1 февраля 2024

Антиигрушки: Актуальность проблемы, понятие и классификация

Антиигрушки: Актуальность проблемы, понятие и классификация
Ориентировочное время чтения: 24 мин.
Ссылка на статью будет выслана вам на E-mail:

Предлагаем ознакомиться с результатами многолетнего исследования детских игрушек, причиняющих вред здоровью и развитию детей. На основании проведённой аналитической работы составлена авторская классификация антиигрушек.

Авторы исследования

Понкин Игорь Владиславович, доктор юридических наук, профессор, член Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, член Общественного совета при Главном управлении МВД России по Московской области.

Абраменкова Вера Васильевна, доктор психологических наук, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания, действительный член Международной академии наук педагогического образования.

Содержание работы

Наблюдаемые в течение всего постсоветского периода интенсивные и массовые поставки на российский рынок (торговые сети и т.д.) детских игрушек и иной детской игровой продукции, объективно опасной для физического, психического и духовно-нравственного здоровья и развития детей (см.: [1]), обуславливают необходимость обобщения информации о такой продукции, её правовой оценки в целях разработки и установления действенных правовых и организационных мер защиты прав и законных интересов детей и их родителей (и иных законных представителей), в том числе права ребёнка на безопасные условия жизни, включая необходимые условия развития и отдыха, права ребёнка на игру и на игрушки (см.: [2]).

Далее понятие «игрушка» мы будем рассматривать в качестве родового понятия, включающего в свой объём также игры (включая настольные) и другую игровую продукцию для детей.

В данном материале не затрагиваются вопросы санитарно-эпидемиологической, медико-биологической безопасности игрушек, а также вопросы дидактической и культурологической ценности игрушек.

Несмотря на ряд принятых государством мер по обеспечению информационной безопасности детей, поток опасных, разрушительных для духовно-нравственного, психического и физического здоровья и развития детей игр и игрушек, поступающих в оборот на территорию России, преимущественно иностранного производства, на сегодняшний день существенно не уменьшился. Одновременно продолжается процесс разрушения и упадка отечественных традиций детских игрушек и производства отечественной традиционной детской игровой продукции, на фоне навязанного засилья иностранных игрушек, зачастую идущих в мейнстриме западной масс-культуры с её безудержной коммерциализацией, навязыванием другим странам своих «ценностей», весьма далёких от традиционных российских духовно-нравственных ценностей, контраверсивных им.

Негативные социальные последствия от распространения продукции, наносящей вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию детей, которая необоснованно позиционируется как игры и игрушки для детей, настолько серьёзны и разрушительны для подрастающего поколения юных граждан России, что без преувеличения безотлагательно необходимы разработка и принятие государством эффективных мер по защите детей и в целом национальных интересов России в этой сфере, включая разработку и принятие федерального закона о детской игровой продукции.

Следует отметить, что федеральные законы от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» не содержат необходимых эффективных инструментов правовой охраны и защиты прав ребёнка в игровой сфере. При этом действие Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ распространяется на информационную продукцию, под которой понимаются предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», и сетей подвижной радиотелефонной связи (пункт 5 статьи 2).

Закреплённая в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» обязательность проведения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти социальной, психологической, педагогической экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей в целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребёнка, защиты его от негативных воздействий (п. 3 ст. 14), на сегодняшний день, по сути дела, остаётся декларативной нормой, поскольку в федеральном законодательстве не установлены чёткие (с необходимой мерой конкретизации) требования, которым должны соответствовать игры и игрушки для детей. Действующие в этой сфере подзаконные акты так же обладают множеством дефектов.

В целях аналитического разбора объекта нашего внимания полагаем обоснованным обозначить всю совокупность негативных, опасных и вредных для здоровья и развития детей «игрушек» обобщающим наименованием – «антиигрушки» см.: [3]).

В качестве рабочего определения предлагаем использовать следующее определение понятия «антиигрушка» – это продукция, произведённая для целевого распространения среди детей и использования детьми, обладающая отдельными визуальными, звуковыми и другими признаками игр и игрушек для детей, использование которой в качестве игр и игрушек для детей способно причинить вред физическому, психическому и духовно-нравственному здоровью и развитию детей, а также противоречит традиционным российским духовно-нравственным ценностям в сфере воспитания детей. Это определение далее может дорабатываться и уточняться.

Считаем обоснованным придерживаться парадигмы, согласно которой игрушкой может и должна признаваться только безопасная для здоровья и развития детей продукция для допустимого игрового использования детьми, и никак иначе. Никакие предметы из секс-шопов, никакие образцы сувенирно-подарочной и для коллекционных целей продукции юридически (это следует закрепить в нормативных правовых актах) не должны обозначаться и позиционироваться в обороте (в товарной номенклатуре и рекламе) как игрушки (в том числе «особого рода», например – «для взрослых», или подобным словесным определением) и иметь торговое и (или) рекламное наименование с использованием слова «игрушка». Допустимы любые иные наименования, но ни в коем случае не «игрушка».

Дело не в том, что к слову «игрушка» можно для уточнения добавить слово «детская», а в том, что именно такие значение и смысл слова «игрушка» должны подразумеваться, презюмироваться, считаться и быть общепринятыми, а также быть нормативно закреплёнными и защищёнными. Исходя из многовековых традиций российской культуры, считаем, что «не детских» игрушек быть не может, это – что угодно, но не игрушка, и не должно именоваться игрушкой. (Игра – понятие более широкое и более растяжимое, к нему нет необходимости предъявления столь жёстких требований). В частности, в целях защиты нравственного здоровья и развития детей необходимо установление ограничения использования в публичном пространстве, в том числе рекламе, распространяемой среди неопределённого круга лиц, словосочетания «игрушки для взрослых» («секс-игрушки»), как и самой такой рекламы.

В настоящее время поставка игровой продукции для детей, негативно влияющей на нравственное развитие детей, разрушающей нравственное здоровье подрастающего поколения, – фактически является одним из инструментов гибридной войны (в том числе «мягкой силы») против нашей страны, средством подрыва духовно-нравственного потенциала российского общества и государства. Это один из примеров применения технологии гибридной войны, получившей название «технология дарения тифозных одеял» (это название используется в политологической и в государственно-управленческой науках США и Европы, оно выражает её сущностное сходство с приёмами, применявшимися американскими колонизаторами при захвате территорий, на которых проживали коренные жители Северной Америки; иначе – технология «принудительной интоксикации»).

Первый шаг к наведению правового порядка и обеспечению национальных интересов России в рассматриваемой сфере – это установление на уровне федерального закона достаточно развёрнутых требований, которым должны соответствовать игрушки для детей, и создание классификации антиигрушек, которые должны быть запрещены к производству, обороту в Российской Федерации, а также использованию их детьми и для детей (выступающих эксплуатантами игровой продукции, потребителями её потребительских свойств).

Представленный в январе 2024 года проект Национального стандарта 2024 года «Критерии классификации игр, игрушек и игровых сооружений», разработанный Автономной некоммерческой организацией «Российская система качества» (Роскачество) и Техническим комитетом по стандартизации ТК 702 «Российская система качества», на наш взгляд, требует существенной доработки, поскольку является весьма пробельным (имеет множество правовых пробелов), предложенная в нём совокупность критериев признания игр, игрушек и игровых сооружений причиняющими вред здоровью и развитию детей является весьма несистемной и фрагментарной; в целом предложенный проект указанного стандарта не способен обеспечить решение задачи защиты ребёнка от негативных воздействий «игрушек», причиняющих вред здоровью и развитию детей.

Ниже представлена авторская классификация антиигрушек, основанная на многодесятилетнем опыте их исследования и на собранной обширной их коллекции. Основание классификации – сферы физического и духовно-нравственного здоровья, развития и благополучия детей и других конституционно защищаемых ценностей, которым наносится вред и на которые осуществляются посягательства посредством производства и распространения, использования антиигрушек, допущения использования их детьми.

