Анализ восприятия фильма «Малефисента» массовой аудиторией

analiz-vospriyatiya-filma-malefisenta-professionalnoy-i-neprofessionalnoy-auditoriey-00
Ориентировочное время чтения: 28 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

В мае 2014 года на широкий экран вышла одна из самых деструктивных картин компании Дисней – «Малефисента». На сайте проекта Научи хорошему был опубликован подробный разбор фильма (доступен по ссылке), в котором показаны основные аспекты негативного влияния картины на массовую аудиторию. В данной статье приведены результаты анализа отзывов различной аудитории о фильме, что демонстрирует состояние общества и степень его подверженности влиянию манипулятивных технологий, применяемых компанией Дисней.


 

В статье поднимается проблема влияния фильмов-сказок с измененным сюжетом на зрительскую аудиторию. Качественный анализ отзывов взрослой аудитории показал, что непрофессиональная аудитория больше подвержена манипулятивным технологиям, профессиональная аудитория больше внимания уделяет психологическим проблемам и жизненным ресурсам. Большая часть всех зрителей не отмечает наличие деструктивных элементов в сказке.

Постановка проблемы

Сказка оказывает большое влияние на человека, особенно на ребенка, т.  к. содержит сакральный код, который передает мудрость предков и жизненные уроки. Сказка способствует процессу воспитания внутреннего ребенка, развитию души человека, развитию самосознания и созданию нравственного иммунитета [1; 2].

В последнее время в кинематографе и мультипликации появилась тенденция изменять или даже искажать оригинальный сюжет сказки («Оз: великий и ужасный», «Холодное сердце», «Малефисента» и др.). В связи с этим у российских и зарубежных психологов возникают опасения, что сказка в данном случае перестает играть свою роль. Если взрослые уже усвоили сказочную мораль и способны осмыслить сказки на новый лад, то по отношению к детям этот вопрос остается открытым. Информация, внешне поданная как позитивная, может содержать деструктивный элемент, но механизм распознавания базируется на реакции иммунной памяти, нравственного иммунитета, который и формируется с помощью сказки [2]. Многие психологи считают, что такие «перекроенные» сказки наносят вред, формируя в еще несформировавшемся детском сознании ложную мораль, разрушая ценности общества и создавая ложные, а подчас и опасные ориентиры [4; 6].

Нами был проведен ряд исследований, посвященных восприятию сказки представителями разных возрастных групп. Объектом изучения был фильм-сказка «Малифисента» (компания «Уолт Дисней»), фильм качественно сделанный, красочный, привлекший большую зрительскую аудиторию и имеющий маркировку «12+», но, поскольку, родители редко ориентируются на возрастной ценз, то в кинозалах были не только подростки, но и дети младшего возраста. Создатели фильма режиссер Р. Стромберг и актриса А. Джолли уверяют, что главная идея фильма – это показать причины появления зла, светлую и тёмную стороны характера главной героини. Однако психологи, проведя экспертизу фильма, считают, что фильм оказывает вредное воздействие на психику ребенка. В фильме уничтожается положительный образ родителей и формируется патологичная модель отношений родители-дети в подростковом возрасте, показана дисфункциональность семьи. Также нивелируется образ любви мужчины и женщины, нет образцов формирования мужской и женской идентичности, мир людей предстает как злой и уродливый. Происходит трансформация образа мира: нет четкого понятия добра и зла. Более того, понятие зла оправдывается, представляется через атрибутику в привлекательном и обаятельном виде. В классических сказках в символической форме детям представляют концепцию зла как опасного и психологически готовят детей к защите, в фильме эта функция сказки не работает [3; 4; 5]. В фильме также используются манипулятивные приемы, снимающие внутреннюю цензуру: спецэффекты, графика, музыка, авторитет актрисы А. Джолли, современная эстетика (макияж, одежда) глянцевого журнала, сюжетные клише (мужчины-предатели, жертвенность). Такие приемы позволяют формировать глубинное доверие у зрителей, готовность последовать за героиней в волшебный мир, снимают индикаторы зла [3]. Таким образом, согласно мнению экспертов фильм может пагубно воздействовать на неокрепшую психику ребенка. В связи с этим возникает вопрос: разделяют ли эти опасения взрослые: родители и коллеги-психологи. Смогут ли взрослые увидеть опасность, сумеют ли они обсудить с детьми этот фильм и ответить на вопросы, которые обязательно возникнут у детей.

В данной статье представлено исследование восприятия фильма взрослой аудиторией. В исследовании были сформулированы следующие исследовательские вопросы:

  1. Как воспринимается фильм представителями взрослой аудитории?
  2. Каковы отличия в восприятии фильма мужской и женской аудиторией?
  3. Каковы отличия в восприятии фильма непрофессиональной и профессиональной аудиторией?
  4. Представители какой аудитории больше всего подвержены воздействию манипулятивных приемов?

Выборку составили отзывы на фильм зрителей старше 18 лет, опубликованные сайтах kinopoisk.ru, kinomania.ru, otzovik.com, b17.ru, kkm.ru. Было отобрано в случайном порядке 50 отзывов мужчин и 50 отзывов женщин, а также 30 отзывов психологов на форуме (данная группа не делилась по половому признаку).

Был использован качественный дизайн исследования на основании феноменологического подхода и анализа с применением методологической триангуляции (контент-анализ и фокус-группа).

Результаты исследования. Анализ полученных отзывов позволил выделить такие категории как манипулятивные технологии, необычность замысла, основная тема фильма, отношение к главной героине и другим героям, отношения мужчины и женщины.

Анализ отзывов непрофессиональной аудитории

Манипулятивные технологии

Анализ показал, что представители обеих полов очень сильно подвержены влиянию манипулятивных воздействий. Большая часть отзывов посвящена восхищению зрелищностью и красочностью фильма, спецэффектами, графикой, реже музыкальным сопровождением: «…это фильм, который стоит видеть на большом-пребольшом экране – картинка такая сочная, что того и гляди утянет в фэнтезийный мир…». Но мужчины больше делают акцент на анализе спецэффектов, а женщины больше дают эмоциональную оценку. Далее всеобщее восхищение касается актрисы А. Джолли, многие считают, что этот фильм бенефис актрисы, отмечают макияж, костюмы, крылья и рога. Женщины больше акцентируют игру актрисы, а мужчины красоту и популярность: «Ну, просто лапочка. Хоть и отрицательный герой», «Я не поклонник Джолли, но в амплуа крылатой темной волшебницы она смотрится действительно великолепно, и  особенно впечатляюще – когда, распахнув крылья, вращаясь, разрезает облака, мощно раскрывая крылья прямо над ними». У большинства зрителей восхищение вызывает зрелищность и притягательность волшебного мира. Таким образом, все манипулятивные технологии современного кинематографа нашли отражение в отзывах зрителей. В итоге фильм получил положительную оценку у 56% как женской, так и мужской аудитории, даже те, кто имеет амбивалентное мнение (24% и 16%), находятся под их влиянием:  «Что касается фильма, то очень много потрясающий спецэффектов,  сама Малефисента безумно красивая. Очень трогательный фильм, я даже заплакала пару раз…», «…в итоге фильм понравился. Даже, несмотря на то, что как ни мог без бумажки правильно выговорить его название, так до сих пор и не могу. Про сказку ничего не знаю, про правильный ли сюжет или не правильный – тоже. Да это и не важно. Важно то, что посмотрел на одном дыхании».

Несмотря на общее восхищение фильмом некоторые зрители обеих аудиторий (по 30%) отмечают слабость сценария, диалогов и игры актеров. Многие зрители понимают воздействие технологий: «к  чёрту сюжет и диалоги, мы позовём Джоли и все будут довольны», «хотя не факт, что через год или два это же большинство будет помнить хоть что-то, кроме рогатой Анджелины Джоли».

analiz vospriyatiya filma malefisenta professionalnoy i neprofessionalnoy auditoriey 01 Анализ восприятия фильма «Малефисента» массовой аудиторией

Следует отметить, что, женская аудитория больше подвергается влиянию технологий, эмоциональное восхищение зрелищностью фильма переносится на сам фильм и все, что происходит в фильме. Восхищаясь сами, они советуют посмотреть фильм всем без ограничения возраста. Только у 2-х человек возникает сомнение: стоит ли смотреть фильм детям младшего возраста, но рекомендуют его подросткам:  «своему ребенку-подростку, только вступающему на путь взрослой жизни, я бы обязательно порекомендовала данный фильм для того, чтобы после первых разочарований и/или предательства он не спешил разочаровываться в людях и становиться циничным и мстительным».

