16 ноября 2022

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

В первой статье из этой серии мы говорили о «Фантастических тварях и где они обитают» и о «Гарри Поттере». Теперь перейдем к рассмотрению ещё одной не менее известной голливудской франшизы под названием «Матрица». 

На данный момент «Матрица» насчитывает уже четыре полнометражных фильма, сборник аниме «Аниматрица» от известных мастеров жанра, а также игры: «Enter the Matrix», «The Matrix Online», «The Matrix: Path of Neo» и в 2021 году вышло технодемо игры «The Matrix Awakens». И, конечно, комиксы.

Игры по вселенной «Матрица» в основном дополняют рассказанную в фильмах историю различными спин-оффами. К примеру, в игре «Enter the Matrix» главными действующими лицами являются вовсе не Нео с Тринити и Морфеусом, а Необе и Призрак. Также через игры иногда рассказываются какие-то дополнительные моменты, которые не попали в фильм, уточняются детали. Но, в целом, канон вселенной строится на оригинальной трилогии. И здесь особое место занимает именно первый фильм.

Премьера «Матрицы» состоялась 31 марта 1999 года. Фильм поразил зрителей зрелищными спецэффектами, на полную демонстрируя технологию «слоу-мо». Но отнюдь не из-за яркой картинки фильм «Матрица» стал культовым. Сейчас есть множество блокбастеров, превосходящих спецэффектами «Матрицу», однако культовыми их не назовешь. Культовость «Матрицы» определяется вовсе не красивой картинкой и крутыми экшн-сценами, хотя картина, безусловно, вывела визуальную составляющую на новый уровень, а в многочисленных отсылках и смыслах, которые открыл нам мир машин.

Можно долго копаться в конспирологических теориях, но, на мой взгляд, самое главное, что подарила нам «Матрица», – она показала нам совершенно новую форму рабства.

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

Человек живёт, ест, пьет, спит, каждый день ходит на работу и не знает, что служит всего лишь батарейкой для машин, которых когда-то сам создал. А весь мир вокруг – лишь фикция, фальшивка, созданная с целью спрятать правду. По сути, это рабство на уровне ограничения знания. Рабство, основанное на управлении потоками информации. Человек в принципе не способен самостоятельно выйти из «Матрицы», поскольку в его голове никогда не возникнет мысль, что все вокруг ложь.

И тут появляется Нео… Первый фильм дает однозначную характеристику данному персонажу: Нео – избранный. Он появился, чтобы спасти человечество. Его пришествие в реальном мире сопоставимо с пришествием мессии: Христа, Будды, Моисея, Мухаммеда и т.д. Он новый пророк мира существующего только в цифре. Важно отметить, что для пробуждения Нео недостаточно только веры в свои силы, – нужна ещё творящая энергия, то есть любовь. Именно любовь Тринити воскрешает Нео, усиливая концепцию Избранного. Помните слова Пифии:

«Быть избранным – всё равно, что влюбиться».

Кстати, идея смерти и последующего возрождения Нео повторяет множество древних сюжетов, описанных в мифах и религиях, в том числе сюжет о воскрешении Иисуса Христа. Что только подтверждает идею «мессии».

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

В конце фильма четко обозначена и цель Избранного:

«Я знаю, вы меня слышите. Я чувствую вас. Я знаю, вы боитесь. Боитесь нас, боитесь перемен. Я не знаю будущего. Я не стану предсказывать, чем все кончится, – я скажу лишь, с чего начнется. Сейчас я повешу трубку и потом покажу людям то, что вы хотели скрыть. Покажу им мир без вас. Мир без диктата и запретов. Мир без границ. Мир, где возможно всё. Что будет дальше – решать нам».

Цель Нео в первой «Матрице» – освободить людей, открыть им бесконечный мир возможностей.

Однако во второй части «Матрица: Перезагрузка» концепция Избранного претерпевает существенные изменения. Пожалуй, самой главной сценой второго фильма является встреча Нео с Архитектором. Архитектор объясняет Нео, что Избранный – всего лишь результат аномалии, которая возникла из-за того, что Архитектору не удалось решить одно из уравнений. Математическая гармония оказалась невозможной. Матрица уже существует шестой раз, а задача Избранного:

«Вернуться к источнику. На время ввести в систему свой программный код и запустить загрузочную программу. После чего Ему придется отобрать 23 жителя Матрицы (16 женщин и 7 мужчин), которые займутся восстановлением Зиона. Отказ принять участие в процессе приведет к катастрофическому системному сбою и гибели людей, подключенных к Матрице. Человечество будет истреблено».

