Как чтение и просмотр сказок в детстве влияет на человека в будущем
Можно уверенно сказать, что сказки, которые дети читали сами, слушали на пластинках, смотрели как фильмы-сказки и мультфильмы, сформировали внутри них устойчивое мироощущение, базовые модели восприятия жизненных явлений, способ этической оценки происходящего.
Когда взрослый человек рассказывает о том, какие сказки он любил читать, слушать, смотреть, психолог, фактически, открывает его личный «кодекс чести», композицию базовых мотивов. Становится ясным, что человека волновало в детстве. И это, так или иначе, находит отражение в его взрослой жизни.
Однако о чём никак нельзя говорить, так это о том, что сказки программирует некий жизненный сценарий человека. Это совсем не так. Да, в любимой сказке можно увидеть механизм характерного для конкретного человека базовый внутренний конфликт. Но это и есть то, что мы называем «эволюционным напряжением», которое побуждает человека к личностному развитию.
Другими словами, сказки не программируют, но акцентируют внимание взрослеющего человека на том, к чему стоит прикладывать усилия, чтобы развить собственные потенциалы, войти в свою силу. В интересной, любимой сказке мы всегда можем найти образно-смысловое описание «двигателя личной эволюции». Но не жёсткой жизненной программы.
С другой стороны, для современной культуры характерна «сериальность». Есть персонаж, который проживает разные ситуации. И в таком контексте, действительно, мультсказка-сериал закладывает «банк моделей» реагирования и поведения. Когда на экране ребёнок или взрослый ежедневно встречается с одними и теми же героями, они становятся частью его мира, его виртуальный семьёй. И он неосознанно (или осознанно!) стремится быть на них похожим; действовать, мыслить, строить отношения также, как любимый персонаж.
Поэтому с точки зрения судьбы человека, структуры его поведения, на создателях мульт-сериалов, или популярных фэнтези-сериалов лежит немалая ответственность. Образный ряд, качество прорисовки персонажей, контекст мультфильма оказывают влияние не только на оформление личного эстетического чувства, но и определяют мироощущение человека.
Одно дело увидеть один полутора часовой мультфильм, а другое дело, смотреть сериал со сквозными персонажами. С точки зрения пресловутого «программирования поведения», влияние сериала значительно выше, чем у обычного сюжетного мультфильма или фильма-сказки.
Сюжетный мультфильм, фильм-сказка «подбрасывает» зрителю тему для размышления, задачу и пути решения, и человек может дальше свободно распоряжаться этой информацией. Додумывать, достраивать, встраивать сказку в свою картину мира. В этом случае нет никакого давления на его психосферу, есть материал для личного развития.
Другое дело мульт-сериал. Он постепенно оформляет для сознания человека отдельную виртуальную вселенную. В которой многие уже хотят поселиться… Делает ли это человека ментально зрелым и свободным? Вопрос…
Доктор психологии Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, ТГ-канал «Международный Союз Сказкотерапевтов»
Дополнительные материалы по теме
Лекция: «Управление информационными потоками. Современная мультипликация и воспитание детей мультфильмами».
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
- Вступайте в группу Вконтакте
- Подписывайтесь на канал YouTube
- Посетите нашу группу на Одноклассниках
- Подписывайтесь на канал Телеграм
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Уведомлять о новых материалах?