Мужская аудитория характеризуется тем, что восхищение спецэффектами, актрисой и т.  п. отделено от логического анализа фильма. В позитивных отзывах отражены проблемы сценария: «после просмотра не покидало чувство некоторой недосказанности фильма», моральные проблемы «у  мальчика, сидевшего впереди меня в кинотеатре, родился гениальный вопрос, прозвучавший ещё и в тихом месте фильма (так что многие его услышали) «Папа, а где наши?…». Также возникают вопросы объяснения фильма детям: «….почему добрая фея – это злая колдунья и почему она все равно всех спасает. И главное, что перевернутый с ног на голову сюжет говорит нам в итоге, что все будет хорошо». Многие мужчины воспринимают фильм только как красивую сказку без серьезного содержания:  «это типичная, в хорошем смысле, сказка от Disney, которая вряд ли задержится в памяти, но все же не даст заскучать во время просмотра». Именно в этом и содержатся рекомендации для просмотра.

Основная тема фильма

Большую часть аудитории привлек необычный сюжет, попытка увидеть зло и представителей зла с другой стороны, подумать над истоками зла: «взглянуть с иного ракурса, оказаться по ту сторону зла – это всегда интересно. Ведь «злыми», отрицательными никто не рождается. Такими становятся…». Поэтому при анализе основной темы фильма большее согласие аудиторий вызвала тема «причины появления зла» (20%). Женская аудитория больше выделяет такие темы как «материнская любовь», «месть», «предательство», мужчины добавляют темы, которых нет у женщин: «феминизм», «гомосексуализм», «фильм о Джолли» и «просто сказка». Именно мужчин беспокоит тот факт, что мужские персонажи показаны слабыми, подлыми и  неполноценными на фоне сильной главной героини. У женщин это наоборот вызывает восхищение.

Что касается темы любви, то обе аудитории отмечают «материнскую любовь» у Малифисенты, причем женщины безоговорочно принимают эту тему, мужская аудитория более сдержана в оценках, и даже скептически настроена: «но не пытайтесь угадать, кто разбудит поцелуем Спящую Красавицу. Скажу лишь, что когда одна из нянек прокомментировала это фразой «Вот это любовь!», весь зал ржал до слёз». Также зрители констатируют то, что в фильме проскальзывает тема «отсутствия настоящей любви» и «отсутствие любви между мужчиной и женщиной».

Тема семьи и семейных отношений зрителями практически не обозначается и не обсуждается.

Отношение к главным персонажам

Анализу персонажей фильма уделяется намного меньше внимания. В основном отзывы касаются главной героини Малифисенты. Этот образ рассматривается как положительный, прекрасный, сильный, достойный восхищения и сочувствия, «образ злой колдуньи с добрым сердцем вышел полным и крайне любопытным». Связано это в первую очередь с игрой актрисы, неслучайно, что в мужской аудитории этому образу и внешнему виду отдано больше предпочтений, чем в женской (74% и 59%). Женская аудитория также отмечает положительный образ ворона (24%) и отрицательный образ короля Стефана (28%), в мужской аудитории этим образам уделяется меньше внимания (соответственно 6% и 12%). Остальным образам уделено меньше внимания: отмечается положительный образ Авроры (16% женщин и 8% мужчин) и обитателей болот (по 12%). Образ принца не заинтересовал зрителей, в основном считается, что это слабый, неуместный персонаж «красивая, но при этом не нужная декорация» (по 14%). Зрители сошлись во мнении, что центральный персонаж фильма – Малифисента, все остальные – второстепенные, «создающие антураж».

Анализ отношений

Удивительно, что в отзывах практически нет анализа каких-либо отношений: семейных, детско-родительских и др. Очень редко анализируются и делаются попытки понять отношения Авроры и ее отца. Лишь некоторые задаются вопросом: «и что за мораль тогда получается для детей? Зачем без родителей, мне и так хорошо? Ужас», «Аврора не реагирует на смерть отца, это ужасно, типа. А дети вообще не должны переживать по поводу бросивших их и не плативших алименты мужиков».

В отношениях Авроры и Малифисенты констатируется только появление материнской любви и дальше этого анализ отношений не идет.

analiz vospriyatiya filma malefisenta professionalnoy i neprofessionalnoy auditoriey 02 Анализ восприятия фильма «Малефисента» массовой аудиторией

Также мало анализируются отношения мужчины и женщины. Женская аудитория обсуждает проблему предательства мужчин: «это трусливый, подлый, мелкий королешка, пытающийся в очередной раз спасти свою шкуру» и проблему женской мести. Мужская аудитория больше обеспокоена негативным образом мужчин и отношений мужчины и женщины.

Проблема добра и зла

Зрители обеих аудиторий, которым понравился фильм в основном подмену добра и зла в фильме не замечают. Большинство считает, что фильм учит добру, оправдывает поведение персонажей, сочувствует персонажам, особенно главной героине, которой больше сочувствуют мужчины, что связано с личностью актрисы:  «этой злодейке приходилось сопереживать, поскольку по сюжету, её сделала таковой жизненная ситуация, а такие ситуации и в реальной жизни многих ломают». Некоторые считают, что нет абсолютного добра и зла: «в кои-то веки среди основных персонажей у нас нет категорических добряков и злыдней. Все, как говорится, относительно и зависит от ситуации». Хотя есть зрители, которые отмечают непривлекательность мира людей в фильме: «коварны, бывают люди по отношению друг к другу», «люди, которым мало своей территории, решаются разрушить эту идиллию». И тогда у них возникают сомнения «смогут ли они после просмотра фильма объяснить ребенку все словами попроще, но и некоторым взрослым, думаю, разобраться может быть сложно». Таких сомневающихся больше среди мужской аудитории.

Негативное восприятие фильма

Среди аудитории есть те, кому фильм категорически не понравился (20% женской аудитории, 28% мужской). Эта категория зрителей очень хорошо дифференцирует все технологии воздействия: «Мир действительно сошел с ума, раз видит в фильме только Анджелину Джоли, а остальное не хочет замечать», «Это потупел зритель, создатели фильмов, американцы или мы все вместе взятые? Неужели это такая общая тенденция, при которой зрелищность способна на сто процентов перекрыть смысл?». Отзывы этой части аудитории содержат анализ героев, взаимоотношений, морали и философии. Отзывы мужчин более категоричны, чем женщин: «сатанизм для детей», «символ деградации современного общества». Эта категория зрителей очень хорошо понимает цену технологий: «констатировать тенденцию на опошливание и перемалывание в один и тот же коктейль любых сюжетов. Мощные спецэффекты с разрушениями, бесконечные сверхсилы, позирование на фоне солнца – и ты уже не понимаешь, то ли перед тобой Малефисента, то ли Трансформеры…», «Обилие положительных рецензий на «Малефисенту» и другие подобные штамповки, объясняется не только заказухой, но и успешно состоявшимся внедрением в массы потребительского клипового мышления».

Главная героиня и ее внешний вид воспринимается крайне негативно: «истеричную героиню, которая в порыве гнева натворила делов, да не знает, как теперь расхлебывать. Складывается ощущение, что не героиня меняется, а создатели фильма не знают, что хотят из нее слепить – ангела или дьявола», отмечается ее деструктивный, «сатанинский образ». Также вызывает опасение «переворачивание добра и зла», что любое зло возможно исправить и превратить в добро:  «Малефисента-самая злая из всех злодеев мира. Она-воплощение зла! И делать из нее милашку было очень глупо», «ребенок с легким сердцем переходит на сторону зла. Принцессу не смог расколдовать принц своим поцелуем, зато смогло зло, в образе Джоли. Я  не знаю, как она додумалась играть в этом фильме – мать шестерых детей?!». В отзывах анализируется искажение представлений о любви: «но тема с «чистой, бескорыстной любовью» в век сексизма, феминизма и прочей борьбы за «гуманизм» трактуется так загадочно и сложно, что вполне способна взорвать мозг ребенка, да и взрослых оставить в легком недоумении», «любви вовсе не существует, а добро по сути своей – вторично и происходит из удовлетворения от мести». Большое беспокойство вызывает показ мира людей: «воплощать в постановке детской сказки идею о том, что все люди, откровенно говоря, глупые уроды, жаждущие власти и  чуждые прекрасным чувствам, – это, по меньшей мере, странно». В итоге зрители согласны с экспертами в том, что фильм пагубно воздействует на неокрепшую детскую психику: «это штампы и в настоящем мире так не бывает, но именно эти штампы и закладывают тот самый фундамент в душе мальчишек и девчонок, который жизненно необходим для ребёнка – он не может и не должен думать о том, что мир – это на самом деле полная предательства, злобы, обмана и корысти штука», «взрослый человек посмотрит и забудет…, а вот у  детей в  душе(подсознании) может сложиться неверная система ценностей».

Анализ отзывов профессиональной аудитории

Анализ отзывов психологов следует вынести отдельно, т. к. выделенные категории не совпадают с категориями взрослой непрофессиональной аудитории. Первое отличие заключается в том, что психологи практически не упоминают в своих отзывах ни зрелищность фильма, ни спецэффекты, нет анализа сценария, игры актеров и режиссерской работы. Только в 3 отзывах констатируется факт зрелищности и роль актрисы А. Джолли. Таким образом, можно отметить, что современные технологии не оказали влияния на восприятие фильма.

Анализ отзывов показал, что мнения по поводу фильма разделились и, более того, создается впечатление, что авторы затрудняются с формулированием своего мнения. Фильм понравился 40% авторов, примерно столько же не определилось с мнением – 43%, категорически не понравился фильм только 16% зрителей. Практически нет анализа фильма, попытка анализа была сделана только в 40% отзывов. Главные герои Малифисента, король Стефан, Аврора и принц анализируются не отдельно как образы, а соответственно выделенным психологическим проблемам.

К основным категориям анализа относятся основная тема фильма, психологические проблемы и  жизненные уроки, которые можно извлечь из фильма. В качестве основной темы называется обида, прощение обиды, месть и предательство, причины появления зла. Самой упоминаемой психологической проблемой фильма является проблема отношений мужчины и женщины: месть и  предательство, соперничество, отсутствие любви между мужчиной и женщиной, представление мужчин слабым полом (хотя феминизм как проблема упоминается только в 1 отзыве), проекция развода: «мораль фильма такая: если у женщины есть крылья, то зачем ей мужчина?». Также отмечается отношение женщины к детям, проявление материнской любви у Малифисенты: «женский мир не способен наполнить мужчину, но наполняют только дети», «как бы не злилось женское сердце на ребенка, оно все равно рано или поздно оттает». В меньшей степени выделяется проблема исцеления травмы.

В качестве жизненных уроков фильма чаще всего выделяются следующие: «сдерживай свои эмоции, когда проклинаешь, не верь предателям своих врагов, делай добро тому, кто в нем нуждается, не навязывай свою помощь», «злой поступок не всегда совершает злой человек, а добрый – добрый, родители не всегда правы, но чаще всего заботятся и любят своих детей; совершив зло из мести – будешь жалеть; не зная человека – невозможно любить его истинной любовью, но симпатия (влюбленность) толчок для сближения, в  отношения родителей «влазить» не нужно. И для «совсем взрослых» – не отдавай свои «крылья», «хорошо подумай прежде, чем сказать», «внешность обманчива», «к каждому сердцу можно найти свой ключ», «любовь появляется со временем». Таким образом, психологи выделяют в фильме позитивные моменты и ресурсы, которые есть в каждом человеке.

Что касается проблем, вынесенных на обсуждение психологами-рецензентами, то здесь мнение неоднозначное.

analiz vospriyatiya filma malefisenta professionalnoy i neprofessionalnoy auditoriey 03 Анализ восприятия фильма «Малефисента» массовой аудиторией

Во-первых, в данных отзывах отсутствует понимание роли сказки для детей, есть даже высказывания о пользе и креативности такой «переделки» сказки, есть рекомендации посмотреть всем, и лишь единицы отмечают, что не только подросткам, но и взрослым сложно разобраться в морали новой сказки: «а кто из родителей будет копаться или разбираться в этих психологический и метафорических проекциях, не много, большинству родителей не до этого». Во-вторых, проблема семьи и семейных отношений практически не упоминается. Только в 4 отзывах обращено внимание на отношениях отец и дочь, реакция Авроры на смерть отца:  «мой внутренний фильтр не смог пропустить факт, что дочь в конце фильма помогает Малифисенте убивать своего же отца…». В-третьих, проблема добра и зла, смешение этих понятий в фильме вызвала затруднения у авторов отзывов. Некоторые не отмечают эту проблему, некоторые считают, что необходимо показывать сложность, амбивалентность, причинность зла, однако не дают оценку того, как это представлено в фильме: «в мире бывает несправедливость, и она двусторонняя, к одному – лицом, к другому  – задом», «ну а если направления движения и у «Добра», и у «Зла» совпадают», то чем одно отличается от другого?». Из отзывов не ясно, доступно ли в фильме представлены эти сложные философские проблемы. В некоторых отзывах есть попытка оправдать зло: «мне, например, всех злых жалко», «порой то, что подразумевают под злом, на самом деле отставание своих интересов». Анализ данной проблемы дается только в отзывах тех авторов, которым не понравился фильм: «какое-то рациональное зерно про добродетель которая всех цепляет и которую преподносят как смысл фильма буквально окутывают и перемешивают с ложными ценностями, которые и не видны, если сильно не разбираться», «это расшатывание человеческих ценностей, отношений, истоков».

Заключение

Исследование показало, что при восприятии фильма-сказки большая часть взрослой непрофессиональной аудитории акцентирует внимание на технологиях современного кинематографа, и подвергается их манипулятивному воздействию. Женская аудитория продемонстрировала большую эмоциональную вовлеченность, в то время как мужская аудитория способна отделять эмоциональное восприятие и логический анализ фильма.

Восприятие основной идеи фильма зрителями обеих аудиторий в основном совпадает с той идеей, которую закладывали создатели фильма, т.  е. показ причин возникновения зла, сложность понятий добро и зло.

Восприятие основных персонажей в основном сводится к восприятию могущества главной героини, на которую сделан акцент создателями фильма. Женская аудитория больше уделяет внимания мужским персонажам, однако в основном оценивает их отрицательно, мужская аудитория, наоборот, обеспокоена такой представленностью мужских персонажей и поднимает тему феминизма. Отношения мужчины и женщины воспринимаются как проблемные обеими аудиториями. Женская аудитория акцентирует проблему «обиженной» женщины, а мужская «сильной» женщины, независимой от мужчины.

Восприятие семейных, детско-родительских отношений практически не представлено.

Отзывы непрофессиональной аудитории содержат более глубокий анализ фильма, нежели отзывы профессиональной аудитории.

Профессиональная аудитория больше акцентирует внимание на психологических проблемах и жизненных уроках, которые можно извлечь из фильма, и не показала подверженности манипулятивным технологиям.

Деструктивные элементы в фильме отмечают в основном зрители, которым фильм не понравился, независимо от пола и профессии. Основная часть аудитории не замечает проблему смещения понятий, подмену добра и зла, навязывание атрибутики зла и не задумывается над тем, смогут ли разобраться в сложной морали фильма дети и подростки.

В итоге следует отметить, что восприятие фильма и персонажей полностью совпадает с тем, что планировали создатели фильма. Это еще раз доказывает факт просчитанного влияния технологий на зрителя. Однако следует отметить, что, несмотря на это, некоторая часть зрителей способна отметить нелогичность сценария, слабую режиссуру, выделить моральные проблемы и деструктивные элементы фильма. В одной из фокус-групп было высказано предположение, что именно слабая режиссура и, возможно, особенности американского менталитета не позволили авторам фильма на высоком уровне реализовать те идеи, которые они задумывали.

Результаты данного исследования показывают, что измененные сказки, содержащие деструктивные элементы, могут оказывать влияние на аудиторию, однако, зрители начинают постепенно осознавать это воздействие. Задача психологов заключается в том, чтобы помочь зрителям разобраться в этих проблемах, научить анализировать информацию и обсуждать её с детьми, чтобы не быть подвергаться влиянию манипулятивных технологий.

Библиографический список

  1. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через сказку. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
  2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2007. – 176 с.
  3. Кумрякова Е.И. Малефисента: Люцифер в роли приемной мамы, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://whatisgood.ru/tv/films/malefisenta-lyucifer-v-roli-priemnoj-mamy/ (дата обращения: 20.05.2016).
  4. Кумрякова Е.И. Продвижение зла «Диснеем», 2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://whatisgood.ru/tv/cartoons/prodvizhenie-zla-disneem/ (дата обращения: 20.05.2016).
  5. Тачмамедова Ж., Алексеева Д. Малифисента: Мир без жизни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://r-v-s.su/statia/malefisenta-mir-bez-zhizni (дата обращения: 19.07.2016).
  6. Graaf L. de. Disneyfication of Classic Fairy Tales // BA Thesis English Language and Culture, Utrecht University, 2013. – 30с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.base-search.net/ (дата обращения: 18.04.2016).

 

Кузнецова О. Е.,

кандидат психологических наук, доцент 

Северный Арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Архангельск

Источник: Научная электронная библиотека “КиберЛенинка”

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

30+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте


Отзывы на Анализ восприятия фильма «Малефисента» массовой аудиторией (7)
  1. 6+

    Похоже, нет ни одного комментария вот какого содержания: Стефан – ЧЕЛОВЕК, а Малифесента – пусть и человекоподобное, но существо ДРУГОГО ВИДА. Возможны ли отношения между ними даже в условиях сказки. Мотив не единичный, но всегда он завершается либо превращением одного вида в другой (чаще женщина другого вида становится смертной, обратный финал – редкость), либо – разрывом и трагедией для обоих. Ведь без дополнительного условия у подобных пар детей не будет! Стефан – прагматик, предпочитает ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ женщину, к тому же, что немаловажно, принцессу (то есть возможность не просто повысить свой социальный статус, а сделать его самым высоким в пределах страны). Не знаю, прав ли я, но для меня статусность всегда была значимой темой. Вот только прагматиком он оказался не до конца: если бы он не смалодушничал и действительно решился убить Малифесенту, то избежал бы последующих неприятностей.

    • 6+

      Интересное размышление.
      То, что женщину уже давно изображают ведьмой изрядно надоело и вызывает множество вопросов
      – откуда растут ноги у этих выдумок и чем это может в реальности для женщин закончиться.

    • 1+

      От Марины Абромович. Современный “художник”-сатанист, поищите в сети. Изображение в начале статьи это копия одной из фотографий этой самой Абрамович в красном платье и с козлиными рогами в руках. Чем для Марины Абамович это может закончиться, сказать сложно. Пока ничем. Она живет, здравствует и имеет очень большие деньги за свое, так называемое, “искусство”. Сатанизм и обработка людей с помощью психотронных технологий (http:/www.stopcriminalsinscience.nut.cc) идут вместе, тесно связаны между собой. Сатанизм, садизм и педофилия тоже неотъемлемые части этого процесса. Вот чем для психотронных “операторов” это закончится, куда более интересный вопрос.

    • 3+

      В современном мире, в некоторых странах, существуют очень жестокие наказания за обвинения в колдовстве.
      Так что чем это закончится для “операторов”(если они существуют)-это большой вопрос, а чем это закончилось для тысяч обвинённых это уже не вопрос, а суровая реальность бытия.

    • 0

      Она не из наших, я бы знал. И вообще, сатанизм против педофилии, мы – не ислам. А на психотронные технологии у вас ещё будет возможность посмотреть. Все только начинается.

    • 2+

      Сейчас идёт глобализация. Если где-то, в современном мире: казнят, сжигают, сажают в лагеря людей, за обвинение в колдовстве, то где гарантия, что это не придёт к нам?
      Я против , чтобы женщин показывали ведьмами, мне это не нравится. Это наглая ложь и наговор на женщин.

  2. 2+

    Все у Диснея не как у людей. Сравним два примера с “добром”, выглядящим как “зло”: западную “Малефисенту” и советского “Чертенка №13″. Если присмотреться, советский чертенок действительно добрый, хоть и окружающая его культурная среда имеет другие ценности и моральные ориентиры. А Малефисента не только сама, не по чьему-то приказу, а чисто от собственного гнева накладывает проклятие, но и в дальнейшем ведет себя эгоистично, не заботится о чувствах других, без согласия магией заставляет людей терять сознание и носит с собой вместо того, чтобы разрешить им идти самим, то есть показывает свою абсолютную власть и не дает никому право выбора, ущемляет чужую свободу. И это даже не порицается в самом фильме. Таким образом, получается именно что злой персонаж, который выглядит и ведет себя как зло, но находится на стороне условного добра и позиционируется как добрый. То есть, в отличие от тринадцатого чертенка, это именно выдача зла за добро, а не добрый персонаж с несоответствующей внешностью.

Оставьте отзыв

Войти с помощью: