17 июня 2020

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей
Ориентировочное время чтения: 12 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Эссе 1

Индустрия развлечений, массовое потребление стали основой современного общества. Некоторые уже не представляют своей жизни без компьютеров, новомодных телефонов, всевозможных технических устройств, не говоря уже о шопинге и злоупотреблении едой. Общество потребления отвечает за стабильность нашей жизни и является идеологией капиталистического мира. Как же быть нам родителям, задумывающимся о будущем детей, желающих для них «разумного, доброго и вечного»?

Как воспитать не человека-потребителя, на формирование которого направлены вся техническая мощь кинематографа, мультипликации, шоу-бизнеса, производства игрушек и т.д., а человека, умеющего критически осмысливать представленную им информацию? Как привить навыки осознанного восприятия информации нашим детям?

Вопрос крайне сложный. Выкинув из дома телевизор, изредка показывая отобранные вами мультфильмы, вы не решите проблему. Я с этим столкнулась на личном опыте. Бабушка моей дочери упорно отказывается меня слушать и воспринимать то, что я пытаюсь ей донести по поводу зловредного содержания некоторых продуктов современной мультипликации как западной, так и российской. Наши бабушки, воспитанные на телевизорах, как я убедилась, не в состоянии всё же в большинстве своём признать, что телевидение сейчас несёт умышленный деструктивный характер. Их можно понять, ведь они росли в другое время, в котором пропаганда была структурной, да и целью хозяев крупных медиа не была постепенная «дебилизация» нации. Сейчас же время другое, и надо это понимать.

На сегодняшний день каждый ответственный родитель должен осознать, что государство сейчас не выполняет функцию воспитателя, воспитывают наших детей рекламодатели, банки, транснациональные корпорации и др. ребята, которые совершенно не заинтересованы в том, чтобы наши дети были умными, добрыми, независимыми.

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей

Важно понять, что сейчас осознанное родительство – это выбор, который вы делаете изо дня в день, посвящая время своему ребёнку. Если вы не уделяете ребёнку время и оставляете его на произвол вышеупомянутых компаний – это ваш выбор, только другой и с другими последствиями.

Поэтому чтобы сформировать осознанное восприятие информации, нужно, конечно, начать с себя. Это стоит на первом месте по важности. Пересмотреть свои ценности, взгляды, проанализировать своё поведение. Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок мало смотрел телевизор, не смотрите сами. Не тратьте время на пустое пролистывание новостей в социальных сетях, толку в этом мало, а времени занимает уйму, которое вы могли бы провести с пользой с вашим ребёнком и с семьёй.

Второе – укрепляйте взаимоотношения в семье, с женой, с мужем. Нельзя винить мультфильмы «Маша и Медведь», «Свинку Пеппа», если в семье вы без конца ссоритесь и унижаете друг друга. Читайте хорошие психологические книги, если они вам помогают, если есть проблемы и вы не можете с ними справиться – обратитесь к психологу, чтобы сохранить супружество и хорошие отношения. Мультики совершенно не при чём, если семья носит на себе печать деструктивности.

Третье – если ребёнок так просит посмотреть какой-нибудь мультик или фильм, который вы считаете вредным, не отказывайте ему. Предложите посмотреть вместе. Ведь так вы сможете действительно отделить зёрна от плевел, критически подойти к просмотру и объяснить ребёнку, что плохого в этом произведении. Также и ребёнок поделится с вами своими мыслями по поводу просмотренного. Это ведь бесценный опыт общения и ваш, повторюсь, выбор.

