Мультфильмы как инструмент формирования мировоззрения ребёнка

multfilmy-2-2
Ориентировочное время чтения: 14 мин.
 
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:
Введите ваш E-mail:

Хочешь победить врага – воспитай его детей.
Восточная мудрость

Кто растит наших детей? Многие ответственные родители скажут: «Я!» Но так ли это на самом деле? Какой образ окружающего мира, поведения в нём, своего места в нем закладывают мультфильмы? Какие смотреть? Постараемся ответить на эти и другие вопросы.

Художественный образ – форма отражения (воспроизведения) объективной действительности в искусстве с позиций определенного эстетического идеала. Воплощение художественного образа в разных произведениях искусства осуществляется с помощью разных средств и материалов (слово, ритм, рисунок, цвет, пластика, мимика, киномонтаж и др.) (Большой толковый словарь по культурологии. Кононенко Б.И. 2003.)

Развитие психических процессов и свойств личности наиболее интенсивно происходит именно в раннем возрасте. По некоторым наблюдениям психологов, ребёнок в возрасте до 5-х лет приобретает от 60 до 70% информации об окружающем мире, а за всю оставшуюся жизнь – 30-40%. Формирование личности детей происходит в первые 5-7 лет их жизни. От того, какой фундамент будет заложен в эти годы, зависит дальнейшее психическое развитие ребёнка. Очень важно построить жизнь ребенка так, чтобы он смог максимально использовать возможности этого возраста.

Ещё одной особенностью детского возраста является отсутствие осмысленно-осознанного, критического отношения ко всей той информации, что попадает в психику. Дети в это время большую часть информации получают через невербальные средства общения: статические и динамические образы, эмоции и интонации, жесты, мимику и т.д.. В младенчестве (0 – 1 года) источником информации является родители, особенно мама. В раннем детстве (1 – 3) родители остаются помощниками ребёнку: он начинает активно осваивать мир и… смотреть мультфильмы. В дошкольном возрасте (3 – 7) лет ребёнок становится активным потребителем мультфильмов, поскольку освоена речь, освоены элементарные стереотипы поведения, есть физическая самостоятельность от родителей.

Мультфильмы занимают огромную часть времяпрепровождения. На то есть несколько причин:

  • Сами мультфильмы интересны ребёнку в силу особенностей возраста, о чём было сказано в предыдущем абзаце;
  • Создатели современных мультфильмов используют все имеющиеся у них средства, чтобы удержать детей у телевизора (юмор, яркая цветовая гамма, динамичность и т.д.);
  • Родителям проще оставить чадо у телевизора, чем придумывать для него игры и развлечения, помогать ему развиваться и участвовать в его развитии. Это происходит по двум причинам:
  • Родители сами в силу скудоумия не знают, куда направить развитие ребёнка
  • Образ жизни нынешней цивилизации сложился таким образом, что подавляющему большинству родителей просто не хватает сил и времени воспитывать своих детей.

По этим причинам функции воспитания, познания и развития почти всецелом достаются мультфильмам в особенности и телеэкрану вообще, так как нет гарантии, что ребёнок будет смотреть исключительно мультфильмы.

Что такое мультфильм для ребёнка?

По сути – это модель окружающего мира, поэтому дети склонны очень активно подражать тому, что они видят на экране. Поэтому вопрос о том, что несёт мультфильм детям в их светлые души, становится очень актуальным – более актуальным, нежели тот же вопрос, но по отношению ко взрослым.

Для детской психики, в отличие от взрослой, важно не только содержание, но и форма, ибо через неё создаётся образ мира.

В современных мультфильмах можно выделить целый ряд недостатков, которые могут привести к неправильному формированию и развитию психики ребёнка.

