28 сентября 2015

Дискредитация и обесценивание родительства в продукции «Диснея»

Дискредитация и обесценивание родительства в продукции «Диснея»
Ориентировочное время чтения: 15 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Следующая вредная тема, которая очень активно продвигается «Диснеем» – это дискредитация и обесценивание родительства. Реальное отношение «Диснея» к родителям и детски-родительским отношениям сильно разнится с поверхностным позиционированием компании как «семейно-ориентированной».

Давайте посмотрим, как проводится тема родителей в случайно выбранных, но примерно одинаково известных 27 продуктах компании.

Однозначно позитивные образы родителей

Мультфильм «Спящая красавица». (1959) (+)

+ Присутствует позитивный образ родительской пары, правда, практически не участвующей в истории. Также на позициях материнских фигур выступают три феи-крестные: они самоотверженно заботятся о принцессе, пока с той окончательно не снимается проклятье. Благодаря их родительской заботе и достигается счастливый финал.

Мультфильм «101 далматинец». (1961) (+)

+ Пара далматинцев-супругов представляют собой очень положительный образ родительской пары. У героев рождается 15 щенков, и в течение истории они становятся ещё более многодетными родителями – спасают от смерти и усыновляют 84 щенка-далматинца. Герои-родители ведут себя заботливо и самоотверженно по отношению ко всем героям-детям.

Мультфильм «Геркулес». (1997) (+)

+ У главного героя Геркулеса в истории две пары родителей – земная пара и родные родители – боги Зевс и Гера. Все родители живы от начала до конца истории. Геркулес испытывает подчеркнутое уважение как к своим земным родителям, так и к божественным.

Мультфильм «Мулан». (1998) (+)

+ Присутствуют позитивные родительские образы в большом количестве: оба родителя главной героини, бабушка, также духи-предки, которые заботятся о своих потомках и охраняют их благополучие. Тема уважения к родителям предстаёт в качестве завязки истории: главная героиня проявляет инициативу пойти на войну, чтобы избавить от этой обязанности пожилого отца, уже прошедшего одну войну.

Мультфильм «Головоломка». (2015) (+)

+ Присутствует позитивный образ родительской пары, заботящейся о своей дочери. От начала до конца истории изображается высокая ценность семьи и заботы членов семьи друг о друге.

Смешанные образы родительства, как с хорошими тенденциями, так и с плохими:

Мультфильм «Золушка». (1950) (-/+)

+ Главная героиня, Золушка, – сирота. Отец принца – глупо выглядящий, взбалмошный человек, плохо контролирующий свой гнев. Однако его забота о сыне и его семейной обустроенности очень акцентирована. Отец принца горячо мечтает о внуках и окончании королевского семейного одиночества. О матери принца не упоминается.

Мультфильм «Питер Пэн». (1953) (+/-)

+ Матери: присутствует позитивный материнский образ – мать главной героини, однако она находится на экране всего несколько минут в начале и несколько минут в конце. Главная героиня очень любит свою маму и отправляется в страну Нетландию, чтобы стать мамой потерянных мальчиков и заботиться о них. В истории исполняется песня в честь матери, самого близкого и родного человека.

Отцы: присутствует отрицательный отцовский образ. Отец изображается взбалмошным, глупым, его мировоззрение подвергается критике, в том числе и самим сюжетом м/ф: он не верит в существование Питера Пэна, который появляется в жизни его детей и кардинально её меняет.

Мультфильм «Король лев». (1994) (-/+)

+ Матери: Образ матери позитивен: мать главного героя Симбы – благородная, ответственная и заботливая львица. Она жива от начала до конца истории.

Отцы: отец Симбы трагично погибает.

В конце истории Симба и его супруга становятся родителями.

diskreditaciya-i-obescenivanie-roditelstva

Мультфильм «Тарзан». (1999) (-/+)

+ Родные родители главного героя погибают в первые 5 минут истории. Мальчика усыновляет горилла. Образ матери-гориллы подаётся очень глубоко и трогательно. Пожалуй, это самый потрясающий и самый яркий материнский образ из всех упоминаемых в данной статье.

Здесь интересно и важно отметить, что на протяжении многих лет у «Диснея» есть великолепные возможности формировать и выпускать на экраны всего мира идентичные потрясающие образы материнства  через героев-людей, что компанией никогда не делается. И, конечно, это не является случайностью.

