Опыт проекта Научи хорошему в противодействии цензуре в Интернете
В силу того, что риторика Научи хорошему носит острый характер и зачастую задевает интересы различных групп, за прошедшие три года с момента создания проекта мы неоднократно сталкивались с попытками блокирования нашей деятельности. Чаще всего они были связаны с желанием либо остановить распространение той или иной информации, либо дискредитировать её создателей и исказить восприятие материалов, путём формирования ложного информационного фона.
Дискредитируют обычно с помощью троллинга в комментариях и тиражирования лживых или обрывочных сведений о деятельности проекта в целом. Конечно, среди негативных отзывов, опубликованных в интернете, есть и искренние мнения тех читателей и зрителей, которые не согласны с нашей позицией, но есть и значительный пласт заказных материалов и системного противодействия на платной основе.
В этом обзоре мы подробнее осветим именно попытки цензуры, то есть блокирования видеороликов и статей с целью недопущения распространения оглашаемых в них мыслей, идей и сведений. Сразу отметим, что между популярным сегодня термином «цензура» и реже употребляемым оборотом «разумные ограничения» есть большая разница.
Цензура подразумевает стремление замолчать или запретить неугодные идеи, идеологии, концепции – её наглядным проявлением является существующий в нашей стране список экстремистских материалов. Однако, как вы увидите из нашего обзора, цензурой сегодня занимается отнюдь не только государство, но и крупные компании и корпорации. По нашему мнению, цензура вредна для общества, так как деструктивные идеи надо не блокировать, а развенчивать, демонстрировать их ложность и противопоставлять им более сильные и праведные.
Иначе не исключено, что со временем мы придём к тому, что сегодня происходит на Западе, где уже говорят о том, чтобы блокировать сайты, выступающие против абортов, либо позволить узким аффилированным группам определять, какие новости являются достоверными, а какие нет.
По этой причине во всех своих обращениях в органы власти проект Научи хорошему никогда не призывал к полному запрету того или иного фильма, мультфильма и т.д. Мы призывали лишь не спонсировать создание антисемейного контента на государственные деньги, либо не давать разрешение на его транслирование на центральных телеканалах или в кинотеатрах, так как это противоречит государственной политике страны и интересам народа. Для сведения, все фильмы, которые показывают на широком экране, получают прокатное удостоверение Министерства культуры, а контролем контента телевидения занимается Роскомнадзор.
А вот разумные ограничения в Интернете нужны, и прежде всего, это касается создания безопасной информационной среды для детей, у которых не должно быть доступа к сайтам и материалам с содержанием из категории «18+». Технические возможности для подобного изменения интернет-пространства сегодня существуют, но будет ли политическая воля – зависит от многих факторов, в том числе и от вклада каждого из нас.
Теперь перейдём непосредственно к блокировке контента Научи хорошему. В прошедший период эта деятельность была сконцентрирована в основном на двух направлениях.
Цензура в отношении проекта Научи хорошему
- Удаление видеороликов проекта с YouTube и других хостингов под предлогом защиты авторских прав.
- Удаление статей и видеороликов из социальных сетей под предлогом их «нетолерантности».
По первому направлению ситуация следующая. В правилах YouTube и других видеохостингов есть пункт, который называется «добросовестное использование». Согласно ему допустимо использовать чужие материалы с научными и образовательными целями. Также указано, что под эту категорию чаще всего попадают случаи, когда пользователи комментируют или критически разбирают чужой контент, чем собственно и занимается проект Научи хорошему.
Отметим, что в обзорах можно использовать отрывки оригинального видео продолжительностью не более 10 секунд, иначе ваш ролик может быть заблокирован автоматической системой Content ID ещё на стадии загрузки.
Тем не менее, после того, как многие обзоры проекта набирали большое количество просмотров, мы неоднократно получали жалобы о нарушении авторских прав, а сами ролики оказывались заблокированы. Больше всего подобных уведомлений – более десяти – мы получили от юридического отдела ТНТ и юридического отдела Газпром-медиа, которому и принадлежит телеканал ТНТ. По этому поводу на сайте даже создали специальный раздел с названием «Цензура», поместив в него все материалы, подвергавшиеся тем или иным ограничениям.
В ответ на блокировку мы всегда через стандартную процедуру обжалования отсылаем встречное уведомление, а также загружаем обзор на другие видеохостинги и привлекаем внимание читателей к подобным попыткам цензуры, призывая их активнее распространять материалы. Использование нескольких площадок позволяет в значительной степени нивелировать негативный эффект от блокировок.
В случае с обзорами, посвящёнными телеканалу ТНТ, YouTube обычно спустя пару недель после обжалования присылает уведомление о решении спорного вопроса в нашу пользу, восстановлении видеоролика и снятии ограничений с канала. Однако сами видео по непонятным причинам остаются недоступными для просмотра из России.
Выглядит это так, что в админке никакой информации об ограничениях на бывших в блокировке роликах нет, но при попытке посмотреть их из России получаем следующую картинку. Тем не менее, благодаря поддержке читателей, большинство заблокированных обзоров успешно распространяются на других хостингах, либо на других каналах YouTube.
В связи с большим количеством жалоб трижды на какое-то время оказывался полностью заблокированным канал Научи хорошему, и каждый раз нам удавалось его восстановить по аналогичной процедуре. Параллельно мы создавали дополнительные ресурсы на других хостингах, где дублировали всю информацию. Так появился канал Научи хорошему на Vimeo и на DailyMotion, все ролики были загружены также на облако и создан торрент для их скачивания.
Во время одной из блокировок на YouTube был создан ещё один канал, который по аналогии с группой ВКонтакте называется «Научи хорошему 2.0». Пользуясь случаем, рекомендуем на него тоже подписаться, так как там публикуем много дополнительных материалов по типу озвученных статей или коротких роликов, посвящённых сопоставлению воспитательного посыла современных и советских мультфильмов.
Теперь перейдём к другим соцсетям: Вконтакте, Одноклассники, Фейсбук, Инстаграм. Основное общение с читателями и обсуждение публикуемых материалов происходит в группе ВКонтакте Научи хорошему 2.0. Два/ноль – потому что первая группа была заблокирована ещё в 2014-м году, когда мы проводили акцию «за возрождение нравственности в СМИ» и рассылали «Обращение к русскому народу». Конкретных причин блокировки нам тогда так и не назвали (переписка с администрацией опубликована на сайте), но с тех пор особых сложностей с этой соцсетью больше не возникало, за исключением периодически блокируемых роликов под предлогом защиты авторских прав. Аналогичная ситуация и в Одноклассниках, но здесь ролики удаляют чаще.
Гораздо сложнее обстановка в Фейсбуке и Инстаграме. Так как эти сети подчиняются юрисдикции США, а Вашингтон уже несколько лет вполне официально вместо защиты прав нормальных людей и их семей, защищает права ЛГБТ, то практически все материалы, в которых высказывается мнение о недопустимости пропаганды гомосексуализма и других извращений в фильмах и мультфильмах, либо о том, что педерастия и лесбиянство не являются нормой, просто удаляются из этих соцсетей с размытыми формулировками о нарушении правил сообщества. Причём, сами эти соцсети активно внедряют тематику извращений даже в свои внутренние алгоритмы, например, добавляя соответствующие стикеры или раскрашивая свои логотипы подобной символикой в знаменательные для извращенцев даты.
Только представьте себе всю абсурдность ситуации: говорить о том, что гомосексуализм – это норма и тем самым пропагандировать его можно, а другую точку зрения озвучивать нельзя. В этом вся суть лживой идеологии толерантности, под предлогом которой можно продвигать в общество любые пороки, но если ты попробуешь сказать о вреде этих явлений, то тебе быстро и нетолерантно заткнут рот. К счастью, законодательство России пока не столь толерантное, и поэтому ВКонтакте и Одноклассники позволяют называть вещи своими именами.
Но всё, что мы здесь перечислили, на самом деле лишь малая часть от той негласно существующей цензуры центральных СМИ, предпочитающих либо совсем не замечать проекты по типу Научи хорошему, либо освещать их деятельность только в негативном свете. И это главная система цензуры, о которой редко говорят, но которую очень хорошо чувствуют на себе все проекты, привлекающие внимание к первоочередным вопросам государственной значимости, а не занимающиеся симуляцией бурной деятельности.
Именно поэтому основные усилия участников и соратников Научи хорошему направлены на распространение материалов в Интернете и в соцсетях, где люди напрямую могут общаться между собой и делиться полезной информацией. Призываем заниматься самообразованием, повышать свою интернет-грамотность, делиться материалами проекта Научи хорошему и участвовать в работе по возрождению нравственности в СМИ.
Смелее, товарищ, гласность – наша сила!
Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
- Вступайте в группу Вконтакте
- Подписывайтесь на канал YouTube
- Посетите нашу группу на Одноклассниках
- Подписывайтесь на канал Телеграм
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!
Уведомлять о новых материалах?
Комментарии к статье 5
Я один вижу в этих двух фразах противоречие?
“По нашему мнению, цензура вредна для общества, так как деструктивные идеи надо не блокировать, а развенчивать, демонстрировать их ложность…”
“А вот разумные ограничения в Интернете нужны, и прежде всего, это касается создания безопасной информационной среды для детей…”
Совсем непонятно, чем цензура отличается от “разумных ограничений”. Ах, о детях заботитесь? Но подождите-ка, я уже не ребёнок, а заблокированные сайты у меня тоже не открываются, как так?
Напоминаю, что по российским законам ребёнок в принципе не может попасть в интернет без содействия взрослых. Ну вот никак. Даже симки несовершеннолетним не продают. А то, что дети сидят в интернете бесконтрольно – это вина и ответственность их родителей. А интернет отчего-то блокируют у меня. Вот вам и “разумные ограничения”.
1 ответ
Не могу не заметить, что автор видеороликов ссылается на религиозную атрибутику или анти культурные ценности что-бы показать аудитории, что та или иная информация несёт вред однако это работает со скрипом т.к. вызывает споры и активное сопротивления её идеологов, необходимо по возможности приравнивать такую информацию к общепринятым и признанном образе врага в современно России например как ИГИЛ, нац. батальоны (Украинские, фашистки), и т.д. пример должен более мене соответствовать образу противника возможно рассматривать на примере истории других государств (история Византии например похожа местами с нашей) или России. В попытке защитить свои интересы они буду пытаться защитить и интересы врага обозначая свою позицию на их стороне. Ведь если разложить пагубное влияние той или иной информации она приведёт к вполне конкретным материальным проблемам: “болотной”, “терактам” и т.д.
>Мы призывали лишь не спонсировать создание антисемейного контента на государственные деньги, либо не давать разрешение на его транслирование на центральных телеканалах или в кинотеатрах, так как это противоречит государственной политике страны и интересам народа
Если это противоречит интересам народа, то почему народ хавает и просит добавки? И власти это крайне удобно, поскольку народ получает свои зрелища и не мешает распиливать.