  • Переизбыток агрессии и насилия на экране. Слишком подробные сцены драк с кровью, убийств, демонстрации атрибутов смерти (черепа, кладбища). Главный герой, как правило, агрессивен, может наносить вред окружающим. Ребёнок может затем подражать мультяшной жестокости в своей жизни.
  • Полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется. У ребёнка может сформироваться стереотип о вседозволенности, что приведёт к негативным последствиям в дальнейшем.
  • Размытость представлений о добре и зле. Нет чёткой границы между добром и злом. Чёрное представляется белым, а белое представляется чёрным, а иногда вообще нет грани, и всё видится как невинный индивидуализм. Даже положительный персонаж может совершать плохие поступки ради благих целей, плюс ко всему часто.
  • Наделение женщины мужскими чертами внешности и характера и наоборот. Это отражается в поведении, одежде, роли персонажа. Часто женщины в мультфильмах имеют недвусмысленный сексуальный интерес к мужчинам, всячески показывая и демонстрируя его на экране. Кроме этого мультфильмы часто способствуют неверному формированию образа матери и материнства.
  • Раннее половое воспитание. Это раньше времени открывает в ребенке сферу влечений, к чему функционально, морально и физически ребёнок еще не готов. В будущем это выльется в сексуальные проблемы, трудности с созданием семьи и продолжением рода. Стало быть, за физическое растление наших детей отвечают педофилы, а за моральное – мультики.
  • Излишество юмора и глупости. Во-первых, это злой юмор, когда злорадство становится нормой. Положительные герои злорадствуют над злом, высокомерно иронизируют друг над другом. Во-вторых, юмор над пороками. В этом случае пороки становятся привлекательными. Но поскольку у ребёнка не развито критическое мышление, то переосмыслить заданное через юмор отношение он уже не может и воспринимает порок как норму. В-третьих, это избыток юмора. Сейчас в современных мультфильмах смеются над всем и высмеивают всё – особенно то, что считается традиционным. Так реализуется культ глупости; отсутствие серьёзности и ответственности влечёт за собой такое же отношение к жизни. Конечно, не надо бросаться в другую крайность и убирать юмор совсем. Обилие юмора наводит на мысль, что смешные сцены компенсируют отсутствие интереса, созданного за счёт других содержательных характеристик фильма (например, оригинальности способов подачи добра и зла, наличия идей, выходящих за пределы удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
  • Некоторые недостатки изобразительной стороны мультфильмов:
    • Излишнее подчёркивание вторичных половых признаков. Подчёркивается внешний женский облик: чёткий рельеф груди, талии, бёдер – что пробуждает интерес
    • Повышенная динамичность. Просмотр слишком динамичных сцен и сцен с яркими вспышками на телеэкране может провоцировать у предрасположенных детей приступы эпилепсии.
    • Натурализм, когда нарочито подчёркнуто показывают процессы физиологии: раны, выделения (пуки, слюни и т.д.), рельеф мышц и т.д..
    • Несоответствие звукового сопровождения видеоряду. Это касается женских голосов: героини в критических ситуациях стонут словно при совокуплении. Также присутствует несоответствие речи возрасту ребёнка. Герои говорят либо сложными словами, либо речь и эмоции их примитивны до отупения.

multfilmy 2 5 Мультфильмы как инструмент формирования мировоззрения ребёнка

Не бывает мультфильмов для взрослых

Действительно для чего взрослым смотреть мультфильмы? Мультфильмы в силу своей специфики героев (игрушки, животные, несуществующие персонажи) заставляют ребёнка включать воображение, что развивает его. Взрослые в силу своего возраста, со сложившимся мировоззрением не увлекутся фантазированием разговаривающих животных, выдуманных героев (буратино, чипполино и т.д.), поэтому мультфильмы для несостоявшегося Человеком взрослого индивида не несут никакой информации, не побуждают его смотреть на вещи иным образом.

В развитии человека существует несколько этапов:

  • когда ребёнок воспринимает мир только образами (возраст 0-2);
  • когда ребёнок воспринимает мир через образ +лексика +интеллект (возраст 2-4);
  • когда ребёнок воспринимает мир через образ +лексика +интеллект +чтение (возраст 4+).

Поэтому мультфильмы, на наш взгляд, целесообразно показывать ребёнку в возрасте от 2 до 7 лет, как художественный образ (эстетический идеал) желаемого общества. Начиная с первого класса общеобразовательной школы, ребёнок должен учиться создавать самостоятельно свои собственные образы при чтении рассказов, стихов, сказок и др. литературы. Исходя из этого, мультфильмы не должны содержать информацию не свойственную возрасту детей этого возрастного этапа, а именно: различные искажения Русской речи, тематику техносферы (интернет, компьютеры, электронные гаджеты), неодобрительное поведение положительных героев, равнодушие, употребление алкоголя и табака, гедонизм, культ красоты, половое воспитание, наличие агрессии и насилия на экране, размытие границы между добром и злом, наделение представителей одного пола чертами внешности и характера противоположного, культ денег, эротического подтекста

Мы не будем разбирать каждый мультфильм по отношениям к различным аспектам жизни, не будем разделять на хорошие и плохие мультфильмы, выпущенные СССР и России, не в этом состоит наша цель. Наша цель – это рассказать, на что обращать внимание родителям, когда их дети смотрят мультфильмы.

Будущее каждого человека многовариантно, и сценарий, по которому будет идти жизнь, как бы это страшно для многих не звучало, пишется до 7 лет, и зависит в первую очередь от мировоззрения ребёнка, которое формируется в том числе посредством мультфильмов.

Для нормального развития ребенка, по нашему мнению, мультфильмы должны содержать следующую информацию:

  • Доброе, заботливое отношение к окружающей природе: к животным, растениям, другим людям.
  • Послушание, уважение ко взрослым. Речь не идёт о безусловном послушании, поскольку и взрослые ошибаются, а дети могут их поправить.
  • Любовь в ранее описанном смысле этого слова.
  • Образ жизни без алкоголя и сигарет и других зависимостей. Привлекательность трезвого и здорового образа жизни. Это касается также случаев, когда алкоголь и сигареты прямо не показаны, но показано метафорически или с помощью шуток, намёков, подсказок.(Пример. В одной из серий «Том и Джерри» Том за столом в кафе напивается молока. Вид его и поведение как у пьяницы. Закадровый голос озвучивает: «Том превратился в горького пьяницу». Номер серии уже забыт.)
  • Правильная Русская речь: без искажений, без избытка иностранных слов, без иностранных слов по возможности (о’кей, например, можно заменить на «хорошо», «ладно», «понятно»), без примитивной и витиеватой речи, но богато и образно.
  • Интерес к книгам, знаниям, саморазвитию и совершенствованию своих человеческих качеств Необходимо показать, что знания ведут к улучшению ситуации и разрешению жизненных проблем.
  • Стыд и совесть. Совесть – это врождённое религиозное чувство. Необходимо показывать сызмальства, что жить в ладу со своей совестью – это правильно. Без стыда и совести Человеком не стать. Совесть действует упреждающе, а стыд человек испытывает после совершения неправедного при искреннем раскаянии перед своей совестью.
  • Чёткое разграничение добра и зла, хорошего и плохого поведения. Дети очень чувствительны ко всему приходящему в их психику. Зло в мультфильмах надо наказывать – наказывать языком жизненных обстоятельств или рукой других злодеев, − завершая сюжет положительной концовкой, где добро одерживает победу. Самый лучший способ победы – это помочь злодеям искренне покаяться – переосмыслить свои поступки и помыслы – и изменить своё поведение.
  • Этническое богатство. Русскую цивилизацию населяют множество народов. У всех есть добрые интересные сказки;
  • Героизм. Одной из его особенностей является то, что этот героизм не должен основываться только, и даже не столько на силе. Он должен основываться на умении выбрать правильный вариант, применить свои Знания, дать возможность злу искренне покаяться и измениться. Индивидуализм губителен для человечества, поэтому в мультфильмах необходимо показывать соборность, в которой каждый вносит свой ценный и уникальный вклад, а результат команды не сводится к сумме вклада каждого из участников, а является произведением. В современных мультфильмах, как правило, есть один «самый-самый» (лидер), который подчиняет себе других и тянет на горбу всю команду.

Таким образом, здесь приводится далеко незавершённый перечень достоинств, которые необходимо наполнить мультфильмы для детей. Но самое главное скорее всего касается родителей де-факто и потенциальных: смотрите мультфильмы вместе со своими детьми, и комментируйте действия мультфильма (но не занудно), беседуйте со своими детьми на темы их любимых мультфильмов, но не навязывайте свою истину, а вырабатывайте её совместно.

Статья подготовлена по материалам “Открытого письма департаменту государственной поддержки кинематографии, общественной организации “Союз кинематографистов РФ” и режиссёрам кинематографии русской цивилизации”. 

Видеообзоры на популярные мультфильмы от проекта Научи хорошему

Чему учит мультфильм Маша и Медведь?

Чему учит мультфильм Винкс?

Чему учат куклы и мультфильм Монстер Хай?

Чему учит мультфильм Сейлор Мун?

Показывайте детям хорошие мультфильмы!

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:
Вступайте в группу Вконтакте: vk.com/whatisgood2
Подписывайтесь на канал YouTube: youtube.com/user/whatisgoodru
Жмите «Нравится!» в группе Facebook: www.facebook.com/whatisgood.ru
И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

10+
Поделиться в соц. сетях:
Участие в проекте

Рекомендуем хорошие книги:

  

 

  

 



Коммент. к “Мультфильмы как инструмент формирования мировоззрения ребёнка

  1. 3+

    С помощью мультфильма можно показать то, что можно только нарисовать или сконструировать в компьютерной графике: говорящие деревья, какие-то особенно смешные выражения лиц, магию и так далее. Мультфильм не обязательно для детей, существуют кучу мультфильмов, которые для взрослых просто клад, а детям смотреть нельзя, например, Грэвити Фоллз, так что насчет того, что мультфильмов для взрослых не существует, я не согласна.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: