форма не соответствует содержанию. Интересно отметить, что медведя в этом мультремейке ещё и лишают голоса, – иными словами, окончательно не оставляют возможности хоть как-то повлиять на Машу. То есть при хамском и жестоком к нему отношении ему остаётся лишь рвать на себе волосы, стучать ногами и пытаться скрыться в недосягаемом месте.

Василий Леонидович Яцкин солидарен с вышесказанным мнением. И предлагает провести интересный эксперимент, дабы не быть голословными и позволить зрителю самому увидеть и почувствовать разницу и силу «превращенной формы»: «Посмотрите с детьми сначала старый мультфильм, освежите в памяти тот русский образ. Именно он вам когда-то полюбился (и его было за что любить!). А потом сразу включите серию современной ‟Маши”… Во время наших выступлений и лекций мы устраиваем такие просмотры, аудитория ощущает колоссальную разницу между этими образами и своим настроением, настроением и поведением своих детей.

Избыток порой недетского юмора в современной мультипликации делает ребенка неспособным чувствовать боль персонажа, его обиду. Границы дозволенного стерты. Этот стереотипный юмор вызывает у детей привыкание, поэтому старые мультфильмы начинают казаться им скучными и неинтересными, родителям кажется, что их дети “выросли из крокодил ген и чебурашек”, а на самом деле они толком и не доросли до них. Это как с едой: если употреблять в пищу каждый день продукты с усилителями вкуса, то по истечении времени обычная пища станет казаться пресной и безвкусной.

Василий Леонидович упомянул ещё один мультипликационный «шедевр» последнего времени – «Три богатыря». Здесь, по его мнению, проблема будет серьезней и глубже, ведь образы богатырей исковерканы до неузнаваемости. Этот мультфильм дискредитирует былинный пласт и историю Руси, истинный дух русского народа. Не будем забывать, что Илия Муромец причислен к лику святых. Народное предание отождествило его со знаменитым богатырем, о котором складывались многочисленные былины! Так давайте же будем читать своим детям былины, а не знакомить их с «похабными качками», отчего-то названными «богатырями».

«У Маши злое лицо, – констатирует Юрий Борисович Норштейн. – При всей якобы миловидности злое лицо. И поведение садистское, это точно, к сожалению».

Беседа с мастером получилась особенно интересной.

«Для меня, – отмечает Юрий Борисович, – мультипликация – это всегда ограничение, только через ограничение познается полнота и смысл того, что ты хочешь выразить. Современная 3D-картинка лишает детей способности фантазировать, дорисовывать и доводить до совершенства образы в своей голове – за них уже все сделали «профессионалы». А ведь каждый ребенок – это художник, гораздо более пронзительный и искренний, нежели взрослый. Он не знаком ещё с канонами и правилами, сложными техниками, но он умеет чувствовать и фантазировать, не боится, что его не поймут. Начертил на бумаге две линии: вот небо, вот земля – и вся полнота в этих линиях для него уже есть. Помните в «Маленьком принце» коробочку с барашком? Это то, что нужно: ограничение, дающее рост фантазии и мысли. Мультипликация должна нести любовь и созидание, сострадание и сопереживание. Как и любое искусство – и смех, и слезы, и любовь».

«Знаете, было время, когда некоторые родители утверждали, что “Ёжик в тумане” – страшный фильм, – делится воспоминаниями режиссёр. – моя позиция относительно этого вопроса была такова, что дети должны приобретать опыт, набираться знания, задумываться. И в этом не последняя роль анимации. Но обязательно должна быть своего рода релаксация, выдох, добрый финал. Или финал, заставляющий подумать, посидеть в тишине, проанализировать увиденное, дорисовать образы. В противном случае накапливается понятие жестокости и чёрствости. И, если это накопление будет регулярным, то жестокость в ребёнке обязательно проявится – возможно, не сразу, а годам как раз к пятнадцати, а мы будем думать и гадать, что же с ребенком не так, почему он ‟вдруг” таким стал».

Юрий Борисович убежден, что необходимо давать психологический анализ мультипликации: «Психологи должны этим заниматься, это их работа и в настоящее время крайняя необходимость».

Как видите, мнения специалистов во многом совпадают.

sovremennyie multfilmyi opasnaya zona1 «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов

Как же уберечь себя и детей от навязываемой продукции? Как привить им хороший вкус, а главное – нежелание следовать дурному только потому, что оно популярно, не бояться иметь свою точку зрения и придерживаться её?