Итак, теперь Избранный – вовсе не освободитель человечества, а некая аномалия в уравнении, которую Архитектор так и не смог решить. Но Архитектор придумал хитрый механизм, с помощью которого «обнуляет» накопившиеся противоречия и заново воссоздает Матрицу, и Нео в данном случае должен принять правила игры ради «всеобщего блага».

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

То есть уже во второй части мы видим, как идея о пришествии освободителя человечества затирается: на уровне создателя Матрицы – это ещё один механизм порабощения людей. Причем довольно жестокий механизм, так как жители Зиона должны погибнуть.

Третья часть «Матрица: Революция» интересна только тем, что там появляется главный антагонист Нео – агент Смит. Агент Смит намерен уничтожить не только мир людей, но и мир машин. Нео идёт на сделку с машинами: он побеждает Смита, устраняя тем самым возникшую в системе ошибку, и спасает Зион. «Матрица» перезапускается, но людям удается отвоевать кусочек свободы.

Вторая и третья картины не повторили успех первой. Многие критики отмечали слабый сюжет, пространные диалоги, плохую игру актёров и т.д. Из фильма в фильм рос бюджет. К третьей части «Матрица» превратилась в типичный блокбастер с огромным количеством экшена и голливудских штампов. Но, на мой взгляд, не только из-за этого успех франшизы стал падать: изменились не только диалоги и спецэффекты – изменились именно смыслы. В первой части, как уже было сказано, нам показали новую форму эксплуатации человека – рабство, которого он ещё не знал. Также показали Избранного, который спасет человечество. Согласитесь, во второй и третьей частях не было ничего подобного, а повествование захлебнулось в перепитиях сражений компьютерных программ. Глобальный смысл затерся, превратив Избранного в марионетку. Именно поэтому первая часть стоит как бы особняком, а вторая и третья части с натяжкой можно назвать сиквелом.

«Матрица: Революция» вышла на экраны в 2003 году и завершила историю Нео, после чего о франшизе ожидаемо забыли. Смысла снимать продолжение не было.

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

Однако в 2021 году на экраны вышел фильм «Матрица: Воскрешение». Говорят, братья долго открещивались от того, чтобы снимать продолжение «Матрицы», считая трилогию завершенной. По сути, так оно и было: в трилогии Вачовски описали свое видение Матрицы и привели сюжет к ожидаемому финалу. Учитывая, что второй и третьей части не удалось повторить успех первой, снимать продолжение не имело смысла. Однако спустя почти 20 лет руководство Уорнер Бразерс, опять же по слухам, поставило уже «сестрам» Вачовски ультиматум: продолжение «Матрицы» будет снято с вами или без вас. Одна из «сестёр», которая именует себя Ланой, согласилась принять участие в проекте.

Как это часто бывает в сиквелах, погибшие в предыдущих частях герои вдруг чудесным образом оживают, поэтому в том, что Тринити и Нео выжили, нет ничего удивительного. Машинам удалось совершить невозможное: они восстановили тела двух героев, и их сознание снова загрузили в Матрицу. Для чего это делалось? Оказалось, что Нео и Тринити, будучи разделенными, но взаимодействуя друг с другом, дают большое количество энергии, из-за чего даже среди машин началась война.

В итоге Нео и Тринити снова живут в Матрице. Чтобы они не пытались оттуда выбраться, им стёрли память. Нео снова превратился в Томаса Андерсона, а события оригинальной трилогии теперь являются лишь сюжетом игры «Матрица», которую он когда-то создал. Тринити теперь зовут Тиффани. Она замужем. У неё двое детей. Томас регулярно посещает психоаналитика, который и придумал столь хитрый план выкачки энергии из Нео и его возлюбленной. Для того, чтобы воспоминания из прошлой жизни не беспокоили Томаса, Аналитик снабжает его синими таблетками. Теми самыми, что позволяют всё забыть.

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

Далее сюжет во многом повторяет первый фильм: появляется Морфеус, следует пробуждение Нео и т.д. и т.п.

Однако в отличие от первого фильма, где цели Нео четко обозначены его монологом в конце, теперь у Избранного совсем иная миссия: спасти Тринити. Вытащить её из Матрицы даже ценой гибели всех жителей Зиона. Спасение людей, освобождение их из мира Матрицы – задачи второстепенные.

Есть одна важная сцена в фильме: Нео и Тринити совершают «прыжок веры». При этом Избранный продолжает падать, а у Тринити вдруг пробуждается способность летать, и она спасает Нео от падения. Не означает ли это каких-то изменений в концепции Избранного? Учитывая запрос Голливуда на сильных женских персонажей, удивляться не приходится, что Тринити наконец-то сравнялась с Нео в своих способностях и даже превзошла его. Иначе рано или поздно фильм попал бы под зоркое око феминистических организаций.

Важно обратить внимание и на озвучиваемые «избранными» задачи в конце фильма:

«Мы не собираемся ни о чем договариваться. Мы уже переделываем твой мир. Изменим пару вещей. Идея усыпать небо радугами мне понравилась! Чтобы напомнить, на что способен свободный разум».

Учитывая факт смены пола обоими братьями Вачовски, то символизм радуги в данном случае более чем понятен. При этом Лана Вачовски автоматически причисляет сторонников ЛГБТ-течений к людям со «свободным разумом». То есть если в первой части Нео должен был освободить людей из плена иллюзорного мира Матрицы, то сейчас Нео и Тринити, видимо, хотят освободить людей от традиционных ценностей, предлагая людям некий «радужный» суррогат вседозволенности.

Таким образом меняются функции Избранного из фильма в фильм: если в первой части Нео был мессией, который пришел, чтобы освободить человечество, то, начиная со второй части, он превращается в механизм сохранения Матрицы, ведь его задача – устранить недостатки расчетов Архитектора, а в четвертой части уже тандем избранных из Тринити и Нео выступают за освобождение от традиционной морали, предлагая зрителям ЛГБТ-повестку.

Приквелы и сиквелы как оружие пропаганды: «Матрица»

Четвертая часть с таким набором смыслов, вполне ожидаемо, провалилась в прокате. Лана Вачовски прокомментировала это таким образом, что, мол, мы и хотели снять такое провальное кино, чтобы ни у кого больше не возникало желания снимать сиквелы «Матрицы». То есть со слов Вачовски это такой своеобразный стёб, пародия на самих себя. Но на самом деле видно, что над сюжетом работали. Есть довольно неплохие задумки: например, Нео изменили внешность, то есть только он сам видит себя настоящим, а остальные видят его другим человеком; Аналитик снабжает Нео синими таблетками под предлогом, что у того психические расстройства и т.д.

Но фильм оказался плохим не из-за дыр в сюжете и нелогичных действий героев, а именно из-за смысловой составляющей. Если бы идеи фильма действительно впечатляли, тогда на многое можно было бы закрыть глаза, даже на плохие экшн-сцены, но отсутствие интересных идей и смыслов, которые волнуют каждого человека, а не только феминисток и представителей ЛГБТ-меньшинсв, только подчеркивает все имеющиеся недостатки картины.

В данном случае, как и со вселенной Гарри Поттера, есть первый фильм, который стоит особняком от всего остального. Думается, что братья Вачовски и сами не до конца поняли, что они сняли. Подтверждается эта мысль тем, что им больше не удалось повторить подобного результата ни во вселенной Матрицы, ни вообще. Помимо первого фильма есть остальные. С натяжкой можно увязать три фильма в трилогию, хотя сами братья утверждают, что изначально все так и задумывалось. Но четвертый фильм – это вообще не продолжение Матрицы, а какой-то неудавшийся фанфик, содержащий сомнительные идеи о свободном разуме представителей секс-меньшинств. Внимания в данном случае заслуживает только первый фильм.

Продолжение следует…

Олег Ищущий

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

24
757
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 5

  1. Матрица – это фильм ловушка.
    “Нео – избранный. Он появился, чтобы спасти человечество. Его пришествие в реальном мире сопоставимо с пришествием мессии: Христа, Будды, Моисея, Мухаммеда и т.д.” Вот именно, фильм уравнивает всё и Истину (Иисуса Христа) и ложь (прочие религии с их лжепророками), распространяя экуменические идеи.
    Создатели сего фильма – сатанисты, ожидали в 2000х приход своем пьшиэхя (мошиаха) то есть как мы православные его называем – антихриста, и готовили подобный фильм как рекламы лжемиссии. Но Бог миловал, и сын погибели не пришёл тогда. Однако осадок экуменизма остался в умах, уже зазомбированных людей. Если разбирать далее, фильм полон чуждой нам буддистский культуры (нам, имеется в веду русским с нашей РЕАЛЬНОЙ 1000тней культурой, а не для славяно-ариев), пропагандируя феминизм и оккультизм.
    Ну а делее да, как в статье, всё хуже и хуже, но зрители уже были на крючке и заглотили отраву целиком. А наши “эксперты” вместо того, что бы раскрыть им глаза, оправдывают первую часть ещё глубже вовлекая обывателей типичное антихристианство.
    Матрица – это опасная экуменическая и греховная пропаганда, во всех частях, и чем дальше тем и вредоноснее.

    2
      2 ответа
      • 1 ответ

      Оставить комментарий

      add minus