С образом приемного отца-гориллы в «Тарзане» связан конфликт – непринятие им своего человеческого сына – что разрешается только в конце истории. Приемный отец погибает, передавая функции вожака стаи Тарзану.

Мультфильм «В поисках Немо».  (2003) (-/+)

+ Мать рыбки Немо трагично умирает на 3 минуте истории. Общий посыл истории непозитивен: исправление отца Немо, Марлина, не просто ради сына, но и с его подачи. Мотив отца, зависящего от воли сына – это отсылка к ювенальной юстиции, продвигающей ломку естественной иерархии «родитель-ребёнок». Идеологией ю.ю. действия и воля ребёнка кардинально ставятся НАД родительскими, и ребёнок с его ограниченными ресурсами в осознании, интеллекте и т.д. – получает власть над своим родителем.

Однако в м/ф «В поисках Немо» общую вредную мораль смягчают: 1) то, что Немо тоже приходится очень серьёзно поработать над собой в созданной им опасной ситуации, которая заставляет меняться отца ради него 2) очень убедительное финальное изображение улучшившихся взаимоотношений счастливых, воссоединившихся сына и отца.

Отрицательные образы родительства

Мультфильм «Белоснежка и семь гномов». (1937) (-)

Отцов в истории нет. На позиции материнской фигуры – злая королева, которая хочет убить главную героиню из-за зависти к её красоте. Королева погибает.

Мультфильм «Русалочка». (1989) (-)

Матери: отсутствуют.

Отцы: у принца отца нет. Главная героиня в конфликте со своим отцом, отрицание его воли и запретов приводит к счастью.

Мультфильм «Красавица и чудовище». (1991) (-)

Матери: матери у главной героини Белль нет. В мультфильме в духе 25-ого кадра подаётся изображение уродливой многодетной матери на контрасте с красавицей-Белль, а позже главная героиня отрицательно относится к предложению жениха родить много детей.

Отцы: отец Белль изображён добрым, но слабым и жалким человеком, над которым потешаются люди.

Мультфильм «Аладдин». (1992) (-)

Матери: матерей нет.

Отцы: отец главной героини жалок, смешон и управляем. Героиня достигает успеха через отрицание отцовской воли касательно женитьбы.

Главный мужской персонаж – сирота.

diskreditaciya-i-obescenivanie-roditelstva-1

Мультфильм «Покахонтас». (1995) (-)

Матери: упоминается, что мать главной героини умерла. Материнскую фигуру заменяет волшебное дерево, скрыто подстрекающее героиню на опасности и предательство.

Отцы: «хеппи-энд» героиней достигается через отрицание воли своего отца.

Мультфильм «Атлантида: затерянный мир». (2001) (-)

Матери: мать главной героини погибает в первые минуты повествования.

Отцы: героиня отвергает волю своего отца. Он погибает в течение истории.

Главный мужской персонаж – сирота.

Мультфильм «Лило и Стич». (2001) (-)

Упоминается, что мать и отец главной героини трагически погибли, и её на грани отказа в родительских правах воспитывает старшая сестра. Старшая сестра, будучи материнской фигурой, зависит от своей младшей сестры, поскольку от отзыва той о её опеке зависит, разлучат ли их (ломка естественной иерархии ребёнок-родитель).

Фильм «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины». (2003) (-)

Матери: отсутствуют и не упоминаются.

Отцы: главная героиня достигает «хеппи-энда» через отрицание отцовской воли касательно женитьбы.

Мультфильм «Рататуй». (2007) (-)

Матери: отсутствуют и не упоминаются.

Отцы: Изображается конфронтация между сыном и отцом. Отец главного героя, крысы Реми, не понимает тяги сына к кулинарному делу. Реми достигает успеха через отрицание отцовского мнения. Отец выглядит менее «продвинутым», чем сын, и в итоге подстраивается под мировоззрение сына. Матери у Реми нет.

Главный человеческий герой – Лингвини – сирота.

Фильм «Алиса в стране чудес». (2010) (-)

Отец главной героини умирает в начале истории. Главная героиня подчёркнуто холодно и неуважительно относится к матери. История проводит мотив отрицания матери – приключение, происходящее с Алисой, подтверждает правильность её решения отказаться от брака, на котором настаивала мать. Отрицание материнской воли проводит счастливый финал для героини.

