«Наша Russia»: Высмеять и опорочить страну
Экспертная комиссия по вопросам нравственности социальной информации по запросу общественности Архангельской области вынесла решение по экспертизе нравственности и безопасности для детской аудитории программы телеканала ОАО «ТНТ-Телесеть» «Наша Раша», размещенной на Интернет-ресурсе компании и транслируемого на федеральном телеканале РФ не в ночное время.
Экспертная комиссия рассмотрела произведение: телевизионный сериал «Наша Russia», размещаемый в свободном доступе в Интернете на ресурсе телеканала ОАО «ТНТ-Телесеть»: сезон № 4 серия № 49 и сезон № 5 серия № 75, а также сезона № 5 серия № 60. Отбор данных произведений сделан с точки зрения нахождения обобщённых сведений о нарушении основ нравственности в указанной социальной информации, предлагаемой неограниченному числу зрителей и пользователей сети Интернет без ограничения возраста.
Важно учесть и мнение авторов проекта «Наша Russia» Семена Слепакова:
“В итоге мы поняли, что главное, чтобы был юмор, который пересекается с жизнью, чтобы как можно меньше было того, чего не может быть на самом деле”.
А также Гарика Мартиросяна:
“Некоторые моменты «Наша Russia» могут показаться чересчур жесткими, некоторые – чересчур лиричными, но на самом деле в жизни так и бывает. Мы старались это чувство искренности сохранить. России необходимо, прежде всего, чувство гордости за собственную страну. Поэтому главным для нас на проекте является патриотичное и яркое солнечное чувство к стране и к людям. «Наша Russia» не ориентирована ни на какие профессии или возраст, это просто проект для людей с чувством юмора. Он для тех, кому весело смотреть любые юмористические программы. Есть моменты, которые можно назвать запредельными, а есть моменты очень милые. Все в целом – смешно”.
Также стоит рассмотреть авторское описание шоу:
“Мы живем в самой прекрасной стране, и все остальные страны нам завидуют. Потому что именно мы придумали чистить обувь ладошкой и вытрясать ковры с балкона. Предки индейцев приручили собаку и лошадь, зато наши предки одомашнили моль и таракана. И именно наши спортсмены принимают допинг не для рекордов, а для удовольствия. Мы гордо называем свою страну Россия, а иностранцы завистливо говорят – Раша. Но все-таки она наша”.
В данных описаниях чётко указаны мотивы создания предложенной социальной информации (сериалов) – с одной стороны: цель по воспитанию патриотизма, с другой: откровенная насмешка над патриотизмом граждан России. Так же Семён Слепаков указывает на достоверность сюжетов по отношению к происходящим в России событиям и образу жизни наших граждан. Данное противоречие между ресурсами – словами авторов, созданным произведением и описанием шоу телеканалом ОАО «ТНТ-Телесеть» создаёт основную интригу рассмотрения данной информации.
Определение цели создания сериала «Наша Раша»
Важным вопросом оценки нравственности социальной информации является определение цели её создания. В данном случае предложенные сериалы имеют цель обеспечить досуг самому широкому кругу потребителей в сети Интернет, а также в телевизионном эфире телеканала ОАО «ТНТ-Телесеть». Из предложенного авторами описания цели создания указанных сериалов сообщено, что их продукция должна послужить улучшению настроения жителей России, вызвать у них одновременно смех, уважение и чувство гордости за свою страну. Заявленные цели не вызывают никаких противоречий с точки зрения нравственной оценки социальной информации. Мало того, надо отметить, что они даже должны послужить воспитанию нравственных ценностей в аудитории, в данном случае рассматривается патриотизм.
В то же время противоречия возникают как при прочтении описания шоу на ресурсе телеканала ОАО «ТНТ-Телесеть», так как в предложенных образах и сравнениях, а именно:
«Мы живем в самой прекрасной стране…», «именно мы придумали чистить обувь ладошкой и вытрясать ковры с балкона», «наши предки одомашнили моль и таракана», «наши спортсмены принимают допинг не для рекордов, а для удовольствия», «Мы гордо называем свою страну Россия».
Явно присутствует конфликт восприятия цели сериалов.
С одной стороны, формирующих уважение к Родине – цитаты:
«Мы живем в самой прекрасной стране…» и «Мы гордо называем свою страну Россия». С другой стороны насмешка над жителями, историей и культурой нашей страны – цитаты: «именно мы придумали чистить обувь ладошкой и вытрясать ковры с балкона», «наши предки одомашнили моль и таракана», «наши спортсмены принимают допинг не для рекордов, а для удовольствия».
В данном противоречии явно прослеживается усиление внимания к насмешке над страной и её жителями, а именно над историей, народной смекалкой, изобретательностью и культурой жителей России.
Этому аспекту уделяется больше внимания по количеству высказываний, а так же по смысловой форме. Описание патриотизма в данном высказывании носит пассивный, в большей степени формальный характер, а критика страны выражена в аллегоричной, саркастической и агрессивной форме. Из чего следует сделать вывод, что слова о патриотизме служат лишь контекстным противопоставлением высказываемой антипатриотичной точки зрения авторов данной социальной информации. Следовательно, содержание и контекст рассматриваемых сериалов направлены скорее на критику и насмешку над этикой и нравственностью, обычаями и традициями, иными социальными регуляторами, ценностными предпочтениями россиян и государственностью в целом, а так же историей и культурой страны.
Определение состава аудитории зрителей сериала
Стоит отметить и особенности состава аудитории зрителей, имеющих доступ к данной социальной информации. Время выхода сериала «НашаRussia» в эфир на телеканале ОАО «ТНТ-Телесеть» в 20.00 по московскому времени. Данный период времени является наиболее обширным для зрительской аудитории, включающей в себя все возрастные категории людей, в т.ч. детей и подростков, получающих доступ к этой информации самостоятельно, избирательно, а также случайно.
Возможность получить данную информацию через Интернет также расширяет аудиторию зрителей, так как открывает доступ к предложенной информации на протяжении всего времени. Согласно статистике учёта посетителей на указанных сайтах посещение в сутки составляет на каждый из них от 120 000 человек в сутки и более. Исходя из изложенного, рассмотрение воздействия данного информационного материала на аудиторию необходимо оценивать с учётом восприятия информации и её последствий для разновозрастной аудитории: детей, подростков, молодёжи, взрослых людей и людей преклонного возраста.
Анализ аудио- и видеоряда в сериале
Видеопродукция, предложенная на перечисленных ресурсах, выполнена с высоким техническим качеством на профессиональном уровне, что повышает её привлекательность для аудитории. Художественное решение сюжетов выполнено в форме минимализма, так как очевидно, что авторы предполагали использовать фоновые элементы лишь как сопроводительную информацию, определяющую контекст адресности сюжета.
Внимание уделено лишь сексуальности героинь и натуралистичности нетрезвых героев сюжетов.
В череде множества серий, включающих набор сюжетов, авторами также не используется разнообразие сюжетной линии, декораций и гардеробов актёров, они всегда статичны и неизменны. Этот подход усиливает внимание аудитории к смысловой нагрузке звукового и видео ряда, так как детали сюжетов перестают нести новизну информации.
По существу в данном сериале можно узнать попытку возврата к распространенной ранее форме народного творчества, как анекдот, когда одни и те же герои становятся предметом насмешек, с намёком на поучительные решения всевозможных жизненных ситуаций. Но следует исходить из того, что предложенные варианты по сути не несут в себе ни положительного критического, ни самокритического заряда, что не влияет на развитие критического отношения в увиденному, в т.ч. в форме медиакритики, но изрядно влияет на формирование позитивного отношения к увиденному, как варианту нормального поведения в обществе и в быту.
Использование многими героями сюжетов девиантного поведения («общественно опасного» определение согласно п.4 ст. 15 ФЗ № 3266-I от 10.07.1992 «Об образовании») и жаргонной речи повышает привлекательность передачи с точки зрения молодёжи, а также агрессивно и асоциально настроенных людей и никоем образом позитивно не влияет на формирование информационной и правовой культуры населения и толерантное поведение. Можно констатировать, что оно вызывает непротивление к асоциальным проявлениям и безнравственному поведению, тем самым усиливая правовой нигилизм зрителей.
Психологический анализ информации в сериале
Рассмотрение психологического аспекта предложенной социальной информации требует детализации не только серий, но самих сюжетов. В целом с точки зрения психологии можно определить данную видеопродукцию, как пропаганду девиантного поведения в самой широкой социальной среде.
Данный вывод сделан на основании изучения сюжетов серии № 60 сезона № 5. Асоциальное действие сюжета начинается с вступительного слова, состоящего из визуального ряда, отражающего реальные съёмки городов России, анонсов сюжетов, предлагаемых в данной серии и звукового сопровождения диктора, зачитывающего текст о цели и назначения данного сериала на примере описания шоу на сайте ОАО «ТНТ-Телесеть».
Текст голосового сообщения расширяет количество цитат, составляющих материал насмешек над жителями, историей и культурой нашей страны, оставляя рамки псевдопатриотических сообщений, уже рассмотренных ранее. Набор сюжетов в данном произведении состоит из следующего состава: сюжет о Усть-Кузьминске (видеоряд центральной части города Екатеринбурга), где по киноверсии с преступниками борются работники полиции майор Дронов и оперативница Ермолкина, следующим является сюжет из города Таганрога о жителе Сергее Юрьевиче Белякове, далее следует сюжет из Пятигорска, где работает телеканал «СевКавТВ» с ведущим Жориком Вартановым, после идёт сюжет о российских туристах, которых боятся, по словам авторов сериала, во всём мире, Гене и Воване из Нижнего Тагила, отдыхающих в турецком отеле, после следует сюжет о престижных профессиях, одной из которых является профессия охранника, а именно о жителе города Рязани Александре Родионовиче Бородаче, охранника в одной из аптек города и завсегдатая местных отделений полиции, завершает сериал сюжет из города Новосибирска, где проживают пенсионеры Филипп Валентинович и Анна Викторовна и с ними случаются различные истории.
Детальное описание сюжетов: из представленного Усть-Кузьминска отражает работу полиции. Где начальник отдела своими действиями, словами и поведением представляет зрительской аудитории образ руководителя подразделения полиции, лично применяющего физическое насилие к задержанным, а также прямо дающего указания подчиненной на сокрытие преступлений и иные должностные проступки.
Исходя из логики сюжета законодательная власть и руководство полиции города аморальны, в сюжете имеется явное указание на их личные отношения с проститутками города, в том числе, что руководство полиции покрывает нарушение закона со стороны власти (в данном случае противоправные действия вице-спикера местной Думы), создавая ощущение наличия коррупционных связей между ними. Всё перечисленное относится к явлениям нарушения действующего законодательства, подрывом основ государства, что, безусловно, является общественно опасным, безнравственным явлением.
Сюжет о жителе Сергее Юрьевиче Белякове из города Таганрога, поведение которого с психологической точки зрения, можно принять как выражение авторами сериала некоего собирательного образа представителя народа нашей страны. В данном сюжете отражён непосредственный диалог между указанным представителем народа и Премьер министром РФ В.В. Путиным посредством телевизионного канала связи.
Слова В.В.Путина: «В стране сейчас очень нестабильная ситуация», обостряют внимание аудитории к сюжету. На что главный герой сводит всё к кухонному разговору о плохой жене и своих проблемах, сообщая: «Подыхаем уж с голоду», что можно оценить только как негативное определение жизни граждан в России. На сообщение Вице-премьера о коррупции во внутренних органах, подразумеваются работники МВД РФ, герой сюжета даёт совет по адресности этой проблемы, обвиняя в коррупции, а именно в получении взяток, работников ГИБДД.
На сообщение Вице-премьера о вложении государственных средств в отрасль развития спорта и неудовлетворительных результатах этих вложений герой сюжета обзывает их сленговым словом «лузеры», что формирует психологическое восприятие этих людей как неудачников и дилетантов, дополнительно сообщая, что: «С ними надо жестче. Проигрываешь – убьем родителей. … Как в Китае, нах…».
Все эти сообщения в сюжете формируют в зрительской аудитории явную антипатию к правительству страны и побуждают к социально агрессивному поведению, как в межнациональной среде, так и по отношению к иным социальным слоям общества. Кроме того, ситуация, в которой реализуется данный телевизионный диалог, навязывает зрителю следующие психологические образы: норму постоянного употребление алкоголя, в данном случае пива, как неотъемлемой части образа жизни среднестатистического жителя России, нецензурной брани и сленга, в т.ч. и в домашней среде, например, слова «бабло», «нахрена» и пр., формирование противоречивого отношения к здоровому образу жизни, а именно, еду за телевизором в гостиной или спальной комнате.
Все эти сюжеты становятся образом и даже образцом для подражания поведению взрослых людей для юных телезрителей, которые также могут стать аудиторией данного телевизионного произведения. Важно отметить, что главный герой сюжета, постоянно выступает с критикой действий Правительства РФ, тем самым выражая своё несогласие с политикой государства. В итоге, когда диалог с телевизором переходит в диалог с Вице-премьером (якобы под воздействием ядовитых грибов), то критичное отношение героя сюжета изменяется от хамского уверенного в подобострастное и испуганное, что подтверждается словами В.В.Путина, определяющего поведение главного героя, в данном случае, собирательного образа российского народа: «…., ссыкун».
В данном сюжете очевидно, что авторы предлагают аудитории образец социального поведения в лице главного героя, готового к критике действий Правительства РФ у себя на кухне, но не способного и не готового к реальным гражданским, правовым действиям. Сюжет создаёт психологический образ неуважения населением страны Правительства, отрицательное отношение к построению гражданского общества и не адекватность политики и действий власти.
Сюжет о СевКавТв из города Пятигорска во многом соответствует общей психологической линии безнравственного поведения героев сериала, начиная со сленговых слов «кайфуем», «бухаешь», «лоханулись». В сюжете на стенде написано слово, в котором так называемые зрители должны отгадать букву, это слово «мразь». Но ведущий СевКавТв из-за своей безграмотности или хитрости пытается, чтобы люди угадали слово «мрозь», сообщая, что это слово обозначает мороз на польском языке. Психологическая ситуация на экране отражает осуществление ведущим телеканала обмана зрителей с целью заработка денег на розыгрыше, что дискредитирует в его лице работников СМИ, то есть журналистов, так как главный герой сюжета сообщает, что эти деньги буду потрачены на проституток и выпивку.
Сюжет о русских туристах также начинается с саркастического звукового вступления об их душевных и моральных качествах. С первых же кадров очевидно, что герои сюжета – туристы Вован и Гена, находятся в состоянии алкогольного опьянения, что уже является пропагандой девиантного поведения.
Вновь в речи появляются сленговые слова: «толкан», «основняк», «красава», «бухнём», «выжрал», «нах..», «вискарь», «коньячина», «водяра», «закусон», «замутим», «лохи». Психологический образ душевных качеств, так называемых «туристов», определяет речь главного героя сюжета Гены, который рассказывает о качестве номера турецкого курорта: «…порядок, чистенько, красиво. … Тут хоть заблюй всё, или вообще всё уничтожь. Главное, чтобы до обеда уйти нах…. Рабы всё приберут».
Слова речи постоянно прерываются пиканьем, обозначающим наличие в речи героев нецензурных слов, в данном контексте определяемых, как неотъемлемой части привычного для русских туристов, а значит, граждан страны, образа жизни и поведения. Дальнейшие действия Вована сообщают о том, что он совершает мочеиспускание на пол гостиной с целью наполнить выпитые им бутылочки алкогольных напитков и обмануть владельцев отеля, тем самым якобы восстановив бар номера.
В данном сюжете герои не только свершают целый ряд административных нарушений, порочащих имя не только русского человека, жителя Тагила, но и вообще человека.
Всё это становится продуктом телевещания, которое охватывает все возрастные категории наших граждан, тем самым прививая некий образец и образ совершенно конкретного асоциального поведения.
Следующий сюжет о жителе города Рязани Саше, работающем охранником в аптеке. Действие разворачивается в местном отделении полиции. Согласно представленного образа, главный герой сюжета находится в состоянии то ли алкогольного опьянения, то ли воздействия медицинского препарата «Димедрол», который был им украден в охраняемой им же аптеке. Речь в сюжете сопровождается сленгом и руганью «хер», «чмо», «нахрена», «продинамила», «марамойка». Все перечисленное отражает целый ряд образцов девиантного поведения – нецензурную брань, совершение противоправных действий и создание образа общепринятой нормы асоциального поведения.
Итоговый сюжет сериала о пенсионерах вновь содержит жаргонные слова, например, «просрались». В контексте аудио текста выясняется, что в процессе строительства музыкального клуба предприниматель осуществил снос зелёной зоны микрорайона и сделал на её месте огромный паркинг. Согласно сюжета, в ночное время идёт музыкальное и световое шоу, нарушающее общественное спокойствие. В итоге пенсионер убивает из огнестрельного оружия предпринимателя, что является актом самосуда, противоправного и агрессивного поведения. Психологическое восприятие сюжета подчёркивает правильность действия пенсионера, получающего одобрение в глазах своей супруги и смеха за кадром. Все перечисленное также отражает призыв зрителей авторами сериала к девиантному поведению.
Дополнением к данным сюжетам является видео материал, размещённый на ресурсе телекомпании ОАО «ТНТ-Телесеть» сезон № 4 серия № 49. К перечисленным сюжетам, указанная серия предлагает в качестве предыстории, не отличающейся ни по качеству видеоряда, ни по психологии сюжетной линии продолжение безнравственных сюжетов.
В данной серии появляются ещё несколько сюжетов, расширяющих сферу девиантного воздействия продукции ОАО «ТНТ-Телесеть» на аудиторию. Это сюжет из Сочи со строительства олимпийского объекта на 2014 год с главными героями – строителями Равшаном и Джамшудом.
С экрана вновь звучит нецензурная речь: «жопа» и «охренели». Представители Таджикистана в этом сюжете выставлены в качестве безграмотных, ленивых, если не сказать психически больных, людей, что бесспорно унижает достоинство этого народа.
Ещё одним безнравственным сюжетом стал материал о школьной жизни в городе Воронеже с участием главной героини сюжета – педагога Снежаны Денисовны. В сюжете педагог совершает ряд аморальных и противоправных действий – обманывает школьников и путём обмана вымогает у них деньги, якобы, на создание детского спектакля и его проведение.
Учитывая возможный разновозрастной состав зрителей данного сюжета можно констатировать, что посредством этого видео произведения создаётся отрицательный психологический образ педагога, определяя представителей этой профессии, как обманщиков, воров и бессовестных и циничных людей.
В данном случае педагог является государственным служащим, таким образом, в лице главной героини под негативный образ попадают и иные работники государства, что дискредитирует в глазах зрителей не только работников образовательной сферы, но и всех госслужащих, что способно породить асоциальное, то есть массовое девиантное поведение граждан страны.
Определение нарушения нравственности в сериале
Стоит уделить внимание определению нарушения нравственности, предложенной в данных сюжетах социально ориентированной информации. Данный сериал отражает целый ряд образов асоциального поведения героев сюжетов, как нечто обыденное и принятое для человека, гражданина Российской Федерации: постоянное употребление алкогольных напитков, нецензурную брань, искажение русского языка через использование сленговых слов, слов паразитов, свершение воровства, совершение обмана окружающих людей, использование служебного положения в корыстных целях, агрессивное поведение, проявление неуважения к окружающим людям и государству.
Также сюжеты сериала отрицают нормы, предлагаемые современной культурой общества: правовую культуру, решение межличностных вопросов через институты права, уважение прав и свобод граждан, защиту нравственности, здоровый образ жизни. К нарушениям нравственных устоев можно отнести направленность информации на подрыв здоровья, нарушение достоверности информации в т.ч. образовательного и воспитательного воздействия, так как сюжеты противоречат существующим нормам поведения граждан России.
В итоге можно утвердиться, что данный сериал и включённые в него видео сюжеты противоречат следующим нравственным ценностям: честности, правдивости, культуре, верности, эстетике, гуманизму, уважительности, трудолюбию, жизни, здоровью, патриотизму и добродетельности.
Противоречия действующему законодательству РФ в сериале
Важно отметить, что данные сюжеты также отражают и поощряют образцы поведения, которые противоречат действующему законодательству Российской Федерации. Так сюжет из серии № 60 сезона № 5 с пенсионером Филиппом Валентиновичем сообщает зрителю, что его поступок по убийству предпринимателя, что, согласно главы 16 ст. 105 ФЗ «Уголовный кодекс РФ», предусматривает уголовную ответственность – является добрым делом.
Также к пропаганде мошенничества можно целиком отнести сюжет сезона № 4 серии № 49 про действия педагога Снежаны Денисовны подпадающие под статью 159 «Мошенничество» ФЗ «Уголовный кодекс РФ», в которой говорится, что мошенничество – это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Также отчасти можно определить сюжет из серии № 60 сезона № 5 про работников полиции, как пропаганду противоправных действий, противоречащих ст.1 ФЗ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что усугубляется определением коррупции в общедоступном справочнике Википедия: Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Прямой перевод с латыни очень точно определяет весь спектр воздействия указанных сериалов, как нравственное растление детей, молодёжи и взрослых людей.
Источник: По материалам culturolog.ru
Оценка фильма
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
- Вступайте в группу Вконтакте
- Подписывайтесь на канал YouTube
- Посетите нашу группу на Одноклассниках
- Подписывайтесь на канал Телеграм
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Уведомлять о новых материалах?
Комментарии к статье 8
кто критикует сериал,тому просто нечего делать,дела надо делать и работу работать,а не придираться к замечательному,сатирическому сериалу.Нормальный человек из всего делает правильные выводы,а не нормальному ничего не докажешь,хоть заобьясняйся
И кто эти правильные выводы делать должен? Маленький ребёнок? Или быдло-подросток, который нахватается новых фразочек для использования в школе? Уж лучше бы написала, что хорошего может быть в этом экскременте “Камеди Клаба”.
1 ответ
ну, мне не понятно лишь одно, почему по вашему мнению, критиковать нашу власть российскую это плохо. вспомните как пришла эта власть (путём фашистского переворота в 1993 году, а до него, что бы просто залезть в самые верхи, наплевали на народ и законы в 1991 году, развалив СССР), эта власть, как раз поощряет данные “картины”. и вы считаете, что это нормально, и не стоит критиковать?! с остальным согласен…
1 ответ