5 июня 2017

Зазеркалье современного ТВ. Технология воздействия на сознание на примере ситкома «Универ. Новая общага»

Зазеркалье современного ТВ. Технология воздействия на сознание на примере ситкома «Универ. Новая общага»
Ориентировочное время чтения: 10 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

На протяжении трёх лет с 2008 по 2011 год телеканал ТНТ кормил свою аудиторию  достаточно качественным информационным ядом – ситкомом «Универ». Три года зрителям навязывали образ жизни деградирующих людей. Сериал закончился, но «свято место пусто не бывает», и на смену ему пришло очередное творение – «Универ. Новая общага». Телеканал ТНТ, в отличие от своих телезрителей, эволюционирует и внедряет все новые технологии работы с сознанием людей. Если в прежней своей работе режиссёры навязывали аудитории определенный образ жизни и объясняли «как надо жить», то в новом ситкоме против зрителей применили новую технологию и решили им показать «как жить не надо».  Реализуется такая идея очень просто: достаточно ввести в сюжет персонажа с адекватными жизненными ценностями, а после представить его неполноценным, ущербным и непривлекательным. То есть в лучших традициях зазеркалья – очернить белое и обелить чёрное.

Итак, встречайте новый продукт канала ТНТ –  Валентин Будейко, представитель прогрессивной молодежи, интеллигентный, вежливый, воспитанный, талантливый студент-биохимик. Именно он назначен на роль главного посмешища в фильме. Примечательно, что до него это место занимал некто Эдуард Кузьмин – профессиональный спортсмен,  в сериале показанный глупым, наивным, инфантильным героем с развитием пятилетнего ребёнка. Посыл ТНТ таков: спортом занимаются тупые, ограниченные, неадекватные люди, а успешные люди, элита общества, регулярно травятся алкоголем и ведут беспорядочную половую жизнь. Кстати, представителями «успешных людей» в сериале являются Антон Мартынов – сын олигарха, патологический лжец, извращенец и тяжелый алкоголик, ведущий беспорядочную половую жизнь, и Артур Микаэлян, действиями которого руководит преимущественно инстинкт размножения. Именно в такой обстановке в 78-ой серии и появляется в общежитии новый жилец – Валентин Будейко. И именно в этой серии происходит столкновение двух жизненных позиций – прогрессивной и регрессивной. На чьей стороне благодаря стараниям ТНТ будут зрительские симпатии – догадаться не сложно.

С первых же минут появления нового персонажа в кадре зрителям дают понять «who is who». Валентин заселяется в комнату общежития и с порога начинает рассказывать историю о том, как на вокзале молодой человек предложил ему помочь донести сумку и пропал. Далее следует комментарий Валентина: «видимо, разминулись». После чего звучит аналогичная история, в результате которой персонаж лишился ещё и телефона. Короткая сценка, из которой зритель должен усвоить первую установку от канала ТНТ – интеллигентный человек не приспособлен к реальной жизни и патологически наивен.

Далее следует сценка, в которой Валентин с восхищением пятилетнего ребенка беседует со  своим питомцем – рыбкой. Цель – продемонстрировать зрителям еще и инфантильность нового героя. Итог первой сцены с участием Валентина таков: герой глуп, наивен и инфантилен. После вступительных титров история продолжается – новый герой демонстрирует фанатичную любовь к учебе, граничащую с идиотизмом и непониманием реалий студенческой жизни. Практически после каждой фразы Валентина следует закадровый смех, чтобы зритель точно знал, где и над чем нужно смеяться.

zazerkale-sovremennogo-tv (4)

В самом деле – интерес к учёбе это же очень смешно и глупо. Помимо этого, новый герой регулярно упоминает о своей маме и даже демонстрирует новым друзьям написанную ей книгу. Естественно, это также подано в гипертрофированной, шутливой форме. Зритель ясно должен уяснить: прислушиваться к мнению родителей  и уважать их – смешно и нелепо. Далее следует короткая сцена появления соседок женского пола, на которых Валентин реагирует абсолютно неадекватно – убегает и закрывается в комнате. Посыл ТНТ таков: новый герой – «домашний мальчик», «маменькин сынок», который не способен нормально общаться с противоположным полом. Далее между главными героями и их новым соседом происходит примерно следующий диалог:

-Что, старик, давно девушки не было?

-Никогда не было

-Ты что, девственник что ли!?

-Естественно. Мне же всего 22.

-А… Ну конечно…. Куда…. Рано!

-Мы с мамой тоже так считаем. Сначала я оканчиваю институт, потом аспирантуру и уже после докторской – свадьба и дети

-Старик, да при чем тут дети? Секс что, только для детей?

-А для чего еще? Девушки будут отвлекать меня от учебного процесса. Как вы с ними живете?

-С трудом, дружище…

Ну и так далее в том же духе. После каждой фразы Валентиена, естественно, зрителю транслируется закадровый смех, чтобы он, опять-таки, знал, где и над чем нужно смеяться. В самом деле, какая нелепость – заниматься сексом исключительно с целью зачатия ребенка и быть целеустремленным человеком, для которого на первом месте – научная деятельность, а не примитивные развлечения и удовлетворение физических потребностей.

Итак, менее чем за пять минут серии образ «лоха», «ботаника» и неудачника в сюжете сформирован. Зрителю навязчиво вкладывают в голову идеи о том, что целеустремленный,  порядочный человек с высоким уровнем интеллекта обязательно будет посмешищем в глазах окружающих. Все положительные качества Валентина гипертрофированы, преувеличены. Уважение к маме – подкаблучник, «маменькин сынок». Целеустремленный студент, увлеченный наукой – социально неадаптированный «ботаник». Порядочный человек с человечной системой ценностей – наивный, не приспособленный к жизни ребёнок. Законопослушный гражданин, соблюдающий нормы поведения в обществе – скучный зануда.  За короткое время нахождения нового персонажа в кадре режиссер смог довести до абсурда и очернить практически все положительные качества человека и дал понять зрителю, что быть глупым, необразованным, хамовитым быдлом – это значит быть «в тренде», а быть целеустремленным порядочным скромным человеком – кратчайший путь стать изгоем в глазах окружающих.

Что ж, продолжим анализ профессионализма ТНТ в вопросе работы с сознанием своего зрителя и внушения ему деструктивных установок.  После вышеизложенного диалога Валентина и его новых друзей – Майкла и Антона (характеристика этих представителей «элиты общества» изложена выше), наш персонаж направился к коменданту общежития с просьбой о переселении, так как жить в одном блоке с девушками он не может. Но комендант его поняла неправильно и подумала, что это соседи Валентина выживают его из комнаты. Посыл ТНТ следующий: персонаж с человечными жизненными ценностями – потенциальный стукач и предатель.

Тем временем Валентин придумал новый способ урегулирования своей проблемы – решил поговорить с девушками и попросить их скромнее одеваться. Просьба вполне естественная для парня, нежелающего постоянно подвергаться давлению инстинктивных программ, но с подачи ТНТ как всегда всё выглядит глупо и даже по-хамски. После этой беседы девушки пожаловались на него коменданту общежития, называя Валентина «извращенцем» и «маньяком». Комментарии тут излишни. Валентина осуждают все, кто с ним, так или иначе, сталкивается. В сознании зрителя формируется закономерная мысль, что персонаж действительно неадекватен, ведь его осуждают все. И тут срабатывает стадный инстинкт – все не могут быть неправы. ТНТ работает профессионально.

zazerkale-sovremennogo-tv (3)

Тем временем Валентин решил обратиться к маме с вопросом о «снятии сексуального напряжения», и зрителю снова показана в шутливой форме абсурдная модель общения матери с сыном и чрезмерная привязанность к ней – «Мама мой лучший друг». Если бы в фильме присутствовали другие персонажи, которые хорошо общаются со своими родителями, то этот эпизод мог бы послужить примером вреда гиперопеки по отношению к детям. Но в отсутствии положительных образцов гармоничных отношений со старшим поколением, подобные эпизоды работают в целом на углубление разрыва между детьми и их родителями, демонстрируя эту связь в принципе смешной и глупой.

В финальной сцене девушки возвращаются в блок и просят Антона и Майкла поговорить с новым соседом, мотивируя это тем, что «он какой-то неадекватный».  «Он какой-то неадекватный» – вот краткая характеристика, которая дана Валентину его же собственными создателями.

В общем, как у Булгакова: «Что-то недоброе таится в мужчинах, избегающих вина, игр, общества прелестных женщин, застольной беседы. Такие люди или тяжко больны, или втайне ненавидят окружающих» (вот только Булгаков вложил эти слова в уста Воланда). И ведь не поспоришь. В проиллюстрированном обществе деградантов человек с нормальным мировоззрением и правда будет посмешищем. Только тут имеет место типичная инсинуация – не всё общество состоит из деградантов. Но об этом ТНТ сериал не снимет.

В последующих сериях ситкома продолжается «повторение пройденного», то есть дальнейшая дискредитация образа порядочного человека. Валентин всё же пытается найти общий язык с соседями-деградантами и организовывает безалкогольную вечернику. Само собой, что для таких людей словосочетание «безалкогольная вечеринка» – это оксюморон. Поэтому вечеринка, мягко говоря, не удалась. Когда камера показала стол без бутылок – сразу пошел закадровый смех. В самом деле, стол без алкоголя – какая нелепость. Ну а Валентин снова показал себя скучным, эмоционально тупым занудой, и отдых был безнадежно испорчен. Здесь зрителю следует усвоить еще и побочную концепцию – веселье без алкоголя невозможно.

Со временем Валентин старается «влиться в коллектив», прислушивается к «советам» своих соседей, пробует алкоголь, и у него даже начинаются отношения с соседкой по блоку Машей – развратной, глупой, неуравновешенной девушкой, несмотря на то, что его мать была против этого союза. То есть новый персонаж явно «встал на путь исправления».

Этот сюжетный прием с перевоспитанием персонажа часто можно встретить в советских фильмах. Но если там технология была направлена на то, чтобы показать изменение героя в лучшую сторону – то есть его эволюцию, то в нашем случае приём направлен на то, чтобы показать деградацию человека. С помощью юмора этому процессу придаётся положительный эмоциональный фон. Переняв образ жизни своих соседей-дегенератов, Валентин постепенно находит с ними общий язык и уже не выглядит таким посмешищем, каким он был в первых сериях. Посыл режиссера таков: будь как все и не будешь посмешищем. На этом противостояние регрессивного и прогрессивного мировоззрения завершилось полным поражением последнего. Вот и всё. Партия.

ТНТ не покажет своим зрителям, как студенты-соседи Валентина через пару лет будут безработными алкоголиками, а он сам возможно стал бы талантливым и перспективным ученым. ТНТ покажет то, что люди должны увидеть. «Ешь, спаривайся, развлекайся» – вот идеологическая триада, которую ТНТ и ему подобные телеканалы продвигают в массы. В таких сериалах ни одна сцена, ни одна фраза, ни один сюжетный поворот не бывают случайными. Цель производства этого якобы «развлекательного» контента – внушить деструктивные установки и превратить общество в стадо животных, одержимых страстями и движимых инстинктами. «Не читайте газет» – говорил профессор Преображенский. Остается добавить – «…и не смотрите телевизор».

Михаил Олимпийский

Рекомендуем также ознакомиться с видеообзорами проекта Научи хорошему

Шаблоны телеканала ТНТ

Чему учит сериал Универ?

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

48
0 В закладки
Репост

Комментарии к статье 1

  1. Нейтральное отношение к лицам с отклонениями в сексуальной ориентации – это не что-то плохое. Травить таких людей – все равно, что травить энурезников, за то, что они по ночам постель мочат. Но ЛГБТ-общество не лучше, оно гордится своими отклонениями. Для нравственности мира было бы лучше, если бы они, как те же энурезники, делали свои дела тихо и дома под одеялом, а не кричали на весь мир об этом, сохраняя человечность в том. что не затронуто их извращениями.

    9

    Оставить комментарий

    add minus