Мультфильм «Рапунцель». (2010) (-)

Матери: главный злодейский персонаж, Матушка Готель притворяется матерью главной героини и потому узнаваемо ведёт себя как мать. Образ матери в мультфильме используется как злодейский, а гибель материнской фигуры преподносится как акт справедливости.

multfilm-rapuncel-zaputannaya-istoriya-etalon-antivospitaniya-02

Отцы: яркий образ отца отсутствует.

Семейная пара родных родителей главной героини, короля и королевы, используется для проведения идеи в духе ювенальной юстиции о том, что у ребёнка должны быть идеальные условия, идеальные родители, к чему ребёнок сам должен стремиться. Матушка Готель – отринутая ребёнком материнская фигура, плохо исполнявшая свои обязанности с точки зрения ребёнка.

Главный мужской персонаж – сирота.

Мультфильм «Храбрая сердцем». (2012) (-)

Матери: главная героиня Мерида находится в конфронтации со своей матерью. Мать Мериды обращается в медведя и подвергается смертельным опасностям из-за непослушания дочери. Тем самым история изображает зависимость матери от дочери: не слушается проблемная дочь – а получает проблемы и необходимость исправляться не дочь, а мать. Основная мораль истории для ребёнка – если что-то в твоих отношениях с матерью не так, то она обязана поменяться, поменять решение, подстроиться под тебя. Воля ребёнка ставится НАД волей родителя (=идеология ювенальной юстиции).

Отцы: отец главной героини в целом изображен приятным человеком, мужественным, сильным, с чувством юмора. Однако когда его жена превращается в медведя, ничто не способно вразумить его проснувшийся охотничий азарт, граничащий с одержимостью, в результате чего он близок к тому, чтобы убить собственную жену.

Фильм «Оз: великий и ужасный». (2013) (-)

Матери: матерей у главных героев нет, не упоминается, что с ними.

Отцы: упоминается, что отцы главных героев умерли. Одна из главных героинь-сестёр убила отца ради власти. Главный герой Оскар Диггс не хочет быть похожим на своего отца, простого труженика-фермера, на чём ставится акцент. Герой добивается своего триумфа в том числе и через это мировоззрение.

Мультфильм «Холодное сердце». (2013) (-)

Отец и мать главных героинь, сестёр Эльзы и Анны, являются причиной основной сюжетной трагедии – они прячут Эльзу, обладающую разрушительно-созидательной магической силой, под замок, что в конечном счёте приводит к стихийному бедствию, непреднамеренно вызванному девушкой в королевстве. Отец и мать, создав проблему к разрешению, сразу же устраняются сценарием: они умирают в кораблекрушении. Чтобы прийти к счастливому итогу, Эльзе необходимо реализовать волю, которая ровно противоположна воле родителей – освободить свою силу. По сути, т.к. отец и мать Эльзы создают основную проблему сюжета, они являются главными злодеями в истории.

Мультфильм подтекстом проводит идеи отрицания традиционной семьи (смерть родителей Эльзы и Анны, «неистинность» союза Анны и Ганса, Анны и Кристоффа) и продвигает «альтернативные» и гомосексуальные семьи (семья торговца Оакена, община Троллей, пара Эльзы и Анны как аллюзия на однополый союз «истинной любви»).

Фильм «Малефисента». (2014) (-)

Матери: мать героини-принцессы умирает. Замещающие мать тётушки-феи неспособны позаботиться о своей падчерице. Принцессу «удочеряет» демонический персонаж.

Отцы: отец принцессы – основной злодей в истории. Умирает в бою с демонической приёмной матерью принцессы. При этом принцесса помогает демонической матери победить собственного отца в бою.

Также в фильме подтекстом проводится отрицание традиционной семьи (разрушение пары Малефисенты и Стефана, смерть королевской семьи, неистинность союза Авроры и принца Филиппа) и продвигается позитивность «альтернативных» гомосексуальных семей (союз Малефисенты и Авроры как 2-в-1: аллюзия на усыновление в нетипичную семью + однополый союз «истинной любви»).