Юрий Борисович считает, что необходимо как можно раньше начинать читать своим детям. В первую очередь постоянным должно стать чтение стихов – желательно с полугодовалого возраста. Читать и читать, чтобы у детей вырабатывался ритм и музыка рифмы. Чтобы мультипликация была лишь вспомогательным источником познания и вдохновения, а основное дети получали путем живого общения с родителями и чтением книг.

Стоит попробовать сравнить разные мультфильмы, не пренебрегать возможностью вместе с ребёнком посмотреть мультфильм, обсудить поведение персонажей, дать комментарий их поступкам, расставить в голове ребёнка хорошее и плохое по местам, чтобы не было путаницы и неправильного восприятия увиденного. Старайтесь сами подбирать мультфильмы для своего ребёнка в соответствии с его возрастом и особенностями. Не стоит полагаться на подборку т.н. «детских» каналов – порой там транслируют то, что ни под каким предлогом не должно попасть в мозг маленького человека.

Умение занять ребёнка, придумать совместное интересное занятие, увлечь его важным делом – все это помогает развеять скуку, которая зачастую движет желанием смотреть в экран. А ещё психологи не рекомендуют часто менять репертуар просмотра. Показывайте один и тот же мультфильм по многу раз: дети – консерваторы, они любят закрепление и повторение. Частая смена сюжетов не идёт им на пользу. Просматривая одну и ту же мультипликацию, каждый раз они открывают что-то новое, заново дорисовывают сюжет, проживают эту историю. Не спешите показать им все и сразу.

Обходите стороной ту продукцию, где на примере главных героев подрывается родительский авторитет.

Татьяна Львовна убеждена, что есть вещи, которые должны быть под запретом: «Мы не должны бояться своей позиции и заискивать перед ребёнком. Он будет чувствовать, что мы и сами не уверены в том, что говорим ему, а так ничего не получится».

И в заключение хочется пожелать всем родителям больше живого общения со своими детьми, чтобы в семьях мы хранили и передавали христианские ценности, накопленные на протяжении многих веков. Чтобы богатыри оставались богатырями, чтобы добро и зло знали свои места и не менялись ими. Чтобы жестокость и равнодушие не проникали в наши и детские сердца.

«Искусство стремится непременно к добру, положительно или отрицательно: выставляет ли нам красоту всего лучшего, что ни есть в человеке, или же смеется над безобразием всего худшего в человеке. Если выставишь всю дрянь, какая ни есть в человеке, и выставишь ее таким образом, что всякий из зрителей получит к ней полное отвращение, спрашиваю: разве это уже не похвала всему хорошему? Спрашиваю: разве это не похвала добру?» (Гоголь Н.В.)

И вот эта ещё цитата понравилась: «Искусство только тогда на надлежащем своем месте, когда оно подчинено пользе. Его задача – поучать любовно; и оно является постыдным, когда бывает только приятно людям, а не помогает им открывать истину» (Джон Рескин).

Источник: РИА Иван-Чай

Предлагаем также ознакомиться с видеообзорами проекта Научи хорошему:

Чему учит мультфильм Маша и Медведь

Чему учит мультфильм Винкс?

Чему учит мультфильм Свинка Пеппа?

Показывайте детям хорошие мультфильмы и хорошие фильмы!

spisok film «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов spisok mult «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

33+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



Отзывы на «Маша и медведь» и другие современные мультфильмы: Мнения экспертов (4)
  1. 5+

    Не помню, но где-то читал или слышал такой комментарий: как взрослые могли оставить Медведя с таким животным?

  2. 4+

    Не оспаривая мнений экспертов, точности ради хочу заметить, что израильские учённые не занимались анализом мультфильма Маша и Медведь. Цитируемую в рунете статью с сайта газеты Haaretz от 25.08.15. написал телекритик газеты – Рогель Альпер, который ни к психологии ни к науке отношения не имеет. Причём писал явно не на трезвую голову, иначе «назойливый и мрачный осадок, запрятанный в двойном дне» и «первобытные страхи покинутой в лесу девочки» объяснить затрудняюсь.

    • 2+

      Тоже обратил внимание на этот аргумент – “первобытные страхи покинутой в лесу девочки”, похоже больше на дискредитацию темы через доведение до абсурда, возможно именно поэтому новость и разошлась в СМИ.

  3. 0

    Наша “Маша”.
    Друзья, прежде чем всерьез обсуждать с уважаемым сообществом “первобытные страхи” “израильских ученых” и второй смысловой ряд фильма, неплохо бы определиться с тем, а какие они вообще бывают. Не страхи, и не израильские, в предыдущих комментариях об этом достаточно хорошо сказано. Смысловые ряды. Как вообще устроено драматическое произведение, а мультфильм, безусловно к таким относится. Можно выделить слоистую структуру любого хорошего произведения. Сюжетный слой, личностный, общественный или социальный, философский или божественный. С сюжетным проще всего, это те ходы и завороты которые мы видим непосредственно на экране. Сколь бы ни был извилист сюжет, фильм всегда про другое. Иными словами сюжет – обертка, красочная и не очень, служащая одной лишь цели: увлечь и захватить внимание. Главное будет происходить не здесь. Личностный слой. Это уровень личного “Я” зрителя, сопереживающего, а в пределе и отождествляющего себя с героем. Основная задача героя – Стать. Свершиться, осуществить фазовый переход от гадкого утенка к прекрасному лебедю. Здесь в полный рост встает излюбленная многими Психология. Именно тут срастаются сюжетный и психологический катарсис героя. Кем в итоге стал герой – важно для замыкания сюжета. Сюжетные обстоятельства делают героя собой. Трудный и мучительный выбор, потери, прохождение Пути. Все это на втором смысловом уровне. Хотя это совсем не сложно видеть, существуют зрители, которые кроме сюжета увидеть что-то еще не способны. Третий уровень, общественный. Здесь метафорой выступает уже сам герой, как типовой представитель своей среды. Это уровень-зеркало, отражающее структурную проблему общества, в котором живет герой. Коллектииивное бессознааательное.. Хороший фильм обязательно высветит суть проблемы, возможно, покажет путь решения. А очень хороший фильм еще и по-доброму посмеется над героем, проблемой и обществом. Поэтому-то комедия и самый сложный жанр. В этом же смысловом слое живут еще и “закладухи” – сознательно заложенные еще на этапе сценария смысловые концепты, необходимые к закреплению и развитию в голове зрителя после просмотра. Строго говоря, закладухи бывают и на предыдущих уровнях, но там они менее эффективны. На социальном уровне как правило реализуют только системные, или идейные. Например геополитеческие. Здесь поле неравной битвы за право обладать умами. Неравной, потому что все это проскальзывает мимо сознания зрителя, увлеченного первым и вторым уровнями, и пропускающим это в непереваренном виде прямо в подсознание. Мина замедленного действия. Вот за что В.И. Ульянов так любил искусство кино. И, наконец, последний смысловой уровень – философский, или божественный. Это вотчина непреложных законов Космоса. Здесь обитают глубинные ответы на вопросы “зачем?”. То, что для обывателя скрыто за семью засовами. Откуда берется совесть, стыд, благородство, справедливость, доблесть, сила, правда. Любовь. Именно любовь есть корневой ствол всех вышележащих смыслов. Именно она высвечивает пафос, когда от слов героя вам хочется плакать, а не смеяться над ними. Именно на ней нанизаны все остальные концепты и законы, что являются движущей пружиной любого сюжета (предательство, долг, противопоставление: кровь-любовь и т.д.). И именно она… отсутствует напрочь как явление, как уровень в подавляющем большинстве иностранных мультфильмов.
    А что же “Маша”?, спрошу я. Где там все эти навороченные конструкции, если они вообще там? Есть. “Маша” порывиста но не разрушительна, смешна, но не похабна. Динамична, но последовательна. Умна, тонка и поучительна. В каждой серии каток детского максимализма не оставляет камня на камне от уютного мирка молчаливого Медведя. И ответом ребенку всегда – является Любовь. Выраженная в терпении, мультяшном терпении, которого так не хватает некоторым “ужасно первобытным израильским ученым” и повальному большинству нас с вами. Но так ли это позитивно в итоге? Может быть “оторванная” Маша совсем слетает с катушек и превращается в пубертатную стерву? Нет. Она каждый раз обнаруживает себя маленькой девочкой, натворившей дел и каждый раз сама ищет пути и способы вернуть все на круги своя. И находит. И прямо как рекомендуют нам старшие товарищи (смотреть с ребенком один и тот же мультфильм многократно) наша “Маша” постоянна в своем детском непостоянстве: все серии в итоге об одном. Как стать из очень маленькой девочки просто маленькой. Из эгоистки – помощницей. Из Разрушителя – Хозяюшкой. Из девочки – девушкой. А не самкой и потребителем. Думаю, оценив именно этот посыл, огромное количество зрителей и полюбило “Машу” и в России и за рубежом. А что до “злого лица Маши” , то отсылаю уважаемого к “слезинке ребенка” Федора Михайловича. Как говорится, рассуждать о “слезинке” может только тот, у кого никогда не было детей. Не стоит путать форму с содержанием.

Оставьте отзыв

Войти с помощью: