Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya-okno-overtona-50-ottenkov (7)
Ориентировочное время чтения: 10 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

В обзоре рассматривается технология движения «Окон Овертона» в тематике пропаганды извращений с помощью серии фильмов «50 оттенков…». Почему общество не сопротивляется? Роль центральных СМИ в этом процессе. Инструмент ложной критики.

«Окно Овертона» – так называется технология работы с общественным мнением, направленная на поэтапное изменение взглядов и ценностей массовой аудитории. Обычно выделяют несколько стадий: «немыслимо – радикально – приемлемо – разумно – популярно – норма». Через них проходит некое явление, в отношении восприятия которого производится подмена. Эти стадии представляют собой своеобразные «окна возможностей», в рамках которых допустимо высказывать различные точки зрения, не будучи скомпрометированным в глазах общественности.

Так, например, в странах Запада за несколько десятилетий активной промывки мозгов поддержка ЛГБТ превратилась в обязательную норму, несогласие с которой может привести к потере работы или другим негативным последствиям. В России эта тематика, несмотря на её агрессивное насаждение через СМИ и массовую культуру, пока находится где-то ближе к положению «радикально». Во всяком случае, большинство  политиков, заинтересованных в развитии своей карьеры, пока не позволяют себе позитивных высказываний в адрес извращенцев, правда и слова в защиту нравственности от них очень редко можно услышать.

В этом обзоре покажем процесс движения «Окон Овертона» в тематике БДСМ, которая популяризируется в обществе с помощью серии фильмов про «50 оттенков…».

Почему общество не сопротивляется?

Предыстория такова. В 2011 году английская писательница Эрика Леонард выпустила порнографический роман «Пятьдесят оттенков серого». Так как яд был завёрнут в достаточно профессиональную и привлекательную сценарную обёртку в стиле истории «Золушки», то западные СМИ распиарили данное произведение, обеспечив ему высокие продажи, а также создали условия для дальнейшей раскрутки темы через серию фильмов.

В 2015 году в широком прокате, в том числе в России, была показана первая картина «50 оттенков серого», в 2017 – вторая «На 50 оттенков темнее», и в 2018-ом – третья «50 оттенков свободы», в перспективе можно ожидать ещё несколько фильмов с аналогичными названиями и сюжетами. Технология манипуляции стандартная: в трогательную историю главных героев, которая всегда в центре внимания обывателя, вставлены деструктивные закладки по типу употребления алкоголя, распущенности, извращений и других пороков. Всё это по контексту произведения либо не вредит счастью персонажей, либо показано настолько ярко и привлекательно, что в глазах обывателей, не осознающих влияние информации на человека и не фильтрующих подобные посылы, обретает положительный ореол.

Большинство взрослых людей не готовы признаться ни себе, ни тем более окружающим, что очень многие их взгляды и модели поведения, в том числе связанные с отношениями с противоположным полом, сформированы под влиянием экранных образов. Так как в этом случае им придётся задуматься о полезности этих образов, после чего отказаться практически от всего современного так называемого «развлекательного» медиаконтента и серьёзно поработать над своей психикой. Создателей и популяризаторов подобных фильмов такая пассивная позиция зрителей вполне устраивает.

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 9 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

Прокат первого фильма из серии «50 оттенков» в России сопровождался отдельными всплесками противодействия со стороны общества, но не добился каких-либо значимых результатов по нескольким причинам.

Причины отсутствия массового протеста со стороны общества:

  1. Атомизированность людей и малое количество общественных объединений, способных реагировать на информационные угрозы в сфере массовой культуры.
  2. Деятельность центральных СМИ по дискредитации попыток противодействия путём смещения дискуссии в ложное русло.
  3. Индифферентная, либо соглашательская позиция большей части общества, заражённого толерантной идеологией, что выразилось в высокой посещаемости фильма и поддержке ложных тезисов, распространяемых прессой.
  4. Отсутствие законодательной базы для противодействия подобным информационным угрозам на государственном уровне.

Роль центральной прессы

В рамках этого видео подробнее разберём роль центральной прессы, так как именно контроль над крупными СМИ служит главным инструментом поэтапного движения окон Овертона.

Итак, начнём с того, что и мировые, и российские СМИ в целом фильм больше раскритиковали, чем похвалили. Но сам факт критики чего-то негативного ещё не несёт в себе положительного посыла, потому что содержательная часть обсуждения бывает принципиально разной: критика может быть направлена на противодействие некоему порочному явлению, а может – на его рекламу. И в случае с фильмом «50 оттенков серого» именно этот второй сценарий реализован очень наглядно.

Заходим на сайт Кинопоиск и смотрим основные рецензии на фильм: целиком их зачитывать не будем, только озвучим ключевые фразы, этого будет достаточно, чтобы понять суть манипуляции:

GQ: «50 оттенков» получились донельзя стерильными — в них есть секс, но нет чувственности и даже малейшей искренности между главными героями».

Афиша: «Яппи как сексуальный объект, сексуализация бизнес-атрибутов — денег, тачек, просторных офисов, даже, прости господи, ноутбуков — выглядит отчаянно несовременно в эпоху, когда нечесаные миллионеры ходят в домашних тапочках по опенспейсам».

Коммерсант: «Можно лишь восхищенно изумляться, что в наши дни кто-то вообще рискнул снять подобное. Не фильм, а огромная инсталляция».

Коммерсантъ Weekend: «Очень скучно. И совсем не потому, что я солидарна с Анной Андреевной Ахматовой, которая считала, что про чужой блуд — вообще всегда очень скучно. Нет, про блуд как раз снято много интересных фильмов — обычно там сначала приходит водопроводчик, а потом сразу делается весьма занятно. Но в «Оттенках» нет ничего даже отдаленно похожего на водопроводчика».

Сеанс: «Режиссер безжалостной твердой рукой отжимает это все, утрясая пухлую макулатуру «Пятидесяти оттенков» до, примерно, лаконичной поэтики памятного хита Игоря Николаева «Пять причин», где боль следует лишь заключительным пунктом».

И так далее. Чувствуете, какие абстракции и метафоры в обсуждении? Обвинения в несовременности, в отсутствии чувственности, в неинтересности. По сути, это просто словесный туман, которые призван скрыть главное – фильм является информационной агрессией против общества, он пропагандирует извращения, разрушает социальные табу и нравственные устои, развращает.

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 8 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

Чтобы почувствовать всю абсурдность, а точнее, иезуитскую лживость этих публикаций, просто представьте себе ситуацию. В прокат выходит фильм, открыто пропагандирующий каннибализм с главным героем людоедом, а журналисты центральных изданий начинают критиковать картину за то, что каннибал неправильно держит вилку, что он забыл помыть руки перед едой или неэстетично чавкает. У кого трудно с фантазией, не переживайте – вы скоро это увидите, так как на Западе тематика каннибализма уже в трендах кинематографа, а значит, скоро придёт и к нам.

Таким образом, центральная пресса, и критикуя, и хваля фильм, освещала его в одной и той же плоскости, в рамках которой вопрос о влиянии кинематографа на общество либо совсем не подымался, либо затрагивался в стиле «не будьте ханжами».

Конструктивная критика и её последствия

Наши зрители могут задать вопрос «а зачем надо правильно оценивать влияние фильмов, что это меняет?». Меняет очень многое. Если центральная и официальная пресса занимается словоблудием, то общественная дискуссия упирается в тупик и ни к чему не приводит. Если тот же фильм был бы оценён по существу, как это показано на слайде, то дискуссия рано или поздно привела бы к следующей логической цепочке.

Конструктивная критика фильма вывела бы дискуссию на следующие вопросы:

  1. Содержит ли фильм пропаганду извращений? К каким деструктивным последствиям ведёт тиражирование такой информации в обществе?
  2. Допустимо ли использовать общественные площадки или центральные СМИ для рекламы подобных фильмов?
  3. Какие государственные органы ответственны за то, что обществу был нанесён серьёзный ущерб рекламой и трансляцией картины?
  4. Какие следует внести изменения в законодательную сферу, чтобы впредь реклама и выход в широкий прокат таких фильмов были невозможны, а подобная кинопродукция распространялась сугубо в среде извращенцев и производилась за их счёт?

В качестве примера можно вспомнить шумиху с группами смерти ВКонтакте, которая закончилась конкретными законодательными инициативами – пусть не идеальными, но серьёзно снизившими степень угрозы. В случае с кинематографом технологически блокировать выход деструктивных фильмов в широкий прокат гораздо проще. Но вместо этого обществу продолжают навязывать тематику извращений, всё активнее сдвигая её в плоскость «разумного» или «популярного», и уже не только с помощью кино.

К сожалению, ситуация и дальше будет обостряться, поощряя одних людей всё быстрее деградировать, а других – брать ответственность на себя и включаться в борьбу. Призываем наших соратников объединяться на местах, заниматься самообразованием и участвовать в общем деле по возрождению нравственности в СМИ!

Слайды по теме «Окно Овертона» для распространения

Скачать слайды в высоком разрешении

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 1 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 2 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 3 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 4 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 5 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

tehnologiya okno overtona 50 ottenkov 6 Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…»

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте
Подписывайтесь на канал YouTube
Посетите нашу группу на Одноклассниках
Жмите «Нравится!» в группе Facebook
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

62+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте


Отзывы на Технология «Окно Овертона» на примере серии фильмов «50 оттенков…» (14)
  1. 6+

    Внешнее воздействие на нравственность можно сравнить с болезнью. Например, вирусной. Когда разгорается эпидемическая вспышка вируса (скажем, гриппа), что надо делать? То, что предлагают авторы проекта “Научи хорошему” (законы, запреты передач и т. д.) – это борьба с вирусом в воздухе, почве, воде и т. д. путем распыления каких-то веществ и закрытие людей в герметичные боксы. А на самом-то деле надо людей вакцинировать. Тогда они будут жить обычной жизнью (не в боксах) и не болеть. Т. е. надо, чтобы люди четко и обоснованно знали, что такое хорошо и что такое плохо, и почему именно так, а не иначе, с разных позиций – научной, религиозной и т. д. Это и будет вакцинальным иммунитетом. И этот иммунитет будет передаваться их детям. И мы получим иммунную здоровую популяцию (население). У меня стойкое ощущение, что авторы такого благородного проекта чересчур увлеклись законодательной базой для запретов и привязкой нравственности к государственности, а о просвещении людей (не о методах пропаганды, заметьте, а об отличиях “хорошо” от “плохо” и последствиях последнего) напрочь забыли. Буду рад, если это не так.

    • 10+

      Biolog, так практически в каждой своей статье этот проект и говорит: повышайте свой интеллектуальный и познавательный уровень, становитесь разборчивей! И данная идея проходит красной нитью сквозь все здешние публикации. Я по крайней мере так вижу. Проблема в том, что развить в себе разборчивость может лишь взрослый человек, и то не все к этому стремятся. А дети этого не могут, в то время как оградить их от телевизора, компьютера далеко не всегда выполнимо. Поэтому и нужно добиваться запрета на определённый контент (как например игра Company of Heroes 2).

  2. 4+

    Юрий!
    Как показывает практика (на простом общении с людьми), у каждого своя разборчивость. Я имел в виду немного другое: людям и детям надо говорить “вот это – плохо, потому что наука (психология, медицина и т. д.) показывает такие-то закономерности и в религиях (Библии, Коране и т. д.) это осуждается, а это вот – хорошо, потому что нет вышеуказанных последствий и осуждения, но есть такие-то благоприятные эффекты по таким-то данным”. Иначе не будет единства нравственности, которое проект хочет развить у целого населения огромной страны.
    Детей могут “прививать” родители. Религиозные меньшинства России и других стран (протестанты, свидетели Иеговы и т. д.) задействуют свой потенциал нравственности, непрестанно обучая детей, а не выступая с транспарантами запретов телевидения. За это в России их называют террористами и таскают в суды и тюрьмы, вместо того, чтобы перенимать их опыт. Почему проект не рассматривает обучение детей родителями, предлагая либо госзапрет контента, либо силовое (как я понял) ограждение детей?

    • 12+

      Рассуждение, конечно, интересное. Но почему вы считаете, что все современные родители в состоянии осмыслить ситуацию и дать какие-то полезные советы детям? Вы здесь много их читаете? А может другие места в интернете знаете, где родители активно и со всей ответственностью относятся к разбору современного контента?
      В, основном, силы находят не молодые женщины, которые в состоянии как-то побороться за нравственность детей.

    • 4+

      Нина!
      А почему они не в состоянии? Потому что просто не хотят, ибо не видят острой необходимости, ибо (в свою очередь) считают подобные вещи безобидными. Вот в последнем они и должны разубедиться и разубедить своих детей. С помощью доводов, принцип которых я описал выше. И желательно, чтобы эти доводы вылились в реальные, ощутимые положительные сдвиги (психики, здоровья и т. д.). Вот это и будет результат на всю жизнь.

    • 7+

      Bio//, а что значит просто не хотят? Ведь всякое хотение или нехотение имеет свои истоки и свою базу.
      Думаю, что родители прекрасно видят и чувствуют, как мультфильмы действуют на психику ребёнка. Ведь они же с ребёнком каждый день, каждую минуту общаются.
      Это воздействие их устраивает по какой-то причине, вот в чём дело.
      Здесь надо разбираться по какой причине родителей устраивает воздействие современного контента на психику ребёнка.
      Глупые люди, которые там чего-то не понимают есть, но их не большинство.
      Конечно, можно прикидываться дурачками, но ведь вот уже и на сайте этом всё подробно разбирают. Так сказать, выложили вредность некоторых мультфильмов просто на блюдечке с голубой каёмочкой.
      Хотелось бы, конечно, прочитать какой-нибудь разбор психолога или социолога почему так происходит.
      Взрослые люди должны понять, что с ними происходит.

    • 2+

      Нина!
      “””Думаю, что родители прекрасно видят и чувствуют, как мультфильмы действуют на психику ребёнка. Ведь они же с ребёнком каждый день, каждую минуту общаются.”””
      Если бы так было, то проект “Научи хорошему” можно было бы закрывать за ненужностью, так как все было бы ясно и так.
      “””Это воздействие их устраивает по какой-то причине, вот в чём дело.”””
      Потому что не видят ничего плохого. Я написал это в комментарии выше. Как только увидят – устраивать перестанет. Вы, по сути, говорите, что они – хладнокровные осознанные преступники (видят явный вред, но бездействуют).
      И описанная вами ситуация ясно показывает, что в отрыве от религии и науки это все, можно сказать, не решается. Например, вы говорите, что вот здесь вот – пропаганда ранней сексуализации, но не говорите о ее конкретных последствиях для ребенка-подростка (психологический перелом, нарушения полового поведения, формирование неправильного отношения к противоположному полу, сексу и деторождению и т. д.). Родители это видят и это их устраивает? Не думаю. НЕ ВИДЯТ.

    • 6+

      Bio//, ни вы, ни я не можем отвечать за всех. У всех могут быть разные мотивации в поведения, по отношении к современному виртуальному пространству. Именно поэтому я написала, что здесь нужно компетентное мнение, основанное на изучении проблемы. Я не нашла научных исследований по данному вопросу. А Вы?
      Именно поэтому я могу оперировать только своим умственным потенциалом и своей логикой.
      Вы написали, что родители “НЕ ВИДЯТ” ничего плохо в современном виртуальном пространстве. Думаю, что вы всё-таки написали о какой-то части родителей, так как вы не приводите никаких исследований по данному вопросу. Это ваше личное мнение. Логически, если родители не видели ничего плохого, до поры до времени, а им это плохое показали и рассказали, то какова должна быть их реакция?
      – это может быть удивление
      -это может быть отрицание
      -это может быть желание глубже изучить данный вопрос
      -это может быть страх
      -могут быть другие реакции.
      Логически, наиболее позитивно желание глубже изучить вопрос, вступить в диалог.
      Возможно, безопаснее, с чьих-то позиций, не знать и не интересоваться наружно, но приложить некоторые силы к изучению вопроса, что наиболее вероятно.
      Отрицание ( частая реакция на этом сайте) может быть двух видов:
      – обида, что тебя провели и использовали твоё доверие
      – согласие с современным контентом, так как он тебя устраивает и приносит лично тебе какую-то выгоду (материальную, моральную, и др)
      Ваша фраза в конце “НЕ ВИДЯТ” не может быть уже правильной по причине того, что подробно рассказали. Если “НЕ ВИДЯТ”, то это уже, извините, позиция такая “НЕ ВИДЕТЬ”.
      Позиция “НЕ ВИДЕТЬ”-это либо страх, либо обида, либо согласие с современным контентом. Процентное соотношение установить сложно, но можно. Лично у Вас я бы установила бы всё процентов по 30/30/30, а 10 мне неизвестны. Это шутка, конечно)

    • 1+

      Нина!
      Вы так много написали, но ничего не доказали.
      Если человек не видит, а ему эффективно показывают (используя нужные подходы – люди-то разные), и он НАЧИНАЕТ ВИДЕТЬ – то он меняет свое поведение и старается научить своих детей тому, что сам осознал. Этим все сказано.
      Смысла вашего длинного монолога я так и не понял. Извините, если что. И давайте закончим эту переписку и не будем испытывать терпение администрации сайта.

    • 7+

      Я вам ничего не доказываю, а просто думаю над вашей фразой. Вы мне можете помочь думать, а можете не помогать. Администрация сайта при желании может не публиковать написанное, если сочтёт нужным.
      Если человек “НАЧАЛ ВИДЕТЬ” и согласился с написанным, логично, что должно поменяться его поведение.
      По отношению к данному сайту это должно было выразиться в том, что на некоторые публикации должно было появиться больше лайков и на некоторые комментарии тоже, должно было значительно увеличиваться число подписчиков.
      А если это не происходит, то значит “НАЧАЛ ВИДЕТЬ” , но действий не последовало, а почему?

    • 3+

      Нина!
      Если артистам аплодируют, то означает ли это, что все зрители готовы стать артистами и выйти на сцену? Теперь примените эту логику к лайкам и подписчикам.

    • 3+

      Надо думать дальше)
      Из 2107 зрителей “в этом зале” аплодирует только 36. Ясно, что 2071 зритель не только не хочет стать” артистом в этой пьесе” , но даже и зритель весьма странный, молчаливый такой зритель. Не определился зритель в своём отношении к “серому цвету”. Или определился, вот непростая задача это угадать)

    • 8+

      Считаю нужным высказать своё мнение по поводу лайков и рецензий к статьям.
      Этот сайт и некоторые, ему подобные, существуют несколько лет. За эти годы и дети подросли. То есть, подросшие дети, по количествам лайков и комментариям, могут понять, а принимали ли их родители участие в обсуждениях, на каких позициях стояли, чью сторону поддерживали.
      Если подросший ребёнок, для себя, уяснит, что родители не боролись за его нравственность, молчаливо поддерживали безнравственность, то родители, в отношении себя, скорее всего получат то, что активно пропагандируется.
      Ребёнок растёт и если он не найдёт для себя подтверждения родительской нравственности, совести, честности, правды, то, к сожалению, скорее всего, родители не получат от детей, то что ждут родители от подросших детей.
      Не получат уважения, любви, благодарности. Интернет -это то место, где взрослые оставляют след своего присутствия для своих детей и внуков, а по этому следу, в какой-то степени, и будет вычислена и цена человека.

    • 10+

      А что касается этого фильма, то хочется сказать, что когда здоровенный мужик бьёт женщину, со всей силы по тазобедренному суставу, то он вообще то ей этот сустав может реально повредить. Его дама рискует оказаться в инвалидном кресле. Ничего себе любовные утехи, с риском для жизни и для здоровья. Причём здоровьем и жизнью должна рисковать исключительно женщина.

Оставьте отзыв

Войти с помощью: