15 февраля 2015

«Игривый Гитлер» – плоды убийства культуры

«Игривый Гитлер» – плоды убийства культуры
Ориентировочное время чтения: 9 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Этой статьи не было бы, если бы  я сам многократно не становился свидетелем одной и той же  весьма странной ситуации.  Казалось бы,  что может быть более несовместимым, чем фашизм и веселье? Но нет, оказывается, что проведённая с нашим обществом информационно-психологическая работа была настолько масштабна, что теперь упоминание Гитлера, почему-то, у многих людей  вызывает очень странную непроизвольную улыбку… и даже желание как-нибудь пошутить на эту тему.

Какие же сложные  операции надо было произвести с нашим многострадальным общественным сознанием, чтобы  так сильно  изменить образ огромной  реальной исторической личности и заменить её, жалким комичным двойником?  Какую подготовительную работу надо было произвести, чтобы такая подмена стала возможной? На эти вопросы мы обязательно  постараемся ответить, но несколько позже, а сейчас давайте вспомним каким образом раньше выстраивались отношения между нашей страной и сильнейшей военной машиной ХХ века.
Вот так воспринимала войну с нами сама Германия:

9 января, 17 и 30 марта 1941 года Гитлер выступал перед высшим командным составом вермахта со специальным заявлением о характере будущей войны против СССР. Он повторял и повторял, что эта война будет «полной противоположностью нормальной войне на западе и севере Европы», что в ней предусматривается «тотальное разрушение», «уничтожение России как государства». Он заявлял, что война против Советского Союза будет «борьбой двух идеологий с применением жесточайшего насилия», что в этой войне предстоит разгромить не только Красную Армию, но и «механизм управления СССР, уничтожить комиссаров и коммунистическую интеллигенцию» и таким путем разрушить «мировоззренческие узы русского народа».

И действительно, такой уровень террора над мирным населением мир увидел впервые. Ниже приведены фотографии из документальных кинохроник военных лет:

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-4

Отношение же Советского союза к фашисткой части  Европы формировалось скорее как реакция на действия немцев и их союзников. Если ознакомиться с агитационными материалами того времени, то несложно убедиться, в том, что  один из главных лозунгов того времени – «Убей немца» – был сформирован именно как реакция на нечеловеческую жестокость, с которой пришлось столкнуться нашему народу.

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-5

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-6

Яркой иллюстрацией этой логики является стихотворение К. Симонова, которое вошло в память людей, под названием

«Если дорог тебе твой дом…»:
<…>
Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А в его по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!

Откуда появился Гитлер-клоун?

Так что же все-таки заняло место этого старого образа? Откуда в сознании каждого 2-го молодого человека сидит гитлер-клоун, над которым так и хочется пошутить? Кто автор данной гениальной подмены? Для того, чтобы разобраться с этим давайте сначала проведём небольшой обзор наиболее популярных материалов интернета по данной теме.

1) Американский фильм 2004 года – «Евротур»

Начнём с ролика из фильма «Евротур», набравшего

  • 800 тысяч просмотров в английской версии,
  •  50 тыс. в версии с русским переводом.,
  •  А так же миллионы просмотров во всех кинотеатрах мира, когда этот фильм вышел в прокат в 2004 году.

Очень характерны комментарии к русской версии

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-1

 2) Российский фильм 2008 года – «Гитлер капут!»

Менее популярный фильм, но зато уже целиком и полностью посвящённый нашей теме.

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-2

Представляет собой омерзительнейшую пародию на  «Семнадцать мгновений весны».  Здесь главнокомандующий войск фашисткой Германии очередной раз представлен в качестве, потешающего публику клоуна. Как будто бы вся война была не в действительности, а только в его воспалённом воображении. Понятно, что картина не имеет никакого отношения к реальности, да и не претендует на это. Но, образ транслируется, люди смеются, а значит процесс идёт…

К сожалению, есть у фильма и своя «изюминка». Создателям данного художественного  выкидыша показалось очень забавным смешать все традиционные русские культурные мотивы (от народных песен до советского кино) с сумасшедшим домом  третьим рейхом. Например, на фотографии ниже мы видим креативное переосмысление фильма «Чапаев(1934)».

igrivyj-gitler-plody-ubijstva-kultury-3

Как говорится, к чему ни прикоснётся рука современного российского режиссёра… а получается одно и то же.  Тяжёлая стадия творческой импотенции создать ничего нового не позволяет, значит остаётся только вот таким образом кривляться и хоть как-то привлекать к себе внимание, эксплуатируя историческую тематику. Но, к сожалению, сформированный в результате перестроечных конвульсий последних 25 лет,  «пипл» умудряется впитывать даже такое.

3)  Ролик от KuTstupid – один из проектов суперпопулярного carambatv.ru

Около 850 тысяч просмотров. И очередной раз просто посмеяться над немцами – мало, надо  ещё обязательно потоптаться и на советских ценностях.