Мультфильм «Город героев». (2014) (-)

Упоминается, что отец и мать главного героя умерли, когда ему было 3 года. Опекунша главного героя не является авторитетной родительской фигурой, она произносит монолог о том, что ничего не понимает в детях и её саму надо воспитывать. Отец одного из персонажей – главный злодей, которого в итоге забирают под арест.

Фильм «Золушка». (2015) (-)

Матери: мать Золушки драматично умирает в начале повествования. Упоминается, что мать принца умерла.

Отцы: отец Золушки и отец принца умирают в течение повествования.

Принц достигает счастья через отрицание отцовской воли. В счастливом финале молодожены изображаются стоящими перед похоронными портретами родителей.

Резюме

Из 27 случайно выбранных, но известных продуктов «Диснея»:

  • 5, поддерживающих родительство (изображение полной семьи, отсутствие смертей родителей, семейная взаимоподдержка, самоотверженность родителей ради детей и детей ради родителей и др.)
  • 5 промежуточных, где позитивные тенденции смешиваются с негативными (один родительский образ позитивен, другой – негативен, смерть одного из родителей и др.)
  • 17, дискредитирующих и обесценивающих родительство тем или иным способом (изображение и упоминание смертей родителей, изображение достижения героем успеха через отрицание воли матери или отца, ломка естественной иерархии – родители, зависящие от воли детей, родительские фигуры в роли злодеев и др.)

Итого количество диснеевских продуктов, дискредитирующих родительство, перевешивает семейно-ориентированные продукты более чем в 3 раза. Данное соотношение красноречиво и заставляет задуматься о реальном качестве семейной информационной поддержки от якобы «семейно-ориентированной» компании «Дисней».

Умышленность антиродительской политики компании наиболее всего подтверждает характерный, повторяющийся и крайне вредный мотив конфронтации главного героя с родителем и итоговый успех и счастье героя через отрицание родителя и его воли, что присутствует в 14 продуктах из 27 представленных (отрицание воли отца: «Покахонтас», «Оз: великий и ужасный», «Холодное сердце», х/ф «Золушка», «Атлантида: затерянный мир», «Пираты Карибского моря: проклятье черной жемчужины», «Аладдин», «Питер Пэн», «Рататуй», «В поисках Немо», «Русалочка»; отрицание воли матери/материнской фигуры: «Рапунцель: запутанная история», «Храбрая сердцем», х/ф «Алиса в стране чудес»).

Зачем это нужно

Постоянно воспринимая подобные негативные идейные коды по теме родителей, зритель привыкает, что родительство не является чем-то ценным, важным и авторитетным. Родители внушительного количества диснеевских главных героев: 1. упоминаются умершими 2. умирают 3. отрицаются, и с героем, вырезанным из детски-родительской связи, происходит что-то интересное,  значимое, увлекательное, что заканчивается для него триумфом, истинной любовью, богатством и т.д. В итоге систематическое изображение обесцененного родительства и возвышенного, увлекательного сиротства, формирует у зрителя соответствующие взгляды на собственных родителей, себя, как потенциального родителя и родительство, как явление в целом: без родителей лучше, родители как явление – что-то ненужное, лишнее, нечто, что должно быть умершим/умереть/отрицаться – ровно в соответствии с тем, как это продвигается «Диснеем».

Немаловажно, что через тему обесцененного родительства навязывается идея, что человек не связан ни с кем преемственно. Популяризирование устранённых родителей – это фактически смысловое выбивание из-под ног исторического базиса. Зрителю предлагается осознание, что быть без родителей – это норма. В предшествии истинного, величественного героя – никого и ничего нет. Ни родителей, ни наследуемого опыта, ни традиций, ни прошлого.

Дискредитация родительства и родительски-детских связей – это информационная работа по продвижению атомизированного самосознания человека и ослаблению вертикальных семейных связей: ты сам по себе, никого за тобой, никого после тебя. Антиродительской пропагандой воспитываются люди с мировоззрением самозаявленных сирот, одиночек без предшественников и без потомков. Это этап, подготавливающий дальнейшую манипуляционную работу с общественностью – если человек не несёт какого-либо «мировоззрения традиций», завязанного на уважение прошлого, на несение опыта своих предшественников и передачу его далее, на внимание и заботу по отношению к людям, благодаря которым появился на свет и живёшь, то такому человеку, вырванному из семьи и рода, гораздо легче предложить что-то новое, некое «приключение» без оглядки назад (родители), а также и вперёд (собственные дети).

P.S. Воплощенным последствием подобного антиродительского воспитания можно считать такие события, как это. Тверк на фоне военного мемориала – закономерное последствие навязываемого детям деструктивного атомизированного мировоззрения «без прошлого и будущего». Обратите внимание, «мемориал» – слово, образованное от “memory” – память, прошлое, наследие, предшествующие и предшествующее. И правда в том, что та вредная масс-культура, частью которой является «Дисней», целенаправленно учит детей не уважать родителей, память, наследие – всё предшествующее, и предлагает в качестве нового идеала ярко и индивидуалистически противопоставить себя этому. Что мы и наблюдаем в приведённом случае.

 Евгения Кумрякова

Предлагаем также ознакомиться с видеообзором: Дискредитация образа матери в современном кинематографе

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

20
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 20

  1. Нигде и никогда не читала толковый ответ зачем это делают. В основном только предположения.Те кто это делают молчат и не объясняют причин. Теплится надежда , а может они чего-то хорошее задумали. Ведь человек всегда хочет надеяться на хорошее. Пересорятся родители с детьми и придут они к этому”Диснею” и скажут вот пересорил нас, так и будь теперь нашим мамой и папой. Дождётся этот”Дисней” такого развития событий. А готов ли он такому развитию событий?

    2
      1 ответ
    • Владимир, прибыль была бы значительно больше если бы в мультфильмах было больше доброты к тем же родителям. Родители могли бы рекомендовать эти мультфильмы детям и своим, и чужим. Думаю, что дело не в прибыли. Ведь именно родители покупают мультфильмы детям. а если они заподозрят, что в этих мультфильмах они выставлены не лучшим образом то и покупать не будут. Дело здесь в какой-то идее, что родители каким-то образом в чём-то мешают детям. Их любовь к своему ребёнку абсолютная. для родителей свой ребёнок всегда самый лучший, даже если он совершает преступление они всегда будут его защищать до последнего. Такова природа человека. Думаю, что эта абсолютная любовь рассматривается, как тормоз для развития человека. Рёбёнка учат понимать, что лично он сам отвечает за свои поступки. Конечно, что хорошо и что плохо должны объяснять родители, но если они сами это понимают. Вот Вы должно быть понимаете, а остальные прочитали Ваш материал и предпочли промолчать. Почему? А потому, что у многих уже нет чёткого понятия что хорошо и что плохо. Они в себе не уверены. Раз не уверены, значит такая продукция будет увеличиваться. А если у них будет уверенность в своих силах, то этой же самой компании придётся сменить приоритеты. да им вообще ничего не стоит дорисовать в своих мультфильмах добрых и умных родителей. Их об этом должны попросить. Вот я уже прошу дорисовать добрых мам и строгих , но справедливых пап, а ещё пусть добавят хороших и мудрых бабушек и дедушек. Может услышат. Но плохо, что я прошу одна.

      1
        1 ответ
      • Владимир, не будьте наивным. Большинство родителей прекрасно понимают, что смотрят их дети. Просто у них нет ни сил, ни желания дать им что-то другое. Пока ребёнок смотрит мультик мама может часами базарить с подругой, а папа пить пиво и смотреть футбол и многим из них абсолютно всё равно, что смотрит их отпрыск, лишь бы к ним не лез. Что мешает им посмотреть мультфильм и обсудить его в семье, да ничего не мешает, кроме их лени и равнодушия. Конечно, какая-то часть родителей может что-то и не понимает и вы откроете им глаза, но это далеко не большая часть. Им ваш проект, как кость в горле. Уже нельзя делать вид перед собой и перед ребёнком, что ты что-то не понимаешь, тебе объяснили и в рот положили, а подросший ребёнок может спросить,
        -А что же ты ты мама и папа предавали меня, покупали мне всё то, что портило мою психику, вы же знали., вам же на проекте ” научи хорошему” рассказали. А ведь настанет время и спросят и не простят ведь.Лично я считаю , что ваш проект очень хорош именно этим.

        2
          1 ответ
        • Ещё 14 комментариев

        Оставить комментарий

        add minus