Сравнение фильмов «300 спартанцев» 1962 и 2014 годов: Голливуд – это политика

1 декабря 2014

Очередной видеообзор проекта «Научи хорошему» посвящен сравнению двух голливудских фильмов «300 спартанцев» 1962 года и «300 спартанцев: Расцвет империи» 2014 года.

Обе картины повествуют примерно об одних и тех же событиях древности: нападении персидского войска во главе с царем Ксерксом на Грецию в 5 веке до нашей эры. Сразу отметим, что сюжет в новом фильме стал явно примитивнее, из сферы рационального подача информации сдвинута больше в эмоциональную сферу. Но это только вершина айсберга,  картины имеют ряд показательных отличий, которые мы с вами разберем подробно.

Начнем с греков. За прошедшие 52 года с момента выхода первого фильма, греки стали еще более свободолюбивыми, демократичными и спортивными. Чтобы наглядно продемонстрировать свое не только духовное, но и внешнее превосходство над персами, они полностью отказались от доспехов и красных накидок и сражаются в одних набедренных повязках.

Вопреки реальным историческим событиям, никакого рабства в древней Греции в обоих фильмах не показано. Более того, в новой картине тему высокой цивилизованности эллинов развили до такой степени, что в греческой армии теперь сражаются только «землепашцы, скульпторы и поэты».

Если демократы за 52 года стали еще более демократичными, то персы стали гораздо более жестокими и полностью утратили человеческий облик. В фильме 62-го года персидские воины и военачальники проявляют человеческие чувства, уважают своих противников, сохраняют жизнь пленникам. В новом фильме «300 спартанцев: Расцвет империи» персы все закутаны в черные мантии, на их лицах множество шрамов, у многих на головах страшные маски.

Поведение персов в новом фильме соответствует их внешности: они безмерно жестоки, кровожадны и безжалостны,  с нескрываемым наслаждением отрезают головы пленникам, истязают рабов. Единственный внешне привлекательный и в целом похожий на человека персонаж в персидском войске – это их командир Артемиссия, в жилах которой по сюжету течет греческая кровь.

За прошедшие полвека значительно изменился и персидский царь Ксеркс. В картине 1962 года Ксеркс показан довольно импульсивным, глуповатым и упертым человеком, который испытывает чувство сожаления, когда гибнут его воины и родные, иногда проявляет милосердие к пленникам. В современном фильме, Ксеркс уже не человек, а полубог, который наслаждается смертью, властью и насилием.

sravnenie-filmov-300-spartancev-1962-goda-i-300-spartancev-rascvet-imperii-2014-goda-1

Чтобы понимать, чем обусловлены такие изменения, нужно немного вспомнить историю. В 1962 году в Иране, который является современным наследником персидского царства, правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, который активно проводил в стране демократические реформы и отдал все нефтяные концессии в руки английских и американских нефтяных компаний.  К 1979 году иранцам демократия порядком надоела, они свергли прозападного шаха и в ходе исламской революции к власти пришел ее идеолог Рухолла Хомейни, который быстро вернул всю нефть иранскому народу, и выгнал британское и американское посольства из страны. С тех пор Иран причислен Западом к «оси зла».

Политическая ситуация объясняет и появление в новом фильме со стороны персов смертников, которые подкрадываются к демократам и взрывают себя; а также использование персами нефти в качестве оружия нападения на греческие корабли.

Технически все эти тонкости были реализованы путем назначения израильского кинематографиста Ноама Мурро главным режиссерам фильма «300 спартанцев: Расцвет империи».  Как вы знаете, Тель-Авив и Тегеран кровно ненавидят друг друга. И дело даже не столько в политике или экономике, сколько в религии: если одним «Бог» рекомендует использовать ссудный процент и ростовщичество для захвата других народов, то другим Бог запрещает ссудный процент, и говорит, что это один из самых тяжких грехов.

Ряд нововведений в современном фильме, которые можно отнести уже к уровню не международной, а глобальной политики

  • Во-первых, это то, как за последние 50 лет в Голливуде изменилось отношение к насилию. Если в фильме 1962 года, всего в нескольких сценах можно увидеть кровь, то в современном аналоге кровь брызжет фонтанами и льется рекой. При этом насилие в фильме иллюстрируется эффектно и в ярких красках, многие персонажи испытывают чувство наслаждения от жестокости и убийств. Многократное повторение сцен садизма вызывает у зрителей фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей поведения.
  • Во-вторых, это отношения между мужчинами и женщинами в фильмах. Вот так любовь выглядит в 1962 году: максимум, что позволяли себе главные персонажи – это поцелуи и обнимания. А вот так любовь выглядит спустя 52 года: собственно о любви здесь и речи нет, просто извращенный секс главных героев с садистскими наклонностями.
  • И в-третьих, самое главное, как изменился образ женщины за прошедшее время. В 1962-м году женщины играли роль жен и матерей. В современных голливудских фильмах женщина все чаще воин и убийца. Положительный образ матери или жены практически исчезает с наших экранов.

sravnenie-filmov-300-spartancev-1962-goda-i-300-spartancev-rascvet-imperii-2014-goda-3

Подведем итог, за 52 года в одном и том же сюжете произошли разительные перемены

  • Демократы стали еще более свободолюбивыми
  • Персы превратились в нелюдей и извергов
  • Любовь превратилась в извращенный секс
  • Насилие стало эффектным, ярким и красочным
  • Женщины из матерей и жен стали убийцами
* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

25

Уведомлять о новых материалах?

25
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 10

  1. “И в-третьих, самое главное, как изменился образ женщины за прошедшее время. В 1962-м году женщины играли роль жен и матерей. В современных голливудских фильмах женщина все чаще воин и убийца. Положительный образ матери или жены практически исчезает с наших экранов.”

    Возражаю. Положительный образ отца и мужа исчез давно, по этому поводу набаты никто не бил.

    1
      1 ответ
    • “Образ женщины просто встал на замену мужскому, а мужиков превратили в слабаков и подкаблучников.”
      Как будто что-то плохое, честное слово.

      Мне кажется, что вы в плену стереотипов: “Женщина должна быть заботливая и поддатливая, мужчина должен быть сильный и властный”. Это не так. Отдельно взятый человек никому ничего не должен, с него требует социум в лице других индивидов, которым он смог навязать свою систему ценностей. Зачастую эта система направлена на поддержание существование самого социума и отдельных его представителей, нежели общечеловеческого блага. Женщины страдают, что должны себя ограничивать, чтобы соответствать образу, мужчины – из-за того что постоянно должны чего-то достигать чтобы, опять же, соответствовать образу.

      Посмотрите на людей вокруг себя. Есть сильные и слабые женщины, сильные и слабые мужчины. Личность не определяется лишь полом, есть множество факторов – окружение, воспитание, и т.п. И так было на протяжении человеческой истории, человек не меняется, вернее, его внутренняя суть не притерпит изменений от того, во 2м веке он родился или 20м.

      “Положительный образ матери или жены практически исчезает с наших экранов.”
      Появилось что-то новое, ведь в жизни не все женщины – матери, жены, не все матери и жены – положительные. Быть в браке и иметь детей для женщины не значит автоматически включить некий тумблер поведения – впрочем для мужчин тоже.

      7
        1 ответ
        • Ещё 5 комментариев

        Оставить комментарий

        add minus