4)  Отрывок из х/ф “Бункер”

Далее мы переходим к буквально «культовому» отрывку из фильма «Бункер», набравшему на разных языках даже не десятки, а более сотни миллионов просмотров. Для современной интернет-тусовки данная сцена стала своебразной  «классикой» дебилизма юмора.  Уже сложно найти тему, на которую ещё не потрудились озвучить этот  ролик. Кстати, очень, характерны их названия – сразу выдают аудиторию данных продуктов – Style Gangnam Style from Hitler, Гитлер и Скайп, Гитлер про torrents.ru, Гитлер о Half-Life 3,  Гитлер о Max Payne 3

https://youtu.be/Bxhs8jMnC7w

Нет никакого смысла разбирать каждый из них по отдельности. Отметим только их общую черту – сумасшедшему старику докладывают о том, что по целому ряду причин, его планам сбыться не суждено. В ответ он начинает истерить  и ныть о том, что его приказы никто не выполняет, а вокруг одни идиоты. Действительно… и как же такой человек мог завоевать всю западную Европу? Где же в это время были благоразумные, образованные европейские аристократы?

Вы скажите, что это всего лишь шутка?  Но ведь понимаете в чём дело, – уже не важно, что это было. Информация передана, образ самостоятельно живёт в голове потребителя, с ним выстраиваются какие-то ассоциации.  И после этого  Вы можете рассказывать, человеку выросшему на таких вот продуктах ,всё что угодно про «Великую отечественную войну», и  он даже скорее всего с Вами согласится, если Вы будете достаточно убедительны, но всё будет абсолютно бесполезно, до тех пор пока вот эти образы не будут вытеснены другими – более мощными.

После всего перечисленного давайте признаем  очевидное: образ фашистской Германии, который существовал в сознании советского человека, и основывался на реальном опыте столкновения с этой Германией, не имеет ничего общего с тем новым образом, который сформирован сегодняшней киноиндустрией и интернетом. И именно этот образ сейчас доминирует в сознании довольно большой части нашего общества. Особенно, той части, которая  уже давно вместо книг и шедевров киноискусства была подсажена на «ржачные видеоролики» и другие компьютерные игрушки.

На этом обзор просторов интернета мы пока окончим, и постараемся всё-таки  отвлечься от всего этого безумия.  Поскольку перед нами стоит крайне практический вопрос: к чему же приводят  подобного рода подмены?

Тем кто хочет более подробно разобраться с механизмами происходящих далее процессов, мы отсылаем к великолепным статьям  А. Кудиновой о М. Бахтине, где подробно рассмотрен механизм травестии. Здесь же нас интересует некоторая квинтэссенция этих исследований. Сформулировав  её очень упрощённым образом,  мы сконцентрируемся на рассмотрении последствий этого явления.

Главный тезис приведённого выше исследований заключается в следующем: «Смех убивает страсть». А страсть человеку необходима. Необходима, как воздух. Страть – это источник энергии. Конечно, соединиться с этим источником человек может только через настоящую Культуру. Когда он соприкасается с этой культурой, в его воображении, в его чувствах, как будто, воскрешаются те события, те герои, которые и составляют реальную живую ткань истории. В этой истории ты встречаешься с этими героями, и  находишь настоящие высокие смыслы, которыми жили твои предки – ты становишься их преемником. А после того, как эта связь восстановлена, ты сможешь дать уже свой собственный ответ на те актуальные вызовы, которые стоят перед тобой сегодня.

И если ты живёшь в здоровой среде и вокруг тебя много полноценных состоявшихся людей, которые уже смогли осуществить эти сложные манипуляции (которые, по сути, в древних культурах назывались инициациями), то человек проходит всё это в подростковом возрасте.

А если общество крайне не здорово, и родители  вместо воспитания  заняты заработком то ли  на элементарное выживание, то ли на какие-то небольшие мещанские радости , а учителя, вообще, уже сомневаются имеют ли они право настаивать на каких-то ценностях, а вдобавок ко всему этому,  сформированная за многие столетия сложнейшая Культура подменятся такими, суррогатами, какие мы имели несчастье наблюдать в начале данной статьи… то никакой настоящей связи уже не будет. А значит не будет и энергии. В то время как, вызовы, стоящие сегодня перед нашей страной, носят едва ли ни  беспрецедентный  характер.

В такой ситуации выход остаётся только один: «вернуть потерянную связь», и заново выстраивать свою идентичность, в сегодняшнем  быстро меняющемся мире. Разумеется,  выстраивать её  надо именно с опорой на свою реальной историю и богатейшую культуру,  которая уже давно стала неотъемлемой частью мировой.  А значит от той простоты, к которой мы так привыкли за последние годы придётся отказываться. Поскольку буквальное копирование советского, либо ещё более раннего времени может привести только к полному провалу.

Источник: contrmind.livejournal.com

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

27
83
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 2

  1. Ещё фильм железное небо можно сюда же добавить, особенно с учетом, что сейчас 2 часть готовится.

    3
    • “Откуда в сознании каждого 2-го молодого человека сидит гитлер-клоун, над которым так и хочется пошутить? Кто автор данной гениальной подмены?”
      Мерзкий Чарли Чаплин, ещё в 1940 году снявший фильм “Великий диктатор”. Там Гитлер прямо не называется, но правящий страной диктатор Аденоид Хинкель, у которого в помошниках ходят Гарбич и Херринг – слишком отчётливая параллель.

      “Главный тезис приведённого выше исследований заключается в следующем: «Смех убивает страсть».”
      А ещё смех убивает страх. Именно поэтому, кстати, во время войны советские карикатуристы рисовали Гитлера и нацистов мерзскими и смешными.

      18

      Оставить комментарий

      add minus