Четвёртое – несправедливо забытое чтение своим детям, даже уже взрослым детям. Чтение в кругу семьи – это также одна из возможностей времяпрепровождения без телевизора. Книга – это удивительный мир творчества и фантазии, а также инструмент воспитания маленького человека. Если вы хотите меньше показывать детям мультики, вы должны предоставить детям альтернативу, которой как раз могут стать книги. Совершенно неправильно, что родители, для которых было обыденностью читать сказки маленьким детям перед сном, прекращают это делать по достижению ребёнком 7 лет. Мол, он уже в школу пошёл и научился читать. В этом возрасте детям ещё довольно сложно осиливать любые тексты, и в результате у них возникает непонимание прочитанного, что отбивает охоту читать. А потом родители задаются вопросом, почему их дети не любят книги. Ленивые, наверное. Конечно, детям легче смотреть мультик, там ведь напрягаться совершенно не надо. Поэтому я призываю читать детям как можно дольше, вместе погружаться в удивительный мир приключений вместо передач «Вечерний Ургант», вместо прямых эфиров в «Инстаграм». Если ребёнок не успевает читать книги по школьной программе, читайте ему их: «Дубровского», «Капитанскую дочку», «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, повести Гоголя и т.д. Ребёнок будет читать, если увидит, что его увлечение поддерживают мама и папа.

Дорогие родители, решение за вами! Дети – это только ваш выбор и то, каким он будем, определит будущее ваше и ваших детей.

Источник: Группа ВК «Научи хорошему 2.0»

Эссе 2

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей

Как хорошо знают большинство родителей, маленькие дети вообще не «фильтруют» то, что просматривают, прослушивают. Они, как губки, впитывают в себя всё из окружающего мира, ведь так устроила природа, чтобы выжить в этом мире, малыши должны разобраться, что к чему, а это означает, что нужно обучаться, нужно копировать взрослых, их поведение, нужно усваивать стереотипы, чтобы в дальнейшем опираться на них при построении собственной жизни.

Человек – существо коллективное, с уважением относится к массовым тенденциям, считая, что они достойны доверия, это связано с внутренними механизмами психики. Раньше люди выживали только в группах, быть изгнанным считалось потерять шансы на жизнь, поэтому глубины нашей психики хранят постулат, что опасно идти вразрез с мнением большинства.

Не буду рассуждать по поводу этого феномена. Я привёл этот пример для того, чтобы показать, что дети воспринимают телевизор, как часть большого мира, общества, а значит, цель у телевизора – обучать, как жить, передавать успешные алгоритмы поведения – так бессознательно воспринимает ребёнок.

Малыш учится глядя на этот экран, он подражает героям мультфильмов, перенимая их поведение, обучаясь навыкам того, как вести себя в похожих ситуациях, либо в целом по жизни.

Но ведь сейчас по телевидению и в мультфильмах, в частности, довольно много негатива, огромное количество откровенно вредных стереотипов. Как быть?

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей

Надо обучить ребёнка воспринимать информацию осознанно. Хочу заметить, что данный навык можно прививать детям более старшего возраста, но, например, до 3 – 4 лет это сделать получится едва ли, поэтому желательно детей этого возраста вообще, что называется, к телевизору не подпускать. Психика целее будет. Для детей вообще не естественно оставаться в неподвижном состоянии, как это происходит при просмотре каких-либо передач или мультфильмов. Малыши должны познавать мир, бегать, прыгать, кусать снег и сосульки, прилипать языком к металлическим горкам зимой, наблюдать за ростом травы и цветов во время ранней весны, должны радоваться Солнцу, умиляться дождю и восхищенно наблюдать за полётами птиц и парением облаков в небе.

Разумеется, со временем, дети так или иначе будут «прилипать» к экранам, так пусть это «прилипание» произойдёт как можно позже. Это мое личное мнение.

Рассмотрим, как можно помочь ребёнку осознанно воспринимать информацию.

  1. Смотреть мультфильмы, кино, передачи, даже музыку слушать вместе с ним.
  2. Выбрать стратегию, когда включаться с комментариями: по ходу восприятия информации или сразу после неё. Обе стратегии имеют место быть. Так например, если объяснять ребёнку причины действий героев сразу, то ни один персонаж не ускользнёт от внимания, но с другой стороны малыш не получит удовольствия от созерцания или прослушивания контента.

