30 июня 2018

«Ну, в кого ты такой!?»

«Ну, в кого ты такой!?»
Ориентировочное время чтения: 8 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Тёплый осенний день. Улицы парка щедро усыпаны золотом увядающих деревьев. Ароматы уходящего лета едва слышны в воздухе. Журавли, печально взмахивая крыльями, прощались с родными местами. Иду по ковровой дорожке опавших листьев, наслаждаюсь осенними пейзажами. Вдруг слышу дикий ор, который доносится с детской площадки. Нервно оборачиваюсь, и начинаю постепенно успокаиваться: всё нормально, просто дети играют в «зомби». Сейчас это очень популярный сценарий для детских игр. С чего бы это?

Впереди двое школьников. Слышу разговор:

– А ты «Суини Тодда» смотрел?
– Нет, а что там?
– Да там ж-ж-ж-жееееесть! Маньяк-парикмахер кромсает всех своей бритвой. Кровища по рукам течёт, – восхищенно рассказывает школьник.
– Нет, это не для меня, я больше люблю комедии и юмор в стиле Comedy Club. Слышал их последнюю шутку про то, почему любовника нельзя прятать в шкаф?

Присматриваюсь повнимательнее – дети. Лет 10-12. Иду дальше. Впереди две студентки. Снова слышу разговор:

– Вчера «Универ» смотрела, там новый персонаж появился – Валя. Ну и лох, какой же он лоо-о-о-о-ох…
– А что такое?
– Да он не пьёт, не курит, мамочку свою во всём слушает, а самое главное – девственник в 22 года, да ещё и считает это нормальным, ты представляешь? Учёный типа какой-то. Кому нужны эти ботаники? Один раз живём, надо получать удовольствие от процесса, а он 22 года своей жизни «просрал» уже.
– Да… Мужики нынче пошли. У нас в группе тоже такой есть. Всё за какими-то книжками сидит, всё интересы у него какие-то странные. Одна учёба на уме. Даже праздники с нами не отмечает. И мяса не ест.
– Ещё и мяса не ест? Точно больной. Не общайся с ним.
– Да я и не общаюсь. О чём с ним разговаривать-то?

Девушки обернулись и пристально на меня посмотрели. Я слишком долго шел рядом, невольно слушая их разговор, и это их насторожило. Надеваю капюшон, ускоряю шаг и поворачиваю на соседнюю улочку. Всё-таки интересно бывает послушать – чем сейчас живут «телезрители». Впрочем, судя по всему, с тех пор, как я перестал смотреть «зомбоящик», тенденции в современном кино ничуть не поменялись. Насилие, секс, алкоголь и деньги – вот то, что продвигают сегодня в массы. Здорово, что я не смотрю. Проблема другая – приходится общаться с теми, кто смотрит. Иду дальше, впереди две молодые мамы делятся опытом в воспитании детей.

– С ребёнком что-то странное стало твориться. Ни с того ни с сего – падает на пол, бьётся руками, ногами, головой об пол и визжит.
– Может психиатру показать?
– Уже собиралась отвести, но всё оказалось намного проще. Вчера посмотрела мультик, который включаю ребёнку. «Маша и Медведь». Там эта Маша точно так же себя ведёт, когда Медведь не исполняет её прихоть. Один в один – падает на пол, дёргается и визжит.

– Так не включай больше этот мультик. Ребёнок в этом возрасте, как губка – всё впитывает.
– Да ладно, чего там. Мультик-то, сам по себе, добрый, и главное ребёнку нравится, его любимый.
– Да уж, «добрый». Эта Маша почти в каждой серии над животными издевается. Ещё и ведёт себя неадекватно. А замечала, какая модель поведения между Медведем (который ассоциируется с родителем) и Машей (которая ассоциируется с дочкой)? Она капризна и разбалована – всё время требует вкусняшек и развлечений и, когда не получает, начинает терроризировать Медведя и всех вокруг. Как ты думаешь, какой ребёнок вырастет на таких мультиках?

– Ой, ладно тебе. Ты слишком много думаешь. Если так размышлять – так вообще телевизор смотреть нельзя.
– Вот, первая здравая мысль…

Иду и думаю – удивительно, мать видит, что мультфильм причиняет ребёнку вред и всё равно его ему включает. Это какая-то скрытая агрессия по отношению к ребёнку? Ну, видимо, да. Иду дальше. Две миловидные бабушки обсуждают новый сериал:
– Ты видела «Кровавую барыню» на телеканале «Россия»? Я вот уже больше половины посмотрела.
– Да, ой, батюшки, что она там творит. Ой… ой что творит. Это же ужас.
– Да просто кошмар. И главное, как над ними над всеми издевается, над крепостными этими. Это же ужас.
– Да. Настоящий ужас. И зачем только такие страсти показывают?

Только тоску на людей нагоняют. Там же такие зверства – кошмар просто. А если дети посмотрят?
– Да, такое нельзя показывать. Нельзя…
– Ладно, сколько там уже времени? Не пора ли нам по домам? После новостей же новые серии покажут.
– Да, пора. Не пропустить бы.

И миловидные бабушки заторопились домой – смотреть по телевизору «зверства», которые «нельзя показывать».

Что произошло с этими людьми? Неужели они родились такими? Неужели дети, которые учатся в пятом классе, и правда восхищаются тем, как «кровища по рукам течет»? Неужели в «зомби» играть интереснее, чем в простые «догонялки»? Неужели студентки считают, что кроме развлечений в этой жизни больше заняться нечем, а тот, кто интересуется «чем-то кроме», – априори неадекватен, и с ним «не о чем разговаривать»? Неужели мать, которая включает ребёнку мультфильм, демонстрирующий вредные модели поведения, вправду любит своё дитя и желает ему добра? Так ладно бы – была в неведении. Так нет же – всё видит, всё понимает и всё равно включает. Неужели даже пожилым людям, воспитанным в более-менее человечной атмосфере, и тем уже переформатировали сознание так, что они ведут себя как в том анекдоте – «плачу и ем»? Где и когда произошёл этот перелом в нашем сознании? Когда чёрное и белое поменялись местами?

Как незаметно пролетело время. Как стремительно прокрутилось «Окно Овертона». Как быстро выросло поколение, воспитанное «Бригадой», и пошло воплощать в жизнь всё то, чему учил Саша Белый и его товарищи – пусть не разбоем, а вежливым грабительским бизнесом по типу «Быстрые деньги». Как незаметно головы, откусанные «Челюстями», стали для нас обыденным делом. Кто ответит за это? И кто в этом виноват? Как всё исправить?
Кем станут эти школьники, которые уже в столь юном возрасте восхищаются кровавой демонстрацией насилия или смеются над пошлостью? Пойдут ли они по пути созидания и свершения добрых дел? Весьма и весьма сомнительно. И возникает вопрос – а где же воспитание? А где же родители? А родители днём на работе, а вечером всё там же – за телевизором. За такими же или подобными фильмами.

А лет через десять, когда ребёнок станет сформированной личностью, они, наконец-то, откроют дверь в его комнату, присмотрятся к тому, кто вырос у них под боком, и ужаснувшись, пытаясь перекричать телевизор, скажут эпохальное «Да в кого же ты такой?».

Действительно – в кого. Если ребёнок с телевизором и интернетом общается чаще, чем с собственными родителями, которые уделяют больше времени своим профилям в соцсетях, чем воспитанию, то вопрос «в кого ты такой?» становится риторическим. На эпохальный вопрос «Что делать, и кто виноват?» ответ тоже прост. Виноваты – мы сами. Мы доверились гаджетам и посадили своих детей за телевизоры, переложили ответственность за их воспитание на… да даже не знаем на кого! Кто там по ту сторону экрана? А потом – мы и сами сели за эти телевизоры. Что делать? Выбросить телевизор. Это просто. Выключить из розетки – и вынести из дома. А потом – выбросить из головы всё то, что загрузил туда этот зомбоящик. Это уже сложнее. Но дорогу осилит идущий.

Люди шли по парку, обгоняя меня, торопились не пропустить свои вечерние сериалы. А журавли улетали все дальше и дальше на юг, забирая с собой на память об уходящем лете ароматы увядающих цветов и последние тёплые лучи солнца. Журавли не смотрят телевизор. Они улетают на юг потому, что там тепло, сытно и над морскими волнами ветер веет вольный. Они знают, зачем им улетать. Солнце тоже не смотрит телевизор. Оно светит, чтобы дарить свет и тепло всем живущим. Оно знает, зачем это нужно. И только телезрители будут делать то, что им внушили. Они не знают, зачем. Просто делают, их так запрограммировали.

Слава Ветер

Видеоматериалы по теме рассказа

Чему учит шоу Comedy Club?

https://vimeo.com/130080584

Как двигают Окно Овертона

https://vimeo.com/145838057

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

44
72
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Трудно представить ситуацию, при которой любители фильмов Тима Бёртона стали бы общаться с любителями Комеди Клаба. Первый диалог совершенно выдуманный. Комеди Клаб для люмпенов, Суинни Тодд – для среднего класса, мещан. Другой социальный слой. Вообще, ужасы для среднего класса предназначены в первую очередь, чтобы напоминать, как они хорошо живут. Чтобы не ворчали, а то хуже будет. Таким образом достигается социальная стабильность в западных странах, а это хорошо. Этой же цели служат репортажи из стран третьего мира, какой-нибудь Бангладеша. Посмотрит обыватель и проголосует, как надо. Это же благо. Чем меньше анархистов и прочих, тем лучше. Но даже если исключить всю неправдоподобность ситуации, что в итоге? Ничего. Обсуждают фильмы и передачи. Не хулиганят. В чём смысл?

    2

    Оставить комментарий

    add minus