26 июля 2019

Дети и телевизор: Любой ли «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Дети и телевизор: Любой ли  «развивающий мультфильм» развивает ребенка?
Ориентировочное время чтения: 11 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Очень часто мультики и развивающее видео показывают ребенку с целью его развить, дать знания, научить. Но на самом деле такого развивающего влияния мультфильмы не имеют, что бы ни было написано на их упаковке! Мультик – это просто отдых для малыша, в котором ребенок пассивен! Почему? Давайте послушаем, что говорят об этом детские психологи и педагоги.

Любой ли  «развивающий мультфильм» развивает ребенка?

Что главное в развитии малыша и что будет определять его успех в жизни? Запоминание и знание множества фактов – названия геометрических тел и фигур, планет и т.д.? Или умение находить сходство и отличие, анализировать, обобщать, устанавливать взаимосвязи, умение найти оригинальный выход из проблемной ситуации, договориться с партнерами по игре или общению, организовать себе среду, спланировать свои действия, увидеть свои ошибки, понять их причины и внести коррективы?

К сожалению, сейчас многие считают, что самое главное – это запоминание самыми маленькими букв, цифр и иностранных слов, разных фактов и названий объектов окружающего мира.  Именно поэтому в сети есть куча так называемых «развивающих» видеороликов, где просто показывается картинка, например, планета, минерал или животное, и этот объект называется диктором. И на этом заканчивается всё содержание ролика. Например, в развивающем видео, которое обещает научить малышей различать и правильно называть цвета, на экране показывается картинка и сухой или, наоборот, фальшиво-слишком-радостный голос диктора говорит: «Красный цвет. Это красное яблоко». Затем показывается новый цвет и диктор снова, радуясь неизвестно чему, произносит: «А это оранжевый цвет. Оранжевый апельсин» и т.д., пока перечень цветов не закончится.

Развивают ли подобные ролики детей? Нет. Чаще всего малыш называет вслед за диктором привычный ему рисунок — «кривая линия» или «равнобедренный треугольник» или «Сатурн». Но попробуйте нарисовать  другую кривую линию, на другой бумажке и другим маркером, или выложить кривую веревочкой на земле, и малыш уже не может определить, что это такое нарисовано – кривая, прямая или ломаная линия. Он просто механически запомнил название конкретной картинки! Он не научился выделять главное от второстепенного, находить общие и различные признаки и обобщать, переносить усвоенные знания в новые ситуации в своей жизни! Это мертвая информация, никак не влияющая на развитие малыша. Просто называние и механическое запоминание ничего не дает развитию дошкольника! Для того, чтобы знания развивали, их надо использовать в жизни. А это возможно только в реальном общении со взрослыми в семье, а не в пассивном восприятии слов с экрана!

Разберем пример с цветом. Гораздо полезнее для здоровья и развития ребенка не смотреть на экране такое ложно-развивающее видео с простым перечислением картинок разного цвета, а поиграть с мамой с цветами. При этом мы начинаем искать предметы заданного цвета в комнате и мама говорит: «Я нашла оранжевую папку. А ты что оранжевое нашел?» Ребенок бежит к полке, показывает пальчиком на книжку: «Оранжевая». И дальше ищем всё оранжевое, что есть дома. А собираясь на прогулку, назовем цвета одежды: «Какого цвета курточка? Брюки? Шарф?» и т.д. и закрепим названия цветов, которые уже знает малыш. А может быть, поиграем в другую игру — возьмем 4 карандаша разных цветов и попросим ребенка угадать, какого цвета карандаш у Вас в правой руке? После трех попыток проверим, угадал ли ребенок. Есть еще один вариант — выложим пять цветных карандашей, попросим ребенка закрыть глаза и уберем один и спросим малыша: «Какой карандаш исчез?». При этом мама играючи,  мягко и последовательно будет развивать малыша и вести его от называния 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый)  к всё более и более широкому спектру оттенков (серый, бордовый, розовый, малиновый, алый, фиолетовый, салатовый и т.д.)

Но все эти ролики с простым перечислением и называнием разных объектов гордо носят имя «развивающие». Почему?

  • Первая причина.Если назвать ролик  «Картинки для детей. Космос» — это непривлекательно. А если назвать «Развивающее видео для умников и умниц по теме  «космос» — это уже очень привлекательно и заманчиво (это название я придумала сама для примера, так что если вдруг такой ролик реально существует, то я не имела его ввиду в этой моей реплике).
  • Вторая причина — отсутствие в России экспертизы на развивающую видеопродукцию для малышей.

lyuboy-li-razvivayushhiy-multfilm-razvivaet-rebenka (5)

Поэтому выбирая развивающий ролик для своего малыша, нужно ориентироваться прежде всего на его содержание, а не его название. Есть прекраснейшие видеоролики для детей, не называющие себя развивающими, но в то же время действительно вносящие весомый вклад в развитие малыша! Но их на сегодняшний день не так много.

«Развивающий» мультфильм или видеопрограмма обязательно должны не давать готовые ответы или требовать запоминания картинок, а как раз наоборот — побуждать ребенка задавать вопросы, сравнивать, анализировать, показывать знакомые объекты с новой точки зрения, пробуждать творчество малыша, развивать его умение видеть один предмет с разных сторон!  А не перечислять нарисованные картинки.

Выбирая развивающий мультик для ребенка, также надо учесть требования к его сюжету и оформлению
  • Картинки не должны мелькать, они должны сменяться медленно.
  • Речь героев должна быть внятной и грамотной! Причем грамотной и в словах, и в построении фраз, и в правильной интонации. Здесь не место грубостям, ведь ребенок впитывает всё как губка, и в отличие от взрослого, малыш не может «отфильтровать», что здесь «хорошо», а что «плохо».
  • В мультфильме не должно быть отрицательных моделей поведения, агрессии (нужно учитывать подражательность дошкольников, ведь они подсознательно начинают в жизни применять те модели поведения, которые увидели в мультике)
  • Сюжет и характеры героев должны быть понятны малышу, вызывать желание в них поиграть, придумать новые приключения и диалоги персонажей и т.д.

Что надо знать, чтобы развивать малыша?

Мир малыш познает руками в интересной деятельности со взрослым! И именно это определит его достижения и успешность в жизни в дальнейшем! Почему? Потому что так устроен ребенок по своей природе – у него наглядно-действенное и наглядно-образное мышление в отличие от нас, взрослых, у которых преобладает словесно-логическое мышление. Поэтому малыш может познать предмет и построить его образ только в своей практической деятельности. И эта особенность мышления детей известна уже много веков и должна учитываться всеми взрослыми в обучении малышей!

lyuboy-li-razvivayushhiy-multfilm-razvivaet-rebenka

Реально определяют развитие ребенка в дошкольном возрасте
  1. Живое, содержательное, интересное, творческое общение  в семье.
  2. Сенсорный опыт (т.е. опыт, полученные через осязание, обоняние, слух, зрение в реальной жизни).

Малышу – дошкольнику надо самому играть, рисовать, лепить, конструировать,  слушать чтение хороших книжек, инсценировать их с мамой, проводить опыты с воздухом и водой, строить свои гипотезы и их проверять, делать выводы. То есть для развития малыша нужно чтобы он сам делал опыты, а не смотрел мультики, где эти опыты показаны. Ему нужно самому делать поделки из желудей, а не смотреть ролик о том, как это делают другие! И самому придумывать и делать поделки из шишек, а не играть в компьютерную игру, в которой требуется только мышкой ткнуть в нужное место и по образцу собрать виртуальную поделку из шишек. Мышление ребенка находится на кончиках его пальцев, но пальцев, держащих реальную шишку  и придумывающих поделку из нее! А не пальчиков, «тыкающих» мышкой в место, указанное на экране компьютера стрелкой!

Просмотр видео и мультиков не является практической деятельностью ребенка. В них ребенок пассивен. А значит, что видео и телевизор могут использоваться как отдых, как дополнение к истинно детским видам деятельности, но не как основное содержание жизни, воспитания и обучения малыша и познания им мира. И вводить развивающий фильм нужно тогда, когда ребенок в своем реальном практическом опыте жизни это освоил.

Всегда более развиты те дети, которые имели и имеют опыт интересного творческого общения со взрослыми в семье, а не те дети, которые получили  и просто запомнили информацию с экрана!

Почему дети так любят мультики и рекламу?

lyuboy-li-razvivayushhiy-multfilm-razvivaet-rebenka (2)

Мы знаем – даже младенцы с удовольствием смотрят рекламу и мультики! Почему?

  1. Реклама и видео для малышей построены на «трансовых» эпизодах, смонтированных в режиме клипового восприятия. Мелькание сюжетов завораживает, ребенок не отрываясь может смотреть на экран. Но это не означает, что развивается усидчивость и внимание. Эффект будет как раз наоборот! Дети привыкают к такой гиперстимуляции и начинают ее требовать. Они уже не могут обходиться без нее. Ребенку нужно чтобы всё двигалось, мелькало, и он уже не может просто послушать книжку, ему неинтересны беседы и наблюдения, он требует настоятельно этих гиперстимуляций и перед сном, и во время еды, посвящает экрану свободное время и т.д. Малышу скучно рисовать, лепить, играть, конструировать. Ему нужны новые яркие гиперстимуляции. В дальнейшем становится очень трудно договориться с таким малышом, и его начинают называть «неуправляемым». Если в доме постоянно работает телевизор как фон семейной жизни, если ребенок привык что основная форма его досуга – это просмотр телевизора или видео, то чаще всего для малыша в дальнейшем происходят такие последствия.
  2. Картинки современных мультиков и рекламы очень яркие, со спецэффектами. Реальные жизненные краски намного более естественны и потому менее ярки. Такая сочная яркость красок очень привлекает детей. Кстати, яркие цвета дети используют в своих рисунках и предпочитают в игрушках и одежде, т.к. именно этот волновой спектр нужен им для развития. Яркие цвета оказывают интенсивнейшее влияние на глаза ребенка, приковывают к себе внимание. Привыкнув к мельканию ярких красок, ребенок перестает обращать внимание на более мягкие оттенки, они становятся для него непривлекательными.
  3. Исследователи заметили, что детей младшего возраста очень привлекает мелькание, причем любое от наблюдения за вращением барабана стиральной машины до мелькания даже пустого экрана телевизора. Они предпочитают этот мелькающий раздражитель наблюдению за неподвижным предметом. Именно поэтому экран телевизора так притягателен для них. Но вот как раз мелькание экрана и создает повышенную нагрузку на детский организм и крайне неблагоприятно действует на малышей.
  4. Современные дети дошкольного возраста нередко посещают много кружков и занятий дополнительно к детскому саду. У них нет времени на свободную игру. Устав от перегрузки (что не всегда сразу же видно внешне по поведению малыша), ребенок просто не может активно действовать от переутомления и потому просто пассивно потребляет то, что ему предлагает экран.

Вывод здесь напрашивается простой – не всё, что нравится детям, им полезно! И это обстоятельство нам, взрослым, нужно учитывать!

Источник: Родная тропинка

Дополнительные видеоматериалы по теме

Как выбрать мультфильм для ребёнка?

Каждый родитель знает, как сильно дети любят смотреть мультфильмы. Иногда они готовы проводить за этим занятием даже несколько часов подряд. Но в отличие от детей взрослые понимают, что далеко не все развлечения полезны, и поэтому стараются ограничивать свои чада от длительного сидения перед экранами.

Детство под угрозой: Вредные мультфильмы

Очередной видеообзор  посвящен брошюре «Детство под угрозой: Вредные мультфильмы», подготовленной проектом «Научи хорошему». Представленная в брошюре информация отвечает на один из самых острых вопросов, волнующих большинство родителей, – какие идеи сегодня внедряются в сознание детей через мультфильмы.

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

26
108
0 В закладки
Репост

Оставить комментарий

add minus