Классификация антиигрушек:

Антиигрушки: Актуальность проблемы, понятие и классификация

1. Антиигрушки, возбуждающие, провоцирующие, стимулирующие и / или оправдывающие детскую жестокость и агрессию:

1.1. Антиигрушки, связанные с изображением или моделированием чрезмерной жестокости, предполагающие моделирование ребёнком или участие ребёнка в моделировании актов или проявлений чрезмерной жестокости и бесчеловечности в игре.

1.2. Антиигрушки, побуждающие к жестокому обращению в отношении людей или животных, провоцирующие у ребёнка психологическую агрессию, вызывающие у него проявления особой жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнёры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.

1.3. Антиигрушки, изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение, включая пытки и истязания, мучения, глумление, применение изощрённых способов нанесения увечий и лишения жизни, а также иных деяний, намеренно причиняющих особые физические или психические страдания человеку, антропоморфизированному существу (имеющему явное сходство с человеком) или животному, в том числе направленные на совершение манипуляций, связанных с расчленением тел таких живых существ, или манипуляций с ампутированными частями их тел.

1.4. Антиигрушки, изображающие орудия пыток и истязаний.

2. Антиигрушки, устрашающие ребёнка, танатизирующие [4] и расчеловечивающие его сознание:

2.1. Антиигрушки устрашающего (ужасающего, пугающего) характера, направленные на то, чтобы вызвать у ребёнка сильные страх и испуг, панику, внушить сильный ужас:

2.1.1. Антиигрушки – воплощения квинтэссенций образов зла и жестокости (с привязкой таких образов к «играм» в жанре «игр ужасов» или «игр в ужасы»), включая особо выраженно-пугающих ребёнка образов [5] «девочек-покойниц» и т.п. «зомби» («оживших мертвецов»), «вампиров», «ведьм», «монстров», «серийных убийц» и т.п., а также образов людей и антропоморфизированных существ со страшно обезображенными чертами лиц.

2.1.2. Антиигрушки, реалистично изображающие, моделирующие или транслирующие сильнейшие страх и ужас, непереносимые боль и отчаяние, выраженную предсмертную агонию живых существ, включая звуковую и визуальную имитацию криков и жестов боли, ужаса, отчаяния и агонии.

2.1.3. Антиигрушки, чрезмерно-детально и гипертрофированно-натуралистически изображающие или моделирующие трупы насильственно убитых людей или животных, искалеченные и обезображенные тела людей или животных, их оторванные (ампутированные) головы, конечности, внутренности и другие части тел, а также следы обильного кровопролития, связанного с этим.

2.1.4. Антиигрушки, детально и натуралистически изображающие или моделирующие физиологический процесс или последствия ненасильственной смерти, тяжёлых соматических, психических или иных заболеваний в унижающей человеческое достоинство форме и / или травм, увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных случаев, аварий, катастроф, либо детально и натуралистически изображающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, членовредительства, рваные раны от укусов животных, «монстров».

2.1.5. Антиигрушки, побуждающие детей к совершению в отношении других людей, в том числе детей, действий, вызывающих сильные устрашение и испуг.

2.2. Антиигрушки, побуждающие ребёнка переживать (проживать) вызванный «игровым» предметом (персонажем) ужас и испуг, смиряться с ним и виктимно или мазохистски принимать на себя роль жертвы такого «игрового» персонажа в игре, позволяя имитировать издевательства над собой, например, своё удушение и т.п. (см.: [6])

2.3. Антиигрушки, направленные на танатизацию сознания ребёнка:

2.3.1. Антиигрушки, внушающие детям идеи и установки размывания граней между добром и злом («доброе зло» или «злое добро», в иных категориях: «хорошее плохое» или «плохое хорошее»; ещё иначе: смешение и сочетание «обаятельный кошмарный монстр» или «кошмарно-монструозный обаяшка» [7]).

2.3.2. Антиигрушки, направленные на танатизацию сознания ребёнка посредством предусматриваемого ими «игрового» изображения или моделирования ребёнком обряда похорон и самого факта смерти как игры (включая манипулирование гробами, могилами и др. похоронной атрибутикой, раскрашивание предметов такой атрибутики), вовлечения ребёнка в такое моделирование, в том числе воображая своих обидчиков как объектов захоронения и стремясь смоделировать нанесение им ущерба (как желание их смерти) в игровой форме.

2.3.3. Антиигрушки, направленные на танатизацию или жёсткую оккультную мистификацию сознания ребёнка посредством изображения или моделирования оккультно-мистических практик или магических ритуалов, посредством вовлечения ребёнка в осуществление оккультно-религиозных магических ритуалов или совершение действий, имитирующих такие практики и ритуалы.

2.4. Антиигрушки, задействующие не только визуальную, но и вербальную звуковую информацию, исходящую от игрового предмета (например, куклы), который, реагируя на предусматриваемые этим предметом агрессивные действия ребёнка, выкрикивает фразы, типа: «Ой, как приятно! Давай ещё разок!», тем самым возбуждая, поощряя и усиливая жестокость ребёнка.

2.5. Антиигрушки, выраженно пропагандирующие явное торжество зла над добром во вполне однозначных ситуациях и побуждающие выражать сопереживания не жертве насилия и зла, а насильнику и творцу зла.

3. Антиигрушки, оказывающие развращающее и сексуально-растлевающее действие на детей (выступающие средствами совершения интеллектуальных форм развратных действий с детьми):

3.1. Антиигрушки, направленные на трансляцию и внушение ребёнку идей, «ценностей» и установок идеологии движения ЛГБТ (признанной экстремистской и запрещённой Верховным Судом РФ 30.11.2023), с принудительным обеспечением их интроекции [8] ребёнком:

– направленные на внушение и способствующие принятию извращённых (нетрадиционных) сексуальных установок и идей привлекательности извращённых сексуальных отношений и / или предпочтений либо смены пола или искажённого представления о социальной равноценности традиционных и извращённых сексуальных отношений и (или) предпочтений, либо навязывающие информацию об извращённых сексуальных отношениях и (или) предпочтениях, либо идеи смены пола, навязывающие интерес к таким отношениям и (или) предпочтениям либо смене пола,

– направленные на внушение и способствующие принятию идей и установок педофилии, зоофилии, некрофилии, идеологии множественности «гендеров» (см.: [9]), гомосексуальных «союзов» (как якобы нормальной, социально приемлемой или допустимой формы семьи) и других сексуальных перверсий.

3.2. Антиигрушки, провоцирующие и эксплуатирующие интерес ребёнка к сексуальным отношениям и сексуальной жизни:

3.2.1. Антиигрушки, осуществляющие насильственную сексуализацию сознания ребёнка, в том числе содержащие гипертрофированно преувеличенные изображения половых органов и вторичных половых признаков людей.

3.2.2. Антиигрушки, изображающие действия информацию порнографического характера или транслирующие информацию порнографического характера.

3.2.3. Антиигрушки, побуждающие малолетних детей к раннему сексуальному дебюту и систематическим сексуальным контактам, формирующие представления о допустимости и нормальности ранних подростковых сексуальных контактов, направленные на трансляцию ребёнку идей, установок и «ценностей» «свободной» сексуальной жизни и сексуальных отношений, распущенного сексуального поведения, в том числе проституции, как социальных или нравственных норм таких поведения и отношений, либо как продвинутого, модного образа жизни.

3.2.4. Антиигрушки, провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изображающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отношения, действия сексуального характера (включая эксгибиционизм и вуайеризм), физиологию и / или технику сексуальных отношений, либо выраженно сексуальные облик, мимику или пантомимику (включая одежду, позы, походку, жестикуляцию и телодвижения), в том числе с использованием реальных или виртуальных образов человека, животных, либо антропоморфизированных существ (имеющих явное сходство с человеком), либо несущие в себе иную информацию, способную вызвать не соответствующий возрастной норме интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки нормальных потребностей ребёнка.

3.2.5. Антиигрушки, изображающие или моделирующие изнасилования или иные насильственные действия сексуального характера, а также любые действия сексуального характера в отношении ребёнка (насильственные и ненасильственные).

3.2.6. Антиигрушки, изображающие или моделирующие гермафродитов-людей или гермафродитов – антропоморфизированных существ (имеющих сходство с человеком), а также женщин с усами и бородой, «беременных мужчин» и т.п.

4. Антиигрушки экстремистского или террористического содержания (или приравниваемого к этому содержания):

4.1. Антиигрушки с соответствующей запрещённой символикой экстремистских и / или террористических организаций или движений, со связанной с экстремизмом или терроризмом семантикой.

4.2. Антиигрушки, явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие терроризм и экстремизм, связанные с «игровым» изображением или моделированием актов терроризма или экстремизма, предполагающие и провоцирующие такое моделирование ребёнком или участие ребёнка в таком моделировании, в том числе антиигрушки, связанные с «игровым» изображением или моделированием актов вандализма, кощунства или надругательства над традиционными национальными и / или религиозными ценностями народов России, предполагающие такое моделирование ребёнком или участие ребёнка в таком моделировании.

4.3. Антиигрушки, направленные на внушение ребёнку и способствующие принятию им идей, «ценностей» и установок экстремистских и запрещённых идеологий «колумбайн» (массовые убийства в образовательных организациях), «синий кит» («группы смерти») и т.п., в том числе направленные на романтизацию в сознании ребёнка групповой насильственной смерти.

4.4. Антиигрушки, направленные на внушение ребёнку и способствующие принятию им идей, «ценностей» и установок экстремистских и запрещённых идеологий АУЕ и т.п., а также явно оправдывающие, романтизирующие или героизирующие преступность и преступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие сознание ребёнка, в том числе с использованием символики криминальных сообществ (включая знаковые татуировки, пирсинг и т.д.) или с использованием в игровом предмете криминальной лексики, кличек и т.п.

4.5. Антиигрушки, направленные на внушение ребёнку пренебрежительного или неприязненно-негативного отношения к людям по признаку их расовой, национальной, религиозной или социальной принадлежности.

5. Антиигрушки, противоречащие традиционным российским семейным ценностям и направленные на их разрушение:

5.1. Антиигрушки, представляющие семейные ценности, супружеские, детско-родительские отношения в уничижительно-негативном свете, отрицающие или принижающие значимость семейных традиций, родственных связей с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами.

5.2. Антиигрушки, направленные на внушение ребёнку и способствующие принятию им идей отрицания иерархии семейных отношений, выражающие оскорбительно-издевательское отношение к представлениям, интересам и ценностям старших поколений семьи, побуждающие к конфликтам с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сёстрами, другими близкими людьми.

5.3. Антиигрушка, направленная на искусственное провоцирование депрессивных состояний у ребёнка, чувств непонятости, отвергнутости и одиночества, когда лишь исключительно такая «игрушка» позиционируется как единственный верный друг ребёнка.

5.4. Антиигрушки, направленные на внушение ребёнку и способствующие принятию им идей, «ценностей» и установок идеологии пренебрежительно-уничижительного и неприязненного отношения к младенцам, маленьким детям (идеологии «чайлд-фри»).

5.5. Антиигрушки, оправдывающие или пропагандирующие детям образы внебрачных половых связей, супружеских измен, «шведских семей», «воскресных браков» и т.п. ненормальных форм семейной жизни.

6. Антиигрушки, побуждающие детей (в том числе через задействование механизмов подражания) к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству, либо направленные на склонение или иное вовлечение детей в совершение таких действий:

6.1. Антиигрушки суицидогенные – побуждающие детей к ауто-агрессивным действиям через нанесение себе ран или побуждающие к суицидальным действиям.

6.2. Антиигрушки, формирующие у детей интерес и побуждающие их к употреблению наркотических, психотропных, одурманивающих или иным образом негативно изменяющих состояние психики веществ.

6.3. Антиигрушки, формирующие у детей интерес и побуждающие их к употреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции.

6.4. Антиигрушки, формирующие у детей интерес и побуждающие их к табакокурению, употреблению никотиносодержащей продукции, в том числе и электронных сигарет.

6.5. Антиигрушки, побуждающие детей к отказу от нормальной здоровой пищи ради идеологий «телесного и духовного совершенства», приводящему к болезненной анорексии.

6.6. Антиигрушки, провоцирующие у детей состояния депрессии, подавленности, болезненности как предпочитаемого образа жизни, навязывающие образ дисфории как привлекательный.

6.7. Антиигрушки, целенаправленно негативно вторгающиеся в сознание ребёнка, в том числе использующие синестезию – сочетания психологически несочетаемого [10].

6.8. Антиигрушки, побуждающие детей заниматься бродяжничеством или попрошайничеством, а также опасными для жизни развлечениями, в том числе «зацепингом» (проездом снаружи поездов), производством опасных для жизни экстремальных селфи и иными формами опасных для них действий, стимулирующие у них выраженный интерес к этому.

6.9. Антиигрушки, побуждающие детей к участию в азартных играх, к играм на тотализаторах.

7. Антиигрушки, направленные на разрушение и / или противодействие формированию и укреплению патриотических ценностей и установок в сознании детей:

7.1. Антиигрушки, побуждающие детей и стимулирующие у них выраженный интерес участвовать на стороне противников России в играх или в игровой реконструкции военных событий прошлых эпох или текущих военных событий.

7.2. Антиигрушки, вызывающие и стимулирующие у детей восхищение и интерес к внешним атрибутам и традициям, военной форме и вооружениям противников России в военных событиях прошлого и настоящего.

7.3. Антиигрушки, направленные на формирование у детей уничижительного и пренебрежительного, негативного отношения к России, к российской истории и культуре, к Российскому государству, к русскому народу, другому из числа народов России, к единому многонациональному народу России.

7.4. Антиигрушки, направленные на формирование у детей неуважения к государственной символике и атрибутике Российского государства, Вооружённых сил, правоохранительных органов и иных органов государственной власти Российской Федерации, объектам исторической памяти, побуждающие их к выражению такого неуважения.

8. Антиигрушки, являющиеся выраженно непристойными и посягающие на нравственные чувства и человеческое достоинство ребёнка или третьих лиц:

8.1. Антиигрушки, натуралистически изображающие или моделирующие выделительные процессы человеческого организма или организма животного, или результаты таких процессов (рвотные массы, фекалии, моча и др.).

8.2. Антиигрушки, изображающие микробы и вирусы, в том числе возбудителей ВИЧ-инфекции, сифилиса, гонореи, дизентерии и т.п.

8.3. Антиигрушки, содержащие в надписях или выражающие вербально (посредством встроенных речевых устройств) нецензурную брань, грубые обсценные или матерные слова и выражения, а также проговаривающие инвективы (оскорбительные или иные обидные слова и выражения) в адрес ребёнка и / или его родных и близких.

8.4. Антиигрушки, демонстрирующие непристойные жесты (в том числе содержащие их изображение).

9. Антиигрушки, выраженно меркантилизирующие сознание детей и направленные на формирование у них гипертрофированных и аморальных эгоцентрических установок, идеалов, принципов и моделей поведения, связанных с культом денег (наживы), гламуром, гипертрофированным гедонизмом.

