10 февраля 2024

Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни

Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни
Ориентировочное время чтения: 5 мин. Эта статья доступна для аудио-воспроизведения. Нажмите на иконку наушников, чтобы перейти к плееру и начать прослушивание. (Что это?)
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

«Ложный выбор» – так называется классическая и наиболее часто используемая манипуляция. Мошенник предлагает человеку выбор из двух неправильных вариантов, а правильный просто не оглашается, или некая информация продвигается фоном как истина без обсуждения. Например, вопросу «какого цвета марсиане — желтого или зеленого?» сопутствует необсуждаемое утверждение, что марсиане вообще существуют.

А вот пример шуточной детской загадки на эту тему: «Винни Пух – кабан или свинья?» Как показывает практика, даже не все взрослые сходу сообразят, что правильный ответ – «медведь».

Ещё один типичный пример из бытовой сферы.

Диалог продавца с покупателем:
— Эта платье Вам очень идёт!
— Хм… Ну, возможно…
— Возьмёте красное или, может быть, розовое?

Другие типичные фразы на ту же тему: «Вам удобнее оплатить кредиткой или наличными?», «Вам одну пачку взвесить или две?», «Предпочитаете забрать сами или оформить доставку?». Во всех случаях подразумевается, что покупка будет, хотя решение об этом может быть ещё не принято.

Конечно, на подобные манипуляции поведутся далеко не все, слишком уж часто они возникают в нашей жизни и слишком уж прозрачные. Но ведь эта же технология применяется и на гораздо более серьёзном уровне, где докопаться до истины и понять суть обмана бывает не так просто. Давайте рассмотрим несколько более сложных примеров:

  • «пить алкоголь много или умеренно?» (умалчивается, что норма – трезвость);
  • «вы либо с нами, либо против нас» (умалчивается о возможности поддерживать в чём-то и первых, и вторых, либо быть не согласным и с теми, и с другими);
  • «родителям младших школьников следует регулярно проверять, что их дети выкладывают в соцсетях, или договориться, чтобы у них был закрытый профиль» (умалчивается, что детям младших классов вообще не следует пользоваться соцсетями).
    И так далее.

А теперь ещё об одной манипуляции с ложным выбором. Суть манипуляции предельно простая, но мы все так к ней привыкли, что она кажется нам естественной и нормальной. Манипуляция называется «Оцените запись лайком и выберите смайлик».

Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни

Самые крупные мировые и российские платформы, соцсети, видеохостинги ведут своих пользователей по одному и тому же туннельному сценарию, в рамках которого информацию надо оценивать преимущественно с уровня эмоций (лайками и разными смайликами), и якобы это и есть самый главный критерий оценки контента. Но это заблуждение, а точнее манипуляция ложным выбором. Понять это достаточно просто, если провести аналогию с пищей.

Конечно, про любое блюдо можно сказать, что оно «мне нравится» или «не нравится» (например, потому что вкусное или приятно пахнет), поставить ему лайк/дизлайк, выбрать смайлик с эмоцией восторга или отвращения. Но является ли этот критерий оценки пищи главным? Конечно, нет. Главный критерий – это вопрос полезности. Полезна ли эта пища для моего организма? Полезна ли она в целом для окружающих? Или быть может, эта пища хоть и вкусная («нравится»), но при этом она вредная, и её регулярное употребление ведёт к различным проблемам со здоровьем и питаться ей не надо совсем или допустимо только изредка?

Родители, когда кормят детей, всегда ориентируются не только на вкусовые предпочтения ребёнка, не только на то, «что нравится» (в этом случае основу его рациона составляли бы шоколадки и пицца), но и на то, чтобы еда была полезной: свежей, полноценной, сытной.
Таким образом на примере пищи мы видим, что оценка с уровня вкуса/эмоций, хотя и важная, но не главная. А главная оценка по критерию полезности.

Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни

Но ведь также как питание влияет на наше тело, так и информация влияет на нашу психику, в зависимости от того, какие смыслы и в каком виде она в себе содержит. Если постоянно наполнять свою голову «информационным фастфудом», – то есть клиповой, развлекательной, хаотичной информацией, – это достаточно быстро скажется на навыках мышления человека: он будет мыслить поверхностно, неглубоко, примитивно. Если постоянно смотреть отупляющие аморальные сериалы или телешоу, то со временем человек начнёт перенимать многократно увиденные им модели поведения в свою жизнь.

Вредная информация отравляет психику, также как вредная пища отравляет организм.

Однако критерий полезности сегодня скрыт от массовой аудитории интернет-пользователей. И это одна из глобальных манипуляций, построенных по схеме «ложного выбора». Нам сегодня доступны десятки вроде как разных соцсетей, видеохостингов, блогплатформ – но в основе большинства из них лежит одна и та же ложная система оценки информации с уровня эмоций – через лайки и смайлики.

В последнее время её делают ещё хуже, лишая пользователей возможности поставить «дизлайк» (хоть как-то выразить негативную реакцию), как это произошло на Ютубе и Дзене. Особенности этого процесса раскрыты в статье: «Реакции» вместо «оценок». Как отучают думать?»

Технология манипуляции «ложный выбор» и практика её применения в жизни

И исправить эту ситуацию можно, только создав и предложив свою альтернативу.

Мы разрабатываем блогплатформу «Думайте», в рамках которой пользователи будут оценивать статьи и видеоролики в первую очередь по критерию «полезности», выбирая один из нескольких вариантов оценки: «Очень полезно», «Полезно», «Нейтрально», «Не полезно», «Вредно». Оценка с уровня эмоций тоже присутствует, но находится на втором месте и названа «по интересности».

На сайте планируется реализовать и ряд других уникальных алгоритмов, способствующих росту качества взаимодействия пользователя с информацией: стимулирующих вдумчивое отношение к медиа, повышающих конструктивность обсуждений, улучшающих ранжирование создаваемых и распространяемых авторами записей.

Если вам интересно это начинание, и вы понимаете его важность, подписывайтесь на сообщества проекта, участвуйте в обсуждениях и «Думайте» вместе с нами.

Источник: Думайте

Аудио воспроизведение статьи

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

9
300
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Это мировая проблема. Проблема тут в нашем социальном устройстве и в наших технологических достижениях.

    Пока существуют платформы с развлекательным контентом ими будут пользоваться. В этих развлекательных платформах, распространяются ложные идеи, идеи вредящие психике. Люди не способные глубоко размышлять и создавать длинные логические цепочки, крайни уязвимы. Даже те которые могут, если постоянно погружаются в подобный контент, могут податься ложью, манипуляции, и вредной информации. При этом, у взрослых есть иммунитет. Взрослые, скажу те которые родились и воспитывались в СССР (но конечно не все), имеют устойчивое мировоззрение и имеют понятия добра и зла. Если им показать вредную информацию, она просто не сможет влезть в их закреплённое мировоззрение и эта информация будет автоматически отвергнута.

    Дело в том, что эти взрослые росли в очищенной сфере. В СССР не было сегодняшнего потока мусорной информации и в обществе сохранялись еще христианские традиции, которые определяют понятия добра и зла и дают человеку правильные жизненные ориентиры. Христианские традиции и идеи сохранялись из-за изоляции СССР в информационном плане. Не имея другой альтернативы, человек воспитанный в СССР принимал эти идеи и традиции (а они вовсе и хорошие, несмотря на то верующий ли человек или нет). Сохранять христианские жизненные ориентиры трудно (бороться со страстями – с такими как например сребролюбие и славолюбие – трудно). Если поместить человека в среду которая не помогает ему бороться с ними и которая внушает ему что они нормальные, то человек будет разлагаться. Он потеряет понятие добра и зла и потеряет жизненные ориентиры. В СССР такой среды не было и такого внушения не было. Еще сама система помогала человеку. Помогала идея социализма которая заключается в том что все равны. Сама система не позволяет человеку возвышаться над другими и не позволяет ему стремиться к накоплению капитала. Так что все проблемы связаны с капитализмом не существовали.

    Капитализм, где человек человеку враг, вреден обществу. Фастфуд, информация низкого качества, вредные привычки будут всегда поощряться ради прибыли. Вот такая вот система. То что приносит прибыль будет всегда продвигаться. Нет никакой выгоды в донесение какой-либо истины, какой-то полезной информации. Выгодно издеваться над человеком используя его страсти. Выгодно работать на эмоциональном уровне. Вот и почему все сейчас оценивается в эмоциях в социальных сетях. Так интересней. А если интересней значит пользователь останется на платформе и может принести прибыль платформе (например через рекламы). Вот где беда.

    Контент, который воздействует на эмоции редка доносит полезную информацию. Эта информация может быть полной ложью и может вредить человеку. У человека который постоянно находиться в информационной среде, где такая информация распространяется, в голове полный беспорядок. Ему вообще трудно понят, где правда, а где ложь. Этот человек может, и вообще не верить что истина существует. Такому человеку легко донести любую информацию которая противоречит природе человека, например ЛГБТ или феминизм. Оба движение вредны. ЛГБТ внушает не окрепшим умам что нормально быть геем/лесбиянкой и что нормально менять пол. А феминизм разрушает грани между мужчиной и женщиной, нарушая естественные устои, что в следствии разрушает семьи и не позволяет нормальному развитию новому поколению.

    Проблема в системе. Пока есть альтернатива, которая разрушает человека, люди будут пользоваться ей.

    0

    Оставить комментарий

    add minus