    Если же разбирать увиденное, услышанное сразу же после полного ознакомления с произведением, т.е. после окончания мультфильма, кино, программы и т.п. ребёнок сможет целостно воспринять всё увиденное, услышанное, ему будет приятнее отвечать на вопросы, он получит удовольствие от просмотра, прослушивания, но есть шанс, что какой-либо персонаж, либо поворот сюжета будет упущен. Кроме того, существует опасность, что ребёнок всё же «заразиться» каким-либо вредным стереотипом. На мой взгляд, и я так делаю, разумно применять оба подхода, обе стратегии, чтобы уже в ходе просмотра малыш мог, что называется «включать голову».

  3. По окончании просмотра рассказать детям, что любой контент делается кем-то, и у этого человека или группы людей есть определённые задачи, которые они решают через этот мультфильм, кино, программу и т.п. и спросить, как ты думаешь, какую задачу решают эти люди? Разумеется, дети не ответят, но это и не нужно, важно, чтобы они переключились от потребления на осмысление.
  4. Затем рассказать детям, что несёт в себе образ каждого героя. Оценить сюжет, рассмотрев его с позиций традиционных ценностей.
  5. Выстраивать диалог, чтобы дети включались в обсуждение. Например. Мальчик должен быть смелым и сильным? Дети: да. Дальше. А как вы думаете вот этот мальчик сильный или слабый (смотрим на персонажа). Дети: слабый. А почему он такой знаете? Дети: нет. Потому что его таким нарисовал дядя или тётя, потому что они не хотят, чтобы вы были сильными и смелыми. Чтобы никто из вас (если беседа с мальчиками), когда вырос, не мог защитить себя, свою Родину, тех, кто слабее. Давайте я покажу смелого мальчика, и в это время включаем мультфильм СССР, который демонстрирует смелость и силу. Можно показать фотографии прадедов воевавших во время ВОВ и сказать, что если бы они были трусами, то враг бы нас всех захватил и обижал.

    Далее говорим детям, чтобы они сравнивали то, что
    видели в Советских мультфильмах, с тем, что происходит на экране, и всегда помнили, что за нарисованными героями стоят художники и сценаристы. В моём случае, это работает, именно так я и объясняю своим детям про видео контент в целом.

  6. Смотрим с детьми хороший контент и разбираем сюжет и персонажей и при этом говорим, что вот это «хорошо».
  7. Говорим детям, что всякий раз, когда они смотрят что-либо по телевизору, необходимо сравнивать это с хорошим контентом, просмотренным ранее. Т.е. нужно дать образец хорошего, это важно, чтобы можно было сравнивать. Да, придётся скачать кучу мультфильмов и кино времён СССР, волевым решением ограничивать просмотр современного контента, но потом, когда дети смогут различать «плохое» и «хорошее», «полезное» и «вредное» станет попроще.

Образы работают лучше простых слов.

Источник: Группа ВК «Научи хорошему 2.0»

Эссе 3

Эссе родителей на тему: Развитие осознанного восприятия информации у детей

На сегодняшний день вопрос формирования у детей навыков осознанного восприятия является одним из самых важных, я бы сказал, что это чуть ли не единственный способ для решения задачи по противодействию тотальной дебилизации подрастающего поколения. Всё больше детей в наше время под угрозой формирования новых деструктивных стереотипов поведения, сгружаемых в их голову в обход сознания и не только с помощью интернета и телевизора. Процессы, оказывающие влияние через СМИ, являются долгоиграющими, и чтобы распознать управленческое воздействие невидимой руки, забирающей наше будущее, необходимо развивать навык осознанного восприятия информации, прежде всего, у себя.

На мой взгляд, решение вопроса развития детей в русле повышения осознанности и развития критического мышления, является проблемой глобального масштаба. Вопрос должен обсуждаться и всегда быть на повестке у школ, родителей, и, конечно же, Министерства Просвещения, так как мы имеем дело с вопросом системного характера, требующего поэтапного подхода к его решению.

Первым звеном в решении рассмотренной проблемы является развитие навыков осознанного восприятия у взрослых – тех, кто будет воспитывать и обучать детей. Далее необходимо поставить ребром вопрос о борьбе со школьной бюрократией, которой засыпают учителей изо дня в день, а также потребовать повышения заработной платы в школьных учебных учреждениях. Добиться повышения уровня подготовки новых педагогов наряду с решением вопроса об их трудоустройстве. Включение в школьную программу таких фундаментальных и важных дисциплин как «Логика» и «Психология», как когда-то в СССР. После подготовки высококвалифицированных педагогов и кадров управленческой значимости, начнется настоящая борьба с ложными ценностями, довлеющими над разумом наших детей.

Но не всё так просто. Мы видим, что многие уже давно бьют в набат и изменения все равно носят сугубо отрицательный характер. Видим, что некоторые опускают руки, поскольку энтузиазм – продукт скоропортящийся. Поэтому нам нужен не голый энтузиазм, нам нужна ЦЕЛЬ, а вернее ВЕКТОР ЦЕЛЕЙ! Поэтому, в основу изложенной мною позиции я поставлю одно из самых сложных – работу над самим собой. Мы должны, даже обязаны понимать то, что не в силах понять дети, и объяснять, и обучать. На начальном этапе навык осознанного восприятия нужен, прежде всего, взрослым. На этом стоит адекватное и надёжное развитие событий в русле становления человечности! Представьте, что мы в самолёте, где произошла разгерметизация: Сначала наденьте маску сами, потом на своего ребёнка.

Развитие навыков осознанного восприятия информации у детей на уровне школьного образования тоже процесс долгоиграющий, и еще не контролируемый. За будущее нужно бороться. Наше дело правое! Победа будет за нами!

Источник: Группа ВК «Научи хорошему 2.0»

Дополнительное видео по теме

Ответственность перед детьми

Полезные сайты и приложения в помощь родителям

 

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

18
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 3

  1. Не совсем понимаю зачем родители с детьми должны постоянно разгадывать ребусы и искать скрытый смысл в книгах, фильмах и т.д достаточно понять общее направление некоторого контента, чтобы поставить на нем жирную точку. У меня в детстве была не сильно грамотная бабушка и очень грамотные родители. Бабушка мне никаких сказок и близко не рассказывала, но зато рассказывала о своей жизни, о наблюдения за людьми и природой, а родители покупали мне много книг. Сейчас , по проишествия достаточного времени, могу сказать, что общение с бабушкой, ее рассказы о своей жизни дали мне гораздо больше, чем все книги вместе взятые. Почему общение с близкими должно быть непременно разделяться с чужими фантазиями. Здесь вы советуете «Дубровского» или «Капитанскую» доску читать, но ведь и там и там описываются противоправные действия, что в этом хорошего. Дубровский занимался грабежами помещиков, а Гринев в «Капитанской дочке» пригрелся около разбойника Пугачева. И, кстати, у этой капитанской дочки не было матери и она ее не вспоминала, какие тут вообще семейные ценности. Кстати, романтизм в литературе противопоставлен классицизму. Классические произведения -это произведения с классическими ценностями и уж никак не с разбойниками. Образы благородных разбойников, делают привлекательными преступления вообще. Рассказывайте детям о своей жизни, своих наблюдениях и своих выводах и это будет очень полезно.

    6
    • Про вопрос с мальчиком было смешно.
      А девочки что, не должны быть сильными и смелыми(ну или хотя бы только смелыми?). Типа, допустим мальчик и девочка оба боятся темноты. И что? Думаете, пусть мальчик не будет боятся, а девочка пусть плачет и кричит, как дурочка при каждом отключении света ночью?
      К тому же – а если над девочкой кто-то издевается, а родители и учителя не верят?(такое часто бывает и не только с девочками) Она что, должна поддаться и сказать “окей бей меня дальше и т.д.”

      4
        1 ответ

      Оставить комментарий

      add minus