Литература и примечания

1. Абраменкова В.В. Кукла как антропоморфизированный объект в духовно-нравственном развитии ребёнка // Человек и Вселенная: поиск гармонии: Сб. матер. Междунар. науч.-богосл. конф. «Бог – человек – мир» (14–15.03.2023) / СДА, МинДА. – М.: Сретенская духовная академия, 2023. – 216 с. – С. 150–171. Понкин И.В., Абраменкова В.В. и др. О необходимости совершенствования законодательства о детской игрушке и о компьютерных и иных электронных играх. К разработке проектов концепций федеральных законов в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних / Сост. И.В. Понкин / Обществ. совет ЦФО; Консульт. совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при Департаменте образования города Москвы; Комис. по проблемам защиты прав ребёнка и других участников образовательного процесса Обществ. палаты по образованию в городе Москве. – М., 2008. – 58 с.; Понкин И.В., Абраменкова В.В. и др. Концепция проекта федерального закона «О детской игрушке» // Понкин И.В., Юрьев Е.Л., Елизаров В.Г, Абраменкова В.В., Коровина Ю.В., Соловьев А.Ю. и др. Концепция государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности (Проект, июнь 2008 г.). Ч. II. Описание проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов, необходимость принятия которых обусловлена настоящей Концепцией / Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, Комитет по культуре и Комитет по делам молодёжи Гос. Думы ФС РФ; Комиссия Общ. палаты РФ по социальной и демографической политике; Общ. совет ЦФО. – М., 2008. – 413 с. – С. 191–223.

2. Понкин И.В. К вопросу о содержании и гарантиях прав ребёнка на игру и на игрушки // Право и управление. XXI век. – 2013. – № 4. – С. 38–44.

3. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Лепта, 2006. – 640 с.

4. Танатизация сознания ребёнка – интенсивное насыщение сознания ребёнка (с принудительным достижением интроекции им) семантикой и «ценностями» смерти и тлена, ведущего к смерти насилия, предсмертных страданий и посмертного гниения и разложения трупов людей и животных и продуктов их разложения, семантикой и «ценностями» инфернального; романтизация и формирование влечения к семантике смерти, зла, разрушения.

5. Здесь необходимо уточнение внешних критериев, поскольку зачастую неотъемлемой частью детских игр являются отрицательные персонажи как носителя зла, лишить ребёнка таковых необоснованно, поскольку зло в игре в норме должно побеждаться добром, в противном случае ребёнок назначит на роль отрицательного персонажа того персонажа из числа положительных, что окажется под рукой. В любом случае здесь необходим учёт возрастного статуса ребёнка.

6. Понкин И.В., Абраменкова В.В. Комплексное заключение по объекту (изделию) Хагги Вагги, позиционируемому производителями и продавцами как «детская игрушка» // Ветеранские вести. – 02.10.2022.

7. Это объективно разрушительно, деструктивно для психики, для психологического здоровья и развития ребёнка. Вместе с тем, здесь важно учитывать возрастной аспект: для ребёнка до 10 лет добро всегда побеждает (должно побеждать) зло, но подросток в реальном мире видит более сложные корреляции добра и зла.

8. Интроекция – включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им взглядов, мотивов и установок других людей уже как своих взглядов, мотивов и установок (Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1999. – С. 244).

9. Понкин И.В. Правовые основания и условия защиты малолетних детей от совершения с ними интеллектуальных форм развратных действий в форме пропаганды и признания «третьего или неопределённого» пола // Система функций прокуратуры Российской Федерации (Сухаревские чтения): Сб. матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 09.10.2020) / Под общ. ред. О.С. Капинус; под науч. ред. А.Ю. Винокурова; Университет прокуратуры РФ. – М., 2021. – 438 с. – С. 313–322.

10. Например, сочетание сладкого и того, что связано с канализацией (леденцы в упаковке, оформленной в виде унитаза), или с того, что несёт смерть или связано со смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа и т.п. (форма танатизации).

Источник: Ветеранские вести

* * *

Чтобы быть в курсе последних новостей и помочь в продвижении этой информации:

И делайте регулярные перепосты. Благодарим Вас!

Уведомлять о новых материалах?

6
631
0 В закладки
Репост

Оставить комментарий

add minus